Клинико-психологическая характеристика детей, страдающих церебральным параличем

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Декабря 2012 в 05:24, контрольная работа

Краткое описание

Детский церебральный паралич (ДЦП) — это тяжелое заболевание нервной системы, которое нередко приводит к инвалидности ребенка. За последние годы оно стало одним из наиболее распространенных заболеваний нервной системы у детей. В среднем 6 из 1000 новорожденных страдают церебральным параличом (от 5 до 9 в разных регионах страны) . Только по Москве насчитывается около 4 тысяч таких детей.

Вложенные файлы: 1 файл

КЛИНИКО.docx

— 146.41 Кб (Скачать файл)

Хороший результат  дает сотворчество между воспитателем и ребенком: воспитатель в ходе тренировочного рисования изображает тучу, а ребенок — дождь; воспитатель  — машину, а ребенок — след от нее. Ребенку предоставляется  та часть задания, которую он может  выполнить. Это дает возможность  развить малейший успех ребенка, создать мотивацию для дальнейших самостоятельных действий.

Целесообразно также использовать коллективное творчество. Например, воспитатель на большом  листе бумаги рисует дерево, а дети дорисовывают и раскрашивают яблоки на нем. Очень хорошо применять этот прием в лепке. Например, дети совместно  лепят избу из бревен. Это позволяет  подобрать детям задания в  соответствии с возможностями каждого: одни разминают пластилин, изготовляют  детали (бревна) , другие их соединяют. Важно, чтобы выполнение задания было доступно ребенку, успех вселяет в него уверенность.

На занятиях изобразительной деятельностью  необходимо особое внимание уделять  восприятию и изображению форм предметов (круг, овал, четырехугольник и т. д. ) . Необходимо развивать умение видеть геометрические формы в окружающих ребенка предметах, дифференцировать близкие формы. Полезно использовать специальные трафареты, которые дети обводят и раскрашивают. Зрительный образ предмета закрепляется на занятиях аппликацией, лепкой.

Прежде чем  учить дошкольника ориентироваться  на плоскости листа бумаги, необходимо в игровой ситуации ознакомить их с основными пространственными  понятиями. Участвуя совместно с  воспитателем в перемещении игрушек, дети познают такие понятия, как  «вверху», «внизу», «справа», «слева». Особое внимание во время занятий  рисованием с дошкольниками следует  уделять коррекции элементов зеркального рисунка, а затем и письма. В процессе рисования необходимо сопоставлять правильно и неправильно нарисованные предметы и фигуры, проводить рисование асимметричных фигур по трафарету и образцу.

Очень важно  применять различные формы поощрения  детей: устраивать выставки лучших работ, обсуждать работы, похвалить детей  с тяжелыми двигательными нарушениями, которым особенно трудно выполнять  задание. Педагогу следует сохранять  работы детей, сделанных ими в  течение года, для того, чтобы  ребенок мог видеть положительные  результаты обучения.

При подготовке к школе очень важно развить  у ребенка основы математического  мышления. По данным Э. С. Калижнюк, у  большинства детей, страдающих церебральным параличом, наблюдаются трудности  при овладении счетом. В значительной степени это связано с тем, что понятие числа имеет сложную  психологическую структуру, связанную  с пространственным восприятием  множества объектов. Поэтому освоение счета требует высших форм мыслительной деятельности — анализа и синтеза, сформированных пространственных представлений. Большинство детей с церебральным параличом с трудом усваивают  разрядное строение числа, затрудняются в осмыслении задач, путают цифры, близкие  по своему графическому образу, строят цифровой ряд справа налево.

Для коррекции  этих нарушений наряду со стандартными приемами обучения счету можно рекомендовать  некоторые специальные приемы, адекватные для обучения детей с церебральным параличом. К ним следует отнести, во-первых, введение двигательно-осязательного  элемента в процесс пересчета. Опора  на двигательный, зрительный и осязательный анализаторы способствует восприятию линейно расположенных в пространстве предметов. У каждого ребенка  во время обучения счету должен быть набор однородных предметов, которые  он должен пересчитывать, пользуясь  зрительным контролем и без него. Во-вторых, обучение счету должно всегда исходить из принципа наглядности, объяснение Щ проводиться на примерах, видимых и ощущаемых детьми, и только на следующем этапе можно переходить к аналогичным заданиям, отвлекаясь от конкретных объектов. Важно дать детям представление, что число не зависит от величины предметов, расстояния между ними, их пространственного расположения и направления счета. В коррекционную работу необходимо вводить также двигательный и звуковой варианты счета: пересчитать количество хлопков, ударов в бубен, шагов, взмахов руки и т. п.

В процессе обучения счету необходимо уточнить и автоматизировать в речи детей  такие понятия, как «больше—меньше», «прибавить—отнять», «уменьшить—увеличить».

Большое значение придается формированию временных  и пространственных представлений. На начальном этапе обучения дети овладевают умениями ориентироваться  на странице тетради, учебника, в окружающей обстановке. Например, сформированные пространственные представления способствуют усвоению порядковых отношений чисел  в натуральной последовательности. Особо выделяются отношения порядка: перед—после —между и т. д.

При ознакомлении с образом цифры пользуются специальными трафаретами для раскрашивания  вырезанных цифр. Эффективным приемом  является обведение пальцем цифры, вырезанной из бархатной и наждачной  бумаги, а также прописывание изучаемой  цифры пальцем на шероховатой  поверхности (наждачная бумага, бархатная  бумага наклеенные на картон) . У детей с тяжелыми нарушениями манипулятивных функций или с гиперкинезами необходимо использовать следующий способ обучения: сначала цифра несколько раз прописывается с помощью взрослого, который с усилием воздействует на руку ребенка, обучая соответствующему движению; затем ребенок прописывает цифру пальцем самостоятельно. Дети также могут вылепить изучаемые цифры из пластилина, теста или глины.

Необходимым элементом обучения счету является понятие цифрового ряда. Следует  учить детей строить цифровой ряд слева направо, дать понятие  увеличения цифрового ряда слева  направо и уменьшения справа налево.

Важное место  на начальном этапе обучения математике занимает формирование геометрических представлений. Дети должны уметь распознавать простейшие геометрические фигуры на рисунках и в окружающих предметах, научиться их моделировать. Этот раздел работы тесно связан с сенсорным  воспитанием детей с ДЦП.

Работу по изучению состава числа рекомендуется  вести следующим образом: показать цифру, обозначающую новое число, показать различные варианты состава данного  числа, пользуясь подсобным материалом (палочками, пуговицами и т. п. ) , и предложить ребенку подобрать несколько других вариантов, затем обязательно дать возможность пересчитать подобранный материал без зрительного контроля. На следующем этапе необходимо учить детей подбирать число «на один больше», «на один меньше», пользуясь наглядными объектами.

В ходе занятия  целесообразно проводить одну—две физкультминутки, снимающих утомление, а также использовать игровую  деятельность, что способствует успешному  усвоению материала. Методика проведения игры определяется учебно-воспитательными  задачами, которые преследует изучаемая  тема. Некоторые игры математического  содержания можно использовать и  на прогулках, во время занятий по физическому и трудовому воспитанию.

В ходе работы по формированию математических представлений  у детей с ДЦП в период подготовки к школе решаются следующие задачи:

§ накопление конкретных фактов о различных свойствах предметов окружающей действительности;

§ формирование у детей способности выделять в объектах существенные признаки, развитие различных операций сравнения  и группировки предметов по определенному  признаку;

§ накопление представлений о количестве, величине и форме предмета;

§ развитие ориентировки во времени и пространстве;

§ образование  множеств, их соотношение с заданным образцом (количеством) ;

§ усвоение элементарного математического  счета.

Усложнение  программного материала идет путем  расширения содержания основных разделов, формирования новых способов математического  действия путем совершенствования  навыков аналитических операций сравнения (применение приемов сопоставления, противопоставления, наложения, приложения, измерения с помощью счета  и специальной или условной мерки) , а также путем усложнения наглядного материала — использования не только реальных предметов и их заместителей, но и изображений, условных обозначений, схем и таблиц.

ГЛАВА 5.

РАБОТА С  СЕМЬЕЙ, ИМЕЮЩЕЙ РЕБЕНКА С НАРУШЕНИЯМИ  ОПОРНО-ДВИГАТЕЛЬНОГО АППАРАТА

Эффективность работы с инвалидом вследствие поражения  опорно-двигательного аппарата находится  в тесной зависимости от наличия  социальной, психологической и медицинской  помощи его семье. В этой помощи семья  нуждается постоянно, независимо от возраста больного. Более того, по мере взросления ребенка возрастает значение психологической помощи, так как  ситуация в семье непрерывно усложняется. По нашим наблюдениям, все семьи, имеющие детей-инвалидов с двигательными  нарушениями, можно условно разделить  на три группы:

§ семьи, которые  в течение определенного времени  после постановки диагноза могут  достигнуть внутрисемейной и социальной (внесемейной) адаптации;

§ семьи, которые, несмотря на усилия и помощь, не достигают стабилизации поведения; в этих семьях не формируются правильные представления о положении ребенка, возможностях его лечения и развития;

§ промежуточная  категория семей, т. е. семьи с  отклонениями во внутрисемейной и внесемейной  адаптации.

Трудно выявить  статистически значимую зависимость  между особенностями семейной адаптации  и клиническими характеристиками больного ребенка. Существуют предварительные  данные, которые указывают на то, что наибольшие трудности испытывают семьи, имеющие детей с ДЦП  и умственной отсталостью, а наиболее благоприятны семьи, воспитывающие  ребенка с легкими проявлениями основного заболевания (В. В. Ткачева, 1999) . В адаптации семьи большую  роль играют личностные особенности  родителей, особенно матери. Влияние  этого фактора убедительно показано в работах В. А. Вишневского и  В. В. Ткачевой, описавших различные  типы реагирования на факт установленного у ребенка заболевания (паранояльные тенденции, депрессия, реакция отказа, адекватное реагирование и т. д. ) . Огромна роль здорового психологического климата в семье, где растет инвалид с детства вследствие ДЦП. Отсюда важность психотерапевтической и психокоррекционной работы с семьей инвалида.

Психолог  образовательного учреждения располагает  уникальными возможностями для  коррекционной работы с ребенком и его семьей. В отличие от психолога, работающего в клинике или  реабилитационном центре, он может  встречаться с ребенком в течение  нескольких лет, наблюдать тончайшие  изменения в его психологическом  статусе. Эти изменения определяются не только работой психолога, но и  семейной ситуацией, отношением к ребенку  членов его семьи. Роль семьи в  реабилитации детей с ограниченными  возможностями трудно переоценить: родители и другие родственники ребенка  могут стать союзниками профессионалов (врачей, педагогов, психологов) , а могут сознательно или бес-, сознательно препятствовать реабилитационному процессу.

К настоящему времени исследований, посвященных  работе с семьей больного ребенка, немного. Исследований по вопросам семьи и  семейного воспитания детей с  ДЦП, как справедливо указывает  И. И. Мамайчук с соавторами (1989) , почти  нет. И все же, основываясь на анализе  литературы и собственных исследованиях, можно наметить основные направления  и формы работы с семьей.

Рождение  ребенка с отклонениями в развитии — большое потрясение для семьи. Условно можно выделить несколько стадий приспособления к этой ситуации (L. Miller, 1968; О. К. Агавелян, 1989; В. В. Юртайкин, О. Г. Комарова, 1996) .

Первая стадия — стадия шока, агрессии и отрицания. Члены семьи ищут «виновного»  в происшедшем, обвиняя друг друга  или врачей. Иногда агрессия обращается и на новорожденного, мать испытывает к нему негативные чувства, видя, что  он не такой, как другие дети. В семье  растет напряженность, ухудшается социально-психологический  климат. Можно встретиться с реакцией отрицания: родители не верят, что ребенок  родился с отклонениями в развитии.

Вторую стадию некоторые авторы называют фазой  скорби — скорби по желанному здоровому  ребенку, которого нет. Отношение к  аномальному ребенку зачастую лишено непосредственности: родители начинают понимать, что они ответственны за него, но чувствуют себя беспомощными в вопросах воспитания и ухода  за ребенком, ищут совета у специалистов.

Наконец, третья стадия — стадия адаптации. Родители «принимают» сложившуюся ситуацию, начинают строить жизнь с учетом того, что в семье есть аномальный ребенок. Показателями адаптации являются такие признаки, как уменьшение чувства  печали, усиление интереса к окружающему  миру, появление готовности активно  решать проблемы с ориентацией на будущее. Спонтанная адаптация может  пойти разными путями — от нахождения высшего смысла в происшедшем  до стремления получить максимальные материальные выгоды в виде льгот, пособий  и пр. Конечно, говорить об адаптации  можно лишь с большой долей  условности: подавляющее большинство  родителей живет в условиях постоянного  психологического стресса большей  или меньшей степени выраженности, поскольку по мере взросления ребенка  появляются новые проблемы, которые  необходимо решать. Но даже эта условная адаптация происходит не всегда.

Родители  часто испытывают чувство неполноценности, ущербности, усугубляемое, к сожалению, отношением окружающих к ним и  ребенку, которое может быть неблагоприятным. Даже если семьи не распадаются, в  них нередко возникают проблемы межличностных отношений, конфликты  по поводу воспитания ребенка, разделения обязанностей по уходу за ним. Неблагоприятный  психологический статус родителей  приводит к тому, что они не могут  адекватно оценить возможности  ребенка, неправильно его воспитывают.

Информация о работе Клинико-психологическая характеристика детей, страдающих церебральным параличем