Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Декабря 2012 в 05:24, контрольная работа
Детский церебральный паралич (ДЦП) — это тяжелое заболевание нервной системы, которое нередко приводит к инвалидности ребенка. За последние годы оно стало одним из наиболее распространенных заболеваний нервной системы у детей. В среднем 6 из 1000 новорожденных страдают церебральным параличом (от 5 до 9 в разных регионах страны) . Только по Москве насчитывается около 4 тысяч таких детей.
Коррекционно-педагогическая
работа организуется в рамках ведущей
деятельности. Нарушения психического
и речевого развития при ДЦП в
значительной степени обусловлены
отсутствием! или дефицитом деятельности
детей. Поэтому при коррекционно-
Для того чтобы
тщательно изучить и выявить
структуру психических и
При ДЦП важно развитие скоординированной системы межанализаторных связей, опора на все анализаторы с обязательным включением двигательно-кинестетического анализатора. Желательно опираться одновременно на несколько анализаторов (зрительный и тактильный, тактильный и слуховой) .
Необходимо гибкое сочетание различных видов и форм коррекционно-педагогической работы (индивидуальных, подгрупповых и фронтальных) .
Тесное взаимодействие с родителями и всем окружением ребенка является залогом эффективности коррекционно-педагогической работы. В силу огромной роли семьи в процессах становления личности ребенка необходима такая организация среды (быта, досуга, воспитания) , которая могла бы максимальным образом стимулировать это развитие, сглаживать негативное влияние заболевания на психическое состояние ребенка. Родители — важнейшие участники педагогической работы, организуемой с ребенком, особенно если он по тем или иным причинам не посещает образовательное учреждение. Для создания благоприятных условий воспитания в семье необходимо знать особенности развития ребенка, его возможности и перспективы развития. Следует соблюдать правильный режим дня, организовать целенаправленные коррекционные занятия, сформировать адекватную самооценку и правильное отношение к дефекту, развить необходимые в жизни волевые качества. Для этого требуется активное включение ребенка в повседневную жизнь семьи, в посильную трудовую деятельность. Важно, чтобы ребенок не только обслуживал себя (самостоятельно ел, одевался, был опрятен) , но и имел определенные обязанности, выполнение которых значимо для окружающих (накрыть на стол, убрать посуду) . В результате у него появляется интерес к труду, чувство радости от сознания полезности своего труда, уверенность в своих силах. Часто родители, желая избавить ребенка от трудностей, постоянно опекают его, оберегают от всего, что может огорчить, не дают ничего делать самостоятельно. Такое воспитание по типу гиперопеки приводит к пассивности, отказу от деятельности. Доброе, терпеливое отношение близких должно сочетаться с определенной требовательностью к ребенку. Нужно постепенно развивать правильное отношение к своей болезни, к своим возможностям. Ни в коем случае родители не должны стыдиться больного ребенка. Тогда и он сам не будет стыдиться своей болезни, уходить в себя, ограничивать социальные контакты.
Основными направлениями коррекционно-педагогической работы в младенческом возрасте (в доречевой период) являются:
§ развитие эмоционального общения со взрослым (стимуляция «комплекса оживления», стремления продлить эмоциональный контакт со взрослым, включения ребенка в практическое сотрудничество со взрослым) ;
§ нормализация тонуса мышц и моторики артикуляционного аппарата (уменьшение степени проявления двигательных дефектов речевого аппарата — спастического пареза, гиперкинезов, атаксии, тонических нарушений типа ригидности) . Развитие подвижности органов артикуляции;
§ стимуляция голосовых реакций, звуковой и речевой активности (недифференцированной голосовой активности, гуления, лепета и лепетных слов) ;
§ коррекция кормления (сосания, глотания, жевания) . Стимуляция рефлексов орального автоматизма (в первые месяцы жизни — до 3 мес. ) , подавление оральных автоматизмов (после 3-х мес. ) ;
§ развитие
сенсорных процессов (зрительного
сосредоточения и плавного просиживания;
слухового сосредоточения, локализации
звука в пространстве, восприятия
различно интонируемого голоса взрослого;
двигательно-кинестетических
§ развитие речевого дыхания и голоса (вокализация выдоха, увеличение объема, длительности и силы выдоха, выработка ритмичности дыхания и движений ребенка) ;
§ формирование
движений руки и действий с предметами
(нормализация положения кисти и
пальцев рук, необходимых для
формирования зрительно-моторной координации;
развитие хватательной функции рук;
развитие манипулятивной функции —
неспецифических и
§ формирование подготовительных этапов понимания речи.
Основными направлениями коррекционно-педагогической работы в раннем возрасте являются:
§ формирование предметной деятельности (использование предметов по их функциональному назначению) , способности произвольно включаться в деятельность. Формирование наглядно-действенного мышления, произвольного, устойчивого внимания;
§ формирование
речевого и предметно-практического
общения с окружающими (развитие
понимания обращенной речи, активизация
собственной речевой
§ развитие знаний и представлений об окружающем (с обобщающей функцией слова) ;
§ стимуляция сенсорной активности (зрительного, слухового, кинестетического восприятия) ;
§ формирование функциональных возможностей кистей и пальцев рук. Развитие зрительно-моторной координации. Развитие навыков опрятности и самообслуживания.
Основными направлениями коррекционно-педагогической работы в дошкольном возрасте являются:
§ развитие игровой деятельности;
§ развитие речевого общения с окружающими (со сверстниками и взрослыми) . Увеличение пассивного и активного словарного запаса, формирование связной речи. Развитие и коррекция нарушений лексического, грамматического и фонетического строя речи;
§ расширение запаса знаний и представлений об окружающем;
§ развитие сенсорных функций. Формирование пространственных и временных представлений, коррекция их нарушений. Развитие кинестетического восприятия и стереогноза;
§ развитие
внимания, памяти, мышления (наглядно-образного
и элементов абстрактно-
§ формирование математических представлений;
§ развитие ручной умелости и подготовка руки к овладению письмом;
§ воспитание навыков самообслуживания и гигиены;
§ подготовка к школе.
Основными задачами коррекционно-педагогической работы в школьном возрасте являются:
§ последовательное развитие познавательной деятельности и коррекция ее нарушений, коррекция высших корковых функций, воспитание устойчивых форм поведения и деятельности, профилактика личностных нарушений, профессиональная ориентация.
3. 2. Система
поэтапной медицинской и
В нашей стране
для предотвращения роста детской
инвалидности вследствие ДЦП большую
роль играет создание поэтапной системы
помощи, при которой возможна ранняя
диагностика и раннее начало систематической
лечебно-педагогической работы с детьми,
страдающими церебральным параличом.
В основе такой системы лежит
раннее, еще в родильном доме или
детской поликлинике, выявление
среди новорожденных всех детей
с церебральной патологией и оказание
им специальной помощи. В нашей
стране создана сеть специализированных
учреждений Министерства здравоохранения,
просвещения и социальной защиты:
поликлиники, неврологические отделения
и психоневрологические больницы, специализированные
санатории, ясли-сады, школы-интернаты
для детей с нарушениями
Амбулаторное лечение проводится на базе детской поликлиники врачами (невропатологом, педиатром, ортопедом) , которые руководят лечением ребенка дома. При необходимости ребенок направляется на консультацию в специализированную неврологическую поликлинику. Комплексное лечение в амбулаторных условиях является достаточно эффективным при легких формах ДЦП, при выраженных нарушениях оно должно сочетаться с лечением в стационаре (в неврологических отделениях или психоневрологических больницах) или санатории. Дети, для которых все виды лечебно-педагогической помощи оказываются неэффективными, а также дети, чьи родители по каким-либо причинам не могут обеспечить им лечение и воспитание в домашних условиях, берутся государством под временную или постоянную опеку. Они направляются в дома ребенка (Минздрав) , а затем в интернаты (Минсоцзащиты) .
В систему помощи детям дошкольного возраста входит пребывание в специализированных дошкольных образовательных учреждениях (ДОУ) . Специальное ДОУ для детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата — это учреждение, где проводится обучение, воспитание, психолого-педагогическая коррекция отклонений в развитии, подготовка к школе и лечение данной категории дошкольников. Лечебно-педагогический процесс построен с учетом специфики заболевания детей и связанных с ним особенностей. Основной целью коррекционного обучения и воспитания детей с церебральным параличом в специальном ДОУ является всестороннее развитие ребенка в соответствии с его возможностями и максимальная адаптация к окружающей действительности с тем, чтобы создать базу для дальнейшего школьного обучения. Эта цель может быть достигнута при решении следующих задач:
1) дифференциальная диагностика;
2) развитие двигательных, психических, речевых функций ребенка, профилактика и коррекция их нарушений;
3) подготовка к обучению к школе.
Необходимым
условием реализации этих задач является
комплексный подход к диагностике,
развитию и коррекции нарушенных
функций, который обеспечивается тесной
взаимосвязью психолого-педагогических
и лечебных мероприятий. Осуществление
общеразвивающих задач
Комплектование
специальных дошкольных учреждений
для детей с нарушениями
В специальных
ДОУ для детей с нарушениями
опорно-двигательного аппарата создаются
специальные условия для
Развитие
познавательной деятельности детей
осуществляет учитель-дефектолог. Воспитатель
формирует навыки самообслуживания
в процессе выполнения режимных моментов,
организует деятельность детей вне
занятий, прогулки. При этом дефектологи
и воспитатели распределяют между
собой обязанности по проведению
следующих коррекционных
§ изобразительная деятельность и конструирование,
§ развитие предметной и игровой деятельности,
§ развитие речи и ознакомление с окружающим,
§ трудовое воспитание,
§ формирование элементарных математических представлений.
Развитие речи и коррекцию дизартрических расстройств осуществляет логопед. Методист ЛФК проводит специальные занятия по физическому воспитанию, а также отвечает за организацию и соблюдение ортопедического режима. Психолог корригирует нарушения личностного развития, работая непосредственно с детьми и их окружением: семьей и персоналом детского сада. Развитием функциональных возможностей рук занимаются и логопед, и воспитатель, и методист ЛФК.
В связи с тем, что контингент детей с двигательными нарушениями неоднороден, при подготовке детей к школе, школьному и трудовому обучению следует сочетать индивидуальные, подгрупповые и фронтальные формы работы (дефектолога, логопеда, методиста ЛФК) , в рамках которых необходим гибкий подход к оценке усвоения материала разными детьми.
Психологическая
программа включает оценку уровня интеллекта,
личностного развития и общих
способностей; консультирование по личностным,
эмоциональным проблемам и
Информация о работе Клинико-психологическая характеристика детей, страдающих церебральным параличем