Особенности детей с нарушением речи

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Февраля 2012 в 14:01, реферат

Краткое описание

Поток информации, расширение человеческих контактов, развитие многообразных форм массовой культуры, рост темпа жизни приводят к увеличению объёма знаний, необходимых для жизни современному человеку.
Дошкольный период – это ответственный период в жизни и психическом развитии ребёнка. В это время закладываются основы всех психических свойств и качеств личности, познавательных процессов. Особое значение занимает развитие внимания и его основных свойств.

Содержание

Введение…………………………………………………………………... 3-6
Глава 1. Теоретические основы исследования проблемы внимания у детей старшего дошкольного возраста с нормальным психофизическим развитием и нарушением речи…………………….. 7-32
1.1.Психологические и психофизиологические механизмы развития внимания у детей старшего дошкольного возраста……………………. 7-22
1.2. Особенности внимания у детей старшего дошкольного возраста с нарушением речи………………………………………………………… 22-32
Глава 2. Экспериментальное исследование внимания у детей старшего дошкольного возраста с нарушением речи………………….. 33-53
2.1. Организация и методы исследования……………………………… 33-42
2.2. Результаты экспериментальной работы……………………………. 42-52
2.3. Методические рекомендации по развитию внимания детей старшего дошкольного возраста с нарушением речи………………….. 52-54
Заключение……………………………………………………………..... 55-56
Литература……………………………

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая (особенности детей снаруш. речи).doc

— 406.50 Кб (Скачать файл)

      Стабильность  темпа деятельности у дошкольников с общим недоразвитием речи имеет  тенденцию к снижению в процессе работы. Следовательно, чем дольше ребёнок  сосредотачивает своё внимание на объекте или действии, тем интенсивнее возрастает его усталость и отвлечённость.

      Распределение внимания между речью и практическим действием для детей с патологией речи оказывается трудной, практически  невыполнимой задачей. При этом у них преобладают речевые реакции уточняющего и констатирующего характера, тогда как у детей с нормальным речевым развитием наблюдаются сложные реакции сопровождающего характера и реакции, не относящиеся к действию, выполняемому в данный момент.

      У детей с общим недоразвитием речи ошибки внимания присутствуют на протяжении всей работы и далеко не всегда самостоятельно замечаются и устраняются ими. Характер ошибок и их распределение во времени качественно отличаются от нормы. Это проявляется в рассеянности внимания – неспособности сосредоточиться на чем – либо определенном в течение длительного времени. При этом рассеянность может проявляться как в неспособности к сосредоточению, так и в чрезмерной концентрации на одном объекте деятельности.

      Все виды контроля за деятельностью (упреждающий, текущий и последующий) часто являются несформированными или значительно нарушенными, причем наиболее страдает упреждающий, связанный с анализом условий задания, и текущий (в процессе выполнения задания) виды контроля. Последующий контроль (контроль по результату), его отдельные элементы проявляются в основном при дополнительной помощи педагога: требуется повтор инструкции, показ образца, конкретные указания и т.д. Особенности произвольного внимания у детей с недоразвитием речи ярко проявляются в характере отвлечений. Так, если для детей с нормой речевого развития в процессе деятельности характерна тенденция к отвлечению «на экспериментатора» (дети смотрят на экспериментатора, пытаются определить по его реакции, правильно или нет они выполняют то или иное задание), то для детей с патологией речи преимущественными видами отвлечения являются следующие: «осуществляет действия, не связанные с выполнением задания». По мнению О.Н. Усановой и Ю.Ф. Гаркуша низкий уровень произвольного внимания у детей с тяжелыми нарушениями речи приводит к несформированности или значительному нарушению у них структуры деятельности (11).

      Таким образом, внимание детей с речевыми нарушениями характеризуются рядом  особенностей: неустойчивостью, более низким уровнем показателей произвольного внимания, трудностями в планировании своих действий. Такие дети с трудом сосредотачивают внимание на анализе условий, поиске различных способов и средств в решении задач. Детям с ОНР III уровня гораздо труднее сосредоточить внимание на выполнении задания в условиях словесной инструкции, чем в условиях зрительной. Распределение речи между речью и практическим действием оказывается для таких детей практически не выполнимой задачей. Ошибки внимания присутствуют  на протяжении все работы редко замечаются и не устраняются, по сравнению с детьми в норме. 

      Обобщая вышеизложенное, у детей с ОНР III уровня можно отметить следующие особенности внимания:

      - неспособность сохранять внимание: ребенок не может выполнить  задание до конца, не собран при его выполнении;

      - снижение избирательного внимания, неспособность сосредоточиться  на предмете;

      - снижение внимания в непривычных  ситуациях, когда необходимо действовать  самостоятельно. 

 

      ГЛАВА 2. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ  ИССЛЕДОВАНИЕ РАЗВИТИЯ СВОЙСТВ ВНИМАНИЯ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С НАРУШЕНИЕМ СЛУХА 

     2.1. Организация и методы исследования 

      На  основе теоретического анализа научной  и теоретической литературы по проблеме нами было организовано и проведено  экспериментальное исследование, цель которого - изучение особенностей внимания детей старшего дошкольного возраста с ОНР III уровня.

      В ходе организации и проведения исследования решались следующие задачи:

  1. На основе анализа медико-психолого-педагогической документации сформировать для обследования две группы детей старшего дошкольного возраста: группу детей старшего дошкольного возраста с нормальным развитием и группу детей с нарушением речи
  2. Разработать критерии оценки и подобрать методики диагностики внимания детей старшего дошкольного возраста.
  3. На основе полученных данных провести качественный и количественный анализ и определить особенности развития внимания детей с ОНР III уровня.
  4. Разработать методические рекомендации по развитию внимания детей старшего дошкольного возраста.

      Экспериментальное исследование было проведено на базе МДОУ ЦРР № 43 «Золотой петушок» г. Ессентуки. В эксперименте участвовали 2 группы респондентов. Первую (контрольную) группу составляли 10 детей в возрасте от 5 до 6 с нормальным психологическим развитием.

      Вторая (экспериментальная) группа была сформирована в количестве 10 дошкольников того же возраста с нарушением речи: диагноз ОНР III уровня.

      Таким образом, всего экспериментатором  было охвачено 20 дошкольников в возрасте от 5 до 6 лет.

      Эксперимент проводился в несколько этапов. На первом этапе – подготовительном, проводилось изучение и анализ медико – психолого – педагогической документации на каждого ребёнка, сбор анамнестических данных методом беседы с педагогами, изучением анамнестических частей развития ребёнка.

      Целью второго этапа являлось изучение специфических особенностей внимания детей старшего дошкольного возраста с ОНР III уровня. Вопросами разработки методов исследования внимания занимались такие исследователи, как А. А. Осипова, В. М. Коган, И. Л. Баскакова, В. С.Мухина и др.

      Для реализации поставленной цели нами были подобраны методики и диагностические  процедуры, использование которых  опиралось на следующие принципы:

  1. Принцип научности – предполагает, что диагностическая работа в образовательном учреждении должна опираться на научные исследования, обосновавшие выбор изучаемых показателей, методы, сроки и организация обследования.
  2. Принцип этичности – предполагают, что диагностическая работа должна проводиться с соблюдением этических норм и правил.
  3. Принцип оптимальности – предполагает, что минимальными условиями должно быть получено необходимое количество диагностической информации.
  4. Онтологический принцип – предполагает изучение нарушения в сравнении с нормальным психическим развитием.
  5. Этиопатогенетический принцип, основан на том, что любое нарушение изучается и определяется с учётом его причины и механизма.

      Нами  были выделены критерии, в соответствии с которыми были подобраны методики диагностики:

      Критерии       Методики
1) Объём  внимания       «Запомни  и расставь точки»
2) Устойчивость  внимания       «Тест переплетённых линий»
3) Переключение  внимания       «Треугольники»
4) Переключение  и распределение внимания       «Проставь значки»
5) Продуктивность и устойчивость внимания       «Нади и вычеркни»
 

      Методика  № 1 «Запомни и расставь точки».

      Цель: распределение объёма внимания.

      Описание: ребёнок работает по инструкции с  восьмью малыми квадратами, на которых  изображены точки. Квадраты сложены  стопкой в порядке возрастания  количества точек (от 2 до 9). Ребёнку  последовательно сверху вниз показывается (на 1-2 секунды) каждая из восьми карточек с точками. И после каждой демонстрации предлагается воспроизвести по памяти увиденные точки – нанести их на пустую карточку за 15 секунд.

      Оборудование: набор карточек из восьми малых квадратов, сложенных в стопку в порядке возрастания количества точек, пустые карточки для заполнения, часы с секундной стрелкой, протокол, простые карандаши.

      Фиксируемые параметры:

      t – время выполнения; N – количество правильно воспроизведённых точек.

      Объём внимания оценивается по 10- балльной системе:

      Баллы       Воспроизведённые  точки
      10       6 и более
      8-9       4-5
      6-7       3-4
      4-5       2-3
      0-3       1
 

      Оценка  результатов проводится по следующим  нормативам:

      Баллы       Уровень развития объёма внимания
      10       Очень высокий
      8-9       Высокий
      6-7       Средний
      4-5       Низкий
      0-3       Очень низкий
 

      Методика  № 2 «Тест переплетённых линий».

      Цель: определение уровня развития устойчивости внимания.

      Описание: ребёнку предлагается рисунок с  переплетёнными линиями. Начало каждой линии имеет номер слева, а  концы линий пронумерованы справа. Номер начала и конца одной и той же линии не совпадают. Ребёнку следует проследить по порядку все линии глазами, без помощи рук, и найти конец каждой линии. При этом вслух называть номер начала линии и её конца. Необходимо фиксировать время, затраченное на весь тест, а также остановки, ошибки. На всё задание отводиться не более четырёх минут.

      Оборудование: лист с переплетёнными линиями, протокол для фиксации параметров, часы с  секундной стрелкой.

      Фиксируемые параметры: время выполнения, затраченное на весь тест, а также остановки, ошибки.

      Нормативы:

      - высокая устойчивость внимания  – равномерный темп выполнения, 8 секунд на каждую линию, отсутствие  ошибок (время 1 минута 20 секунд и  не менее);

      - средняя устойчивость – без  ошибок, время в пределах 1,5 – 2 минут (или 1-2 ошибки, но быстрее темп)

      - очень низкая – большее число  ошибок. 

      Методика  № 3 «Треугольники».

      Цель: определение переключаемости произвольного  внимания.

      Описание: по указанию ребёнок рисует треугольники 2-3 строки. По количеству ошибок определяется уровень развития переключаемости произвольного внимания.

      Оборудование: лист бумаги, простой карандаш, протокол.

      Фиксируемые параметры: ошибки при выполнении задания.

      Нормативы:

      Результат и его интерпретация Балл
      1. Ребёнок правильно выполняет второе задание, достаточная концентрация внимания и устойчивости внимания, отсутствие даже лёгких признаков инертности  
      5
      2. Ошибки при рисовании первых  трёх фигур второго задания,  затем правильно – слабо выраженные  переключаемость, врабатываемость  
      4
      3. Исправленные ошибки по ходу  выполнения второго задания –  нарушение переключаемости (единичные  случаи «застревания» на предыдущем  действии)  
      3
      4. Первые три треугольника второго  задания выполнены правильно,  затем ошибочно (отчётливые нарушения  переключаемости внимания)  
      2
      5. Отказ от выполнения второго  задания, сразу ошибки, выраженные  нарушения переключаемости («застревание»  на предыдущем действии)  
      1

Информация о работе Особенности детей с нарушением речи