Оценка качества работы участковых медицинских сестер взрослой поликлиники на примере МУЗ «Клиническая поликлиника№ 5» г. Кемерово

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Января 2014 в 14:54, дипломная работа

Краткое описание

Целью исследования является адаптация существующих критериев оценки качества работы медицинских сестер для МУЗ «Клиническая поликлиника №5» с учетом специфики ее деятельности и анализ качества работы специалистов сестринского дела.
Задачи исследования:
1) Изучить организационную структуру МУЗ «Клиническая поликлиника №5» и организацию участковой сестринской службы;
2) Проанализировать существующие критерии оценки качества деятельности участковых сестринских служб и выделить индикаторы, наиболее соответствующие задачам МУЗ «Клиническая поликлиника №5»;

Содержание

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………………. 4
ГЛАВА 1. ОБЗОР ЛИТЕРАТУРЫ………………………………………………... 7
1.1. История развития контроля качества деятельности медицинских сестер………………………………………………………………………………... 7
1.2. Изучение качества сестринской помощи……………………………... 12
1.3. Пример модели по организации контроля работы медицинских сестер ……...………………………………………………………………………. 16
ГЛАВА 2. МАТЕРИАЛ И МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ……………………. 23
2.1. История развития МУЗ «Клиническая поликлиника № 5» г. Кемерово ………………………………………………………………………….. 23
2.2 Организационная структура МУЗ «Клиническая поликлиника № 5» г. Кемерово………………………………………………………………………... 25
2.3. Характеристика терапевтических отделений № 7 и № 4 МУЗ «Клиническая поликлиника № 5» г. Кемерово …………………………............ 30
ГЛАВА 3. ОРГАНИЗАЦИЯ КОНТРОЛЯ КАЧЕСТВА РАБОТЫ МЕДИЦИНСКИХ СЕСТЕР УЧАСТКОВЫХ ВЗРОСЛОЙ ПОЛИКЛИНИКИ…………………………………………………………………. 35
3.1. Система управления качеством сестринской помощи в МУЗ КП № 5 ..…………………………………………………………………………………….. 35
3.2. Критерии экспертной оценки деятельности медицинской сестры участковой…………………………………………………………………............ 40
3.3. Результаты оценки деятельности медицинских сестер участковых………………………………………………………………………… 55
3.4. Пути решения выявленных проблем и мероприятия по улучшению качества деятельности участковых медицинских сестер ..…………………….. 67
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………............. 72
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК………

Вложенные файлы: 1 файл

Дипломная работа - Оценка качества работы участковых медицинских сестер взрослой поликлиники.docx

— 270.08 Кб (Скачать файл)

В России отношение к контролю качества как внутриведомственной задаче не ново. В конце 60-х годов эта  проблема обсуждается специалистами  в области социальной гигиены  и организации здравоохранения. В 80-е годы проблема контроля качества в здравоохранении привлекает внимание общества в связи с публикацией  в газете «Правда» заметки инженера из г. Днепропетровска Л. Романец  «Непоказательный показатель», в которой  даётся весьма критическая оценка системы  оценки деятельности в здравоохранении  [22]. С этого момента проблема контроля качества постоянно в центре внимания. Особенно усилился интерес к ней при внедрении нового хозяйственного механизма в учреждениях здравоохранения и переходе медицинскому страхованию. Эта проблема, наряду с новыми источниками финансирования и повышением экономической эффективности, является основной при проведении реформ в здравоохранении. Основной причиной, заставляющей государство финансировать научный поиск по данной проблеме, является стремительный рост стоимости медицинской помощи без адекватного повышения ее качества и безопасности для пациента. Организации здравоохранения, чтобы выжить, должны сегодня обеспечить максимальное качество при минимальной стоимости [22, 25, 35].

Так постановлением правительства  РФ от 05.11.97 года № 1387 «О мерах стабилизации и развитию здравоохранения и  медицинской науки в Российской Федерации» предусмотрено осуществление  реформы, направленной на повышение  качества и экономической эффективности  медицинской помощи населению в  условиях формирования рыночных отношений. То, что задачи улучшения качества неправильно связать лишь совершенствованием деятельно врачей, сегодня стало  совершенно ясно. Говоря о реформе  здравоохранения в целом, необходимо отметить, что она не может быть, осуществлена без реформирования сестринского дела, и наоборот [10].

1.3. Примерная модель  организации контроля работы  медицинских сестер

В литературных источниках приводятся описания организации контроля качества сестринской помощи в целом, и в частности участковых медицинских  сестер в различных лечебных учреждениях  России. Аналогию с зарубежной практикой  оценки качества работы семейных и  участковых медсестер провести не удается  из-за огромного различия выполняемой  работы и системы организации  в целом. В качестве примеров в  литературных источниках приводится краткое  описание эксперимента по организации  контроля работы медицинских сестер, так руководство Белгородского областного госпиталя ветеранов войн разработало специальные карты оценки коэффициента качества работы среднего и младшего медицинского персонала госпиталя [30]. На основании которых старшая медсестра отделения проводит оценку качества работы  среднего и младшего персонала, а главная медсестра работу старших медсестер. Для каждого профиля медработника разработана своя карта оценки качества работы персонала, в которой наименование показателей соответствует специфике выполняемой работы, согласно должностных обязанностей [30]. Для более четкого представления, о чем идет речь, рассмотрим в примере одну из разработанных карт.

 

Таблица 1.1

Карта оценки качества работы старшей медицинской сестры отделения [30]

Качество выполнения диагностических  и лечебных мероприятий

Наименование показателей

Норматив

Оценка в баллах

Факт

Оценка в баллах

1. Обеспечивает рациональную  организацию труда среднего и  младшего медицинского персонала  в отделении, повышение его  квалификации:

- обеспечивает постоянно

- обеспечивает нерегулярно

- не обеспечивает

100%

 

 

 

 

 

1.0

0.5

0

       

2. Осуществляет своевременную  выписку, распределение, учет  и хранение медикаментов, перевязочных  материалов ведет учет их расходования:

- осуществляет без замечаний

- осуществляет с незначительными  замечаниями

- имеются грубые нарушения

100%

 

 

 

 

 

1.0

 

0.5

0

       

3. Контролирует выполнение  средним медицинским персоналом  врачебных назначений:

- контролирует постоянно

- контролирует не регулярно

- контроль отсутствует

100%

 

 

 

1.0

0.5

0

       

4. Качество ведения медицинской  документации:

- ведется качественно

- ведется с незначительными  замечаниями

- ведется с грубыми  нарушениями

100%

 

 

1.0

 

0.5

0

       

5. Осуществляет контроль  за санитарно-гигиеническим состоянием  отделения, соблюдением санитарно-противоэпидемического  режима:

- контролирует постоянно

- контролирует не регулярно

- контроль отсутствует

100%

 

 

 

 

 

1.0

0.5

0

       

6. Контроль за соблюдением  средним и младшим медперсоналом  техники безопасности:

- контролирует постоянно

- контролирует не регулярно

- контроль отсутствует

100%

 

 

 

1.0

0.5

0

       

7. Принимает участие в  работе совещаний, конференций:

- принимает активное участие

- принимает участие не  регулярно

- не принимает участие

100%

 

 

1.0

0.5

0

       

8. Осуществляет организацию  санитарного просвещения, гигиенического  воспитания и пропаганды здорового  образа жизни:

- осуществляет постоянно

- осуществляет нерегулярно

- не осуществляет

100%

 

 

 

 

 

1.0

0.5

0

       

9. Замечания администрации,  заведующего отделением, обоснованные  жалобы пациентов:

- замечаний и жалоб  нет

- незначительные замечания

- имеются серьезные замечания  или жалобы

100%

 

 

 

1.0

0.5

 

0

       

Итого:

 

9,0

       

Коэффициент качества

 

1.0

       

Итоговый коэффициент  качества

           

Комментарии и рекомендации главной медицинской сестры поликлиники

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

При выполнении показателей  на:

9 баллов – коэффициент  качества составит 1.0;

8,0-8,9 балла, коэффициент  качества = 0,9;

7,0-7,9 балла, коэффициент  качества = 0,8;

6,0-6,9 балла, коэффициент  качества = 0,7;

5,0-5,9 балла, коэффициент  качества = 0,6;

4,0-4,9 балла, коэффициент  качества = 0,5;

меньше 4 баллов, коэффициент  качества = 0.

При выполнении основных критериев  качества по решению совета по оплате труда возможно повышение коэффициента качества до 2,0 при условии:

- качественного и обоснованного  перевыполнения основных производственных  показателей;

- качественного и своевременного  выполнения поручений руководителя  ЛПУ, не относящихся к прямым  функциональным обязанностям;

- проявление инициативы, направленной на улучшение лечебно-диагностического  процесса;

- внедрение инновационных  технологий [30].

Подпись__________ Дата_________ Подпись  медработника_____________

 

Данная  методика, оценивающая качество работы медицинских сестер отвечает следующим  требованиям:

  1. Отражать суть деятельности конкретной категории работника (участковой, процедурной, физиотерапевтической и др. медсестер).
  2. Быть доступной для широкого круга медперсонала.
  3. Оценивать действия медсестры, направляемые на устранения ошибок предшествующего медперсонала.
  4. Свести к минимуму субъективизм оценки и регистрации данных экспертизы.
  5. Дать возможность количественной оценки качества медицинской помощи.

Окончательные итоги анализируются  по каждому разделу, особое внимание уделяется замечаниям по пунктам, где  снижена оценка. Это позволяет  своевременно выявить ошибки, установить срок их исправления, определить причину  их появления, меры по устранению и  проверить проделанную работу по истечении  установленного срока. Также  введение оценочных карт, позволяет  анализировать работу как одного работника, так и всего отделения, поликлиники в целом за любой  промежуток времени (месяц, квартал, год  и т.д.), что особенно актуально  при  переходе на дифференцированную оплату труда.

 

Таким образом, современная  экспертиза качества медицинской помощи в России базируется на оценке работы врачей, а вопросы оценки сестринской  службы не имеют должного отражения  в существующих системах контроля качества. Большинство исследователей оценки качества медицинской помощи отождествляют  понятия медицинской и врачебной  помощи, а методики, разработанные  и утвержденные в настоящее время, в основном, ориентируются только на оценку работы врача. В настоящее  время не существует единой методики оценки качества работы среднего медицинского персонала. В доступной литературе представлены методики, в основном разработанные и внедренные отдельными ЛПУ. При этом нет единого мнения о способах оценки качества работы среднего медицинского персонала. Проблемой  является явно недостаточная теоретическая  проработка оценки деятельности медицинских  работников среднего звена. А это  именно тот инструмент, который позволил бы руководителю и конкретному специалисту  определить и оценить деятельность персонала, выявить потребности  в профессиональном развитии и возможности  повышения качества оказываемой  помощи. Данные литературные источники  определяют социальную актуальность и  значимость проблемы качества и эффективности сестринской помощи, что и послужило поводом для рассмотрения вопросов, обозначенных в работе.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ГЛАВА 2. МАТЕРИАЛ И МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ

2.1. История развития МУЗ «Клинической  поликлиники № 5»

г. Кемерово

История становления амбулаторно-поликлинической  службы началась на улице Заречной Заискитимского района. В 1941г. Штат поликлиники  состоял из трех человек: врача Карлова  М.М., фельдшера Чернова В.С., медицинской  сестры Суховой С.Ф.

1946-1962 гг. Первым главным  врачом была Янчилина Анна Георгиевна – в период 1955-1958 г.г. затем главным врачом назначена - Всяких Елена Александровна - в период 1958-1964 г.г., с 1964-1975г.г. - Заборская Любовь Васильевна. С ростом населения Заискитимской части города развивалась и поликлиника: создавались санактивы, рос объем медицинской помощи и штат врачей с 8 до 45 человек.

С 1975 до 1982 гг. главным врачом поликлиники  работал Аксенов Николай Данилович. Поликлиника приобрела современное здание. Штат вырос до 450 человек, из них 112 человек врачей. Внедряются: Российская школа передового опыта по организации амбулаторно-поликлинической помощи, система самозаписи, открыто отделение профилактики, организовано восстановительное лечение.

С 1982 до июль 2003 г. главным врачом работала Темерханова Лариса Илларионовна - Отличник здравоохранения РФ, Заслуженный врач РФ, с июля 2003г. до 2007г. – директор поликлиники. В 1996 г. Штат вырос до 930 человек, врачей 220 человек. Работа в условиях медстрахования. С 1997 г широко применяются стационарозамещающие технологии (стационар на дому, центр амбулаторной хирургии), новые формы работы первичного звена – отделение общеврачебной практики.

В 2001 г. штат состоял из 925 человек, 28 лечебно-диагностических  подразделений по 38 врачебным специальностям.

С 07.07.2003 г. возглавляет клиническую поликлинику  главный врач - Малин Михаил Васильевич, кандидат медицинских наук. Он имеет высшую квалификационную категорию по специальности «Организация здравоохранения и общественное здоровье». Награжден областной медалью «60 лет Кемеровской области», Почетными грамотами Департамента охраны здоровья населения Администрации Кемеровской области.

С 2003 г. в клинической поликлиники  началась активная работа по реализации национального проекта «Здоровье». В связи с закупкой нового оборудования расширились возможности обследования пациентов в отделении клинической  лабораторной диагностики, повысилась доступность лечения пациентов  в стационарах на дому и дневном  стационаре. Благодаря диспансеризации  снижается заболеваемость населения, повышается обращаемость пациентов  за консультацией к врачам. За последние  три года у врачей территориальных  участков повысилась диспансерная группа пациентов за счет первично выявленных заболеваний на 30%.

В 2008 г. штат поликлиники составлял 967 человек. Поликлиника  сертифицирована на категорию «А». Мощность 1790 посещений в смену. Посещений  в год - 790 тысяч. Проживает в районе обслуживания 119 тысяч человек. Прикреплено  к поликлинике на медицинское  обслуживание 76 тысяч человек.

В структуре  МУЗ «КП № 5»: головная поликлиника, женская консультация № 1 и № 2, 5 здравпунктов, травмпункт. Продолжают развитие стационарозамещающие технологии, внедряются профилактические программы  заболеваний.

В период с 2003 года по 2010 год поликлиника продолжает развиваться. Приобретено оборудования на сумму более 30 млн. рублей, на сумму  свыше 20 млн. рублей проведен капитальный  ремонт с реконструкцией в травмпункте, который обслуживает 198 тысяч человек. Освоены и введены в работу свыше 200 новых медицинских технологий, получено 2 патента на изобретения устройств: для остановки кровотечения из кости, для дренирования полости.

2.2. Организационная структура

Муниципальное учреждение здравоохранения «Клиническая поликлиника» № 5 - крупнейшая поликлиника в Кемеровской  области.

Учреждение является юридическим  лицом, находящимся в ведении  управления здравоохранения администрации  города Кемерово и действует в  соответствии с законодательством  Российской Федерации и настоящим  Уставом [11].

Юридический адрес: 650036 Россия, Кемеровская  область, г. Кемерово,

пр-т Ленина,107. (рис.2).

 Официальное название учреждения: Муниципальное учреждение здравоохранения «Клиническая поликлиника № 5» г. Кемерово

Сокращенно: МУЗ «КП № 5».

МУЗ «Клиническая поликлиника № 5» имеет самостоятельный  баланс, расчетные счета в учреждениях  банков, печать со своим наименованием, штамп и бланки.

Клиническая поликлиника № 5 является лечебно-профилактическим учреждением профилактического  здравоохранения, осуществляющим организационные, лечебные и профилактические мероприятия.

Основные виды деятельности: оказание амбулаторно-поликлинической, консультативной помощи по профилю развернутых Учреждением отделений.

Рис.2. Месторасположение  МУЗ «Клиническая поликлиника № 5»

 

Учреждение  является многопрофильным по оказанию первичной медико-санитарной помощи, а также оказывает специализированную медицинскую помощь населению 2-х  районов г. Кемерово, с мощностью  – 1173 посещений в смену (фактически  в 2010 г. – 1544 чел.).

Таблица 2.1

Численность население (контингент)

Информация о работе Оценка качества работы участковых медицинских сестер взрослой поликлиники на примере МУЗ «Клиническая поликлиника№ 5» г. Кемерово