Клинико-психологическая характеристика детей, страдающих церебральным параличем

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Декабря 2012 в 05:24, контрольная работа

Краткое описание

Детский церебральный паралич (ДЦП) — это тяжелое заболевание нервной системы, которое нередко приводит к инвалидности ребенка. За последние годы оно стало одним из наиболее распространенных заболеваний нервной системы у детей. В среднем 6 из 1000 новорожденных страдают церебральным параличом (от 5 до 9 в разных регионах страны) . Только по Москве насчитывается около 4 тысяч таких детей.

Вложенные файлы: 1 файл

КЛИНИКО.docx

— 146.41 Кб (Скачать файл)

У подавляющего большинства детей с церебральным параличом имеет место нарушение  кинестетического восприятия и стереогноза. Для коррекции этих нарушений  целесообразно проводить игры «Волшебный мешочек» или «Узнай, что это». Необходимо иметь несколько наборов предметов, различных по форме, величине, тяжести, фактуре материала. Дети определяют предмет сначала более сохранной рукой, а затем пораженной. Образ предмета, полученный на основе тактильного восприятия, желательно потом воспроизвести в продуктивной деятельности — слепить, нарисовать. В ходе работы по формированию тактильного восприятия дети должны научиться: выбирать предметы на ощупь, правильно соотносить их форму и величину; различать на ощупь ткани разной фактуры; узнавать предмет по обводящему движению пальцем; различать поверхности предметов; определять температуру предметов, при этом они должны пользоваться соответствующим словарем.

Коррекционно-педагогическая работа с детьми, у которых двигательные нарушения сочетаются с нарушениями  слуха, требует особой подготовки педагога и освещение этой стороны вопроса не входит в нашу настоящую задачу. Но и у детей, не имеющих нарушений физического слуха, отмечается несовершенство слухового восприятия. Слуховое восприятие при ДЦП недостаточно дифференцировано, страдает фонематический слух, слуховое внимание. Коррекция этих нарушений в дошкольном возрасте очень важна, так как является важным этапом подготовки к овладению грамотой. В работе по развитию слухового внимания педагогу помогут такие игры-упражнения, как «Определи направление звука», «Отгадай, кто кричит», «Отгадай, на каком инструменте играют», «Сосчитай удары в бубен». Для развития фонематического слуха ребенку предлагают упражнения на различение слов на слух. Сначала подбираются слона, различные по звучанию, затем — сходные, отличающиеся только одной фонемой. В другой серии упражнений ребенку предлагают придумать слова с определенными звуками в начале и в конце слова. Методы развития фонематического слуха представлены в трудах отечественных логопедов (Т. Б. Филичевой, Г. В. Чиркиной и др. ) и успешно используются в работе с дошкольниками и младшими школьниками с ДЦП. В ходе занятий по развитию слухового восприятия дети должны научиться:

§ различать  неречевые и речевые звуки, голоса близких и друзей, звуки, издаваемые домашними животными и птицами;

§ различать  звуки, издаваемые на различных музыкальных  инструментах;

§ определять близкое и далекое звучание музыкального инструмента;

§ определять направления в пространстве по звуку  без зрительного сопровождения;

§ воспроизводить, отхлопывая в ладоши, простейшие ритмы;

§ усвоить  понятия «громко—тихо», «высоко—низко», «быстро-медленно» и использовать их в речи.

изображает  руки или ноги — конечности, наиболее пораженные у него самого; лицо может  быть изображено безо рта или носа; части тела иногда неправильно соотнесены между собой.

Недостаточно  дифференцированное зрительное восприятие при ДЦП является причиной того, что дети не очень четко воспринимают форму предметов и недостаточно различают близкие формы —  круг и овал, ромб и квадрат и  т. д. Поэтому в их рисунках часто  имеет место упрощение и искажение  формы предметов; изображение одной  формы вместо другой — рисуют квадрат  вместо круга, круг вместо треугольника и т. п.

Нарушения оптико-пространственного  восприятия в рисунках выражаются неправильной передачей пространственных отношений  между отдельными предметами или  их элементами, смещением рисунка  относительно центра листа. При выполнении заданий по словесной инструкции дети обычно не могут разместить предметы на листе в соответствии с инструкцией, а при срисовывании часто выполняют  рисунок в зеркальном изображении.

Дети испытывают трудности при передаче величины предметов: рисуют их сильно уменьшенными. Больные с гиперкинезами сильно увеличивают изображение, так как  им легче рисовать большие формы.

Недостаточно  дифференцированное цветовое восприятие ведет к тому, что дети с трудом различают и называют оттеночные цвета. В своих рисунках они обычно используют только четыре насыщенных цвета: красный, синий, желтый, зеленый. Именно в эти цвета окрашивают они изображения предметов соответственно их действительному цвету, но без  характерных оттенков.

Дети, страдающие церебральным параличом, так же, как  и их здоровые сверстники, стремятся  придать своей изобразительной  деятельности сюжетный характер. Но многочисленные недостатки изображений, связанные  с качественным своеобразием рисунков больных детей, как правило, не позволяют  выразить все элементы задуманного  сюжета. Трудности формирования графических  способностей у детей с церебральным параличом обусловлены такими причинами, как нарушение моторики, зрительно-моторной координации и нарушение сенсорной  сферы.

Школьники младших  классов так же, как и дошкольники  с ДЦП, испытывают большие трудности  в становлении графических навыков. Нередки случаи, когда возможности  детей 7— 10 лет находятся на уровне доизобразительного черкания. Главная  причина трудностей заключается  в неумении производить точные согласованные  движения, контролировать их силу и  скорость. Нарушение тонких дифференцированных движений пальцев и кисти рук  отрицательно сказывается на умении рисовать, на написании цифр и букв. Даже рисуя с образца, школьники  нередко допускают неточности в  передаче контуров изображаемых фигур, искажают их пропорции, плохо копируют геометрические формы. Подавляющее  число ошибок относится к передаче пропорций, формообразующие линии  непараллельны, концы отрезков совмещены  неточно. Круг, как правило, передается эллипсоидной формой. Эти трудности  в основном связаны с нарушением манипуляторной функции и зрительно-моторной координации.

Характерные для детей, страдающих церебральным параличом, нарушения оптико-пространственного  восприятия сказываются и в изобразительной  деятельности.

Во-первых, это  касается умения ориентироваться в  пространстве листа бумаги, имеющее  большое значение потому, что детям  в процессе обучения постоянно приходится выполнять задания по словесной  инструкции, содержащей пространственные характеристики. Дети затрудняются при  определении правой и левой стороны  листа. Особую трудность для них  представляют задания, содержащие два  и более условий, например указание «внизу справа» и т. п. Самое большое число ошибок допускают дети, которые рисуют левой рукой из-за тяжелого поражения правой руки.

Во-вторых, дети с ДЦП плохо ориентируются  в пространственных отношениях изображаемых предметов. Они теряют направление  рисунка, меняют его на противоположное. Часто изображение располагается с одной стороны листа. При рисовании по образцу или с натуры предметы могут располагаться в зеркальном отражении. Трудности в ориентировке на плоскости листа, недоразвитие ориентировки в пространственном расположении предметов затрудняют обучение рисованию детей с ДЦП.

Школьники с  церебральным параличом охотно выполняют  сюжетные рисунки на заданную тему. Но если содержание этих рисунков обычно удовлетворительно и свидетельствует  о достаточном осмыслении темы, то исполнение, как правило, значительно  хуже. Анализ тематических рисунков показывает, что страдает не только композиция рисунка, его размещение на плоскости  листа, но и соотношения размеров изображаемых предметов, если их несколько, бывают грубо нарушены. При раскрашивании  используется мало оттеночных цветов. Эти недостатки должны преодолеваться в процессе коррекционной работы.

Умение ориентироваться  в пространстве листа бумаги помогает преодолевать возникающие у учащихся при письме трудности различения линеек и строк, письма и чтения слева  направо, начертания букв и цифр в  определенной последовательности. Не менее важно это и для того, чтобы ориентироваться в чертежах, географических картах, схемах, таблицах. Значение работы по пространственному  анализу особенно велико для профессионально-трудовой подготовки больных детским церебральным параличом.

Ниже представлены основные направления коррекционно-педа-гогической работы по формированию изобразительной  деятельности.

Занятия изобразительной  деятельностью служат важным средством  коррекции недостатков психофизического развития детей с церебральным параличом. Программа для дошкольников, страдающих детским церебральным параличом, имея в своей основе все те этапы, которые  входят в программу для здоровых детей, должна включать дополнительные занятия, направленные на тренировку движений рук, развитие мелкой моторики, развитие зрительно-пространственного восприятия. К сожалению, такая программа  до сегодняшнего дня отсутствует. И  помощь воспитателю, работающему с  дошкольниками с церебральным параличом, в приложении приводится тематическое планирование занятий по изобразительной  деятельности, разработанное Г. В. Кузнецовой. Оно рассчитано на детей с тяжелыми и средней тяжести проявлениями заболевания, которые в силу двигательных нарушений не могут овладеть этим видом деятельности без специального обучения.

Изобразительную деятельность можно рассматривать  как средство коррекции нарушенной познавательной деятельности, как средство интеллектуального развития, как  метод обучения и, наконец, как средство эмоциональноэстетического воспитания. Наличие двигательных нарушений  и специфических нарушений познавательной деятельности ставит ряд клинико-педагогических задач, решение которых необходимо при обучении рисованию и другим видам изобразительной деятельности. Обучение обязательно должно учитывать  психологические особенности больных  детей.

На занятиях изобразительной деятельностью  с детьми, страдающими церебральным параличом, необходимо решать следующие  задачи:

§ развивать  мелкую моторику руки и зрительно-двигательную координацию для подготовки к  овладению навыками письма;

§ формировать  правильное восприятие формы, величины, цвета и умение передать их в изображении;

§ формировать  правильное восприятие пространства, корригировать нарушения зрительно-пространственного  восприятия;

§ формировать  целостное восприятие предмета и  добиваться его отражения средствами изобразительной деятельности (рисованием, лепкой, аппликацией) ;

§ развивать  навыки конструирования;

§ воспитывать  положительное эмоциональное отношение  к изобразительной деятельности и ее результатам;

§ развивать  любознательность, воображение;

§ расширять  запас знаний и представлений.

Специфика методов  обучения состоит в применении средств, отвечающих клинико-психологическим  особенностям детей с церебральным параличом. Необходимо выделить виды деятельности, наиболее способствующие решению коррекционных  задач. К таковым можно отнести  аппликацию, лепку, трафарет, тренировочное  рисование.

Занятия аппликацией  способствуют развитию конструктивных возможностей, формированию представлений  о цвете и форме. Достоинством этого вида деятельности является и  его доступность: аппликацией могут  заниматься дети, имеющие низкий уровень  графических возможностей вследствие поражения рук.

Лепка способствует развитию мелкой моторики рук, точности движений, корригирует нарушение  мышечно-суставного чувства. Использование  трафарета способствует воспитанию правильного движения, расширению графических  возможностей ребенка с пораженными  руками.

Тренировочное рисование — система графических  упражнений для развития манипулятивной деятельности кисти руки.

Методика  обучения рисованию детей с ДЦП  разработана Г. В. Кузнецовой. Она  включает несколько этапов.

На подготовительном этапе детей учат фиксировать  внимание на предъявляемом им предмете. Затем им предлагают задания типа «Покажи такой же (шар, мяч и  т. д. ) », т. е. , показав картинку с изображением игрушки, воспитатель просит найти такую же среди нескольких игрушек. Интерес к изображениям предметов повышается, если воспитатель проводит занятие весело, сопровождает пока чтением стихов, загадыванием загадок, отгадка которых – показываемый предмет. На этом этапе важная роль принадлежи развитию моторики рук, для чего используются различные упражнении

На основном этапе осуществляется овладение  навыками рисования. Обучение необходимо начинать с простейших изобразительных  упражнений, И ЭТОТ период дети знакомятся с основными материалами (ПЛИ  пиши, краски, бумага) и орудиями изобразительной  деятельности (карандаш, кисти) . Одновременно они осваивают элементарные технические умения: учатся правильно держать карандаш, кисть, Очень важно включать в занятия упражнения по развитию мышечно-суставного чувства. Например, ребенок показывает, как он правильно держит карандаш, а затем воспитатель просит его без зрительного контроля придать пальцам положение, соответствующее удержанию карандаша. На этом этапе обучения важная роль отводится использованию приема пассивных движений воспитатель вкладывает в руку ребенка карандаш (можно фломастер) и «рисует» его рукой.

Наибольшие  трудности испытывают дети при обучении рисованию левой рукой. В этом случае необходимо проводить направленную коррекционную работу. Необходимо обязательно  отмечать начало рисунка — верхний  левый угол листа; вырабатывать автоматизированные движения слева направо. Для этого  нужно вызывать у ребенка ощущение соответствующего движения, предлагая  ему произвести это движение пальцами в воздухе, мокрым пальцем на грифельной доске и т. д. Следует поощрять желание ребенка многократно  повторять штрихи, линии горизонтальные и вертикальные. Постепенно движения ребенка становятся увереннее, точнее, ритмичнее. Чтобы ускорить этот эффект, рекомендуется в начале каждого  занятия в форме игры проводить  специальные гимнастические упражнения для развития мышц кисти и пальцев.

Те же цели, что и гимнастические упражнения, имеет тренировочное рисование, о чем мы уже упоминали. Как  и любое другое занятие по изобразительной  деятельности, тренировочное рисование  должно проходить в форме игры (например, дается задание иллюстрировать какой-либо рассказ или действие) . Эти занятия рассчитаны на стимулирование движений кисти руки, включающих в работу определенные группы мышц. Наличие парезов у ребенка затрудняет выполнение этой задачи. Чтобы ребенок увлекся и начал делать кругообразные движения, образующие «петли», мы можем предложить: «Давай нарисуем облака на небе. Когда их собирается много, то из них идет дождь (штриховые линии сверху вниз, от неба до земли) , из земли растет травка, она тянется снизу вверх». (Облака и дождь рисуются синим карандашом, травка -— зеленым. ) Познакомиться с ломаной линией дети могут при изображении гор, где пасутся овечки. Овечки едят траву (прямые линии) , а над ними светит солнце и плывут облака (замкнутые линии) .

Информация о работе Клинико-психологическая характеристика детей, страдающих церебральным параличем