Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Января 2013 в 17:49, курс лекций
Невропатология (от греч. neuron — нерв, pathos — болезнь, logos — наука) — раздел медицинской науки, который изучает болезни нервной системы.
Основные цели и задачи курса: ознакомление со строением и функцией нервной системы, изучение причин заболеваний нервной системы, формированием высших психических функций; раскрытие особенностей развития анализаторных систем, речи и моторики в возрастном аспекте. В сферу компетенции невропатологии входит так же изучение влиянии я нервной системы на развитие заболеваний внутренних органов (сердце, сосуды, легкие и т.д.)
К
сожалению, на сегодняшний день, функциональные
нарушения нервной системы
Поврежденное психическое
Минимальная мозговая
Причины этой дисфункции - различные
вредности, перенесенные в
При некоторых формах
На практике проблемы сенсорной регуляции часто проявляются в виде повышенной чувствительности кожного покрова ребёнка, что приводит к ярко выраженной нетерпимости к касанию его тела какими-либо предметами или людьми(в том числе и матерью).
Такая реакция у детей связана
с неадекватным восприятием
Для коррекции сенсорной
Основным положением при составлении таких упражнений является то, что изменение чувствительности по одному из сенсорных каналов приводит к изменениям во всей сенсорной системе. Это будет означать, что, воздействуя определённым искусственным образом на какой-либо из сенсорных каналов, можно вызвать изменения и на всех остальных, т.о. достигая оптимального равновесия в самой системе.
Например,
искуственная стимуляция усиления чувства
пространственного положения
36.Понятие
о минимальной мозговой
мозговая дисфункция (ММД) является весьма распространенной патологией головного мозга в раннем детском возрасте. Данное заболевание относится к так называемым перинатальным энцефалопатиям.
Перинатальная энцефалопатия - это обобщенное понятие, которое включает поражения головного мозга различного характера в перинатальном периоде (период, охватывающий промежуток времени, начиная от 28 недели беременности и заканчивая примерно первой неделей жизни малыша).
Минимальная мозговая дисфункция сопровождается расстройствами общих регуляторных механизмов в центральной нервной системе и характеризуется нарушениями в эмоционально-волевой сфере, отклонениями от нормы восприятия, поведения, вегетативных функций, но это не аутизм.
Причин для развития минимальной мозговой дисфункции существует достаточно много. Среди основных можно выделить такие, как:
• хронические болезни беременной женщины, в ходе которых имеет место негативное воздействие на плод
• острые инфекции беременной или обострение хронических
• генетические, хромосомные заболевания будущей матери и плода
• патология беременности: угроза прерывания, токсикоз
• травмы матери во время беременности, отравления, воздействие вредных излучений,
• прием некоторых лекарственных средств
• патологические роды: затяжные или стремительные, крупный плод, асфиксия, обвитие пуповины, акушерский травматизм
• недоношенность новорожденного, различные заболевания, которые мешают ему адекватно приспосабливаться к окружающим условиям
• вредные воздействия на ребенка в первую неделю жизни: травмы, инфекции нервной системы.
Симптомы малой мозговой дисфункции наиболее ярко проявляются, начиная с трехлетнего возраста. Именно в это время очень важно их распознать и назначить адекватное лечение. К основным признакам ММД относятся:
• быстрая утомляемость нервной системы: ребенок не может долго заниматься одним и тем же делом
• очень легкая отвлекаемость, которая мешает заниматься занятиями, требующими повышенного внимания, нормально усваивать школьный материал
• сложности в запоминании новой информации, что также сказывается на школьном обучении
• ребенок почти совсем не может переносить длительный громкий шум, закрытые душные помещения, жару, яркий свет
• частое укачивание при езде, которое всегда сопровождается тошнотой и рвотой, головокружением
• иногда наблюдаются периодические головные боли.
Для подтверждения диагноза минимальной мозговой дисфункции применяются такие методики, как:
• электроэнцефалография
• вызванные потенциалы
• ультразвуковое исследование
• магнитно-резонансная томография (для исключения поражения органического характера)
• нейросонография (у детей младшего возраста)
• видио ЭЭГ
• лабораторная диагностика.
Лечение минимальной мозговой дисфункции всегда носит комплексный характер. В нашей клинике всегда сочетают такие методики, как:
• психотерапия
• педагогическая коррекция
• применение медикаментозных препаратов: ноотропов, средств, улучшающих мозговое кровообращение, нейропротекторов
• современные высокотехнологичные методики, например, транскраниальную магнитную стимуляцию головного мозга, применение которой позволяет добиваться очень хороших результатов.
Комплексный подход, работа в ногу со временем - это то, что помогает нашим специалистам вот уже длительное время успешно бороться с минимальной мозговой дисфункцией, синдромом дефицита внимания с гиперактивностью , энцефалопатией.
37.Дифференциальная диагностика сенсорной алалии и тугоухости.
Дифференциальная диагностика моторной алалии и нарушений слуха
№ Критерии сравнения Моторная алалия Нарушения слуха
1 Слух Слуховая функция сохранна Слуховая функция нарушена
2 Спонтанное овладение речью Некоторая возможность спонтанного усвоения речи (хотя ограниченная и в целом дефектно проявляющаяся) Вне специального обучения речь не формируется
3 Экспрессивная речь Наличие отдельных слов-корней, псевдослов, звукоподражаний Отсутствие экспрессивной речи
4 Просодические компоненты речи Просодика (мелодика речи, ритм, паузация, ударение) сохранны Просодика нарушена
5 Мимико-жестовая речь Сопровождается словами, звукокомплексами, невербальными вокализациями Мимико-жестовая речь активно используется, но вербально не сопровождается.
38.Понятие
о дизартрии. Бульбарная и
Дизартрия
- нарушение произносительной стороны
речи,обусловленное
Ведущим
дефектом при дизартрии является
нарушение
Дети
с дизартрией по своей клинико-психологической
характеристикепредставляют собой
крайне неоднородную группу. При этом
нет взаимосвязи междутяжестью
дефекта и выраженностью
Причины возникновения дизартрии
1.
Органические поражения ЦНС в
результате воздействия
2.
Причиной дизартрии может быть
несовместимость по резус-
3.
Несколько реже дизартрия
Бульбарная дизартрия (от лат. bulbus - луковица, форму которой имеет продолговатый мозг) проявляется при заболевании (воспалении) или опухоли продолговатого мозга. При этом разрушаются расположенные там ядра двигательных черепно-мозговых нервов (языкоглоточного, блуждающего и подъязычного, иногда тройничного и лицевого).
Характерным
является паралич или парез мышц
глотки, гортани, языка, мягкого нёба.
У ребенка с подобным дефектом
нарушается глотание твердой и жидкой
пищи, затруднено жевание. Недостаточная
подвижность голосовых складок,
мягкого нёба приводит к специфическим
нарушениям голоса: он становится слабым,
назализованным. В речи не реализуются
звонкие звуки. Парез мышц мягкого
нёба приводит к свободному проходу
выдыхаемого воздуха через нос,
и все звуки приобретают
У детей с описываемой формой дизартрии наблюдается атрофия мышц языка и глотки, снижается также тонус мышц (атония). Паретическое состояние мышц языка является причиной многочисленных искажений звукопроизношения. Речь невнятная, крайне нечеткая, замедленная. Лицо ребенка с бульварной дизартрией амимично.
Псевдобульбарная
дизартрия - наиболее часто встречающаяся
форма детской дизартрии. Псевдобульбарная
дизартрия является следствием перенесенного
в раннем детстве, во время родов
или во внутриутробном периоде органического
поражения мозга в результате
энцефалита, родовых травм, опухолей,
интоксикации и др. У ребенка возникает
псевдобульбарный паралич или парез,
обусловленный поражением проводящих
путей, идущих от коры головного мозга
к ядрам языкоглоточного, блуждающего
и подъязычного нервов. По клиническим
проявлениям нарушений в
В результате псевдобульбарного паралича у ребенка нарушается общая и речевая моторика. Малыш плохо сосет, поперхивается, захлебывается, плохо глотает. Изо рта течет слюна, нарушена мускулатура лица.
Степень
нарушения речевой или
Информация о работе Предмет и задачи курса Невропатология детского возраста