Предмет и задачи курса Невропатология детского возраста

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Января 2013 в 17:49, курс лекций

Краткое описание

Невропатология (от греч. neuron — нерв, pathos — болезнь, logos — наука) — раздел медицинской науки, который изучает болезни нервной системы.
Основные цели и задачи курса: ознакомление со строением и функцией нервной системы, изучение причин заболеваний нервной системы, формированием высших психических функций; раскрытие особенностей развития анализаторных систем, речи и моторики в возрастном аспекте. В сферу компетенции невропатологии входит так же изучение влиянии я нервной системы на развитие заболеваний внутренних органов (сердце, сосуды, легкие и т.д.)

Вложенные файлы: 1 файл

vse_shpory (1).docx

— 153.20 Кб (Скачать файл)

К сожалению, на сегодняшний день, функциональные нарушения нервной системы предоставлено  исправлять самой природе и ожидание родителями выздоровления самого по себе, распространенное мнение « с  возрастом всё пройдёт» может  для ребёнка иметь неблагоприятные  последствия. Очень важно вовремя  обратиться к врачу.

 

     Поврежденное психическое развитие - это развитие психики ребенка  с органическим поражением центральной  нервной системы. К поврежденному  развитию можно отнести такие  состояния, как минимальная мозговая  дисфункция, нарушение межполушарного  взаимодействия, локальные поражения  головного мозга (например, речевые  зоны коры), эпилепсия, прогрессирующие  органические поражения ЦНС.

     Минимальная мозговая дисфункция - биологически обусловленная недостаточность  функций нервной системы, приводящая  к легким расстройствам поведения  и снижению обучаемости.

     Причины этой дисфункции - различные  вредности, перенесенные в период  внутриутробного развития (токсикоз, инфекционные заболевания у матери, алкогольная интоксикация в поздние  сроки беременности), травмы во  время родов, заболевания в  течение первых трех лет жизни.  В результате этих воздействий  происходят более или менее  локальные поражения мозга в  корковых либо подкорковых отделах.  Проявления минимальной мозговой  дисфункции отличаются многообразием  и зависят от локализации повреждения.  Чаще всего отмечаются задержка  и нарушения развития моторики: неловкость движений, тики, гримасничанье,  двигательная расторможенность  либо повышенная медлительность, а также нарушение сна, возбудимость, неуправляемость поведения.

     При некоторых формах органического  поражения ЦНС в большей степени  страдают психические процессы (память, внимание), а личностное развитие  сохраняется в границах возрастной  нормы. Такие дети тяжело переживают  свою несостоятельность, у них  легко возникают вторичные нарушения:  заикания, тики, страхи, расстройства  сна и аппетита. Самооценка занижена, ребенок четко дифференцирует  отношение к себе со стороны  значимых лиц.

 

На  практике проблемы сенсорной регуляции  часто проявляются в виде повышенной чувствительности кожного покрова  ребёнка, что приводит к ярко выраженной нетерпимости к касанию его тела какими-либо предметами или людьми(в  том числе и матерью).

  Такая реакция у детей связана  с неадекватным восприятием ребёнком  совершенно безобидного стимула  касания как опасного и болезненного. Как результат этого и возникает  непринятие ребёнком различных  гигиенических процедур, таких как  мытьё головы, чистка ушей, подстригание  ногтей и т.п., или же ношения  некоторых видов обуви и одежды. Это также сказывается на характере  игры ребёнка и его общении  со сверстниками. В психологии  для обозначения этого явления  принято название "сенсорная защита".

  Для коррекции сенсорной регуляции  существуют различные методы - комплексы  специальных упражнений, направленных  на улучшение интеграции между  различными каналами сенсорной  системы. 

Основным  положением при составлении таких  упражнений является то, что изменение  чувствительности по одному из сенсорных  каналов приводит к изменениям во всей сенсорной системе. Это будет  означать, что, воздействуя определённым искусственным образом на какой-либо из сенсорных каналов, можно вызвать  изменения и на всех остальных, т.о. достигая оптимального равновесия в  самой системе.

Например, искуственная стимуляция усиления чувства  пространственного положения тела способствует уменьшению силы других видов ощущений, в частности тактильной чувствительности (осязания).

36.Понятие  о минимальной мозговой дисфункции (ММД).

мозговая  дисфункция (ММД) является весьма распространенной патологией головного мозга в  раннем детском возрасте. Данное заболевание  относится к так называемым перинатальным  энцефалопатиям.

Перинатальная энцефалопатия - это обобщенное понятие, которое включает поражения головного  мозга различного характера в  перинатальном периоде (период, охватывающий промежуток времени, начиная от 28 недели беременности и заканчивая примерно первой неделей жизни малыша).

Минимальная мозговая дисфункция сопровождается расстройствами общих регуляторных механизмов в  центральной нервной системе  и характеризуется нарушениями  в эмоционально-волевой сфере, отклонениями от нормы восприятия, поведения, вегетативных функций, но это не аутизм.

Причин  для развития минимальной мозговой дисфункции существует достаточно много. Среди основных можно выделить такие, как:

• хронические болезни беременной женщины, в ходе которых имеет место негативное воздействие на плод

• острые инфекции беременной или обострение хронических

• генетические, хромосомные заболевания будущей матери и плода

• патология беременности: угроза прерывания, токсикоз

• травмы матери во время беременности, отравления, воздействие вредных излучений,

• прием некоторых лекарственных средств

• патологические роды: затяжные или стремительные, крупный плод, асфиксия, обвитие пуповины, акушерский травматизм

• недоношенность новорожденного, различные заболевания, которые мешают ему адекватно приспосабливаться к окружающим условиям

• вредные воздействия на ребенка в первую неделю жизни: травмы, инфекции нервной системы.

     

Симптомы  малой мозговой дисфункции наиболее ярко проявляются, начиная с трехлетнего  возраста. Именно в это время очень  важно их распознать и назначить  адекватное лечение. К основным признакам  ММД относятся:

• быстрая утомляемость нервной системы: ребенок не может долго заниматься одним и тем же делом

• очень легкая отвлекаемость, которая мешает заниматься занятиями, требующими повышенного внимания, нормально усваивать школьный материал

• сложности в запоминании новой информации, что также сказывается на школьном обучении

• ребенок почти совсем не может переносить длительный громкий шум, закрытые душные помещения, жару, яркий свет

• частое укачивание при езде, которое всегда сопровождается тошнотой и рвотой, головокружением

• иногда наблюдаются периодические головные боли.

Для подтверждения диагноза минимальной  мозговой дисфункции применяются такие  методики, как:

• электроэнцефалография

• вызванные потенциалы

• ультразвуковое исследование

• магнитно-резонансная томография (для исключения поражения органического характера)

• нейросонография (у детей младшего возраста)

• видио ЭЭГ

• лабораторная диагностика.

Лечение минимальной мозговой дисфункции всегда носит комплексный характер. В  нашей клинике всегда сочетают такие  методики, как:

• психотерапия

• педагогическая коррекция

• применение медикаментозных препаратов: ноотропов, средств, улучшающих мозговое кровообращение, нейропротекторов

• современные высокотехнологичные методики, например, транскраниальную магнитную стимуляцию головного мозга, применение которой позволяет добиваться очень хороших результатов.

Комплексный подход, работа в ногу со временем - это то, что помогает нашим специалистам вот уже длительное время успешно  бороться с минимальной мозговой дисфункцией, синдромом дефицита внимания с гиперактивностью , энцефалопатией.

37.Дифференциальная  диагностика сенсорной алалии  и тугоухости.

Дифференциальная  диагностика моторной алалии и нарушений  слуха

№ Критерии сравнения Моторная алалия Нарушения слуха

1 Слух Слуховая функция сохранна Слуховая функция нарушена

2 Спонтанное овладение речью Некоторая возможность спонтанного усвоения речи (хотя ограниченная и в целом дефектно проявляющаяся) Вне специального обучения речь не формируется

3 Экспрессивная речь Наличие отдельных слов-корней, псевдослов, звукоподражаний Отсутствие экспрессивной речи

4 Просодические компоненты речи Просодика (мелодика речи, ритм, паузация, ударение) сохранны Просодика нарушена

5 Мимико-жестовая речь Сопровождается словами, звукокомплексами, невербальными вокализациями Мимико-жестовая речь активно используется, но вербально не сопровождается.

38.Понятие  о дизартрии. Бульбарная и псевдобульбарная  дизартрия: их различия.

Дизартрия - нарушение произносительной стороны  речи,обусловленное недостаточностью иннервации речевого аппарата.

Ведущим дефектом при дизартрии является нарушение звукопроизносительной  ипросодической стороны речи, связанное  с органическим поражением центральной  ипериферической нервной систем.

Дети  с дизартрией по своей клинико-психологической  характеристикепредставляют собой  крайне неоднородную группу. При этом нет взаимосвязи междутяжестью  дефекта и выраженностью психопатологических  отклонений. Дизартрия, втом числе и  тяжелые ее формы, могут наблюдаться  у детей с сохранныминтеллектом, а легкие "стертые" ее проявления - как у детей ссохранным интеллектом, так и у детей с нарушениями  интеллектуального развития.

Причины возникновения дизартрии

1. Органические поражения ЦНС в  результате воздействия различных  неблагоприятных факторов на  развивающийся мозг ребенка во  внутриутробном и раннем периодах  развития. Чаще всего это внутриутробные  поражения, являющиеся результатом  острых, хронических инфекций, кислородной  недостаточности (гипоксии), интоксикации, токсикоза беременности и ряда  других факторов, которые создают  условия для возникновения родовой  травмы. В значительном числе  таких случаев при родах у  ребенка возникает асфиксия, ребенок  рождается недоношенным.

 

2. Причиной дизартрии может быть  несовместимость по резус-фактору.

 

3. Несколько реже дизартрия возникает  под воздействием инфекционных  заболеваний нервной системы  в первые годы жизни ребенка.  Дизартрия нередко наблюдается  у детей, страдающих детским  церебральным параличом (ДЦП). По  данным Е. М. Мастюковой, дизартрия  при ДЦП проявляется в 65-85% случаев.

Бульбарная  дизартрия (от лат. bulbus - луковица, форму  которой имеет продолговатый  мозг) проявляется при заболевании (воспалении) или опухоли продолговатого мозга. При этом разрушаются расположенные  там ядра двигательных черепно-мозговых нервов (языкоглоточного, блуждающего  и подъязычного, иногда тройничного  и лицевого).

Характерным является паралич или парез мышц глотки, гортани, языка, мягкого нёба. У ребенка с подобным дефектом нарушается глотание твердой и жидкой пищи, затруднено жевание. Недостаточная  подвижность голосовых складок, мягкого нёба приводит к специфическим  нарушениям голоса: он становится слабым, назализованным. В речи не реализуются  звонкие звуки. Парез мышц мягкого  нёба приводит к свободному проходу  выдыхаемого воздуха через нос, и все звуки приобретают выраженный носовой (назальный) оттенок.

У детей с описываемой формой дизартрии  наблюдается атрофия мышц языка  и глотки, снижается также тонус  мышц (атония). Паретическое состояние  мышц языка является причиной многочисленных искажений звукопроизношения. Речь невнятная, крайне нечеткая, замедленная. Лицо ребенка с бульварной дизартрией амимично.

Псевдобульбарная  дизартрия - наиболее часто встречающаяся  форма детской дизартрии. Псевдобульбарная дизартрия является следствием перенесенного  в раннем детстве, во время родов  или во внутриутробном периоде органического  поражения мозга в результате энцефалита, родовых травм, опухолей, интоксикации и др. У ребенка возникает  псевдобульбарный паралич или парез, обусловленный поражением проводящих путей, идущих от коры головного мозга  к ядрам языкоглоточного, блуждающего  и подъязычного нервов. По клиническим  проявлениям нарушений в области  мимической и артикуляционной мускулатуры  он близок к бульбарному. Однако возможности  коррекции и полноценного овладения  звукопроизносительной стороной речи при псевдобульбарной дизартрии  значительно выше.

В результате псевдобульбарного паралича у ребенка нарушается общая и  речевая моторика. Малыш плохо  сосет, поперхивается, захлебывается, плохо глотает. Изо рта течет  слюна, нарушена мускулатура лица.

 

Степень нарушения речевой или артикуляционной  моторики может быть различной. Условно  выделяют три степени псевдобульбарной дизартрии: легкую, среднюю, тяжелую.

Информация о работе Предмет и задачи курса Невропатология детского возраста