Клинико-психологическая характеристика детей, страдающих церебральным параличем

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Декабря 2012 в 05:24, контрольная работа

Краткое описание

Детский церебральный паралич (ДЦП) — это тяжелое заболевание нервной системы, которое нередко приводит к инвалидности ребенка. За последние годы оно стало одним из наиболее распространенных заболеваний нервной системы у детей. В среднем 6 из 1000 новорожденных страдают церебральным параличом (от 5 до 9 в разных регионах страны) . Только по Москве насчитывается около 4 тысяч таких детей.

Вложенные файлы: 1 файл

КЛИНИКО.docx

— 146.41 Кб (Скачать файл)

Достаточное интеллектуальное развитие у этих больных  часто сочетается с отсутствием  уверенности в себе, самостоятельности, с повышенной внушаемостью. Личностная незрелость проявляется в наивности  суждений, слабой ориентированности  в бытовых и практических вопросах жизни. У детей и подростков легко  формируются иждивенческие установки, неспособность и нежелание к  самостоятельной практической деятельности. Выраженные трудности социальной адаптации  способствуют формированию таких черт личности, как робость, застенчивость, неумение постоять за свои интересы. Это  сочетается с повышенной чувствительностью  обидчивостью, впечатлительностью, замкнутостью.

При сниженном  интеллекте особенности развития личности характеризуются низким познавательным интересом, недостаточной критичностью. В этих случаях менее выражены состояния с чувством неполноценности, но отмечается безразличие, слабость волевых  усилий и мотивации. По данным Э. С. Калижнюк, отмечается некоторая корреляция между характером неврологических расстройств (формой ДЦП) и эмоциональными и характерологическими особенностями больных: дети со спастической диплегией склонны к страхам, робки, пассивны, с трудом устанавливают контакт с окружающими, глубоко переживают физический дефект; дети с гиперкинетической формой ДЦП более активны, эмоциональны, общительны, чаще недостаточно критичны к своему заболеванию, переоценивают свои возможности.

Итак, психическое  развитие ребенка с церебральным параличом характеризуется нарушением формирования познавательной деятельности, эмоционально-волевой сферы и  личности. Перед специалистами, работающими  с этими детьми, встает важная задача профилактики и коррекции этих нарушений. Конкретные задачи этой работы в отношении  каждого ребенка могут быть определены только после комплексного обследования.

Психолого-педагогическое изучение детей с церебральным параличом

Психолого-педагогическое изучение детей с церебральным параличом  представляет существенные трудности  в связи с многообразием проявлений нарушений двигательного, психического и речевого развития этих детей. Двигательные нарушение в сочетании с нарушениями  зрения и слуха, неразборчивая речь затрудняют организацию обследования ребенка и ограничивают возможности  применения экспериментальных методик  и тестовых заданий.

Психолого-педагогическая диагностика психофизических особенностей детей с ДЦП решает несколько  задач. Наибольшие трудности представляет дифференциальная диагностика задержки психического развития и легкой умственной отсталости у дошкольников с церебральным параличом. Также трудно дифференцировать умственно отсталых детей по степени  тяжести интеллектуального недоразвития. Следует подчеркнуть, что у большинства  детей с ДЦП потенциально сохранны предпосылки к развитию высших форм мышления, но множественные нарушения (движений, слуха, речи и т. д. ) , выраженность астенических проявлений, низкий запас знаний вследствие социальной депривации маскирует возможности детей, что ведет к гипердиагностике умственной отсталости. Дифференциальная диагностика умственного развития при ДЦП очень сложна, так как необходимо учитывать все факторы, определяющие психическое развитие этих детей, в том числе сенсорную и социальную депривацию, трудности организации речевого общения, моторные затруднения. Унифицированная система дифференциальной диагностики детей с ДЦП в настоящее время не разработана, попытки ее создания у нас в стране также не имели успеха — слишком велико число факторов, которые необходимо учесть при создании такой системы. Наиболее объективной остается диагностика, опирающаяся на длительное наблюдение в сочетании с экспериментальными исследованиями отдельных психических функций и изучением темпа приобретения новых знаний и навыков. Такой подход к изучению психолого-педагогических особенностей ребенка с ДЦП и его потенциальных возможностей требует, во-первых, больших,затрат времени, а во-вторых, высокой квалификации специалистов, осуществляющих диагностику, глубокого знания клиники заболевания и особенностей психического и речевого разбития детей с церебральным параличом. К сожалению, специалисты, работающие в медико-психолого-педагогических комиссиях и консультациях, осуществляющих комплектование специальных образовательных учреждений, часто недостаточно хорошо знают специфику нарушений развития при ДЦП и не имеют времени на длительное динамическое наблюдение. Результатом является необоснованное признание не обучаемыми части детей, страдающих церебральным параличом, особенно с тяжелыми нарушениями манипулятивных функций, с неразборчивой речью, сопутствующими нарушениями слуха.

Часто задачу Дифференциальной диагностики умственного  развития детей с церебральным параличом  удается решить только с началом  школьного обучения. Именно с этой целью в школах-интернатах для  детей с нарушениями опорно-двигательного  аппарата открывается подготовительный класс. Это особенно важно потому, что дети, имеющие тяжелые двигательные нарушения, как правило, не проходят специального дошкольного обучения. Требуется продолжительное время  для того, чтобы изучить возможности  детей и определить программу  обучения. В подготовительном классе создаются необходимые условия  для подготовки учащихся к дальнейшему  обучению, для разработки индивидуальных коррекционных программ в соответствии со структурой нарушений познавательной и речевой деятельности. Длительное педагогическое изучение позволяет  объективно дифференцировать детей  по возможностям обучения.

Еще одной, важной задачей диагностики при ДЦП  является комплексное изучение особенностей детей с целью разработки индивидуальных программ коррекционной работы с  ними. В организации такого исследования важная роль принадлежит знакомству педагога, психолога, логопеда с медицинской  документацией. Знание клинической  картины динамики изменения состояния  ребенка под влиянием лечения, формы  ДЦП, сопутствующих синдромов помогает специалисту правильно определить стратегию обследования, подобрать  наиболее подходящие методики и материалы  для предъявления ребенку, учесть клинические  характеристики при качественном анализе  результатов психолого-педагогического  обследования.

Кроме того, задачей психолого-педагогической диагностики детей с церебральным параличом являются этапные исследования, позволяющие оценить изменения  в состоянии ребенка под воздействием лечебных, коррекционных и воспитательных мероприятий. Такие исследования позволяют  увидеть не только положительные  динамические изменения, но и недостаточный  темп формирования новых умений и  навыков, отсутствие положительной  динамики в развитии психических  процессов. Это даст возможность  своевременно внести изменения в  программу коррекционной работы с ребенком.

Существуют  некоторые специфические задачи изучения детей, страдающих церебральным параличом, в зависимости от возраста. В раннем, дошкольном и младшем  школьном возрасте особое внимание следует  обращать на особенности формирования познавательной деятельности, для того чтобы учесть их при организации  коррекционной работы на данных этапах развития. В подростковом и юношеском  возрасте нарушения познавательной деятельности обычно не носят выраженного  характера и выявляются лишь при направленном нейропсихологическом исследований. Однако их наличие часто затрудняет процесс обучения и овладения трудовыми навыками, и они должны учитываться в определении трудового прогноза и трудовых рекомендациях. В подростковом возрасте задача исследования познавательной деятельности остается, но первостепенное значение приобретает изучение личностный особенностей больных ДЦП и их профессиональных намерений, так как именно эти факторы определяют социально-трудовую адаптацию.

Оценка психического развития ребенка раннего возрастах церебральным параличом до настоящего времени остается сложной проблемой. Основным методом изучения является педагогическое наблюдение», в ходе которого ребенку могут быть даны различные задания. Желательно проводить обследование в присутствии матери, так как многие дети с этим заболеванием боятся новых людей и новой обстановки. Рекомендации к обследованию детей первых лет жизни представлены в работах Е. А. Стребелевой, Е. М. Мастюковой, О. В. Баженовой. Большинство заданий, представленных в соответствующих пособиях по психодиагностике раннего возраста, могут быть использованы для обследования детей с ДЦП, но при анализе результатов выполнения заданий необходимо учитывать наличие нарушений мышечного тонуса, гиперкинезов и двигательные ограничения. Анализируя проявления психической жизни ребенка, необходимо в первую очередь выделить те факторы, которые могут оказывать тормозящее влияние на развитие познавательной деятельности (тяжесть двигательного поражения, патологию артикуляционного аппарата, нарушения зрения и слуха) , и определить, что в структуре интеллектуального дефекта обусловлено поражением мозга, а что связано с нарушением моторики и анализаторов.

При проведении психолого-педагогического изучения детей первых 3-4 лет жизни, страдающих церебральным параличом, необходимо учитывать:

§ Соответствие уровня выполняемых ребенком заданий  его возрасту, двигательным возможностям и степени сохранности анализаторов.

§ Возможности  обучения ребенка, показателями которых  являются темп приобретения навыков  и количество упражнений, необходимое  в процессе обучения.

§ Характер помощи взрослого и возможность  ее использования.

§ Способность  к самостоятельному выполнению заданий.

§ Отношение  больного ребенка к заданию, его  активность.

§ Возможность  частично приспособиться к двигательному  дефекту.

§ Использование  неречевых средств коммуникации (движений глаз, мимики, жестов) .

§ Устойчивость внимания.

Следует подчеркнуть, что обследование ребенка для  определения уровня развития его  познавательной деятельности необходимо проводить в удобном для него положении, максимально устраняющем  влияние патологических рефлексов  на мышцы конечностей, туловища, глаз.

Исследование  предметной деятельности ребенка раннего  возраста с церебральным параличом  должно включать следующие направления:

участие ребенке  в совместной деятельности (оцениваются  интерес ребенка к деятельности и активность включения в игру в соответствии с двигательными  возможностями, понимание функционального  назначения предметов и игрушек, попытки использовать их по назначению, умение обратиться за помощью к взрослому  и использовать ее) ;

подражательная  деятельность (может быть исследована  у детей способных к захвату  и манипулированию с предметами) , в процессе которой выявляются способность ребенка подражать способам действия с предметами, осмысленность подражательных действий;

самостоятельная деятельность (оценивается понимание  назначения предметов-игрушек, адекватность производимых с ними действий, настойчивость  в достижении результатов, способность  обращаться за помощью и использовать ее) .

Сопоставляя результаты психолого-педагогического  исследования детей первых лет жизни, страдающих церебральным параличом, с  клиническим особенностями заболевания, к 3—4 годами можно выделить прогностически благоприятные и неблагоприятные  признаки развития познавательной деятельности. К прогностически благоприятным признакам относятся:

§ достаточно отчетливая динамика в развитии двигательных, речевых, сенсорных функций; способность  ребенка накапливать опыт 1 путем  самостоятельных действий и действий, совместных со взрослыми; использовать этот опыт в доступных по двигательным возможностям практических и игровых действиях;

§ активность и избирательность внимания, целенаправленность и произвольность деятельности; наличие  познавательного интереса; стремление к самостоятельным действиям;

§ настойчивость  в овладении доступными двигательными  и речевыми навыками.

Как прогностически неблагоприятные могут рассматриваться  следующие особенности психического развития:

§ количественное накопление сведений об окружающее и  неспособность использовать эти  сведения при самостоятельна действиях;

§ наличие  общей психической вялости или  повышенной возбудимости; некритичность;

§ отсутствие качественного улучшения возможности  познания (не только к 3—4 годам, но и  по достижении школьного возраста) , несмотря на способность детей с улучшением двигательных возможностей адаптироваться к окружающей обстановке и овладеть бытовыми навыками.

При обследовании детей старше 3 — 4 лет наряду с  наблюдением широко используются другие экспериментально-психологические  методики, направленные на выявление  нарушений в формировании восприятия, пространственных и временных представлений, наглядно-действенного, наглядно-образного и словесно-логического мышления. Эти методики описаны в работах по психодиагностике нарушенного развития (С. Д. Забрамная, Е. А. Стребелева и др. ) . Для подбора методических приемов и правильной интерпретации результатов специалист должен хорошо знать и учитывать клинические особенности детей и структуру речевых и интеллектуальных нарушений при разных формах церебрального паралича.

В схему обследования детей дошкольного и младшего школьного возраста, страдающих церебральным параличом, необходимо включать задания  на изучение всех видов восприятия, конструирования, пространственных и  временных представлений, графических  навыков. При планировании обследования школьников с церебральным параличом  особую важность приобретает обследование навыков чтения, письма, счета и  учет выявленных нарушений при выработке  программы коррекционной работы.

В настоящее  время за рубежом, где широко используются тесты для обследования детей  с ДЦП и другими тяжелыми нарушениями  моторики, все более широко используют адаптированные варианты стандартизированных  шкал в которых экспериментатор сам действует с тестовым материалом, а испытуемый дает ответ устно, указательным жестом или кивком. Плодотворен этот подход и в тех случаях, когда необходимо обследовать ребенка с двигательными нарушениями и сниженным слухом. Проводя обследование больного, который сам может действовать с тестовым материалом, но имеет выраженные нарушения речи и слуха, желательно инструкции и ответы для выбора предъявить ему напечатанными на карточках, а исследование насытить заданиями, не требующими речевой активности.

Составление заключения и психолого-педагогической характеристики по результатам обследования ребенка или подростка с церебральным параличом имеет некоторые особенности. В этих документах необходимо отразить не только уровень интеллектуального  и речевого развития, но и такие  важные для организации коррекционной  работы показатели, как способ передвижения, уровень развития, манипулятивной функции  и навыков самообслуживания, наличие  сопутствующих нарушений. В систематизации этих данных целесообразно придерживаться следующей схемы:

1. Нарушений  двигательной сферы.

Удерживает  вертикальное положение (сидя; стоя) .

Передвигается |в коляске; с костылями; с опорой на трость; самостоятельно в пределах помещения; самостоятельно на значительные расстояний)

Ведущая рука правая; левая) .

Развитие  манипулятивной функции (резко ограничена; частично ограничена; Ограничена) .

Участие пораженной руки в игре и процессах самообслуживания (функций пораженной руки отсутствует; пораженная рука выполняет поддерживающую роль; пораженная рука принимает участие  в выполнении простых двигательных актов; пораженная рука принимает участие  в выполнении сложных двигательных актов) .

2. Уровень  развития навыков самообслуживания.

Информация о работе Клинико-психологическая характеристика детей, страдающих церебральным параличем