Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Января 2014 в 14:54, дипломная работа
Целью исследования является адаптация существующих критериев оценки качества работы медицинских сестер для МУЗ «Клиническая поликлиника №5» с учетом специфики ее деятельности и анализ качества работы специалистов сестринского дела.
Задачи исследования:
1) Изучить организационную структуру МУЗ «Клиническая поликлиника №5» и организацию участковой сестринской службы;
2) Проанализировать существующие критерии оценки качества деятельности участковых сестринских служб и выделить индикаторы, наиболее соответствующие задачам МУЗ «Клиническая поликлиника №5»;
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………………. 4
ГЛАВА 1. ОБЗОР ЛИТЕРАТУРЫ………………………………………………... 7
1.1. История развития контроля качества деятельности медицинских сестер………………………………………………………………………………... 7
1.2. Изучение качества сестринской помощи……………………………... 12
1.3. Пример модели по организации контроля работы медицинских сестер ……...………………………………………………………………………. 16
ГЛАВА 2. МАТЕРИАЛ И МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ……………………. 23
2.1. История развития МУЗ «Клиническая поликлиника № 5» г. Кемерово ………………………………………………………………………….. 23
2.2 Организационная структура МУЗ «Клиническая поликлиника № 5» г. Кемерово………………………………………………………………………... 25
2.3. Характеристика терапевтических отделений № 7 и № 4 МУЗ «Клиническая поликлиника № 5» г. Кемерово …………………………............ 30
ГЛАВА 3. ОРГАНИЗАЦИЯ КОНТРОЛЯ КАЧЕСТВА РАБОТЫ МЕДИЦИНСКИХ СЕСТЕР УЧАСТКОВЫХ ВЗРОСЛОЙ ПОЛИКЛИНИКИ…………………………………………………………………. 35
3.1. Система управления качеством сестринской помощи в МУЗ КП № 5 ..…………………………………………………………………………………….. 35
3.2. Критерии экспертной оценки деятельности медицинской сестры участковой…………………………………………………………………............ 40
3.3. Результаты оценки деятельности медицинских сестер участковых………………………………………………………………………… 55
3.4. Пути решения выявленных проблем и мероприятия по улучшению качества деятельности участковых медицинских сестер ..…………………….. 67
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………............. 72
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК………
Комментарии
и рекомендации старшей медицинской
сестры отделения: ______________________________
Примечание:
При выполнении показателей на:
20 баллов
– коэффициент качества
19,5-18 баллов, коэффициент качества = 0,9;
17,5-16 баллов, коэффициент качества = 0,8;
15,5-14 баллов, коэффициент качества = 0,7;
13,5-12 баллов, коэффициент качества = 0,6;
11,5-10 баллов, коэффициент качества = 0,5;
Менее 10 баллов, коэффициент качества = 0;
При выполнении основных критериев качества по решению совета по оплате труда возможно повышение коэффициента качества до 1,5 при условии:
- качественного
и обоснованного
- качественного
и своевременного выполнения
поручений администрации
- проявление
инициативы, направленной на улучшение
лечебно-профилактического
- внедрение инновационных технологий.
Подпись
(проверяющего)________________
Дата_________________
Подпись
медработника__________________
После проведения оценки качества можно рассчитать коэффициент качества для каждой медсестры участковой как в абсолютном выражении, так и в процентах.
Данная информация позволяет оценить как индивидуальную работу каждого специалиста, так и работу всего отделения в целом. Это позволяет руководителю выявить слабые стороны работы отдельных медработников, всего отделения и управления в целом. Четкое определение и разграничение факторов, влияющих на снижение уровня качества, способствует правильному выбору соответствующих мер коррекции.
Для удобства использования оценочной карты, мной был разработан протокол оценки качества (Таблица 3.3), в котором четко обозначены периодичность проводимой проверки, способы контроля, отклонения от нормы по каждому пункту и соответствующий балл. Данный протокол позволяет отличать грубые нарушения в работе медсестер от незначительных и определяет количество заработанных баллов.
Таблица 3.3
Протокол оценки качества участковых медицинских сестер взрослой поликлиники.
№ п/п |
Мероприятия |
Периодичность |
Способ контроля |
отклонения |
балл |
1. |
Выполнение правил внутреннего распорядка. |
Постоянно |
Визуальный |
1. Опоздание однократно на15-20 мин. 2. Несвоевременное выполнение распоряжений администрации. 3. Ежедневное опоздание. 3. Не выход на смену, не выполнение указаний. |
0,5
0,5
0
0 |
2. |
Подготовка амбулаторного |
За 10 минут до начала приема 3 раза в неделю |
Визуальный |
1. Частичное отсутствие бланков. 2. Отсутствие амбулаторных карт и дневника приема. 3. Отсутствие инструментария. |
0,5
0
0 |
3. |
Заполнение статистических талонов, карт экстренного извещения, бланков направлений на лечебно-диагностические исследования, внесение в амбулаторную карту больного данные исследований |
Постоянно |
Визуальный |
1. Помарки при заполнении. 2. Заполнение не в полном объеме. 3. Не правильное заполнение. 4. Отсутствие записей. |
0,5
0,5
0
0 |
4. |
Помощь в заполнении посыльных листов на МСЭК, санаторно-курортных карт, выписок из индивидуальных карт амбулаторного больного |
Постоянно |
Визуальный, разговор с врачом. |
1. Ошибки при заполнении. 2. Неправильное внесение данных. 3. Отказ от заполнения.
|
0,5
0
0 |
5.
|
Комплектование необходимыми
инструментами и медикаментами
сумки врача-терапевта |
1 раз в неделю |
Согласно стандартам. |
1. Не своевременный заказ 2. Отклонение от срока годности медикаментов. 3. Не полная комплектация. 4. Отсутствие набора |
0,5
0
0
0 |
6. |
Заполнение под контролем и руководством врача контрольной карты диспансерного наблюдения на вновь выявленных больных, приглашение диспансерных больных на прием к врачу |
1 раз в неделю |
Визуально |
1. «Грязь» при заполнении. 2. Не полное заполнение карт. 3. Не своевременное заполнение карт. 4. Отказ от заполнения карт. |
0,5
0,5
0
0 |
7. |
Выполнение показателей |
Постоянно |
Визуально, отчетная документа- ция. |
1. Не выполнение плана до 93% 2. Не выполнение плана менее 93%. 3. Не соблюдение календаря прививок. 4. Не соблюдение сроков диспансеризации. |
0,5
0
0
0 |
8. |
Подготовка предварительных |
1 раз в неделю |
Заполнение отчетной документа- ции, занесение данных в базу «Arena» |
1. Не соблюдение сроков сдачи отчетности. 2. Не соблюдение формы отчета. 3. Выполнение обследования не в полном объеме. |
0,5
0,5
0 |
9. |
Объяснение пациентам способов и порядка подготовки к лабораторным, инструментальным и аппаратным исследованиям |
Постоянно |
Визуально |
1. Употребление медицинской 2. Не знание алгоритмов подготовки. 3. Выдача направлений без объяснения подготовки. 4. Неудовлетворен-ность пациента
качеством предоставленной |
0,5
0
0
0 |
10. |
Измерение пациентам артериального давления, проведение термометрии |
2 раза в неделю |
Визуально, занесение записей в мед. документацию |
1. Несвоевременная запись 2. Нарушение алгоритма. 3. Не выполнение процедур. 4. Не владение манипуляциями. 5. Неудовлетворен-ность пациента
качеством предоставленной |
0,5
0
0
0 |
11. |
Своевременность и качество выполнения врачебных назначений на дому |
Согласно журналу назначения |
Визуальный, своевременная отметка о выполнении в журнале назначений. |
1.Несвоевременное выполнение 2. Назначение не выполнено. 3. Неудовлетворен- ность
пациента качеством |
0
0
0 |
12. |
Соблюдение требований к выполнению манипуляций и процедур |
Согласно норматив-ных |
Визуально |
1. Не соблюдение основных правил безопасности при выполнении. 2. Нарушение алгоритма. 3. Нарушение фарм. порядка. 4. Неудовлетворен-ность пациента
качеством предоставленной |
0
0
0
0 |
13. |
Соблюдение технологии забора материала для бактериологических исследований |
Согласно норматив-ных |
Визуально |
1. Несвоевременное выполнение 2. Назначение не выполнено. 3.Не соблюдение основных
правил безопасности при 4.Нарушение алгоритма. 5. Нарушение фарм. порядка. 6. Неудовлетворен-ность пациента
качеством предоставленной |
0,5
0
0
0
0
0 |
14. |
Соблюдение технологии забора крови из вены для исследований |
Согласно норматив-ных |
Визуально |
1. Несвоевременное выполнение 2. Назначение не выполнено. 3. Не соблюдение основных
правил безопасности при 4. Нарушение алгоритма. 5. Нарушение фарм. порядка. 6. Неудовлетворен-ность пациента
качеством предоставленной |
0,5
0
0
0
0
0 |
15. |
Готовность к оказанию первой доврачебной помощи |
Постоянно |
Визуально |
1. Отсутствие аптечки и алгоритма. 2. Несвоевременность диагностики неотложной ситуации. 3. Позднее начало неотложных действий. 4. Несвоевременный вызов врача. |
0
0
0
0 |
16. |
Качество ведения медицинской документации |
Постоянно |
Визуально |
1. Грамматические ошибки при заполнении 2. Несвоевременное заполнение документации 3. Не соблюдение форм. 4. Отсутствие документации. |
0,5
0,5
0
0 |
17. |
Соблюдение санитарно- |
Согласно норматив-ных |
Визуально |
1. Отсутствие отметки
о разведении рабочих 2. Не соблюдение основных правил безопасности. 3. Нарушение алгоритма. 4. Нарушение периодичности обработки. |
0,5
0
0
0 |
18. |
Соблюдение санитарно- |
Согласно норматив-ных |
Визуально |
1. Отсутствие отметки
о разведении рабочего 2. Не соблюдение основных правил безопасности. 3. Нарушение алгоритма. |
0,5
0
0 |
19. |
Соблюдение правил техники безопасности и мер инфекционного контроля. |
Согласно норматив-ных |
Визуально |
1. Не соответствие формы одежды. 2. Беспорядок на рабочем месте. 2. Не соблюдение основных правил безопасности. 3. Угроза инфекционной безопасности пациента. 4. Не знание правил
техники безопасности и
|
0,5
0
0
0
0 |
Представленный протокол позволил стандартизировать типичные нарушения в деятельности участковых медицинских сестер и объективизировать оценку качества их работы.
Однако для объективной оценки
деятельности медицинской сестры необходимо
определять результаты и ежедневного
труда. В связи с этим целесообразно
учитывать ошибки, допущенные медсестрой
на протяжении всего рабочего времени
(выявленные старшей медсестрой, заведующим
отделением, врачом, главной медсестрой
и др.), нарушения трудовой дисциплины
и внутреннего распорядка, правила
техники безопасности, а также
жалобы пациентов в течение
Таким образом, разработанные оценочные карты и постоянный мониторинг деятельности медсестры позволяют проводить интегральную оценку качества деятельности каждой медицинской сестры участковой, что может быть учтено при решении вопроса о материальном стимулировании сестринского персонала.
Адаптированный протокол оценки качества был апробирован в течение одного месяца в терапевтических отделениях № 4 и № 7.
Оценка работа медицинских сестер участковых проводилась на основании критериев оценочных карт путем изучения медицинской документации, непосредственной оценки работы медицинской сестры участковой на рабочем месте, проведения опроса работников ЛПУ и пациентов. Оценка качества проводилась в течение 20 рабочих дней.
Для более объективной картины, непосредственно перед проведением оценки качества был осуществлен анализ ресурсов терапевтических отделений по возрастному составу (таблица 3.4) и квалификационной категории (таблица 3.5).
Таблица 3.4
Возрастной состав средних медицинских работников
Возраст |
Количество человек |
Удельный вес |
19-30 |
6 |
40,1 % |
30-45 |
2 |
13,3 % |
45- 55 |
5 |
33,3 % |
55 и старше |
2 |
13,3 % |
Всего |
15 |
100 % |
В структуре отделений наибольший удельный вес составляют медицинские сестры в возрасте от 45 лет и старше, что свидетельствует о тенденции к увеличению сотрудников предпенсионного возраста.
Таблица 3.5
Квалификационные категории средних медицинских работников
Квалификационная категория |
Количество человек |
Удельный вес |
Высшая |
6 |
40,1 % |
Первая |
2 |
13,3 % |
Вторая |
2 |
13,3 % |
Нет категории |
5 |
33,3 % |
Всего |
15 |
100% |
Старшие медицинские сестры имеют высшее образование, повышенный уровень образования имеют пять медицинских сестер. 5 медицинских сестер не имеющих квалификационную категорию, имеют стаж по специальности менее трех лет, 2 из них пишут аттестационные работы уже в этом году. 10 медицинских сестер имеют квалификационные категории, при этом удельный вес медсестер, имеющих высшую квалификационную категорию, составляет 40,1 процент, что свидетельствует о соответствии квалификации и стажа работы. Профессиональный уровень средних медицинских работников отделений оценивается как высокий.
3.3. Результаты оценки
деятельности медицинских
Полученные данные, после проведения оценки качества работы 13 участковых медицинских сестер, представлены в таблице 3.6.
Таблица 3.6
Коэффициент качества |
Итоговый коэффициент качества |
Количество человек |
Удельный вес |
1,0 |
1,0 |
5 |
38 % |
0,9 |
0,9 |
5 |
38 % |
0,8 |
0,8 |
3 |
24% |
0,7 |
0,7 |
- |
- |
0,6 |
0,6 |
- |
- |
0,5 |
0,5 |
- |
- |
0 |
0 |
- |
- |
Из таблицы видно, что из 13 участковых медицинских сестер пять сотрудников (38 %) получили коэффициент качества 1,0; пять сотрудников (38 %) получили коэффициент качества 0,9 и три медицинские сестры (24%) – 0,8.
Во всех случаях коэффициент качества был равен итоговому коэффициенту качество, что говорит о соответствии лишь основным критериям качества без расширения функциональных обязанностей и перевыполнения показателей.
После проведения анализа по каждому пункту оценочных карт были получены следующие результаты (таблица 3.7):
- Снижены баллы в пунктах:
Таблица 3.7
Пункт 1 «выполнение правил внутреннего распорядка (своевременный приход на работу и уход с работы, выполнение приказов и распоряжений администрации)»
Количество баллов |
Количество человек |
Удельный вес |
1,0 |
12 |
92,3 % |
0,5 |
- |
- |
0 |
1 |
7,7 % |
Всего |
13 |
100 % |
Из таблицы видно, что за исследуемый период времени было одно грубое нарушение внутреннего распорядка (не выход на работу, без разрешения администрации), о чем говорит снятый балл у одного работника (удельный вес 7,7 %).
Таблица 3.8
Пункт 3 «заполнение статистических талонов, карт экстренного извещения, бланков направлений на лечебно-диагностические исследования, внесение в индивидуальную карту амбулаторного больного данные флюорографического и других исследований»
Количество баллов |
Количество человек |
Удельный вес |
1,0 |
5 |
38,5 % |
0,5 |
8 |
61,5 % |
0 |
- |
- |
Всего |
13 |
100 % |
По данному критерию у 8 работников были незначительные замечания по заполнению бланков и амбулаторных карт (удельный вес 61,5 %).
Таблица 3.9
Пункт 6 «заполнение контрольной карты диспансерного наблюдения на вновь выявленных больных, приглашение диспансерных больных на прием к врачу»
Количество баллов |
Количество человек |
Удельный вес |
1,0 |
11 |
84,6 % |
0,5 |
2 |
15,4 % |
0 |
- |
- |
Всего |
13 |
100 % |
По данному пункту у двух сотрудников незначительные замечания по заполнению карт диспансерного наблюдения (удельный вес 15,4 %).
Таблица 3.10
Пункт 7 «выполнение показателей национального проекта «Здоровье»»
Количество баллов |
Количество человек |
Удельный вес |
1,0 |
9 |
69,2 % |
0,5 |
4 |
30,8 % |
0 |
- |
- |
Всего |
13 |
100 % |
При оценке по данному пункту учитывалась только вина сотрудников, не выполнения планов за исследуемый период, по национальному проекту «Здоровье», 4 сотрудника выполнили план на 90-95 % (удельный вес 30,8 %).
Таблица 3.11
Пункт 15 «готовность к оказанию первой доврачебной помощи»
Количество баллов |
Количество человек |
Удельный вес |
1,0 |
10 |
77 % |
0,5 |
3 |
23 % |
0 |
- |
- |
Всего |
13 |
100 % |
У всех участковых медсестер отделения
аптечки полностью оснащены для
оказания неотложной помощи согласно
стандарту. Снижение оценки по данному
разделу обусловлено
Таблица 3.12
Пункт 16 «качество ведения медицинской документации»
Количество баллов |
Количество человек |
Удельный вес |
1,0 |
11 |
84,6 % |
0,5 |
3 |
15,4 % |
0 |
- |
- |
Всего |
13 |
100 % |