Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Апреля 2012 в 00:38, курсовая работа
В настоящее время проблемам преподавания математики в школе стали уделять больше внимания. Это связано с научно-техническим прогрессом и развитием наукоемких производств. Технические науки, среди которых, в последнее время, быстро развиваются и имеют огромное практическое значение, такие как информационные технологии, электроника и т.д., немыслимы без математического аппарата.
Основа для математической грамотности закладывается именно в школе, поэтому изучению вопросов, связанных с этим процессом, уделяется пристальное внимание. Математика является одним из опорных предметов школы. Она требует от учащихся волевых и умственных усилий, развитого воображения, концентрации внимания. Математика развивает личность учащегося. Изучение математики существенно способствует развитию логического мышления и расширяет кругозор школьников.
Цель исследования – разработать комплекс заданий для практических занятий по разделу «Основы векторной алгебры».
Введение……………………………………………………………………………...3
Глава 1. Векторы и действия над ними
1.1. Векторы. Равенства векторов. Сложение и вычитание векторов. Умножение вектора на число. Разложение векторов………………………5
1.2. Проекции векторов. Скалярное умножение векторов…………………….15
1.3. Векторное умножение. Смешанное произведение трех векторов. Двойное векторное произведение…………………………………………………….18
Глава 2. Применение векторной алгебры в аналитической геометрии
2.1. Определение положения точки при помощи радиуса-вектора. Координаты вектора. Действия над векторами, заданными своими координатами. Основные формулы………………………………………...23
2.2. Геометрическое значение векторных уравнений………………………….29
2.3. Плоскость…………………………………………………………………….33
2.4. Прямая линия в пространстве………………………………………………39
2.5. Прямая и плоскость………………………………………………………….45
Заключение………………………………………………………………………….50
Список литературы…………………………………………………………………51
Глава
2. Применение векторной
алгебры в аналитической
геометрии
2.1. Определение положения точки при помощи радиуса-вектора. Координаты вектора. Действия над векторами, заданными своими координатами. Основные формулы
Положение точки в пространстве может быть определено одним вектором, который называется радиусом-вектором этой точки.
Чтобы осуществить такое определение, необходимо выбрать в пространстве произвольную точку О, называемую полюсом. Как только полюс О выбран, каждой точке М соответствует единственный вектор ОМ, связывающий полюс с этой точкой, и наоборот, каждому вектору r соответствует единственная точка – конец вектора r, отнесенного к полюсу (рис. 1). То, что точке М соответствует радиус-вектор r, записывают так: М (r).
r М М
r r'
0 0 r0 0'
Рис.
1.
Если мы изменим полюс, например за полюс выберем новую точку О' (r0), то точке М будет соответствовать другой радиус-вектор r', который связан с прежним радиусом-вектором этой точки r и с радиусом-вектором нового полюса r0 следующим образом (рис.2): r = r' + r0 или r' = r – r0. (1)
B
r2 – r1 соединяющий, равен разности радиус-векторов
этих точек: , (2)
r2 A причем из радиуса-вектора конца вектора надо
r1 вычесть радиус-вектор начала (рис. 3).
Если даны две точки A (r1) и B (r2), то радиус-
O Рис. 3. вектор r точки С, делящей вектор в отношении
λ (рис.4), т.е. = λ, определяется по формуле: z
B C
o j y
O i
Рис. 4. X Рис.5
= . (3)
В частности, радиус-вектор середины (λ = 1) вектора равен полусумме радиус-векторов его концов: . (4)
Чтобы
связать векторный метод
Пространственная система координат, состоящая из трех взаимно перпендикулярных осей координат, вполне устанавливается выбором начала координат и ортов всех трех осей. Условимся раз навсегда обозначать орт оси х через i, орт оси y – через j и орт оси z – через k. Таким образом, i, j и k являются взаимно перпендикулярными единичными векторами (рис. 5), составляющими правую связку, т.е. они удовлетворяют следующим условиям:
, , , (5)
(ij) = 0, (jk) = 0, (ki) = 0 (6)
, , (7)
Любой вектор а может быть разложен по трем некомпланарным векторам i, j и k. Обозначив коэффициенты этого разложения X, Y и Z, получим:
a= Xi + Yj + Zk. (8)
Векторы Xi, Yj и Zk называются компонентами вектора а по осям координат; это – векторы, коллинеарные соответствующим осям; они же служат ребрами того параллелепипеда, для которого а является диагональю (рис. 6).
z
О y
x Рис. 6.
Что же касается коэффициентов разложения X, Y, Z, то они равны модулям компонентов, взятым с соответствующим знаком, другими словами, они являются проекциями вектора а на соответствующие оси координат:
(9)
Иначе
их можно рассматривать как
Проекции (X, Y, Z) вектора а на три оси координат называются координатами вектора.
Каждому
вектору соответствует
т.е. длина вектора равна квадратному корню из суммы квадратов его координат, а из соотношений (10) и (11) получаем возможность определить направление вектора:
(12)
где α = , β = , γ = .
То, что вектор а имеет координаты X, Y, Z, обозначается так: a
Если дано несколько векторов своими координатами:
a1 , a2 , … , an ,
то координаты суммы этих векторов c = a1 + a2 + … + an
равны алгебраическим суммам одноименных координат слагаемых векторов, т.е. c . (13)
Координаты разности двух векторов равны разностям одноименных координат этих векторов, т.е. если a , b и c = a – b, то
c . (14)
Координаты произведения вектора a на скаляр α равны произведениям координат вектора на тот же скаляр: αa . (15)
Если даны координаты двух векторов a и b , то скалярное произведение этих векторов равно сумме произведений их одноименных координат: ab = X1X2 + Y1Y2 + Z1Z2. (16)
Угол между этими двумя векторами вычисляется по формуле:
(17)
Условие перпендикулярности двух векторов: . (18)
Условие коллинеарности двух векторов: . (19)
Если даны координаты двух векторов a и b , то координаты их векторного произведения вычисляются по формулам:
(20)
или, проще, эти координаты являются определителями матрицы
, (21)
составленной из координат данных двух векторов.
Можно векторное произведение тех же двух векторов представить с помощью определителей третьего порядка:
. (22)
Скаляр abc, представляющий смешанное произведение трех данных векторов a , b и с , равняется определителю третьего порядка, составленному из координат этих трех векторов:
; (23)
Отсюда вытекает условие компланарности трех векторов:
. (24)
Чтобы связать координаты вектора с координатами точки, надо иметь в виду, что координаты точки М (x, y, z) равны координатам ее радиуса-вектора , если полюс совпадает с началом координат, т.е.
X = x, Y = y, Z = z. (25)
Если вектор задан своими конечными точками A и B , то координаты этого вектора равны разностям одноименных координат конца и начала вектора:
X = x2 – x1, Y = y2 – y1, Z = z2 – z1. (26)
Чтобы перейти от векторной формулы, например от формулы = , (3) к соответствующим координатным формулам, можно воспользоваться разложениями радиус-векторов по основным ортам i, j, k:
r = xi + yj + zk; r1 = x1i + y1j + z1k; r2 = x2i + y2j + z2k.
Вставив эти выражения в данную формулу (3), получим:
xi + yj + zk = . (3')
Принимая во внимание однозначность разложения вектора, можно приравнять коэффициенты при одинаковых ортах в левой и правой частях равенства (3'):
, , (3'')
Можно было бы при решении этой же задачи применить другой способ, а именно, спроектировать вектор последовательно на каждую из осей координат, т.е. скалярно помножить обе части равенства (3) последовательно i, j и k.
При умножении на i получим:
или, принимая во внимание, что (ri) = x, (r1i) = x1, (r2i) = x2, получим:
и т.д. [5]
В
аналитической геометрии
Если
же воспользоваться векторным
Например, если дано уравнение = , (27)