Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Декабря 2012 в 05:24, контрольная работа
Детский церебральный паралич (ДЦП) — это тяжелое заболевание нервной системы, которое нередко приводит к инвалидности ребенка. За последние годы оно стало одним из наиболее распространенных заболеваний нервной системы у детей. В среднем 6 из 1000 новорожденных страдают церебральным параличом (от 5 до 9 в разных регионах страны) . Только по Москве насчитывается около 4 тысяч таких детей.
Достаточное
интеллектуальное развитие у этих больных
часто сочетается с отсутствием
уверенности в себе, самостоятельности,
с повышенной внушаемостью. Личностная
незрелость проявляется в наивности
суждений, слабой ориентированности
в бытовых и практических вопросах
жизни. У детей и подростков легко
формируются иждивенческие
При сниженном интеллекте особенности развития личности характеризуются низким познавательным интересом, недостаточной критичностью. В этих случаях менее выражены состояния с чувством неполноценности, но отмечается безразличие, слабость волевых усилий и мотивации. По данным Э. С. Калижнюк, отмечается некоторая корреляция между характером неврологических расстройств (формой ДЦП) и эмоциональными и характерологическими особенностями больных: дети со спастической диплегией склонны к страхам, робки, пассивны, с трудом устанавливают контакт с окружающими, глубоко переживают физический дефект; дети с гиперкинетической формой ДЦП более активны, эмоциональны, общительны, чаще недостаточно критичны к своему заболеванию, переоценивают свои возможности.
Итак, психическое
развитие ребенка с церебральным
параличом характеризуется
Психолого-педагогическое изучение детей с церебральным параличом
Психолого-педагогическое
изучение детей с церебральным параличом
представляет существенные трудности
в связи с многообразием
Психолого-педагогическая
диагностика психофизических
Часто задачу
Дифференциальной диагностики умственного
развития детей с церебральным параличом
удается решить только с началом
школьного обучения. Именно с этой
целью в школах-интернатах для
детей с нарушениями опорно-
Еще одной, важной
задачей диагностики при ДЦП
является комплексное изучение особенностей
детей с целью разработки индивидуальных
программ коррекционной работы с
ними. В организации такого исследования
важная роль принадлежит знакомству
педагога, психолога, логопеда с медицинской
документацией. Знание клинической
картины динамики изменения состояния
ребенка под влиянием лечения, формы
ДЦП, сопутствующих синдромов
Кроме того,
задачей психолого-
Существуют некоторые специфические задачи изучения детей, страдающих церебральным параличом, в зависимости от возраста. В раннем, дошкольном и младшем школьном возрасте особое внимание следует обращать на особенности формирования познавательной деятельности, для того чтобы учесть их при организации коррекционной работы на данных этапах развития. В подростковом и юношеском возрасте нарушения познавательной деятельности обычно не носят выраженного характера и выявляются лишь при направленном нейропсихологическом исследований. Однако их наличие часто затрудняет процесс обучения и овладения трудовыми навыками, и они должны учитываться в определении трудового прогноза и трудовых рекомендациях. В подростковом возрасте задача исследования познавательной деятельности остается, но первостепенное значение приобретает изучение личностный особенностей больных ДЦП и их профессиональных намерений, так как именно эти факторы определяют социально-трудовую адаптацию.
Оценка психического развития ребенка раннего возрастах церебральным параличом до настоящего времени остается сложной проблемой. Основным методом изучения является педагогическое наблюдение», в ходе которого ребенку могут быть даны различные задания. Желательно проводить обследование в присутствии матери, так как многие дети с этим заболеванием боятся новых людей и новой обстановки. Рекомендации к обследованию детей первых лет жизни представлены в работах Е. А. Стребелевой, Е. М. Мастюковой, О. В. Баженовой. Большинство заданий, представленных в соответствующих пособиях по психодиагностике раннего возраста, могут быть использованы для обследования детей с ДЦП, но при анализе результатов выполнения заданий необходимо учитывать наличие нарушений мышечного тонуса, гиперкинезов и двигательные ограничения. Анализируя проявления психической жизни ребенка, необходимо в первую очередь выделить те факторы, которые могут оказывать тормозящее влияние на развитие познавательной деятельности (тяжесть двигательного поражения, патологию артикуляционного аппарата, нарушения зрения и слуха) , и определить, что в структуре интеллектуального дефекта обусловлено поражением мозга, а что связано с нарушением моторики и анализаторов.
При проведении
психолого-педагогического
§ Соответствие
уровня выполняемых ребенком заданий
его возрасту, двигательным возможностям
и степени сохранности
§ Возможности обучения ребенка, показателями которых являются темп приобретения навыков и количество упражнений, необходимое в процессе обучения.
§ Характер помощи взрослого и возможность ее использования.
§ Способность к самостоятельному выполнению заданий.
§ Отношение больного ребенка к заданию, его активность.
§ Возможность частично приспособиться к двигательному дефекту.
§ Использование неречевых средств коммуникации (движений глаз, мимики, жестов) .
§ Устойчивость внимания.
Следует подчеркнуть, что обследование ребенка для определения уровня развития его познавательной деятельности необходимо проводить в удобном для него положении, максимально устраняющем влияние патологических рефлексов на мышцы конечностей, туловища, глаз.
Исследование предметной деятельности ребенка раннего возраста с церебральным параличом должно включать следующие направления:
участие ребенке в совместной деятельности (оцениваются интерес ребенка к деятельности и активность включения в игру в соответствии с двигательными возможностями, понимание функционального назначения предметов и игрушек, попытки использовать их по назначению, умение обратиться за помощью к взрослому и использовать ее) ;
подражательная
деятельность (может быть исследована
у детей способных к захвату
и манипулированию с
самостоятельная деятельность (оценивается понимание назначения предметов-игрушек, адекватность производимых с ними действий, настойчивость в достижении результатов, способность обращаться за помощью и использовать ее) .
Сопоставляя
результаты психолого-педагогического
исследования детей первых лет жизни,
страдающих церебральным параличом, с
клиническим особенностями
§ достаточно отчетливая динамика в развитии двигательных, речевых, сенсорных функций; способность ребенка накапливать опыт 1 путем самостоятельных действий и действий, совместных со взрослыми; использовать этот опыт в доступных по двигательным возможностям практических и игровых действиях;
§ активность и избирательность внимания, целенаправленность и произвольность деятельности; наличие познавательного интереса; стремление к самостоятельным действиям;
§ настойчивость в овладении доступными двигательными и речевыми навыками.
Как прогностически
неблагоприятные могут
§ количественное накопление сведений об окружающее и неспособность использовать эти сведения при самостоятельна действиях;
§ наличие общей психической вялости или повышенной возбудимости; некритичность;
§ отсутствие
качественного улучшения
При обследовании
детей старше 3 — 4 лет наряду с
наблюдением широко используются другие
экспериментально-
В схему обследования
детей дошкольного и младшего
школьного возраста, страдающих церебральным
параличом, необходимо включать задания
на изучение всех видов восприятия,
конструирования, пространственных и
временных представлений, графических
навыков. При планировании обследования
школьников с церебральным параличом
особую важность приобретает обследование
навыков чтения, письма, счета и
учет выявленных нарушений при выработке
программы коррекционной
В настоящее время за рубежом, где широко используются тесты для обследования детей с ДЦП и другими тяжелыми нарушениями моторики, все более широко используют адаптированные варианты стандартизированных шкал в которых экспериментатор сам действует с тестовым материалом, а испытуемый дает ответ устно, указательным жестом или кивком. Плодотворен этот подход и в тех случаях, когда необходимо обследовать ребенка с двигательными нарушениями и сниженным слухом. Проводя обследование больного, который сам может действовать с тестовым материалом, но имеет выраженные нарушения речи и слуха, желательно инструкции и ответы для выбора предъявить ему напечатанными на карточках, а исследование насытить заданиями, не требующими речевой активности.
Составление
заключения и психолого-педагогической
характеристики по результатам обследования
ребенка или подростка с
1. Нарушений двигательной сферы.
Удерживает вертикальное положение (сидя; стоя) .
Передвигается |в коляске; с костылями; с опорой на трость; самостоятельно в пределах помещения; самостоятельно на значительные расстояний)
Ведущая рука правая; левая) .
Развитие манипулятивной функции (резко ограничена; частично ограничена; Ограничена) .
Участие пораженной руки в игре и процессах самообслуживания (функций пораженной руки отсутствует; пораженная рука выполняет поддерживающую роль; пораженная рука принимает участие в выполнении простых двигательных актов; пораженная рука принимает участие в выполнении сложных двигательных актов) .
2. Уровень
развития навыков
Информация о работе Клинико-психологическая характеристика детей, страдающих церебральным параличем