Клинико-психологическая характеристика детей, страдающих церебральным параличем

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Декабря 2012 в 05:24, контрольная работа

Краткое описание

Детский церебральный паралич (ДЦП) — это тяжелое заболевание нервной системы, которое нередко приводит к инвалидности ребенка. За последние годы оно стало одним из наиболее распространенных заболеваний нервной системы у детей. В среднем 6 из 1000 новорожденных страдают церебральным параличом (от 5 до 9 в разных регионах страны) . Только по Москве насчитывается около 4 тысяч таких детей.

Вложенные файлы: 1 файл

КЛИНИКО.docx

— 146.41 Кб (Скачать файл)

Программа социальной помощи включает изучение домашнего  окружения инвалида, его семейных взаимоотношений; периодические беседы с родителями с целью более  тесного сотрудничества в удовлетворении нужд пациента; организацию дискуссионных  групп родителей, где они могли  бы обмениваться своим опытом; организацию  использования местных ресурсов (различных реабилитационных агентств, летних лагерей, служб помощи по хозяйству  и пр. ) . Цель программы — усилить вовлеченность семьи инвалида в реабилитационный процесс, помочь решить практические и личностные проблемы инвалида.

Образовательная и тренировочная программа состоит  из развивающей программы, начиная  с младенчества, программы подготовки к школе, специального обучения умственно  отсталых. Цель программы — свести до минимума нарушений обучения, развивать интеллектуальные и социальные навыки и умения.

Реабилитационные  центры для больных с ДЦП часто  располагают и другими службами и программами, прямо или косвенно влияющими на реабилитационный процесс. Это могут быть курсы домоводства, курсы прав потребителя — вплоть до таких, которые включают пациентов  в исследовательские работы, связанные  с диагностикой и лечением.

Сенсорное воспитание детей с церебральным параличом

Сенсорное воспитание — это воспитание, направленное на формирование полноценного восприятия ребенком окружающей действительности. Сенсорное воспитание служит основой  познания мира, первой ступенью которого является чувственный опыт. Успешность физического, умещенного и эстетического  воспитания в значительной степени  зависит от уровня сенсорного развития детей, т. е. от того, но первых, насколько  совершенно ребенок слышит, видит, осязает  окружающее; во-вторых, насколько качественно  он может оперировать этой информацией; в-третьих, насколько точно эти  знания он может выразить в речи. Таким образом, сенсорное воспитание предполагает развитие всех видов восприятия ребенка (зрительного, слухового, тактильно-двигательного  и т. д. ) , на основе которого формируются полноценные представления о внешних свойствах предметов, их форме, величине, положении в пространстве, запахе и вкусе. Сенсорное воспитание также предполагает развитие мышления ребенка, так как оперирование сенсорной информацией, поступающей через органы чувств, осуществляется в форме мыслительных процессов. И наконец, сенсорное воспитание предполагает развитие номинативной функции речи, способствует расширению и обогащению словаря ребенка.

У детей с  церебральным параличом формирование процессов восприятия задерживается  и нарушается в связи с органическим поражением мозга, двигательной депривацией, нарушением зрительном) , слухового и, в первую очередь, двигательно-кинестетического акали торов. У них патологически развивается схема положений и движений тела. Воспроизведение даже самого простого движения вызывает огромные трудности. В связи с двигательной недостаточностью у детой ограничена манипулятивно-предметная деятельность, затруднено восприятие предметов на ощупь. Сочетание этих нарушений с недоразвитием зрительно-моторной координации препятствует формированию полноценного предметного восприятия и познавательной деятельности. Чувственное познание уже с первых месяцев жизни ребенка развивается аномально. Это ведет к ограничению практического опыта и становится одной из причин нарушения формирования высших психических функций.

Основными задачами сенсорного воспитания детей с ДЦП  являются:

§ Развитие всех видов восприятия (зрительного, слухового, тактильно-двигательного  и т. д. ) .

§ Формирование сенсорных эталонов цвета, формы, величины, временных и пространственных эталонов и мышечно-суставного чувства.

§ Формирование полноценных представлений об окружающему мире.

§ Развитие сенсорной культуры ребенка.

§ Развитие высших психических функций (внимания, мышления, памяти) и коррекция их нарушений.

§ Развитие речи, перенос полученных знаний на словесный уровень, обогащение словаря  ребенка, в том числе расширение колоративной лексики.

В работе по сенсорному воспитанию детей с ДЦП  выделяется; несколько разделов.

1. Развитие  зрительного восприятия и коррекция  его нарушений:

формирование  представлений о цвете предметов; формирование представлений о форме  предметов; формирование представлений  о величине предметов; формирование и коррекция пространственных представлений; формирование временных представлений.

2. Развитие  и коррекция тактильного восприятия.

3. Развитие  и коррекция слухового восприятия.

При организации  работы по совершенствованию зрительного  восприятия необходимо учитывать, что  двигательная недостаточность препятствует его развитию в связи с нарушением моторного аппарата глаз, недоразвитием  статокинетических рефлексов. Она  мешает формированию зрительно-моторной координации, задерживает и искажает развитие ряда высших корковых функций, особенно пространственного восприятия. В связи с этим в коррекционную  работу необходимо включать задания  и упражнения для тренировки функций  мышц-глазодвигателей, плавного прослеживания, расширения поля зрения:

§ для улучшения  функций мышц-глазодвигателей следует  предлагать упражнения на развитие зрительно-моторной координации, на улучшение фиксации взора;

§ для тренировки плавного прослеживания в разных направлениях необходимо использовать такие игры, как «солнечный зайчик с зеркальца», «последи за самолетом» и т. д. , последовательный показ картинок, расположенных горизонтально и вертикально;

§ специальная  тренировка полей зрения может включать упражнения в устойчивости фиксации взора при изменении положения  головы и туловища, плавное прослеживание  глазами при неизменном положении  головы.

При развитии зрительного восприятия работа начинается с обучения выделять из окружающей обстановки идентичные предметы. Необходимо сформировать у ребенка способность  фиксировать внимание первоначально  на одинаковых предметах, а затем  на одинаковых картинках. Далее можно  переходить к обучению подбирать парные предметы, составлять картинки из трех—пяти частей.

Особую группу составляют упражнения, направленные на воспитание дифференцированного  зрительного восприятия. Эти упражнения предполагают анализ контурных, перечеркнутых, перевернутых и недорисованных изображений. Большой успех у детей имеют  дидактические игры, направленные на узнавание целостного образа по деталям, нахождение изображения предмета на зашумленном фоне. Эта работа очень  важна в период подготовки к школе, так как в силу недифференцированности зрительного восприятия дети долго  путают при чтении и письме буквы  и цифры, сходные по начертанию. Развитие дифференцированного зрительного  восприятия является профилактикой  нарушений чтения и письма, которые  выявляются у большинства детей  с ДЦП при овладении школьными  навыками.

Для улучшения  восприятия цвета следует использовать упражнения с набором геометрических фигур, разных по цвету, но одинаковых по величине и форме, которые нужно  выделять в группы по цвету —  игра «Разложи по цвету». Для формирования представлений о цвете предметов  большое значение имеют такие  задания, как выбор цвета при  раскрашивании контурных изображений  знакомых предметов, составление цветных  узоров, орнаментов из бумаги. Очень  важно, чтобы ознакомление с цветом находило отражение в расширении колоративной лексики ребенка. В  ходе занятий по формированию представлений  о цвете дети должны научиться: отбирать предметы указанного цвета; группировать предметы по цвету; передавать реальный цвет предметов в продуктивной деятельности; строить ряды из оттенков спектра; определять сходство и различие между предметами на основе сравнения по признаку цвета (огурец — зеленый, снег — белый) , а также знать названия основных цветов и оттенков.

В работе по сенсорному воспитанию большое место  отводится формированию представлений  о форме. При ознакомлении детей  с плоскостными и объемными геометрическими  фигурами необходимо опираться на двигательно-кинестетический  анализатор. Дети должны не только увидеть  различия, но и ощутить их при  манипуляции с фигурами. Очень  важным этапом является формирование зрительно-тактильного восприятия, когда ребенок сначала знакомится с фигурой на ощупь, а затем  рассматривает ее. При ознакомлении с плоскими геометрическими фигурами необходимо включать задания на обведение  фигур указательным пальцем, рисование  этих фигур пальцем, смазанным гуашью, обведение геометрических фигур  по трафаретам и т. п. Для закрепления  знаний о форме можно в качестве дидактических игр использовать «Почтовый ящик», «Д0ски Сегена». Эти же задачи решаются в играх  «Подбери по форме», «Геометрическое  лото», «Геометрическая мозаика». Хорошие результаты дает также изготовление аппликаций из геометрических фигур: это могут быть орнаменты на бумаге из фигур разной формы или составление сюжетной картинки с помощью вклеивания в образец соответствующих по форме фигур.

В ходе занятий  по формированию представлений о  форме дети должны научиться: правильно  выбирать подходящую геометрическую фигуру при определении формы реального  предмета; группировать предметы по форме; определять сходство и различие между  предметами на основе сравнения по признаку формы (яблоко — круглое, стол — квадратный) ; составлять геометрический! формы из 2—4 частей, а также из заданного количества палочек знать названия геометрических фигур и употреблять их в собственной речи.

Для развития представлений ребенка о величине можно использовать различные игры-упражнения со строительными материалами —  построение башен, домиков и т. п. В быту, в игровой и конструктивной деятельности усваиваются и закрепляются понятия «высокий—низкий», «широкий—узкий». В играх «Построим матрешек ,по росту», «Построим лесенку» дети учатся построению сериационных рядов и усваивают понятия «выше—ниже», «длиннее—короче» и др. , словарь пополняется прилагательными в сравнительной степени. В ходе занятий дети учатся обозначать размер предметов словесно, овладевают способами сравнения предметов для определения их размера, учатся группировать предметы по величине и строить серии рядов.

В силу двигательной депривации и корковых нарушений  у подавляющего большинства детей, особенно при тяжелой двигательной патологии, пространственные представления  крайне недостаточны. В связи с этим важнейшую роль в сенсорном воспитании играет формирование пространственных представлений, которое следует начинать с развития представлений о схеме своего тела и расположении и перемещении тела в пространстве. Для формирования представлений о схеме тела необходимо использовать зеркало, в котором ребенок видит свое отражение. Ребенка подводят к зеркалу и говорят: «Посмотри, вот твой нос, рот и т. д. », «Потрогай свой нос, лоб, глаза и т. д. ». Затем действия переносят на взрослого: «Посмотри, вот мои руки и т. д. ». На следующем этапе эти упражнения выполняются на кукле, на картинке с изображением человека и т. д.

При изучении схемы лица и тела большое внимание уделяется закреплению представлений  о правой и левой стороне тела и лица как самого ребенка, так и других людей. При формировании и закреплении этих понятий необходимо использовать метки, которые размещают обычно слева (на руке, на груди) . Очень эффективным приемом является дорисовывание фигуры человека, аппликация, лица и фигуры из готовых частей.

Ориентировка  по основным пространственным направлениям формируется в упражнениях с  мячом, флажком, при перемещении  в пространстве. В ходе таких упражнений усваиваются и закрепляются понятия «впереди», «позади», «справа», «слева», «далеко», «близко», «ближе», «дальше».

Важным разделом работы по развитию пространственного  восприятия является обучение ребенка  ориентировке на листе бумаги. Правилом дли педагога должна стать маркировка верхнего левого угла листа. Очень важно сформировать и закрепить у ребенка понятия о верхней нижней, правой и левой стороне листа. Это достигается в ходе игр-упражнений по размещению на листе геометрических фигур изображений предметов в соответствии с инструкцией («Положи посередине», «Положи над. . . , под. . . и т. д. », «Скажи, т0 лежит квадрат», «Нарисуй солнышко в левом верхнем углу») Важное место в работе по формированию пространственный представлений занимают игры на перемещение в пространств («Найди спрятанную в комнате игрушку») по речевой инструкции или по схеме.

Для развития оптико-пространственного восприятия необходимо учить ребенка составлению  разрезных картинок, сюжетных картинок из кубиков с частями изображения, построению геометрических форм и предметных изображений из палочек.

В ходе занятий  по формированию пространственного  восприятия дети должны научиться:

§ различать  правую и левую руку, правые и  левые части тела и лица человека;

§ определять середину, правую, левую, верхнюю и  нижнюю стороны листа бумаги;

§ воспроизводить на плоскости наблюдаемые пространственные отношения;

§ объяснить  с помощью соответствующей лексики  расположение одного предмета по отношению  к другим;

§ выполнять  различные задания на пространственное перемещение объектов, пространственно  ориентировать собственные действия;

§ действовать  в границах листа бумаги;

§ размещать  элементы узора на плоскости, приняв какой-либо объект за исходную точку  отсчета;

§ использовать в своей речи названия частей и  сторон тела и лица, названия сторон предметов.

Формирование  временных представлений особенно затруднено у детей, не способных  к самостоятельному передвижению, так  как жизненный опыт у них крайне ограничен. Их жизнь течет монотонно  и мало изменяется в зависимости  от дня недели и времени года. Они не имеют возможности регулярно  наблюдать сезонные изменения в  природе, а режим дня однообразен  и представления о частях суток  у них недостаточно конкретны. Для  формирования временных представлений  у детей с ДЦП целесообразно  использовать такие упражнения, как  рассматривание и обсуждение серий  картинок, фотографий, изображающих деятельность детей и взрослых в разные отрезки  времени (части суток) , игры «Когда это бывает», «Назови соседей ночи». При проведении этих игр хорошо использовать цветовые символы для обозначения разных частей суток. При формировании понятий «неделя», «сегодня», «завтра», «вчера» можно использовать календарь, изготовленный из листков разного цвета, где суббота и воскресенье выделены особо. При изучении времен года и месяцев также желательно сделать календарь. Он может быть в виде часов, где каждое время года представлено своим цветом или картинкой с изображением сезонных изменений в природе. Особое значение в овладении временными представлениями имеет систематическое наблюдение за явлениями природы, деятельностью людей, изменениями в жизни птиц и животных, зависящими от времени года и суток. Очень важно конкретизировать временные единицы через собственную деятельность детей, в первую очередь через режим дня, что особенно важно для детей, не посещающих дошкольные учреждения. К началу школьного обучения дети должны знать временные эталоны и их характеристики.

Информация о работе Клинико-психологическая характеристика детей, страдающих церебральным параличем