Особенности детей с нарушением речи

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Февраля 2012 в 14:01, реферат

Краткое описание

Поток информации, расширение человеческих контактов, развитие многообразных форм массовой культуры, рост темпа жизни приводят к увеличению объёма знаний, необходимых для жизни современному человеку.
Дошкольный период – это ответственный период в жизни и психическом развитии ребёнка. В это время закладываются основы всех психических свойств и качеств личности, познавательных процессов. Особое значение занимает развитие внимания и его основных свойств.

Содержание

Введение…………………………………………………………………... 3-6
Глава 1. Теоретические основы исследования проблемы внимания у детей старшего дошкольного возраста с нормальным психофизическим развитием и нарушением речи…………………….. 7-32
1.1.Психологические и психофизиологические механизмы развития внимания у детей старшего дошкольного возраста……………………. 7-22
1.2. Особенности внимания у детей старшего дошкольного возраста с нарушением речи………………………………………………………… 22-32
Глава 2. Экспериментальное исследование внимания у детей старшего дошкольного возраста с нарушением речи………………….. 33-53
2.1. Организация и методы исследования……………………………… 33-42
2.2. Результаты экспериментальной работы……………………………. 42-52
2.3. Методические рекомендации по развитию внимания детей старшего дошкольного возраста с нарушением речи………………….. 52-54
Заключение……………………………………………………………..... 55-56
Литература……………………………

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая (особенности детей снаруш. речи).doc

— 406.50 Кб (Скачать файл)

    Однако устойчивость внимания не означает его статичности. Устойчивость тесно связана с динамическими характеристиками внимания, например с его колебаниями (пунктуациями). Динамика внимания проявляется в сдвигах устойчивости в течение длительного периода работы, который подразделяется на следующие стадии сосредоточения: первоначальное вхождение в работу, достижение сосредоточения внимания затем микроколебания, преодолеваемые путем волевых усилий, снижение сосредоточенности и работоспособности при усилении усталости (34).

    Концентрация внимания – это степень сосредоточения. Сосредоточенным называется внимания, направленное на какой-либо один объект или вид деятельности и не распространяющиеся на другие. Концентрация (сосредоточенность) внимания на одних объектах предполагает одновременное отвлечение от всего постороннего. Сосредоточенность – необходимое условие осмысления и запечатления поступающей в мозг информации. При этом отражение становится более ясным и отчетливым. Сосредоточенное внимание отличается высокой интенсивностью, что необходимо для выполнения важных видов деятельности. Физиологической основой сосредоточенного внимания являются оптимальная интенсивность возбудительных процессов тех участков коры головного мозга, которое связаны с данным видом деятельности при одновременном развитии сильных тормозных процессов в остальных частях коры.

    Сосредоточенное внимание характеризуется резко  выраженными внешними признаками: в  соответствующей позе, мимике, выразительном  живом взгляде, быстрой реакции, в торможении всех лишних движений.(6)

    Способность человека удерживать в центре внимания определенное число объектов одновременно называется распределением внимания. Это одновременное внимание к двум или нескольким объектам при одновременном выполнении действий с ними или наблюдение за ними. Распределенное внимание является необходимым  условием для успешного выполнения многих видов деятельности, требующих одновременного выполнения разнородных операций.(32)

    Рассматривая  распределение внимания, необходимо учитывать, что трудность представляет совмещение двух и более видов умственной деятельности, легче совмещать двигательную и умственную деятельность, для успешного выполнения одновременно двух видов деятельности один вид деятельности должен быть доведен до автоматизма.

    Способность к сосредоточенному или, наоборот, к распределенному вниманию формируется в процессе практической деятельности путем упражнений и накопления соответствующих навыков (44).

    Переключение  внимания – это сознательное и  осмысленное перемещение внимания с одного объекта на другой или с одной деятельности на другую в связи с постановкой новой задачи. В целом переключаемость внимания означает способность быстро ориентироваться в сложной ситуации. Переключение внимания всегда сопровождается некоторым нервным напряжением, которое выражается в волевом усилии. Переключение внимания проявляется в преднамеренном переходе субъекта от одного вида деятельности к другой, от одного объекта к другому, от одного действия к другому.

    Возможные причины переключения внимания: требования выполняемой деятельности, включение в новую деятельность, усталость.

    Переключение  бывает полным (завершенным) и неполным (незавершенным). Легкость и успешность переключения внимания зависят: от отношений  между предшествовавшей и последующей  деятельностью, от завершенности предшествующей деятельности, либо ее незавершенности, от отношения субъекта к той или иной деятельности (чем интереснее, тем легче переключиться, и наоборот), от индивидуальных особенностей субъекта (типа нервной системы, индивидуального типа и другие), от значительности цели деятельности для человека, ее ясности, четкости. Переключаемость внимания относится к числу тренируемых качеств (48).

    Внимание  является одним из важных показателей  при оценке психического развития ребенка. В дошкольном возрасте внимание имеет ряд специфических особенностей, знание и учет которых важны как с точки зрения психодиагностики готовности ребенка к школьному обучению, так и для организации оптимальных условий обучения и воспитания.

    Развитие  внимания в старшем дошкольном возрасте связано с появлением новых интересов, расширением кругозора, овладение новыми видами деятельности. Старший дошкольник все больше обращает внимание на те стороны действительности, которые раньше оставались вне его внимания (6).

    Многие  исследователи, в том числе В.С. Мухина, Л.С. Выготский и другие, подчеркивают наличие общих закономерностей в  развитии внимания у дошкольников. В дошкольном возрасте под влиянием новых видов деятельности и новых требований перед ребенком возникают особые задачи – сосредоточить и удержать на чем-то внимание, он начинает использовать определенные способы, усваиваемые от взрослых. (32)

    В старшем дошкольном возрасте происходит следующие изменения: расширяется  объем внимания, возрастает устойчивость внимания, формируется произвольное внимание.

    Объем внимания в значительной степени  зависит от прошлого опыта и развития ребенка. Старший дошкольник способен удерживать в поле зрения небольшое  количество предметов или явлений (23).

    У шестилетних детей объем внимания недостаточен, особенно при распознавании сложных и малоразличимых объектов (букв, цифр, знаков, рассказов, картинок), что ведет к ошибочному узнаванию.

    На  расширения объема внимания большое  влияние оказывает речь, самостоятельность  поведения и разнообразие деятельности. Эти изменения не ограничиваются только увеличением воспринимаемых одновременно предметов, и с одинаковой ясностью. Существенное значение имеет то, что объектом познания и внимания становится не только конкретный предмет, но и его связи с другими вещами, особенно функциональные.

    Объем внимания – это та его характеристика, которая определяет эффективность  любого вида обучения, поскольку мыслительный акт предполагает одновременное  объединение, совмещение и удержание нескольких объектов в поле внимания. Именно поэтому дошкольники не могут провести классификацию сразу по двум и тем более по трем признакам.

    Узкий объем внимания в сочетании с  трудностями распределения не позволяет  дошкольнику проводить наблюдение и давать оценку последствий, к которым проводят или приведут его собственные действия.(6)

    Для расширения объема внимания необходимо не просто включение все большего количества учитываемых признаков, условий компонентов задачи, но так  же их ассимиляцию, включение в структуру  опыта, что требует зрелости соответствующих механизмов.

    На  протяжении дошкольного возраста внимание ребенка становится не только устойчивее, но и эффективнее. Особенно это ярко проявляется в формировании у ребенка произвольного действия. К концу дошкольного возраста постепенно появляется опыт управления своим вниманием, умение более или менее самостоятельно его организовывать, сознательно направлять на определенные предметы, явления, удерживаться на них (23).

    В связи с усложнением деятельности детей и их общим умственным развитием, внимание приобретает большую сосредоточенность и устойчивость.  
       Устойчивое внимание дает возможность последовательно познавать предметы внешнего мира во всем многообразии их свойств и отношений; благодаря чему опыт ребенка обогащаться новым содержанием. Устойчивое внимание имеет особенно большое значение для развития интеллектуальной деятельности ребенка. Оно дает возможность не соскакивать мышлению на посторонние связи, несущественные характеристики, незначимые эмоциональные образы. Устойчивое внимание позволяет удерживать выбранный способ действия, сохранять направленность мысли на переносном, условном смысле, что важно для выбора основания классификации объектов и ее последовательного осуществления (6).

    Наличие устойчивого внутренне направленного внимания, сосредоточенного на образах, мыслях и их связях, является необходимым условием формирования внутреннего плана действия, то есть для опосредованности внимания, характеризующей его как высшую психическую функцию.

    С возрастом все характеристики устойчивости внимания повышаются. Растет продолжительность сосредоточения и удержания его на объекте, уменьшается частота отвлечений, а так же сокращается длительность каждой паузы. Обеспечение первоначальной фиксации внимания на объекте выступает как ведущая предпосылка сосредоточенного  и устойчивого внимания (19).

    Начиная со старшего дошкольного возраста, дети становятся способными удерживать внимание на действиях, которые оказываются  для них интеллектуально значимыми, например, а играх-головоломках, загадках, заданиях учебного типа.

    Таким образом, внимание в старшем дошкольном возрасте становится более устойчивым. Это дает ребенку возможность  выполнять под руководством педагога определенную работу, пусть даже не интересную. Ребенок не отвлекается, если понимает, что дело нужно довести до конца, даже если появилась более привлекательная перспектива. Поддержание устойчивости внимания, фиксация его на объекте определяется развитием любознательности, познавательных процессов (6).

    Устойчивость  внимания зависит от характера действующего раздражителя. На протяжении старшего дошкольного возраста длительность отвлечений, вызванных различными раздражителями, снижается, то есть возрастает устойчивость внимания. Наиболее резкое снижение продолжительности отвлечение наблюдается у детей от 5,5 до 6,5 лет.

    Распределение внимания имеет особое значение во время учебы. Ребенок должен одновременно слушать взрослого и записывать, манипулировать объектами.

    Старшие дошкольники плохо распределяют внимание, у них еще нет опыта. Поэтому не следует ребенка заставлять одновременно выполнять два дела или при выполнении одного отвлекаться  на другое. Но постепенно необходимо приучать его к распределению внимания, ставить в такие условия, где это необходимо.(39)

    Способность к сосредоточенному или, наоборот, к распределенному вниманию формируется в процессе практической деятельности путем упражнений и накопления соответствующих навыков.

    Для дошкольников слово или жест взрослого приобретают доминирующую роль в направленности и избирательности их внимания. При помощи словесной инструкции взрослый целенаправленно привлекает внимание ребенка к тем способам и операциям, которые дают ребенку возможность достичь поставленной цели (33).

    В содержательном отношении избирательность  внимания дошкольника связана с  его мотивационной сферой, и прежде всего со значимостью отражаемых объектов. Несмотря на ярко выраженные типологические, индивидуальные и половые  различия, избирательность внимания во многом обусловлена возрастом ребенка.

    К шестилетнему возрасту могут быть сформированы основные элементы волевого действия – постановка цели, принятие решения, составление плана действия и  его выполнения, проявления волевых  усилий для преодоления препятствий и оценка результата. Каждая из указанных стадий требует от  ребенка согласованности различных видов активности, саморегуляция, саморегулирования всех свойств и характеристик внимания.

    В основе сохранения направленности внимания лежит возможность сопротивления отвлекающим фактором. Причем отвлекающими моментами могут быть не только внешние раздражители, но и внутренние, в виде эмоциональных состояний, посторонних ассоциаций и т.д (19).

    Для того, чтобы удерживать внимание в  определенном направлении при наличии отвлекающих факторов необходимо участие волевого усилия, напряжения. Однако дошкольники в силу возрастных возможностей психофизиологического порядка не могут длительно проявлять волевое напряжение, поскольку у них оно не достаточно осознаваться, истощаемо и подвержено колебаниям.

    Изменение деятельности ребенка может происходить  путем простой замены. Причиной прекращения  деятельности дошкольника может  быть наступающее истощение. Ребенок  начинает прекращать начатую деятельность независимо от того, решена поставленная задача или нет: только старшим дошкольникам удается довести работу до конца (34).

    Таким образом, изучив особенности развития внимания у детей старшего дошкольного  возраста с нормальным психофизическим  развитием можно сделать следующие выводы:

  1. К старшему дошкольному возрасту происходят существенные изменения в развитии основных свойств внимания, что связано с появлением новых интересов.
  2. Расширяется объём внимания - старший дошкольник способен удерживать в поле зрения 5-6 предметов.
  3. На протяжении дошкольного возраста внимание становится наиболее устойчивым и эффективным. Уменьшается частота отвлечений на окружаемые звуки и зрительные образы.
  4. Для детей старшего дошкольного возраста характерно распределение внимания между речью и практическими действиями.
  5. Переключение внимания у детей старшего дошкольного возраста требует активной перестройки психической деятельности, поэтому вызывает наибольшие затруднения и находится на стадии развития.

Информация о работе Особенности детей с нарушением речи