Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Декабря 2012 в 05:24, контрольная работа
Детский церебральный паралич (ДЦП) — это тяжелое заболевание нервной системы, которое нередко приводит к инвалидности ребенка. За последние годы оно стало одним из наиболее распространенных заболеваний нервной системы у детей. В среднем 6 из 1000 новорожденных страдают церебральным параличом (от 5 до 9 в разных регионах страны) . Только по Москве насчитывается около 4 тысяч таких детей.
Программа социальной помощи включает изучение домашнего окружения инвалида, его семейных взаимоотношений; периодические беседы с родителями с целью более тесного сотрудничества в удовлетворении нужд пациента; организацию дискуссионных групп родителей, где они могли бы обмениваться своим опытом; организацию использования местных ресурсов (различных реабилитационных агентств, летних лагерей, служб помощи по хозяйству и пр. ) . Цель программы — усилить вовлеченность семьи инвалида в реабилитационный процесс, помочь решить практические и личностные проблемы инвалида.
Образовательная
и тренировочная программа
Реабилитационные центры для больных с ДЦП часто располагают и другими службами и программами, прямо или косвенно влияющими на реабилитационный процесс. Это могут быть курсы домоводства, курсы прав потребителя — вплоть до таких, которые включают пациентов в исследовательские работы, связанные с диагностикой и лечением.
Сенсорное воспитание детей с церебральным параличом
Сенсорное воспитание — это воспитание, направленное на формирование полноценного восприятия ребенком окружающей действительности. Сенсорное воспитание служит основой познания мира, первой ступенью которого является чувственный опыт. Успешность физического, умещенного и эстетического воспитания в значительной степени зависит от уровня сенсорного развития детей, т. е. от того, но первых, насколько совершенно ребенок слышит, видит, осязает окружающее; во-вторых, насколько качественно он может оперировать этой информацией; в-третьих, насколько точно эти знания он может выразить в речи. Таким образом, сенсорное воспитание предполагает развитие всех видов восприятия ребенка (зрительного, слухового, тактильно-двигательного и т. д. ) , на основе которого формируются полноценные представления о внешних свойствах предметов, их форме, величине, положении в пространстве, запахе и вкусе. Сенсорное воспитание также предполагает развитие мышления ребенка, так как оперирование сенсорной информацией, поступающей через органы чувств, осуществляется в форме мыслительных процессов. И наконец, сенсорное воспитание предполагает развитие номинативной функции речи, способствует расширению и обогащению словаря ребенка.
У детей с церебральным параличом формирование процессов восприятия задерживается и нарушается в связи с органическим поражением мозга, двигательной депривацией, нарушением зрительном) , слухового и, в первую очередь, двигательно-кинестетического акали торов. У них патологически развивается схема положений и движений тела. Воспроизведение даже самого простого движения вызывает огромные трудности. В связи с двигательной недостаточностью у детой ограничена манипулятивно-предметная деятельность, затруднено восприятие предметов на ощупь. Сочетание этих нарушений с недоразвитием зрительно-моторной координации препятствует формированию полноценного предметного восприятия и познавательной деятельности. Чувственное познание уже с первых месяцев жизни ребенка развивается аномально. Это ведет к ограничению практического опыта и становится одной из причин нарушения формирования высших психических функций.
Основными задачами сенсорного воспитания детей с ДЦП являются:
§ Развитие всех видов восприятия (зрительного, слухового, тактильно-двигательного и т. д. ) .
§ Формирование сенсорных эталонов цвета, формы, величины, временных и пространственных эталонов и мышечно-суставного чувства.
§ Формирование полноценных представлений об окружающему мире.
§ Развитие сенсорной культуры ребенка.
§ Развитие высших психических функций (внимания, мышления, памяти) и коррекция их нарушений.
§ Развитие речи, перенос полученных знаний на словесный уровень, обогащение словаря ребенка, в том числе расширение колоративной лексики.
В работе по сенсорному воспитанию детей с ДЦП выделяется; несколько разделов.
1. Развитие
зрительного восприятия и
формирование
представлений о цвете
2. Развитие
и коррекция тактильного
3. Развитие
и коррекция слухового
При организации работы по совершенствованию зрительного восприятия необходимо учитывать, что двигательная недостаточность препятствует его развитию в связи с нарушением моторного аппарата глаз, недоразвитием статокинетических рефлексов. Она мешает формированию зрительно-моторной координации, задерживает и искажает развитие ряда высших корковых функций, особенно пространственного восприятия. В связи с этим в коррекционную работу необходимо включать задания и упражнения для тренировки функций мышц-глазодвигателей, плавного прослеживания, расширения поля зрения:
§ для улучшения
функций мышц-глазодвигателей
§ для тренировки плавного прослеживания в разных направлениях необходимо использовать такие игры, как «солнечный зайчик с зеркальца», «последи за самолетом» и т. д. , последовательный показ картинок, расположенных горизонтально и вертикально;
§ специальная тренировка полей зрения может включать упражнения в устойчивости фиксации взора при изменении положения головы и туловища, плавное прослеживание глазами при неизменном положении головы.
При развитии зрительного восприятия работа начинается с обучения выделять из окружающей обстановки идентичные предметы. Необходимо сформировать у ребенка способность фиксировать внимание первоначально на одинаковых предметах, а затем на одинаковых картинках. Далее можно переходить к обучению подбирать парные предметы, составлять картинки из трех—пяти частей.
Особую группу
составляют упражнения, направленные
на воспитание дифференцированного
зрительного восприятия. Эти упражнения
предполагают анализ контурных, перечеркнутых,
перевернутых и недорисованных изображений.
Большой успех у детей имеют
дидактические игры, направленные на
узнавание целостного образа по деталям,
нахождение изображения предмета на
зашумленном фоне. Эта работа очень
важна в период подготовки к школе,
так как в силу недифференцированности
зрительного восприятия дети долго
путают при чтении и письме буквы
и цифры, сходные по начертанию. Развитие
дифференцированного
Для улучшения
восприятия цвета следует использовать
упражнения с набором геометрических
фигур, разных по цвету, но одинаковых
по величине и форме, которые нужно
выделять в группы по цвету —
игра «Разложи по цвету». Для формирования
представлений о цвете
В работе по
сенсорному воспитанию большое место
отводится формированию представлений
о форме. При ознакомлении детей
с плоскостными и объемными геометрическими
фигурами необходимо опираться на двигательно-кинестетический
анализатор. Дети должны не только увидеть
различия, но и ощутить их при
манипуляции с фигурами. Очень
важным этапом является формирование
зрительно-тактильного
В ходе занятий
по формированию представлений о
форме дети должны научиться: правильно
выбирать подходящую геометрическую фигуру
при определении формы
Для развития
представлений ребенка о
В силу двигательной депривации и корковых нарушений у подавляющего большинства детей, особенно при тяжелой двигательной патологии, пространственные представления крайне недостаточны. В связи с этим важнейшую роль в сенсорном воспитании играет формирование пространственных представлений, которое следует начинать с развития представлений о схеме своего тела и расположении и перемещении тела в пространстве. Для формирования представлений о схеме тела необходимо использовать зеркало, в котором ребенок видит свое отражение. Ребенка подводят к зеркалу и говорят: «Посмотри, вот твой нос, рот и т. д. », «Потрогай свой нос, лоб, глаза и т. д. ». Затем действия переносят на взрослого: «Посмотри, вот мои руки и т. д. ». На следующем этапе эти упражнения выполняются на кукле, на картинке с изображением человека и т. д.
При изучении
схемы лица и тела большое внимание
уделяется закреплению
Ориентировка по основным пространственным направлениям формируется в упражнениях с мячом, флажком, при перемещении в пространстве. В ходе таких упражнений усваиваются и закрепляются понятия «впереди», «позади», «справа», «слева», «далеко», «близко», «ближе», «дальше».
Важным разделом работы по развитию пространственного восприятия является обучение ребенка ориентировке на листе бумаги. Правилом дли педагога должна стать маркировка верхнего левого угла листа. Очень важно сформировать и закрепить у ребенка понятия о верхней нижней, правой и левой стороне листа. Это достигается в ходе игр-упражнений по размещению на листе геометрических фигур изображений предметов в соответствии с инструкцией («Положи посередине», «Положи над. . . , под. . . и т. д. », «Скажи, т0 лежит квадрат», «Нарисуй солнышко в левом верхнем углу») Важное место в работе по формированию пространственный представлений занимают игры на перемещение в пространств («Найди спрятанную в комнате игрушку») по речевой инструкции или по схеме.
Для развития
оптико-пространственного
В ходе занятий по формированию пространственного восприятия дети должны научиться:
§ различать правую и левую руку, правые и левые части тела и лица человека;
§ определять середину, правую, левую, верхнюю и нижнюю стороны листа бумаги;
§ воспроизводить на плоскости наблюдаемые пространственные отношения;
§ объяснить
с помощью соответствующей
§ выполнять
различные задания на пространственное
перемещение объектов, пространственно
ориентировать собственные
§ действовать в границах листа бумаги;
§ размещать элементы узора на плоскости, приняв какой-либо объект за исходную точку отсчета;
§ использовать в своей речи названия частей и сторон тела и лица, названия сторон предметов.
Формирование
временных представлений
Информация о работе Клинико-психологическая характеристика детей, страдающих церебральным параличем