Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Января 2013 в 17:49, курс лекций
Невропатология (от греч. neuron — нерв, pathos — болезнь, logos — наука) — раздел медицинской науки, который изучает болезни нервной системы.
Основные цели и задачи курса: ознакомление со строением и функцией нервной системы, изучение причин заболеваний нервной системы, формированием высших психических функций; раскрытие особенностей развития анализаторных систем, речи и моторики в возрастном аспекте. В сферу компетенции невропатологии входит так же изучение влиянии я нервной системы на развитие заболеваний внутренних органов (сердце, сосуды, легкие и т.д.)
МОЗЖЕЧОК Мозжечок
расположен в задней черепной ямке над
продолговатым мозгом. Сверху он покрыт
затылочными долями коры головного мозга.
В мозжечке различают два полушария и
его центральную часть — червь мозжечка.
В филогенетическом отношении полушария
мозжечка являются более молодыми образованиями.
Поверхностным слоем мозжечка служит
слой серого вещества его кора, под которой
находится белое вещество. В белом веществе
мозжечка имеются ядра серого вещества.
Мозжечок связан с другими отделами нервной
системы тремя парами ножек — верхними,
средними и нижними. В них проходят проводящие
пути. Мозжечок выполняет очень важную
функцию — обеспечивает точность целенаправленных
движений, координирует действия мышц-антагонистов
(противоположного действия), регулирует
мышечный тонус, поддерживает равновесие. Для
обеспечения трех важных функций — координации
движений, регуляции мышечного тонуса
и равновесия — мозжечок имеет тесные
связи с другими отделами нервной системы:
с чувствительной сферой, посылающей в
мозжечок импульсы о положении конечностей
и туловища в пространстве (проприоцепция),
с вестибулярным аппаратом, также принимающим
участие в регуляции равновесия с другими
образованиями экстрапирамидной системы
(оливами продолговатого мозга), с ретикулярной
формацией ствола головного мозга, с корой
головного мозга посредством лобно-мостомозжечкового
и затылочно-височно-
19. Двенадцать
пар черепно-мозговых нервов; их
значение.
20. Строение
спинного мозга; белое и серое
вещество мозга. Понятие о
21. Рефлекторный
принцип деятельности нервной
системы. Условные и
Основной принцип работы нервной системы – рефлекторный. Это означает, что главной формой нервной деятельности является рефлекс. Рефлексом называется реакция организма в ответ на раздражение чувствительных образований – рецепторов, выполняемая с участием нервной системы. Рефлекторный принцип нервной деятельности был открыт великим русским философом, физиком и математиком Рене Декартом в XVII веке. При всех рефлексах происходит раздражение рецепторов, т.е. окончаний чувствительных (или центростремительных) нервов. По происхождению: врожденные (безусловные) и
приобретенные
(условные). Безусловный рефлекс
– это непроизвольная стереотипная
реакция организма на внешний
стимул, передающаяся по наследству. Это,
например, рефлексы сосания, глотания,
слюноотделения, кашля, моргания, отдергивание
конечности от причиняющего боль раздражителя
или реакция, направленная на поддержание
равновесия. Безусловные рефлексы постоянны,
закономерно возникают под
Таким
образом, было выяснено, что целостный
мозг функционирует иначе, чем рассеченный.
Все объясняется тем, что между
полушариями мозга идет непрерывный
обмен информацией, и каждое полушарие
имеет определенную специализацию.
В ходе эволюции сформировалась функциональная
асимметрия мозга, которая привела
к тому, что левое полушарие
взяло на себя функции речи и логического
мышления, а правое – управление
координацией движения и фиксацию геометрических
связей объектов. Кроме того их взаимодействие
идет по правилу дополнительности что
дало человеку огромные преимущества.
Ребенок рождается с
22. Вегетативная нервная система, ее строение и значение.Вегетативная нервная система иннервирует внутренние органы, сосуды, непроизвольные мышцы, железы, кожу. Вегетативная означает “растительная” в отличие от соматической — “животной”. Однако это деление единой нервной системы условно, так как вегетативная нервная система иннервирует не только внутренние органы, но и аппараты произвольного движения, чувствительности и даже саму центральную нервную систему. Вегетативная нервная система в тесном взаимодействии с эндокринными и гуморальными процессами поддерживает постоянство внутренней среды, обеспечивает трофическую иннервацию скелетных мышц (т.е. функцию их питания, обмена веществ). Вегетативная нервная система состоит из двух отделов — симпатического и парасимпатического, имеющих свои центры в различных отделах головного и спинного мозга. Функциональное влияние симпатического и парасимпатического отделов вегетативной нервной системы на внутренние органы диаметрально противоположно. Вегетативная нервная система имеет центральный и периферический отделы (рис. 17). Центральный отдел расположен в коре головного мозга. В регуляции вегетативных функций большая роль принадлежит лобным и височным долям головного мозга. Они оказывают координирующее и контролирующее влияние на деятельность вегетативной нервной системы через подбугорную область. Гипоталамус имеет три группы ядер: переднюю, среднюю и заднюю. Каждая группа ядер осуществляет регуляцию той или иной функции. Так, передняя группа ядер осуществляет регуляцию парасимпатического отдела, задняя группа — симпатического отдела нервной системы. Гипоталамус принимает участие в регуляции всех видов обмена веществ, эндокринных функций, половой сферы, сердечно-сосудистой и дыхательной систем, деятельности желудочно-кишечного тракта, температуры тела, сна и бодрствования и т.п. Особое место в регуляции вегетативных функций принадлежит лимбической системе. Она принимает участие в регуляции сна и бодрствования, в формировании мотивации и многоплановых вегетвтивно-висцеральных и поведенческих реакций. Синаптическая система расширяет зрачок, вызывает отделение малообильной густой слюны, учащает сердечные сокращения, по вышает артериальное давление крови, расширяет бронхи и уменьшает выделение слизи, ослабляет перистальтику кишечника (продвижение кишечного содержимого), суживает периферические сосуды (эффект “гусиной кожи”). Симпатический отдел вегетативной нервной системы представлен спинном мозге боковыми рогами на уровне восьмого шейного - третьего поясничного сегментов.
23.Особенности психомоторного развития детей раннего возраста.
ПЕРВЫЙ ГОД ЖИЗНИ
От 1 до 3 месяцев.
Сенсорные реакции. В 1 мес жизни у детей формируется первоначальное слуховое и зрительное сосредоточение. Ребенок повертывает голову в ответ на сильные звуковые и зрительные раздражения. В 2 мес он хорошо фиксирует взор на неподвижном предмете. К 3 мес фиксирует взор на движущемся в горизонтальной плоскости предмете. Повертывает голову и глаза к источнику звука. В этот период развивается зрительно-моторная координация. Ребенок следит за игрой собственных рук. Хорошо различает сладкое.горькое и нейтральное. Появляются дифференцированные реакции на различные болевые раздражители. Возникает восприятие контура (лицо матери).
Двигательные функции. Постепенно уменьшается характерная для детей первого месяца жизни сгибательная мышечная гипертония. Нарастает объем движений, увеличивается тонус мышц-разгибателей. Ребенок все чаще разгибает руки, отводит их в стороны, поднимает до горизонтального уровня и выше. Удерживает вложенную в руку игрушку, тянет ее в рот.
Яркая игрушка вызывает у ребенка зрительное сосредоточение, Он протягивает к ней руки, задевает ее, толкает, но еще не захватывает. Таким образом, появляется компонент будущего акта хватания — движение руки к объекту и зрительно-моторная координация. В положении на спине ребенок поднимает голову и тянется вперед.
Речь. Ребенок начинает гулить. Произносит единичные гласные звуки. В момент гуления общие движения притормаживаются.
Психика. Появляются положительные эмоциональные реакции. Ребенок начинает улыбаться и смеяться во время общения со взрослыми.
От 3 до 6 месяцев.
Сенсорные реакции. Ребенок длительно удерживает предмет в поле зрения, прослеживает взглядом за движущимся в разных направлениях предметом. К концу этого периода он хорошо определяет направление звука в пространстве. Развивается зрительная и слуховая дифференцировка. Ребенок различает близких и незнакомых людей. Хорошо дифференцирует некоторые голосовые интонации. Совершенствуется зрительно-моторная координация и появляется первоначальное манипулирование предметами. Ребенок быстро и точно захватывает видимую игрушку. Появляется более тонкая вкусовая дифференцировка (отличает слегка подслащенную воду от простой). Локализует тактильный раздражитель (повертывает голову в сторону прикосновения).
Двигательные функции. Нормализуется мышечный тонус. Развиваются активные движения рук. Ребенок повертывается со спины на бок. К концу этого периода повертывается на живот. Хорошо держит голову. Сидит с поддержкой.
В
3 мес в положении на животе опирается
на предплечье и поднимает верхнюю
часть туловища. В вертикальном положении
выпрямляет туловище, иногда опирается
на пальцы стоп. В 4 мес начинает ощупывать
пеленку, подолгу удерживает руки у
края одеяла и перебирает его пальцами.
Иначе говоря, происходит становление
механизма ощупывания. В 3 мес появляется
реакция рассматривания рук. Эта
реакция удерживается в течение
4 — 5 мес, а затем исчезает. В 4 мес
угасает реакция
Речь. Гуление становится активным и протяжным. Появляется лепет, повторение уже раз воспроизведенных звуков. Ребенок варьирует тон голоса. Появляется звук м. Увеличивается число произносимых гласных звуков.
Психика. Интенсивно развивается комплекс оживления. В 4-5 мес во время общения со взрослыми почти одновременно начинает улыбаться, оживленно двигаться и издавать звуки. Мощным стимулом психического развития является развитие зрительно-моторной координации.
Эмоциональные
реакции приобретают
От 6 до 9 месяцев.
Сенсорные реакции. Зрительные и звуковые реакции имеют дифференцированный характер. Ребенок узнает лица и голоса знакомых. Более четко локализует слуховые и тактильные раздражители.
Двигательные
функции. Появляется реакция равновесия.
Развивается способность
В положении на животе ребенок хорошо опирается на вытянутые руки и полностью разгибает бедра и голени. Характерно развитие функции сидения. В положении на спине ребенок приподнимает и повертывает голову в стороны. Садится из положения лежа на боку, опирается на руку. Вначале сидит неустойчиво. По мере развития реакции равновесия начинает сидеть все более ус тойчиво. С 7 мес начинает сидеть прямо с согнутыми в бедрах ногами. Садится тем раньше, чем быстрее овладевает умением повертываться со спины на живот.
Информация о работе Предмет и задачи курса Невропатология детского возраста