Особенности детей с нарушением речи

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Февраля 2012 в 14:01, реферат

Краткое описание

Поток информации, расширение человеческих контактов, развитие многообразных форм массовой культуры, рост темпа жизни приводят к увеличению объёма знаний, необходимых для жизни современному человеку.
Дошкольный период – это ответственный период в жизни и психическом развитии ребёнка. В это время закладываются основы всех психических свойств и качеств личности, познавательных процессов. Особое значение занимает развитие внимания и его основных свойств.

Содержание

Введение…………………………………………………………………... 3-6
Глава 1. Теоретические основы исследования проблемы внимания у детей старшего дошкольного возраста с нормальным психофизическим развитием и нарушением речи…………………….. 7-32
1.1.Психологические и психофизиологические механизмы развития внимания у детей старшего дошкольного возраста……………………. 7-22
1.2. Особенности внимания у детей старшего дошкольного возраста с нарушением речи………………………………………………………… 22-32
Глава 2. Экспериментальное исследование внимания у детей старшего дошкольного возраста с нарушением речи………………….. 33-53
2.1. Организация и методы исследования……………………………… 33-42
2.2. Результаты экспериментальной работы……………………………. 42-52
2.3. Методические рекомендации по развитию внимания детей старшего дошкольного возраста с нарушением речи………………….. 52-54
Заключение……………………………………………………………..... 55-56
Литература……………………………

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая (особенности детей снаруш. речи).doc

— 406.50 Кб (Скачать файл)
 

      Таким образом, можно выделить 3 детей с высоким уровнем продуктивности и устойчивости внимания, 5 детей со средними показателями и 2 - с низким уровнем продуктивности и устойчивости внимания.

      Результаты  исследования мы занесли в таблицу и диаграмму, которые позволили сделать нам сравнительный анализ результатов детей с нормальным речевым развитием и детей имеющих ОНР III уровня.

      Таблица № 11

Респонденты Низкий уровень Средний уровень Высокий уровень
Экспериментальная группа 80% 20% 0%
Контрольная группа 20% 50% 30%
 

      Полученные  данные наглядно мы отразили в диаграмме, представленной на рисунке 1.

 
 
 
 
 

      Рис. 1. Сравнительный анализ показателей  внимания детей контрольной и  экспериментальной групп

      Итак, сопоставление данных таблиц, составленных в контрольной и экспериментальной  группах, позволяет сделать вывод, что у детей с ОНР III уровня из экспериментальной группы уровень развития внимания намного ниже, чем у контрольной группы.

      Экспериментальное исследование позволило выявить у детей с ОНР наличие значительных нарушений произвольного внимания, о чем свидетельствует то, что для выполнения заданий детям с патологией речи требуется больше времени, чем детям с нормальным речевым развитием.

     Качественный анализ выполнения заданий позволил выявить гораздо более низкий уровень выполнения задания в условиях словесной инструкции. В результате экспериментального исследования внимания выяснено, что дети с ОНР III уровня инструкцию воспринимают неточно, фрагментарно; им трудно сосредоточить свое внимание на анализе условий задания и поиске возможных способов и средств его выполнения.

     Кроме того, все виды контроля являются значительно нарушенными. Задания выполняются детьми с ошибками, характер ошибок и их распределение во времени качественно отличаются от нормы. У детей контрольной группы ошибки возникали к концу выполнения задания, что можно объяснить быстрым утомлением, истощением нервной системы ребенка. Для таких детей характерна импульсивность, неустойчивость внимания, пропуски при выполнении корректурных проб.

     У детей экспериментальной группы ошибки наблюдаются еще в самом начале выполнения проб. Им характерен медленный темп работы и, собственно, ошибки в решении заданий. Такие трудности этих детей можно связать с неточным восприятием инструкции экспериментатора, так как дети контрольной группы вычеркивали не те фигуры, которые задал экспериментатор. Для таких детей характерно снижение устойчивости и переключения внимания, а также более узкий объем внимания.

     Таким образом, отмечались существенные индивидуальные колебания внимания – резко выраженная неустойчивость внимания. Судя по полученным данным, познавательная деятельность детей контрольной группы отличалась осознанностью, гибкостью и обобщенностью. Лишь у 20% детей отмечалась некоторая неустойчивость внимания.

     У детей с ОНР III уровня замедлен процесс переключения,  устойчивости, объема, продуктивности и распределения внимания. Это позволяет сказать, что выдвинутая нами в начале курсовой исследования гипотеза о том, что внимание у детей старшего дошкольного возраста с нарушениями речи имеет специфические особенности, обусловленные сложной структурой речевого дефекта, которые необходимо учитывать в процессе коррекционно – развивающей работы, получила свое подтверждение. 

     2.3. Методические рекомендации  по развитию внимания  детей старшего  дошкольного возраста  с нарушением речи 

      На  основе результатов исследования нами были разработаны методические рекомендации по проблеме развития внимания детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня.

      Развитие  внимания предполагает разработку коррекционно – развивающей программы, целью  которой является создание психолого – педагогических условий, способствующих развитию внимания детей старшего дошкольного возраста с нарушением речи.

     Задачами  программы являются:

     1.Формировать  у детей положительный эмоциональный  настрой, интерес к занятиям.

     2. Стимулировать развитие психических процессов, непосредственно связанных с  развитием внимания (восприятие, память, мыслительные операции).

     3. Осуществлять коррекцию имеющихся  специфических особенностей  внимания  детей старшего дошкольного возраста  с нарушением речи.

     Программа коррекционной работы должна быть психологически обоснованной. Успех коррекционной работы зависит прежде всего от правильной, объективной, комплексной оценки результатов диагностического обследования. Коррекционная работа должна быть направлена на качественное преобразование различных функций, а также на развитие различных способностей ребенка.

     Программа состоит из серии специально организованных коррекционно-развивающих занятий, составленных с учетом уровня развития детей, их возрастных и индивидуальных особенностей.

     Объем программы рассчитан на 10 часов, всего 20 занятий при частоте проведения — два раза в неделю. Продолжительность одного занятия — 30 минут.

     Коррекционные занятия проводятся в стабильной обстановке, так как внимание является отвлекаемой характеристикой. У детей с нарушением речи наблюдаются сложности сосредоточения внимания, непроизвольные его колебания, поэтому необходимо отсутствие посторонних раздражителей.

     Коррекционная программа включает в себя следующие  направления:

     - увеличение объема произвольного внимания;

     - развитие переключения внимания;

     - развитие распределения внимания;

     - увеличение продуктивности  и  устойчивости внимания.

     Реализация  данной коррекционно-развивающей программы  должна осуществляться при создании предметно-пространственной среды, которая включает в себя предметы обстановки, игрушки, наглядные пособия, литературу.

     Реализация  коррекционно-развивающей  программы  осуществляется  при создании следующих психолого-педагогических условий:

     - учет индивидуальных особенностей, обусловленных структурой речевого дефекта;

     - организация соответствующей предметно-пространственной  среды. К требованиям, предъявляемым к организации предметно-пространственной среды относятся: предметная среда должна быть современной, удовлетворять потребностям актуального, ближайшего и перспективного развития ребенка, создавать благоприятную атмосферу, соответствовать критериям функционального комфорта; обеспечивать условия для сочетания индивидуальной и коллективной деятельности детей, содержание среды должно удовлетворять этическим и эстетическим требованиям к её организации;

     - проведение занятий по развитию  внимания в стабильной обстановке, отсутствие посторонних раздражителей.

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

      Теоретический анализ литературы позволяет нам  говорить о внимании как о многогранном психологическом феномене, в отношении которого до настоящего времени среди психологов нет единого времени. Фундаментальное значение имеют работы Л.С.Выготского, П.Я.Гальперина, Н.Ф.Узнадзе, Н.Н.Ланге, А.А.Ухтомский и др.

     Внимание  характеризуется различными качествами и свойствами. Оно обладает сложной  функциональной структурой, образованной взаимосвязями его основных свойств (объем, концентрация, устойчивость, переключение, распределение). Развитие свойств внимания в старшем дошкольном возрасте связано с появлением новых интересов, расширением кругозора, овладением новыми видами деятельности.

     У детей с нарушением речи наблюдается  более позднее формирование в онтогенезе произвольного внимания, низкий уровень развития его свойств. У детей старшего дошкольного возраста с нарушением речи наблюдаются трудности переключения внимания, так как требуется больше времени на «врабатывание»; снижение концентрации и объёма внимания за счет неспособности детей с нарушением речи удерживать в поле зрения несколько объектов одновременно. У детей данной категории наблюдаются трудности распределения внимания между речью и практическим действием, вызванное неполноценным формированием речи.

     По  результатам экспериментального изучения внимания детей с общим недоразвитием речи III уровня можно сделать вывод о том, что у них наблюдается снижение объема произвольного внимания по сравнению с возрастной нормой. Так же наблюдаются трудности переключения и распределения внимания, сложности его сосредоточения на одном задании. При выполнении заданий наблюдалась частая отвлекаемость детей от задания, требовалось напоминание продолжить работу со стороны взрослого. 

     У детей экспериментальной группы было выявлено замедленное вхождение в деятельность, ошибки при выполнении заданий, быстрая утомляемость. При выполнении заданий дети постоянно сверяли свои действия с образцом, им требовалось постоянное подтверждение взрослым правильности выполняемых действий. В целом детям с нарушением речи для выполнения заданий требовалось больше времени, чем детям с нормальным психофизическим развитием.

     Таким образом, выдвинутая в исследовании гипотеза получила подтверждение, цель исследования достигнута.

 

ЛИТЕРАТУРА 

 
  1. Абрамова  Г.С. Введение в практическую психологии.- М; 1995.
  2. Ананьев Б.Г. Воспитание внимания школьника. М.; Л., 1984.
  3. Аскоченская Т.Ю., Бонк И.П., Матюгин И.Ю. Как развивать внимание. Донецк, 1987.
  4. Астапов В.М., Брязгунов И.П., Микадзе Ю.М. Обучение и воспитание детей «группы риска»: Хрестоматия. М., 1996.
  5. Астапов В.М. Введение в дефектологию. М, 1994.
  6. Баскакова И.Л. Внимание дошкольника, методы его изучения и развития. М-Воронеж, 1995.
  7. Битянова М.Р. Азарова Ж.В., Афанасьева Е.И., Васильевна Н.Л. Работа психолога в начальной школе. М., 1998.
  8. Богданова Т.Г. Сурдопсихология. М.:Академия, 2002.
  9. Бурменская Г.В. Хрестоматия по детской психологии. М., 1996.
  10. Васильева Н.Н., Новоторцева Н.В. Развивающие игры для дошкольников: Популярное пособие для родителей и педагогов. Ярославль, 1996.
  11. Гавриков К.В., Глазачёв О.С., Бердникова Т.К. Система медико-педагогического контроля готовности и адаптации детей 6-летнего возраста к обучению в школе: Информационное методическое письмо. Волгоград, 1988.
  12. Гамезо М.В., Петрова Е.А., Орлова Л.М. Возрастная и педагогическая психология. Учебное пособие для студентов всех специальностей педагогических вузов. – М.: Педагогическое общество России, 2003. -254с.
  13. Головчиц Л.А. Дошкольная сурдопедагогика. М.: Владос, 2001.
  14. Диагностика и коррекция психического развития дошкольников/ Под ред. Я.Л. Коломинского, Е.А. Панько. Минск, 1997.
  15. Диагностика познавательной сферы ребёнка/ Под ред. Т.Г. Богдановой, Т.В. Карниловой. М., 1994.
  16. Домашенко И.А., Гамезо М.В. Атлас по психологии. М., 1986.
  17. Дормашев Ю.Б., Романов В.Я. Психология внимания. М., 1995.
  18. Доронова Т.Н., Гербова Н.В. и др. Радуга: Программа и методическое руководство по воспитанию, развитию и образованию детей 6—7 лет в детском саду. М., 1997.
  19. Дубровина И.В., Данилова Е.Е., Прихожан Л.М. Общая психология.- М.: Академия, 2001. -279с.
  20. Дубровинская Н.В. Некоторые характеристики внимания в онтогенезе// Психологический журнал.-1982. -Т.3- №5. –С.54-65.
  21. Зверева Г.И. О воспитании внимания // Дошкольное воспитание. 1960. № 12.
  22. Карабанова ОЛ. Игра в коррекции психического развития ребенка. М., 1997.
  23. Катаева Л.И. Изучение познавательных процессом детей 
    дошкольного возраста. М., 1994.
  24. Кащенко В.П. Педагогическая коррекция: исправление недостатков характера у детей и подростков: Книга для учителя. 2-е изд. М., 1994.
  25. Крутецкий В.А. Психология. –М.: Издательство Просвещение, 1989. –С.86-104.
  26. Кузнецова Л.В. Специальная психология. М.: Академия, 2005.
  27. Лебединский В.В. Нарушения психического развития в детском возрасте. –М, 2003.
  28. Люблинская А.А. Детская психология. М.: Просвещение, 1981.
  29. Маклаков А.Г. Общая психология. СПб.,2000.
  30. Матохина М.В., Спиридонова СБ. Психологическая готовность ребенка к школе: Методические разработки. Волгоград, 1993.
  31. Мижериков В.А. Психолого-педагогический словарь для учителей и руководителей общеобразовательных учреждений Ростов н/Д., 1998.
  32. Мухина B.C. Возрастная психология. М., 1997.
  33. Немов Р.С. Психология: Учебник для студентов высших учебных заведений; В 3 кн. М., 1995. Кн. 2.
  34. Немов Р.С. Психология: Учебник для студентов высших учебных заведений: В 3 кн. М., 1995. Кн. 3.
  35. Обухова Л.Ф. Две парадигмы в исследовании детского развития // Вопр. психологии. 1996. № 5.
  36. Общая психодиагностика / Под ред. А.А. Бодалева, В.В. Столина. М., 1987.
  37. Овчарова Р.В. Справочная книга школьного психолога. 
    М., 1996.
  38. Осипова А.А., Малашинская Л.И. Диагностика и коррекция внимания. Программа для детей 5-9 лет. М., 2004.
  39. Особенности психического развития детей 6 - 7-летнего 
    возраста / Под ред. Д.Б. Эльконина, А.Л. Венгера. М., 1988.
  40. Познавательные процессы личности, методика их развития / Под ред. Е.П. Боровикова. Псков, 1994.
  41. Практическая психология образования// Под ред. И.В. Дубровиной. – М; 1997.
  42. Психолог в дошкольном учреждении: Методические рекомендации к практической деятельности / Под ред. Т. В.   Лаврентьевой. М., 1996.
  43. Психология глухого ребенка/ под ред. И.М. Соловьева. – М, 1971.
  44. Психология детей дошкольного возраста. Развитие познавательных процессов / Под ред. А.В. Запорожца, Д.В. Эльконина. М., 1984.
  45. Психолого-педагогическая диагностика/ под ред. И.Ю. Левченко, С.Д. Забрамной. – М, 2003.
  46. Ратанова ТА., Шляхта П.Ф. Психодинамические методы  
    изучения личности. М., 1998.
  47. Рогов Е.И. Настольная книга практического психолога в образовании. М., 1905.
  48. Рогов Е.И. Общая психология: Курс лекций для первой ступени педагогического образования. –М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2002. –С.188-203.
  49. Рутман. Э.М. Исследования развития внимания в онтогенезе / Вопр. психологии. 1990. № 4. –С.161-167.
  50. Сорокин В.М. Специальная психология. – СПб, 2003.
  51. Специальная психология/ под ред. В.И. Лубовского. М.:Академия, 2006.
  52. Страхов В.М. Психология внимания. Саратов, 1992.
  53. Тихомирова Л.Ф. Развитие познавательных, способностей у детей: Популярное пособие для родителей и педагогов. Ярославль, 1996.
  54. Урунтаева Г.А. Дошкольная психология. М.:Академия, 1996. –С.115-123.
  55. Худик ВА. Психологическая диагностика детского развития: методы исследования. Киев, 1992.
  56. Чистякова М.И. Психогимнастика. М.: Просвещение – ВЛАДОС, 1995.
  57. Чередникова Т.В. Тесты для подготовки и отбора детей в школы: рекомендации практического психолога. СПб., 1996.
  58. Черемошкина Л.В. Развитие внимания детей: Популярное пособие для родителей и педагогов. Ярославль, 1997.
  59. Шаповал И.А. Методы изучения и диагностики отклоняющегося развития. – М., 2005.
  60. Шматко Н.Д., Пелымская Т.В. Если малыш не слышит. М.:Просвещение, 1995.

Информация о работе Особенности детей с нарушением речи