Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Февраля 2012 в 14:01, реферат
Поток информации, расширение человеческих контактов, развитие многообразных форм массовой культуры, рост темпа жизни приводят к увеличению объёма знаний, необходимых для жизни современному человеку.
Дошкольный период – это ответственный период в жизни и психическом развитии ребёнка. В это время закладываются основы всех психических свойств и качеств личности, познавательных процессов. Особое значение занимает развитие внимания и его основных свойств.
Введение…………………………………………………………………... 3-6
Глава 1. Теоретические основы исследования проблемы внимания у детей старшего дошкольного возраста с нормальным психофизическим развитием и нарушением речи…………………….. 7-32
1.1.Психологические и психофизиологические механизмы развития внимания у детей старшего дошкольного возраста……………………. 7-22
1.2. Особенности внимания у детей старшего дошкольного возраста с нарушением речи………………………………………………………… 22-32
Глава 2. Экспериментальное исследование внимания у детей старшего дошкольного возраста с нарушением речи………………….. 33-53
2.1. Организация и методы исследования……………………………… 33-42
2.2. Результаты экспериментальной работы……………………………. 42-52
2.3. Методические рекомендации по развитию внимания детей старшего дошкольного возраста с нарушением речи………………….. 52-54
Заключение……………………………………………………………..... 55-56
Литература……………………………
Стабильность темпа деятельности у дошкольников с общим недоразвитием речи имеет тенденцию к снижению в процессе работы. Следовательно, чем дольше ребёнок сосредотачивает своё внимание на объекте или действии, тем интенсивнее возрастает его усталость и отвлечённость.
Распределение
внимания между речью и практическим
действием для детей с
У детей с общим недоразвитием речи ошибки внимания присутствуют на протяжении всей работы и далеко не всегда самостоятельно замечаются и устраняются ими. Характер ошибок и их распределение во времени качественно отличаются от нормы. Это проявляется в рассеянности внимания – неспособности сосредоточиться на чем – либо определенном в течение длительного времени. При этом рассеянность может проявляться как в неспособности к сосредоточению, так и в чрезмерной концентрации на одном объекте деятельности.
Все виды контроля за деятельностью (упреждающий, текущий и последующий) часто являются несформированными или значительно нарушенными, причем наиболее страдает упреждающий, связанный с анализом условий задания, и текущий (в процессе выполнения задания) виды контроля. Последующий контроль (контроль по результату), его отдельные элементы проявляются в основном при дополнительной помощи педагога: требуется повтор инструкции, показ образца, конкретные указания и т.д. Особенности произвольного внимания у детей с недоразвитием речи ярко проявляются в характере отвлечений. Так, если для детей с нормой речевого развития в процессе деятельности характерна тенденция к отвлечению «на экспериментатора» (дети смотрят на экспериментатора, пытаются определить по его реакции, правильно или нет они выполняют то или иное задание), то для детей с патологией речи преимущественными видами отвлечения являются следующие: «осуществляет действия, не связанные с выполнением задания». По мнению О.Н. Усановой и Ю.Ф. Гаркуша низкий уровень произвольного внимания у детей с тяжелыми нарушениями речи приводит к несформированности или значительному нарушению у них структуры деятельности (11).
Таким
образом, внимание детей с речевыми
нарушениями характеризуются
Обобщая вышеизложенное, у детей с ОНР III уровня можно отметить следующие особенности внимания:
-
неспособность сохранять
-
снижение избирательного
-
снижение внимания в
ГЛАВА 2. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ
ИССЛЕДОВАНИЕ РАЗВИТИЯ
СВОЙСТВ ВНИМАНИЯ У
ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО
ВОЗРАСТА С НАРУШЕНИЕМ
СЛУХА
2.1.
Организация и методы
исследования
На
основе теоретического анализа научной
и теоретической литературы по проблеме
нами было организовано и проведено
экспериментальное
В ходе организации и проведения исследования решались следующие задачи:
Экспериментальное исследование было проведено на базе МДОУ ЦРР № 43 «Золотой петушок» г. Ессентуки. В эксперименте участвовали 2 группы респондентов. Первую (контрольную) группу составляли 10 детей в возрасте от 5 до 6 с нормальным психологическим развитием.
Вторая (экспериментальная) группа была сформирована в количестве 10 дошкольников того же возраста с нарушением речи: диагноз ОНР III уровня.
Таким образом, всего экспериментатором было охвачено 20 дошкольников в возрасте от 5 до 6 лет.
Эксперимент проводился в несколько этапов. На первом этапе – подготовительном, проводилось изучение и анализ медико – психолого – педагогической документации на каждого ребёнка, сбор анамнестических данных методом беседы с педагогами, изучением анамнестических частей развития ребёнка.
Целью второго этапа являлось изучение специфических особенностей внимания детей старшего дошкольного возраста с ОНР III уровня. Вопросами разработки методов исследования внимания занимались такие исследователи, как А. А. Осипова, В. М. Коган, И. Л. Баскакова, В. С.Мухина и др.
Для реализации поставленной цели нами были подобраны методики и диагностические процедуры, использование которых опиралось на следующие принципы:
Нами были выделены критерии, в соответствии с которыми были подобраны методики диагностики:
Критерии | Методики |
1) Объём внимания | «Запомни и расставь точки» |
2) Устойчивость внимания | «Тест переплетённых линий» |
3) Переключение внимания | «Треугольники» |
4) Переключение и распределение внимания | «Проставь значки» |
5) Продуктивность и устойчивость внимания | «Нади и вычеркни» |
Методика № 1 «Запомни и расставь точки».
Цель: распределение объёма внимания.
Описание: ребёнок работает по инструкции с восьмью малыми квадратами, на которых изображены точки. Квадраты сложены стопкой в порядке возрастания количества точек (от 2 до 9). Ребёнку последовательно сверху вниз показывается (на 1-2 секунды) каждая из восьми карточек с точками. И после каждой демонстрации предлагается воспроизвести по памяти увиденные точки – нанести их на пустую карточку за 15 секунд.
Оборудование: набор карточек из восьми малых квадратов, сложенных в стопку в порядке возрастания количества точек, пустые карточки для заполнения, часы с секундной стрелкой, протокол, простые карандаши.
Фиксируемые параметры:
t – время выполнения; N – количество правильно воспроизведённых точек.
Объём внимания оценивается по 10- балльной системе:
Баллы | Воспроизведённые точки |
10 | 6 и более |
8-9 | 4-5 |
6-7 | 3-4 |
4-5 | 2-3 |
0-3 | 1 |
Оценка результатов проводится по следующим нормативам:
Баллы | Уровень развития объёма внимания |
10 | Очень высокий |
8-9 | Высокий |
6-7 | Средний |
4-5 | Низкий |
0-3 | Очень низкий |
Методика № 2 «Тест переплетённых линий».
Цель: определение уровня развития устойчивости внимания.
Описание: ребёнку предлагается рисунок с переплетёнными линиями. Начало каждой линии имеет номер слева, а концы линий пронумерованы справа. Номер начала и конца одной и той же линии не совпадают. Ребёнку следует проследить по порядку все линии глазами, без помощи рук, и найти конец каждой линии. При этом вслух называть номер начала линии и её конца. Необходимо фиксировать время, затраченное на весь тест, а также остановки, ошибки. На всё задание отводиться не более четырёх минут.
Оборудование: лист с переплетёнными линиями, протокол для фиксации параметров, часы с секундной стрелкой.
Фиксируемые параметры: время выполнения, затраченное на весь тест, а также остановки, ошибки.
Нормативы:
-
высокая устойчивость внимания
– равномерный темп выполнения,
8 секунд на каждую линию,
- средняя устойчивость – без ошибок, время в пределах 1,5 – 2 минут (или 1-2 ошибки, но быстрее темп)
-
очень низкая – большее число
ошибок.
Методика № 3 «Треугольники».
Цель:
определение переключаемости
Описание: по указанию ребёнок рисует треугольники 2-3 строки. По количеству ошибок определяется уровень развития переключаемости произвольного внимания.
Оборудование: лист бумаги, простой карандаш, протокол.
Фиксируемые параметры: ошибки при выполнении задания.
Нормативы:
Результат и его интерпретация | Балл |
1. Ребёнок правильно выполняет второе задание, достаточная концентрация внимания и устойчивости внимания, отсутствие даже лёгких признаков инертности | 5 |
2.
Ошибки при рисовании первых
трёх фигур второго задания,
затем правильно – слабо |
4 |
3.
Исправленные ошибки по ходу
выполнения второго задания –
нарушение переключаемости ( |
3 |
4.
Первые три треугольника |
2 |
5.
Отказ от выполнения второго
задания, сразу ошибки, выраженные
нарушения переключаемости (« |
1 |