Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Февраля 2012 в 14:01, реферат
Поток информации, расширение человеческих контактов, развитие многообразных форм массовой культуры, рост темпа жизни приводят к увеличению объёма знаний, необходимых для жизни современному человеку.
Дошкольный период – это ответственный период в жизни и психическом развитии ребёнка. В это время закладываются основы всех психических свойств и качеств личности, познавательных процессов. Особое значение занимает развитие внимания и его основных свойств.
Введение…………………………………………………………………... 3-6
Глава 1. Теоретические основы исследования проблемы внимания у детей старшего дошкольного возраста с нормальным психофизическим развитием и нарушением речи…………………….. 7-32
1.1.Психологические и психофизиологические механизмы развития внимания у детей старшего дошкольного возраста……………………. 7-22
1.2. Особенности внимания у детей старшего дошкольного возраста с нарушением речи………………………………………………………… 22-32
Глава 2. Экспериментальное исследование внимания у детей старшего дошкольного возраста с нарушением речи………………….. 33-53
2.1. Организация и методы исследования……………………………… 33-42
2.2. Результаты экспериментальной работы……………………………. 42-52
2.3. Методические рекомендации по развитию внимания детей старшего дошкольного возраста с нарушением речи………………….. 52-54
Заключение……………………………………………………………..... 55-56
Литература……………………………
1.2.
Особенности внимания
у детей старшего
дошкольного возраста
с нарушениями речи
В
старшем дошкольном возрасте происходит
интенсивное развитие интеллектуальной,
нравственно-волевой и
Внимание является одним из важнейших показателей при оценке психического развития ребёнка, а так же имеет ряд особенностей, присущих детям старшего дошкольного возраста. Одной из специфических особенностей внимания дошкольников является его непроизвольный характер: оно легко и быстро отвлекается на любой внешний раздражитель, мешающий процессу обучения. Ряд отечественных психологов (Д. Б. Эльконин, Л. С. Выготский, А. В. Запорожец, Н. Ф. Добрынин) связывают данную особенность с возрастными психологическими особенностями детей дошкольного возраста. По мере расширения интересов ребёнка, внимание привлекается к более широкому кругу явлений, действий и предметов (7).
Ориентировка детей в дошкольном возрасте сильно развита и в то же время очень несовершенна. Они весьма наблюдательны и всё же нередко не видят того, что, кажется, не может остаться незамеченным. Такая противоречивость детского внимания в этом возрасте вполне понятна. Они ещё не умеют производить отбор объектов, а также их частей, сторон, имеющих наибольшее значение. С другой стороны, они способны обратить внимание на тысячи всевозможных мелочей, которые для взрослого остаются незамеченными, благодаря чему дети нередко поражают своей «исключительной» наблюдательностью.
Произвольное внимание начинает формироваться в дошкольном возрасте, а связано это в первую очередь с возрастанием роли речи в регулировании поведения ребёнка. Развитие произвольного внимания зависит от условий и характера деятельности. Большое значение при этом имеет соотношение между тем, что интересует и тем, что он должен выполнить, то есть заданием. При наличии тесной связи между данными условиями поддерживается произвольное внимание. Хотя дошкольники и начинают овладевать произвольным характером внимания, но не следует забывать, что непроизвольное внимание остаётся преобладающим на протяжении всего дошкольного возраста.
Детям
тяжело сосредоточить своё внимание
на непонятном, трудном, они быстро
отвлекаются и очень плохо
умеют управлять своим
Развитие
внимания в онтогенезе анализировал
Л. С. Выготский. Он писал, что «культура
развития внимания заключается в
том, что при помощи взрослого
ребёнок усваивает ряд
Внимание старшего дошкольника тесно связано с мышлением, которое носит наглядно – образный характер. Следовательно, дети всё своё внимание направляют на отдельные признаки, части предмета, но с совершенствованием мыслительной деятельности дети постепенно становятся способными к сосредоточению своего внимания на главные признаки предметов.
Так же своеобразной возрастной чертой внимания ребёнка является сочетание его инертности и неустойчивости. Инертность проявляется в способности к поглощенности каким-нибудь занятием, при которой ребёнок может не реагировать на важные для него события, впечатления или же действия. А с другой стороны ребёнок неожиданно отвлекается на случайные обстоятельства и как следствие меняет характер своей деятельности (3).
Недостаточно
развита и способность
В
старшем дошкольном возрасте заметно
возрастает устойчивость внимания. Это
связано с усложнением
Ещё одной особенностью внимания старших дошкольников является узость объёма внимания. С физиологической точки зрения это связано с возрастными особенностями концентрации нервных процессов, следовательно, дошкольники не могут провести классификацию сразу по нескольким признакам. По мнению Ж. Пиаже, узость поля внимания ребёнка связана с трудностью, а подчас невозможностью осуществить мыслительный синтез. Ребёнок видит и замечает многое, но он ещё не способен организовать своё наблюдение (2).
Значительно возрастает и круг объектов, на которые обращается внимание. Если в преддошкольном возрасте внимание привлекается главным образом объектами, вызывающими какие-то чувства, то в дошкольном возрасте интерес вызывается не только эмоциями, но и формирующимися у ребёнка интеллектуальными интересами.
Таким образом, у дошкольников внимание носит непроизвольный характер. Переломный момент в развитии внимания связан с тем, что дети впервые начинают сознательно управлять своим вниманием, направляя и удерживая его на определенных предметах. Для этой цели старший дошкольник использует способы, которые он перенимает у взрослых.
К концу дошкольного возраста постепенно появляется опыт управления своим вниманием, умение более или менее самостоятельно его организовывать, сознательно направлять на определённые предметы, явления.
Развитие речи зависит от состояния путей и центров головного мозга и всей высшей нервной деятельности в целом. Развитие речевой функции происходит с рождения ребенка и в основном заканчивается к пяти годам (в норме). Нарушения речи имеют различный характер в зависимости от вызвавшей их причины и проявляются в искаженном произношении звуков, в нарушении ритма и темпа речи, в ее общем недоразвитии, что влечет за собой нарушение всех сторон речи (звукопроизношения, фонематического слуха, грамматического строя).
В исследованиях А.Р. Лурия, Ф. Я. Юдович указывается, что при нарушениях речи страдают межфункциональные связи, возникают диспропорции и асинхронии в развитии различных психических функций. Отмечается, что в этих случаях изменяются способы коммуникации, социальной адаптации в сторону их деструкции, ограничивается способность детей к приему и переработке информации. При ОНР 3 уровня, по мнению ряда авторов, уменьшается объем информации, которая может быть принята в единицу времени; снижается точность принимаемой информации, замедляется ее переработка (А.Н. Кожевников, А.И. Мещеряков, Л.И. Чистович и др.) Другими словами, неуклонно формируется база не только для экзогенно-органического поражения мозга, но и для аномальной личностной изменчивости в сторону диапазона пограничной аномальной личности.
Специфические особенности интеллектуального развития детей с речевой патологией обусловлены в значительной мере механизмом и структурой речевого дефекта.
Общее недоразвитие речи — это речевая патология, при которой отмечается стойкое отставание в формировании всех компонентов языковой системы: фонетики, лексики и грамматики (Правдина О.В.,1973).
Общее недоразвитие речи (ОНР) — сложное речевое расстройство, при котором у детей с нормальным слухом и первично сохранным интеллектом отмечается позднее начало развития речи, скудный запас слов, аграмматизм, дефекты произношения и фонемообразования. Эти проявления в совокупности указывают на системное нарушение всех компонентов речевой деятельности.
Большой интерес представляют работы Р.Е. Левиной, в которых используется системный подход к анализу речевых нарушений у детей. Каждое проявление аномального речевого развития рассматривается автором на фоне причинно-следственной зависимости. (36, С. 145)
Общее недоразвитие речи имеет разную степень выраженности: от полного отсутствия речевых средств общения до развернутой речи с элементами фонетического и лексико-грамматического недоразвитая. Исходя из коррекционных задач, Р.Е. Левиной была предпринята попытка сведения многообразия речевого недоразвития к трем уровням. Каждый уровень характеризуется определенным соотношением первичного дефекта и вторичных проявлений, задерживающих формирование речевых компонентов. Переход от одного уровня к другому характеризуется появлением новых речевых возможностей. (36, С. 147)
Первый уровень речевого развития характеризуется почти полным отсутствием словесных средств общения или весьма ограниченным их развитием в тот период, когда у нормально развивающихся детей речь оказывается уже полностью сформированной. (36, С. 147) На этом уровне недоразвития речи наблюдается нарушение процесса мыслительных операций. Ребенок не может выделить существенные признаки предмета, практически неподвластны детям с ОНР 1 уровня процессы анализа, синтеза и абстагирования.
Волкова Л.С характеризует 1 уровень ОНР как полное или частичное отсутствие общеупотребительной речи. Дети общаются с окружающими, используя «лепетные» слова, неполные, «лепетные» предложения, подкрепляя высказывания жестами и мимикой. (11, С. 87)
Описывая второй уровень речевого развития, Р.Е Левина указывает на возросшую речевую активность детей. У них появляется фразовая речь. На этом уровне фраза остается искаженной в фонетическом и грамматическом отношении. Отмечается смешение падежных окончаний, многочисленные ошибки в употреблении родительного падежа множественного числа существительных, в употреблении числа и рода глаголов, в согласовании прилагательных и числительных с существительными. Часто дети со 2 уровнем речевого развития употребляют существительные в именительном падеже, а глаголы в инфинитиве или форме 3-го лица единственного и множественного числа настоящего времени. Характерным остается резко выраженный аграмматизм. На этом уровне развития дети начинают употреблять некоторые предлоги, которые используются ими неправомерно: смешиваются по значению или опускаются вообще. Союзы и частицы употребляются редко. (36, С. 148) На этом уровне недоразвития речи наблюдается сильное торможение процесса мыслительных операций.
Третий уровень речевого развития характеризуется появлением развернутой обиходной речи без грубых лексико-грамматических и фонетических отклонений. У детей с ОНР III уровня в отличие от более сложных форм речевой патологии наблюдается замедление процесса таких мыслительных операций как анализ, синтез и абстрагирование.
Клинико-физиологические и психолого-педагогические исследования, а также наблюдения логопедов-практиков свидетельствуют о том, что детям с ОНР 3 уровня свойственны особенности и своеобразие психических процессов: внимания, восприятия, памяти, мышления (Г.И. Ангушев, Н.А. Василенко, ГА. Волкова, Л.А. Данилова, Е.М. Мастюкова, Е.Ф. Соботович, О.Н. Усанова и др.).
Внимание детей с речевым недоразвитием характеризуется рядом особенностей: неустойчивостью, более низким уровнем показателей произвольного внимания, трудностями в планировании своих действий. Дети с трудом сосредотачивают внимание на анализе условий, поиске различных способов и средств в решении задач (11).
У детей с общим недоразвитием речи отмечается такое нарушение внимания, как отвлекаемость – непроизвольное перемещение предмета с одного объекта на другой. Оно возникает при действии посторонних раздражителей на ребенка, занятого в этот момент какой – либо деятельностью.
Обеспечение
первоначальной фиксации внимания на
объекте выступает как ведущая
предпосылка устойчивого
Произвольное внимание формируется в дошкольном возрасте в связи с общим возрастанием роли речи в регулировании поведения ребёнка. Для детей слово взрослого приобретает доминирующую роль в направленности и избирательности их внимания.
Обнаруживаются различия в проявлении произвольного внимания в зависимости от модальности раздражителя (зрительной или слуховой): детям с общим недоразвитием речи III уровня гораздо труднее сосредоточить внимание на выполнении задания в условиях словесной инструкции, чем в условиях зрительной. В первом случае наблюдается большее количество ошибок, связанных с нарушением грубых дифференцировок по цвету, форме, расположению фигур (11).