Оценка качества работы участковых медицинских сестер взрослой поликлиники на примере МУЗ «Клиническая поликлиника№ 5» г. Кемерово

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Января 2014 в 14:54, дипломная работа

Краткое описание

Целью исследования является адаптация существующих критериев оценки качества работы медицинских сестер для МУЗ «Клиническая поликлиника №5» с учетом специфики ее деятельности и анализ качества работы специалистов сестринского дела.
Задачи исследования:
1) Изучить организационную структуру МУЗ «Клиническая поликлиника №5» и организацию участковой сестринской службы;
2) Проанализировать существующие критерии оценки качества деятельности участковых сестринских служб и выделить индикаторы, наиболее соответствующие задачам МУЗ «Клиническая поликлиника №5»;

Содержание

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………………. 4
ГЛАВА 1. ОБЗОР ЛИТЕРАТУРЫ………………………………………………... 7
1.1. История развития контроля качества деятельности медицинских сестер………………………………………………………………………………... 7
1.2. Изучение качества сестринской помощи……………………………... 12
1.3. Пример модели по организации контроля работы медицинских сестер ……...………………………………………………………………………. 16
ГЛАВА 2. МАТЕРИАЛ И МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ……………………. 23
2.1. История развития МУЗ «Клиническая поликлиника № 5» г. Кемерово ………………………………………………………………………….. 23
2.2 Организационная структура МУЗ «Клиническая поликлиника № 5» г. Кемерово………………………………………………………………………... 25
2.3. Характеристика терапевтических отделений № 7 и № 4 МУЗ «Клиническая поликлиника № 5» г. Кемерово …………………………............ 30
ГЛАВА 3. ОРГАНИЗАЦИЯ КОНТРОЛЯ КАЧЕСТВА РАБОТЫ МЕДИЦИНСКИХ СЕСТЕР УЧАСТКОВЫХ ВЗРОСЛОЙ ПОЛИКЛИНИКИ…………………………………………………………………. 35
3.1. Система управления качеством сестринской помощи в МУЗ КП № 5 ..…………………………………………………………………………………….. 35
3.2. Критерии экспертной оценки деятельности медицинской сестры участковой…………………………………………………………………............ 40
3.3. Результаты оценки деятельности медицинских сестер участковых………………………………………………………………………… 55
3.4. Пути решения выявленных проблем и мероприятия по улучшению качества деятельности участковых медицинских сестер ..…………………….. 67
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………............. 72
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК………

Вложенные файлы: 1 файл

Дипломная работа - Оценка качества работы участковых медицинских сестер взрослой поликлиники.docx

— 270.08 Кб (Скачать файл)

 

Комментарии и рекомендации старшей медицинской  сестры отделения: ________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

Примечание:

При выполнении показателей на:

20 баллов  – коэффициент качества составляет 1,0;

19,5-18 баллов, коэффициент качества = 0,9;

17,5-16 баллов, коэффициент качества = 0,8;

15,5-14 баллов, коэффициент качества = 0,7;

13,5-12 баллов, коэффициент качества = 0,6;

11,5-10 баллов, коэффициент качества = 0,5;

Менее 10 баллов, коэффициент качества = 0;

При выполнении основных критериев качества по решению  совета по оплате труда возможно повышение  коэффициента качества до 1,5 при условии:

- качественного  и обоснованного перевыполнения  основных производственных показателей;

- качественного  и своевременного выполнения  поручений администрации поликлиники,  не относящихся к прямым функциональным  обязанностям;

- проявление  инициативы, направленной на улучшение  лечебно-профилактического процесса;

- внедрение  инновационных технологий.

 

Подпись (проверяющего)_____________________

Дата_________________

Подпись медработника_____________________

 

После проведения оценки качества можно  рассчитать коэффициент качества для  каждой медсестры участковой как  в абсолютном  выражении, так и  в процентах.

Данная информация позволяет оценить  как индивидуальную работу каждого  специалиста, так и работу всего  отделения в целом. Это позволяет  руководителю выявить слабые стороны  работы отдельных медработников, всего отделения и управления в целом. Четкое определение и разграничение факторов, влияющих на снижение уровня качества, способствует правильному выбору соответствующих мер коррекции.

Для удобства использования оценочной  карты, мной был разработан протокол оценки качества (Таблица 3.3), в котором  четко обозначены периодичность  проводимой проверки, способы контроля, отклонения от нормы по каждому пункту и соответствующий балл. Данный протокол позволяет отличать грубые нарушения  в работе медсестер от незначительных и определяет количество заработанных баллов.

 

Таблица 3.3

Протокол  оценки качества участковых медицинских  сестер взрослой поликлиники.

п/п

Мероприятия

Периодичность

Способ 

контроля

отклонения

балл

1.

Выполнение правил внутреннего распорядка.

Постоянно

Визуальный

1. Опоздание однократно на15-20 мин.

2. Несвоевременное выполнение распоряжений администрации.

3. Ежедневное опоздание.

3. Не выход на смену,  не выполнение указаний.

 

 

0,5

 

 

 

0,5

 

0

 

 

 

0

2.

Подготовка амбулаторного приема врача-терапевта участкового.

За 10 минут до начала приема 3 раза в неделю

Визуальный

1. Частичное отсутствие  бланков.

2. Отсутствие амбулаторных  карт и дневника приема.

3. Отсутствие инструментария.

 

0,5

 

 

0

 

0

3.

Заполнение статистических талонов, карт экстренного извещения, бланков направлений на лечебно-диагностические исследования, внесение в амбулаторную карту больного данные исследований

Постоянно

Визуальный

1. Помарки при заполнении.

2. Заполнение не в полном  объеме.

3. Не правильное заполнение.

4. Отсутствие записей.

 

0,5

 

0,5

 

0

 

0

4.

Помощь в заполнении посыльных  листов на МСЭК, санаторно-курортных  карт, выписок из индивидуальных карт амбулаторного больного

Постоянно

Визуальный, разговор с врачом.

1. Ошибки при заполнении.

2. Неправильное внесение  данных.

3. Отказ от заполнения.

 

0,5

 

 

0

 

0

5.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Комплектование необходимыми инструментами и медикаментами  сумки врача-терапевта участкового  для оказания медицинской помощи на дому

1 раз в неделю

Согласно стандартам.

1. Не своевременный заказ лекарственных  средств.

2. Отклонение от срока  годности медикаментов.

3. Не полная комплектация.

4. Отсутствие набора

 

 

 

0,5

 

 

 

0

 

0

 

0

6.

Заполнение под контролем  и руководством врача контрольной  карты диспансерного наблюдения на вновь выявленных больных, приглашение  диспансерных больных на прием к  врачу

1 раз в неделю

Визуально

1. «Грязь» при заполнении.

2. Не полное заполнение  карт.

3. Не своевременное заполнение  карт.

4. Отказ от заполнения  карт.

 

0,5

 

0,5

 

0

 

 

0

7.

Выполнение показателей национального  проекта «здоровье».

Постоянно

Визуально, отчетная документа- ция.

1. Не выполнение плана до 93%

2. Не выполнение плана  менее 93%.

3. Не соблюдение календаря  прививок.

4. Не соблюдение сроков  диспансеризации.

 

0,5

 

0

 

0

 

 

0

8.

Подготовка предварительных материалов для составления отчета по диспансеризации  населения участка

1 раз в неделю

Заполнение отчетной документа- ции, занесение данных в базу «Arena»

1. Не соблюдение сроков сдачи  отчетности.

2. Не соблюдение формы  отчета.

3. Выполнение обследования  не в полном объеме.

 

 

0,5

 

0,5

 

 

0

9.

Объяснение пациентам способов и  порядка подготовки к лабораторным, инструментальным и аппаратным исследованиям

Постоянно

Визуально

1. Употребление медицинской терминологии.

2. Не знание алгоритмов  подготовки.

3. Выдача направлений  без объяснения подготовки.

4. Неудовлетворен-ность пациента  качеством предоставленной медицинской  услуги.

 

 

0,5

 

 

 

0

 

 

0

 

 

 

 

 

0

10.

Измерение пациентам артериального  давления, проведение термометрии

2 раза в неделю

Визуально, занесение записей  в мед. документацию

1. Несвоевременная запись результата.

2. Нарушение алгоритма.

3. Не выполнение процедур.

4. Не владение манипуляциями.

5. Неудовлетворен-ность пациента  качеством предоставленной медицинской  услуги.

0,5

 

 

 

0

 

0

 

 

 

 

 

 

0

11.

Своевременность и качество выполнения врачебных назначений на дому

Согласно журналу назначения

Визуальный,

своевременная отметка о  выполнении в журнале назначений.

1.Несвоевременное выполнение процедуры  (в соответствии с датой назначения).

2. Назначение не выполнено.

3. Неудовлетворен- ность  пациента качеством предоставленной  медицинской услуги.

 

 

 

 

0

 

0

 

 

 

 

 

0

12.

Соблюдение требований к выполнению манипуляций и процедур

Согласно норматив-ных документов

Визуально

1. Не соблюдение основных правил  безопасности при выполнении.

2. Нарушение алгоритма.

3. Нарушение фарм. порядка.

4. Неудовлетворен-ность пациента  качеством предоставленной медицинской  услуги.

 

 

 

0

 

0

 

0

 

 

 

 

 

0

13.

Соблюдение технологии забора  материала для бактериологических исследований

Согласно норматив-ных документов

Визуально

1. Несвоевременное выполнение процедуры.

2. Назначение не выполнено.

3.Не соблюдение основных  правил безопасности при выполнении.

4.Нарушение алгоритма.

5. Нарушение фарм. порядка.

6. Неудовлетворен-ность пациента  качеством предоставленной медицинской  услуги.

 

 

0,5

 

0

 

 

 

0

 

0

 

0

 

 

 

 

 

0

14.

Соблюдение технологии забора крови из вены для исследований

Согласно норматив-ных документов

Визуально

1. Несвоевременное выполнение процедуры.

2. Назначение не выполнено.

3. Не соблюдение основных  правил безопасности при выполнении.

4. Нарушение алгоритма.

5. Нарушение фарм. порядка.

6. Неудовлетворен-ность пациента  качеством предоставленной медицинской  услуги.

 

 

0,5

 

 

0

 

 

 

0

 

0

 

 

0

 

 

 

0

15.

Готовность к оказанию первой доврачебной  помощи

Постоянно

Визуально

1. Отсутствие аптечки  и алгоритма.

2.

Несвоевременность диагностики  неотложной ситуации.

3. Позднее начало неотложных  действий.

4. Несвоевременный вызов врача.

 

 

0

 

 

 

 

0

 

 

0

 

0

16.

Качество ведения медицинской  документации

Постоянно

Визуально

1. Грамматические ошибки  при заполнении

2. Несвоевременное заполнение  документации

3. Не соблюдение форм.

4. Отсутствие документации.

 

 

0,5

 

 

0,5

 

0

 

0

17.

Соблюдение санитарно-противоэпидемического  режима в кабинете.

Согласно норматив-ных документов

Визуально

1. Отсутствие отметки  о разведении рабочих растворов.

2. Не соблюдение основных правил безопасности.

3. Нарушение алгоритма.

4. Нарушение периодичности  обработки.

 

 

 

0,5

 

 

0

 

0

 

 

0

18.

Соблюдение санитарно-противоэпидемического  режима при выполнении назначений на дому.

Согласно норматив-ных документов

Визуально

1. Отсутствие отметки  о разведении рабочего раствора.

2. Не соблюдение основных правил безопасности.

3. Нарушение алгоритма.

 

 

 

0,5

 

 

0

 

0

19.

Соблюдение правил техники безопасности и мер инфекционного контроля.

Согласно норматив-ных документов

Визуально

1. Не соответствие формы одежды.

2. Беспорядок на рабочем  месте.

2. Не соблюдение основных  правил безопасности.

3. Угроза инфекционной  безопасности пациента.

4. Не знание правил  техники безопасности и инфекционного  контроля.

 

 

0,5

 

0

 

 

0

 

 

 

0

 

 

 

 

0


 

Представленный протокол позволил стандартизировать типичные нарушения  в деятельности участковых медицинских  сестер и объективизировать оценку качества их работы.

Однако для объективной оценки деятельности медицинской сестры необходимо определять результаты и ежедневного  труда. В связи с этим целесообразно  учитывать ошибки, допущенные медсестрой на протяжении всего рабочего времени (выявленные старшей медсестрой, заведующим отделением, врачом, главной медсестрой и др.), нарушения трудовой дисциплины и внутреннего распорядка, правила  техники безопасности, а также  жалобы пациентов в течение оцениваемого периода. Количество замечаний должно быть учтено при проведении интегральной оценки качества деятельности медсестры.

Таким образом, разработанные оценочные  карты и постоянный мониторинг деятельности медсестры позволяют проводить  интегральную оценку качества деятельности каждой медицинской сестры участковой, что может быть учтено при решении  вопроса о материальном стимулировании сестринского персонала.

Адаптированный протокол оценки качества был апробирован в течение  одного месяца в терапевтических  отделениях № 4 и № 7.

Оценка работа медицинских сестер участковых проводилась на основании  критериев оценочных карт путем  изучения медицинской документации, непосредственной оценки работы медицинской  сестры участковой на рабочем месте, проведения опроса работников ЛПУ и  пациентов. Оценка качества проводилась  в течение 20 рабочих дней.

Для более  объективной картины, непосредственно  перед проведением оценки качества был осуществлен анализ ресурсов терапевтических отделений по возрастному  составу (таблица 3.4) и квалификационной категории (таблица 3.5).

Таблица 3.4

Возрастной  состав средних медицинских работников

Возраст

Количество человек

Удельный вес

19-30

6

40,1 %

30-45

2

13,3 %

45- 55

5

33,3 %

55 и старше

2

13,3 %

Всего

15

100 %


В структуре отделений  наибольший удельный вес составляют медицинские сестры в возрасте от 45 лет и старше, что свидетельствует  о тенденции к увеличению сотрудников  предпенсионного возраста.

Таблица 3.5

Квалификационные  категории средних медицинских  работников

Квалификационная категория

Количество человек

Удельный вес

Высшая

6

40,1 %

Первая

2

13,3 %

Вторая

2

13,3 %

Нет категории

5

33,3 %

Всего

15

100%


Старшие медицинские сестры имеют высшее образование, повышенный уровень образования имеют пять медицинских сестер. 5 медицинских  сестер не имеющих квалификационную категорию, имеют стаж по специальности  менее трех лет, 2 из них пишут  аттестационные работы уже в этом году. 10 медицинских сестер имеют  квалификационные категории, при этом удельный вес медсестер, имеющих  высшую квалификационную категорию, составляет 40,1 процент, что свидетельствует  о соответствии квалификации и стажа  работы. Профессиональный уровень средних  медицинских работников отделений  оценивается как высокий.

3.3. Результаты оценки  деятельности медицинских сестер  участковых 

Полученные данные, после проведения оценки качества работы 13 участковых медицинских  сестер, представлены в таблице 3.6.

Таблица 3.6

Коэффициент качества

Итоговый коэффициент качества

Количество человек

Удельный вес

1,0

1,0

5

38 %

0,9

0,9

5

38 %

0,8

0,8

3

24%

0,7

0,7

-

-

0,6

0,6

-

-

0,5

0,5

-

-

0

0

-

-


Из таблицы видно, что  из 13 участковых медицинских сестер пять сотрудников (38 %) получили коэффициент  качества 1,0; пять сотрудников (38 %) получили коэффициент качества 0,9 и три  медицинские сестры (24%) – 0,8.

Во всех случаях коэффициент  качества был равен итоговому  коэффициенту качество, что говорит  о соответствии лишь основным критериям качества без расширения функциональных обязанностей и перевыполнения показателей.

После проведения анализа  по каждому пункту оценочных карт были получены следующие результаты (таблица 3.7):

- Снижены баллы в пунктах:

Таблица 3.7

Пункт 1 «выполнение правил внутреннего распорядка (своевременный приход на работу и уход с работы, выполнение приказов и распоряжений администрации)»

Количество баллов

Количество человек

Удельный вес

1,0

12

92,3 %

0,5

-

-

0

1

7,7 %

Всего

13

100 %


Из таблицы видно, что  за исследуемый период времени было одно грубое нарушение внутреннего  распорядка (не выход на работу, без  разрешения администрации), о чем  говорит снятый балл у одного работника (удельный вес 7,7 %).

Таблица 3.8

Пункт 3 «заполнение статистических талонов, карт экстренного извещения, бланков направлений на лечебно-диагностические исследования, внесение в индивидуальную карту амбулаторного больного данные флюорографического и других исследований»

Количество баллов

Количество человек

Удельный вес

1,0

5

38,5 %

0,5

8

61,5 %

0

-

-

Всего

13

100 %


По данному  критерию у 8 работников были незначительные замечания по заполнению бланков  и амбулаторных карт (удельный вес 61,5 %).

 

Таблица 3.9

Пункт 6 «заполнение контрольной карты диспансерного наблюдения на вновь выявленных больных, приглашение диспансерных больных на прием к врачу»

Количество баллов

Количество человек

Удельный вес

1,0

11

84,6 %

0,5

2

15,4 %

0

-

-

Всего

13

100 %


По данному пункту у  двух сотрудников незначительные замечания  по заполнению карт диспансерного наблюдения (удельный вес 15,4 %).

 

Таблица 3.10

Пункт 7 «выполнение показателей национального проекта «Здоровье»»

Количество баллов

Количество человек

Удельный вес

1,0

9

69,2 %

0,5

4

30,8 %

0

-

-

Всего

13

100 %


При оценке по данному пункту учитывалась только вина сотрудников, не выполнения планов за исследуемый  период, по национальному проекту  «Здоровье», 4 сотрудника выполнили  план на 90-95 % (удельный вес 30,8 %).

 

Таблица 3.11

Пункт 15 «готовность к оказанию первой доврачебной помощи»

Количество баллов

Количество человек

Удельный вес

1,0

10

77 %

0,5

3

23 %

0

-

-

Всего

13

100 %


У всех участковых медсестер отделения  аптечки полностью оснащены для  оказания неотложной помощи согласно стандарту. Снижение оценки по данному  разделу обусловлено недостаточным  уровнем теоретических знаний по вопросам оказания неотложной помощи (удельный вес 23 %).

 

Таблица 3.12

Пункт 16 «качество ведения медицинской документации»

Количество баллов

Количество человек

Удельный вес

1,0

11

84,6 %

0,5

3

15,4 %

0

-

-

Всего

13

100 %

Информация о работе Оценка качества работы участковых медицинских сестер взрослой поликлиники на примере МУЗ «Клиническая поликлиника№ 5» г. Кемерово