Особенности детей с нарушением речи

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Февраля 2012 в 14:01, реферат

Краткое описание

Поток информации, расширение человеческих контактов, развитие многообразных форм массовой культуры, рост темпа жизни приводят к увеличению объёма знаний, необходимых для жизни современному человеку.
Дошкольный период – это ответственный период в жизни и психическом развитии ребёнка. В это время закладываются основы всех психических свойств и качеств личности, познавательных процессов. Особое значение занимает развитие внимания и его основных свойств.

Содержание

Введение…………………………………………………………………... 3-6
Глава 1. Теоретические основы исследования проблемы внимания у детей старшего дошкольного возраста с нормальным психофизическим развитием и нарушением речи…………………….. 7-32
1.1.Психологические и психофизиологические механизмы развития внимания у детей старшего дошкольного возраста……………………. 7-22
1.2. Особенности внимания у детей старшего дошкольного возраста с нарушением речи………………………………………………………… 22-32
Глава 2. Экспериментальное исследование внимания у детей старшего дошкольного возраста с нарушением речи………………….. 33-53
2.1. Организация и методы исследования……………………………… 33-42
2.2. Результаты экспериментальной работы……………………………. 42-52
2.3. Методические рекомендации по развитию внимания детей старшего дошкольного возраста с нарушением речи………………….. 52-54
Заключение……………………………………………………………..... 55-56
Литература……………………………

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая (особенности детей снаруш. речи).doc

— 406.50 Кб (Скачать файл)
 

      Методика  № 4 «Проставь значки».

      Цель: выявление оценки переключения и  распределения внимания ребёнка.

      Описание: перед началом выполнения задания  ребёнку показывается рисунок и объясняют как с ним работать. Эта работа заключается в том, чтобы в каждом из квадратиков, треугольников, кружков и ромбиков проставить тот знак, который задан вверху на образце, то есть, соответственно, галочку, черту, плюс или точку. Задание выполняется в течение двух минут, а общий показатель переключения и распределения внимания определяется по формуле:

      S = (0,5N – 2,8n) / 120

      Где S – показатель переключения и распределения внимания; N – количество геометрических фигур, просмотренных и помеченных соответствующими знаками в течение двух минут; n – количество ошибок, допущенных во время выполнения задания. Ошибками считаются неправильно поставленные знаки или пропущенные, т.е. не помеченные соответствующими знаками, геометрические фигуры.

      Оценка  результатов:

      10 баллов – показатель S больше чем 1,00

      8 - 9 баллов – показатель S находится в пределах от 0, 75 до 1,00

      6 – 7 баллов – показатель S располагается в пределах от 0, 50 до 0, 75

      4 – 5 баллов – показатель S находится в интервале от 0, 25 до 0,50

      0 – 3 балл – показатель S находится в пределах от 0, 00 до 0, 25

      Выводы  об уровне развития:

      10 баллов – очень высокий 

      8-9 баллов – высокий

      6-7 баллов – средний

      4-5 баллов – низкий

      0-3 баллов – очень низкий

      Методика  № 5 «Найди и вычеркни».

      Цель: диагностика продуктивности и устойчивости внимания у детей 5 -7 лет.

      Описание: ребёнок работает по инструкции с  рисунком, на котором в случайном  порядке изображены простые фигуры. Даётся задание искать и разными способами зачёркивать две неодинаковые фигуры. Ребёнок работает 2, 5 минуты, в течение которых пять раз подряд (через каждые 30 секунд) говорят «начинай» и «стоп». На рисунке следует отметить то место, где даются соответствующие команды.

      Оборудование: рисунок с изображением простых  фигур, часы с секундной стрелкой, протокол для фиксации параметров внимания, простые карандаши.

      Фиксируемые параметры: t – время выполнения задания; N – количество изображений предметов, просмотренных за всё время работы, а так же отдельно за каждый 30-секундный интервал; n – количество допущенных ошибок.

      Обработка результатов:

      Вначале подсчитывается количество предметов  на рисунке, просмотренных ребёнком за всё время выполнения задания, а так же отдельно за каждый 30-секундный интервал. Полученные значения подставляются в формулу, по которой определяется показатель уровня развития у ребёнка одновременно двух свойств внимания: продуктивности и устойчивости.

      S = (0,5N – 2,8n) / t

      Где S – показатель продуктивности и устойчивости внимания обследованного ребёнка; N – количество просмотренных предметов; n – количество допущённых ошибок; t – время выполнения задания.

      По  приведённой выше формуле определяется шесть показателей (для каждого 30- секундного интервала). Соответственно переменная t в методике будет принимать значение 150 и 30.

      Оценка  результатов:

      Баллы       Показатель  S
      10       Выше 1, 25
      8 – 9       1 – 1, 25
      6 – 7       0, 75 – 1
      4 – 5       0, 50 – 0, 75
      2 – 3       0, 24 – 0, 50
      0 – 1       0 – 0,2

      Нормативы:

      Баллы Продуктивность  и устойчивость внимания
      10       Очень высокая
      8 – 9       Высокая
      4 - 7       Средняя
      2 – 3       Низкая
      0 - 1       Очень Низкая
 

         Итоговая оценка результатов исследования предполагает как количественные, так и качественные их обобщения. Для проведения количественного обобщения нами был использован метод интервального оценивания, описанный А.И. Щербаковым в книге «Практикум по общей психологии», который позволил выделить следующие уровни:

     11 – 15  баллов - высокий уровень  развития свойств внимания;

     6 – 10 баллов – средний уровень;

     5 и менее баллов – низкий уровень.

     Качественная  оценка результатов исследования свойств  внимания предполагает по нашему мнению выделения трех основных уровней  сформированности:

№ п/п Уровни внимания Характеристика 
1 Высокий Цель задания удерживается на протяжении всего периода выполнения задания. Дети следуют указаниям, а затем самостоятельно продолжают выполнять задание, постоянно сверяясь с образцом; активно демонстрируют свои знания, мало отвлекаются. Показатели сосредоточенности, концентрации, объема, переключения и распределения достаточно высоки. Результаты выполнения задания дети оценивают адекватно.
2 Средний Дети не могут надолго удерживать цель задания, приступают к выполнению заданий, если они носят насыщенный эмоциональный игровой характер. Долговременное удержание их внимания на одном виде деятельности очень затруднительно. Показатели объема и концентрации внимания снижены, так как дети не способны удерживать в поле зрения несколько объектов одновременно. Отмечаются трудности переключения внимания с одного вида деятельности на другой, при этом не достигая результатов продуктивной деятельности. Распределение внимания между речью и практическим действием оказывается трудной задачи. При выполнении заданий требуется не только присутствие взрослого, но и активное его участие на всех этапах планирования и контроля результатов работы.
3 Низкий  Цель заданий не удерживается детьми на протяжении всего хода выполнения задания. Дети очень неохотно принимаются за выполнение заданий, часто отвлекаются на зрительные образы. Наблюдается уход и отвлечение от сути задания. Им трудно удерживать внимание на объекте или задании даже на незначительное время. Показатели переключения, распределения, объема значительно снижены. Дети не могут самостоятельно выполнять задание, им необходимо присутствие взрослого. В большинстве случаев результаты работы оцениваются неадекватно

      Результаты, полученные нами в ходе проведения констатирующего этапа экспериментального исследования были занесены нами в сводные таблицы и отражены в параграфе 2.2. 

      2.2. Анализ результатов экспериментального исследования 

      Проведенное исследование позволяет констатировать, что у дошкольников с ОНР III  уровня существуют определенные специфические особенности внимания, обусловленные наличием и структурой слухового дефекта. В процессе диагностики нами было отмечено, что у детей  с нарушением речи возникают определенные трудности при выполнении заданий на выявление уровня развития внимания, тогда как у дети с нормальным речевым развитием, с выполнением задания справлялись легче. На выполнение одного и того же задания в экспериментальной группе уходило больше времени, чем в контрольной.

      Результаты  экспериментального исследования мы отразили в таблицах, которые позволили сделать нам сравнительный анализ детей с нормальным речевым развитием и детей, имеющих диагноз: ОНР III уровня. 

      Проведенное исследование констатирует у дошкольников с ОНР III уровня следующие ошибки:

      При проведении методики №1 «Запомни и расставь точки» в экспериментальной группе дети допускали большое количество ошибок при воспроизведении увиденных на карточках точек. Следует отметить, что у детей с ОНР III уровня по сравнению с детьми в норме уменьшен объем внимания, снижена скорость запоминания и воспроизведения информации.

Результаты  тестирования по методике №1 в экспериментальной группе:

Таблица №1

Ф. И. ребёнка Баллы Нормативы
Антон Р. 4 Средний
Ира Б. 4 Средний
Лиза  В. 3 Низкий
Кристина  А. 4 Средний
Денис Л. 3 Низкий
Антон Л. 3 Низкий
Влад  Д. 2 Очень низкий
Сергей  Т. 3 Низкий
Анна В. 2 Очень низкий
Катя  Б. 4 Средний
 

      По  результатам проведенной методики можно отметить, что в экспериментальной группе 4 ребёнка имеют средний уровень объёма внимания, 4 ребёнка – низкий уровень и 2 ребёнка имеют очень низкий уровень объёма внимания.

      Рассмотрим  результаты тестирования по методике №1 в контрольной группе:

Таблица №2

Ф. И. ребёнка Баллы Нормативы
Саша  Б. 3 Низкий
Настя Т. 7 Очень высокий
Лиза  А. 5 Высокий
Женя  Г. 8 Очень высокий
Наташа  П. 3 Низкий
Аня А. 4 Средний
Саша  У. 4 Средний
Настя М. 8 Очень высокий
Саша  Ш. 5 Высокий
Лера  У. 5 Высокий
 

      По  результатам данной методики можно  выделить 3 ребёнка с очень высоким  уровнем объёма внимания,  3 детей  с высоким объёмом внимания, 2 ребёнка со средним и 2 ребёнка  с низким уровнем внимания. Полученные данные позволяют сделать вывод о том, что объем внимания у детей с нормальным психофизическим развитием сформирован на более высоком уровне, чем у детей экспериментальной группы.

      При выполнении методики №2 «Тест переплетённых  линий» в экспериментальной группе дети допускали ошибки, делали много остановок, затрачивали большее количество времени по сравнению с контрольной группой и постоянно пытались проследить пальцем путь линии. Дети  контрольной группы также испытывали определенные затруднения в выполнении, но темп выполнения более равномерный, они допустили меньшее количество ошибок.

Информация о работе Особенности детей с нарушением речи