Предмет и задачи курса Невропатология детского возраста

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Января 2013 в 17:49, курс лекций

Краткое описание

Невропатология (от греч. neuron — нерв, pathos — болезнь, logos — наука) — раздел медицинской науки, который изучает болезни нервной системы.
Основные цели и задачи курса: ознакомление со строением и функцией нервной системы, изучение причин заболеваний нервной системы, формированием высших психических функций; раскрытие особенностей развития анализаторных систем, речи и моторики в возрастном аспекте. В сферу компетенции невропатологии входит так же изучение влиянии я нервной системы на развитие заболеваний внутренних органов (сердце, сосуды, легкие и т.д.)

Вложенные файлы: 1 файл

vse_shpory (1).docx

— 153.20 Кб (Скачать файл)

 

Умение  повертываться со спины на живот, опираться на предплечье, удерживать голову в нужном положении, смотреть вперед — предпосылки для выполнения ползающих движений. Вначале в  ползании принимают участие только руки. С их помощью ребенок подтягивается  вперед. Ноги остаются вытянутыми и  в движении участия не принимают (ползание на животе). Ползание на животе появляется в возрасте 7 — 8 мес, ползание на четвереньках - позднее.

Более выраженной становится реакция стояния. Предварительно возникает реакция  опоры на ноги. В 8 мес ребенок  стоит при поддержке за обе  руки на выпрямленных ногах. В 7 — 9 мес  он уже может стоять у барьера. Совершенствуются движения кисти и  пальцев. Ребенок овладевает умением  разжимать кисть и класть предмет  Кроме того, он оказывается в состоянии  захватывать двумя пальцами мелкие предметы.

Речь. В это время происходит активное развитие лепета. Ребенок начинает ясно произносить звуки ба, ма, да и др. В лепете появляются интонации  удовольствия и неудовольствия. Ребенок  начинает повторять произносимые окружающими  звуки, при этом копирует их интонацию. Лепет и жесты становятся средством  общения. Начинает понимать жесты окружающих его людей.

Психика. Развиваются подражание и начальное  ситуационное восприятие обращенной речи (подражание жестам, взмахивание рукой, качание головой). Ребенок находит  глазами называемых членов семьи. Требует  к себе внимания. Отчетливо реагирует  на чужих людей. Развивается активное манипулирование предметами.

От 9 до 12 месяцев.

Сенсорные реакции. У ребенка развито бинокулярное зрение. Различает пищу по внешнему виду. Начинает распознавать все большее  число предметов и геометрических форм. Различает отдельные шумы, звуки, интонацию, слушает музыку, тиканье  часов, начинает понимать обращенную речь. Хорошо дифференцирует лица. Отрицательно реагирует на неприятные запахи. Проявляет  неприязнь к тому или иному  виду пищи.

Двигательные  функции. В этом возрастном периоде  происходит совершенствование ползания на четвереньках. При ползании туловище удерживается в горизонтальном положении, голова поднята высоко. Из такого положения  ребенок стремится достать тот  или иной предмет. К концу первого  года жизни ребенок овладевает умением  самостоятельно принимать вертикальную позу. Он поворачивается на живот, опираясь на руку, садится и, наконец, сильно оттолкнувшись руками от пола, встает.

Постепенно  начинает ходить без посторонней  поддержки. Вначале широко расставляет  ноги. От первых попыток ходить без  поддержки до хорошей ходьбы проходит 1 — 2 мес. Речь. Ребенок повторяет  произносимые окружающими слоги, копирует их интонацию, воспроизводит мелодическую схему знакомых фраз. Воспроизводит  различные тона. Голосом выражает свои потребности и эмоции (удовольствие или неудовольствие). Отвечает действиями на словесные просьбы. Говорит ма-ма, да-да, ба-ба. Произносит пять-шесть  лепетных слов.

Психика. Ребенок хорошо различает окружающих. Начинает понимать обращенную к нему речь. Развиваются речевое общение, игровая и манипулятивная деятельность и предметная деятельность. Ребенок  любит играть со звучащими предметами. Пьет из чашки. Пытается манипулировать ложкой. Продолжается интенсивное развитие подражания. Формируются представления.

В табл. 2 представлены данные о развитии детей от рождения до 1 года.

Таблица 2

 

ВТОРОЙ  ГОД ЖИЗНИ

Сенсорные реакции. Носят дифференцированный и избирательный характер. Происходит дальнейшее развитие восприятия формы  и пространства.

Двигательное  развитие. Развивается равновесие. Походка приобретает устойчивый характер. Ребенок становится все  более подвижным. К концу этого  периода ходит вниз и вверх  по лестнице Сначала он ходит по ней с поддержкой, а затем и  самостоятельно.

Залезает  на большой стул. Ударяет по мячу ногой и рукой. Точно захватывает  и бросает предметы. Перевертывает  страницы в книге. Строит башню из кубиков. Хорошо ест ложкой.

Речь. Узнает имена и названия предметов. Понимает слова "здесь”, “сейчас”. Говорит 50 — 70 слов; более половины употребляемых слов — существительные.

В речи преобладают восклицания. Начинает произносить двух- и трехсловные  предложения. Появляются личные местоимения.

Психика. Понимает обращенную речь. Активно  играет с игрушками. Дифференцированно  относится к окружающим. Начинает проявлять интерес к детям. Развивается  игра по подражанию. Начинает формироваться  представление о схеме тела.

 

ТРЕТИЙ ГОД ЖИЗНИ

Сенсорные реакции. Сенсорные реакции носят  дифференцированный и избирательный  характер. В зрительном восприятии начинает доминировать один глаз (обычно правый). Ребенок дифференцирует предметы по массе, форме, цвету, величине. Начинает складывать разрезную картинку из двух частей.

Двигательные  функции. Совершенствуются реакции  равновесия при ходьбе и стоянии. Ребенок может ходить с предметом  в одной руке. Поднимается по лестнице (делает шаги то правой, то левой ногой). Бросает и ловит мяч, при этом сохраняет равновесие. Совершенствуется манипулирование кистью и пальцами. Начинает самостоятельно есть. Использует ложку и вилку. Развивается представление  о схеме тела.

Речь. Ребенок оперирует развернутыми фразами. Понимает обиходную речь и  содержание сказок. Активно общается с окружающими при помощи речи.

Психика. Это время можно охарактеризовать как период активных форм общения. Речь становится важнейшим средством  общения и формирования мышления. Благодаря речи сенсорный опыт ребенка  превращается в акт познания. Развивается  функция обобщения на наглядно-конкретном уровне. Ребенок начинает устанавливать  причинно-следственные связи. Развивается  самосознание. К концу периода  ребенок начинает говорить о себе в первом лице и задавать много  вопросов, стремится вступать в контакт  с окружающими его детьми. Эмоциональные  реакции носят избирательный  и дифференцированный характер.

 

24.Особенности  речевого развития детей первых  лет жизни.

Речь  – форма общения людей, опосредованная языком, особый вид Деятельности.

В первый год жизни наблюдаются  предпосылки речевого развития. 1-е  полугодие – звуко-подражание (гуление). 2-е полугодие – лепет. В это  время ребенком приобретается пассивный  словарь. Ребенок понимает отдельные  слова, обращенные к нему.

1 год. Появляются отдельные слова  (автономная детская речь). Она  не понятна для окружающих, многозначна,  ситуативна, аграмматична.

1 – 3 года. Активный и пассивный  словари растут. 1,6 – 100 слов, 3 года  – 1000 – 1500 слов. Ребенок начинает  говорить предложениями. К 3-м  годам правильно произносит звуки  за исключением сложных.

Младенческий  возраст (до 1 года).

Социальный  характер направленности речевых реакций.

В первом полугодии формируется речевой  слух, а сам ребенок при радостном  оживлении издает звуки, называемые обычно гулением.

Во  втором полугодии возникает лепет, в котором можно различить  некоторые повторяющиеся звуковые сочетания, связанные чаще всего  с действиями ребенка. Лепет сочетается с выразительной жестикуляцией.

К концу первого года ребенок понимает 10-20 слов, произносимых взрослым и сам  произносит несколько слов, сходных  по звучанию со словами взрослой речи. Первая речь ребенка является новообразованием 1-го года называется автономной речью (Выготский).

Автономная  речь отличается от взрослой речи:

• По звуковой форме. Слова по звучанию иногда напоминают «взрослые», иногда отличны от них, обрывки слов, слова - искажения, сохраняющие общий контур слова.

• Семантические различия. Ребенок  вкладывает в слово не тот смысл, что взрослый. У ребенка своя логика Þ слова становятся (1) - многозначными и (2) - ситуативными. В (1-м) - одним словом обозначаются несколько предметов (по какому-то своему признаку), во (2-м) слово вплетается в целую ситуацию (нужно знать ее, чтобы понять ребенка).

• .Аграмматичность языка. Слова не обьединяются в предложения, а переходят  друг в друга как междометия, (бессвязные восклицания).

• .Автономная речь. Возникает только при яркой эмоциональной окраске  ситуации и активности самого ребенка.

 

От  них идут волокна, заканчивающиеся  в так называемом пограничном  симпатическом стволе. Пограничный  симпатический ствол имеет 20 — 25 узлов, соединенных продольными  волокнами и расположенных на передней поверхности позвоночника. От пограничного симпатического ствола отходят волокна к спинномозговым нервам и к вегетативным нервным  сплетениям. От вегетативных нервных  сплетений вегетативные волокна  идут к внутренним органам, сосудам, железам внутренней и внешней  секреции. В составе спинальных нервов проходят вегетативные волокна к  мышцам и коже. Парасимпатическая  система суживает зрачок, вызывает усиленное выделение жидкой слюны, урежает сердечные сокращения и  понижает артериальное давление крови, суживает бронхи, усиливает перистальтику  кишечника и вызывает его спазм, расширяет периферические кровеносные  сосуды, вызывает покраснение кожи. Парасимпатический отдел вегетативной нервной системы имеет следующие  образования: систему висцеральных (т. е. относящихся к внутренним органам) ядер черепных нервов (ядра глазодвигательного нерва, иннервирующие непроизвольные мышцы глаза — суживающую зрачок и аккомодационную мышцы; секреторные  слюноотделительные ядра языко-глоточного и промежуточного нервов для околоушной, подчелюстной и подъязычной слюнных  желез; висцеральные ядра блуждающего  нерва), крестцовый отдел спинного мозга, иннервирующий мочевой пузырь, прямую кишку и половые органы. Ранний возраст (от 1 до 3-х).

  Сензитивный возраст к усвоению  речи. Автономная речь отмирает (в  течение полугода, если ребенок  находится в благоприятной языковой  среде). Если нет общения со  взрослыми или если взрослые  ориентируются на автономную  речь ребенка, она задерживается,  освоение речи - замедляется.

Ребенок овладевает фонетической и семантической  сторонами речи:

  Произнесение слов становится  более правильным. К 3-м годам  ребенок усваивает все основные  звуки языка.

  Слово приобретает для ребенка  предметное значение.

Быстро  растет пассивный словарь(понимает названия окружающих предметов, объяснения (инструкции) взрослых).

К 2-3г. - понимание речи - рассказа, интенсивно развивается активная речь (словарь  меньше, чем пассивный ). Появляются первые фразы, вопросы.

К 3-м г. - активный словарь -1000-1500 слов. 1,5 г. - предложения из 2-3-х слов (субъект  и его действие «мам идет» или  действие и объект действия «дай ...», действие и место действия «...»).

К тем же 3-м г. - усваиваются основные грамматические формы и синтаксические конструкции языка. В речи ребенка  встречаются почти все части  речи языка, разные типы предложений.

Речевая активность резко возрастает между 2-3 г. Расширяется круг общения - может  общаться не с близкими (другие взрослые и дети). О чем говорят?

практические  действия ребенка (в совместной деятельности со взрослым)

отвечает  на вопросы и сам их задает (о  том, что делает).

25. Алгоритм  неврологического обследования  ребенка. Основные диагностические  пробы.

Алгоритм  обследования ребенка:

В программу полного неврологического обследования входят:1. Беседа с врачом, общий осмотр (сбор анамнеза, проведение дифференциальной диагностики, формирование программы обследования).

2. Электроэнцефалография (ЭЭГ).(ЭЭГ  - основной метод для диагностики  явной и скрытой предрасположенности  к судорогам и эпилепсии для  контроля за ходом лечения  эпилепсии. ЭЭГ - это запись  биоэлектрической активности коры  больших полушарий3. Проверка гипервентиляции).

4. Ультразвуковое исследование артерий  головного мозга.

5. Ультразвуковое исследование артерий  шеи.

6. Допплеровская сонография (ультразвуковая  эхография).Допплерография - метод исследования  сосудов шеи (экстракраниальная  допплерография) и магистральных  сосудов головного мозга (транскраниальная  допплерография 7. Цветная допплеровская  сонография.

Нейросонография (или УЗИ мозга) - безвредное, безопасное, надежное и дешевое ультразвуковое исследование "картинки" мозга.

Проводится  с помощью секторальных датчиков различной частоты как через  родничок, так и через височное окно у детей старше одного года.

Методика  позволяет в амбулаторных условиях, без применения наркоза, который  необходим при проведении компьютерной томографии и ядерно-магнитно-резонансной  томографии, получить данные о состоянии  головного мозга ребенка. 8. Транскраниальная допплеровская сонография

МРТ / КТ головы

Ангио-КТ С помощью компьютерной томограммы возможно обследование всей артериальной системы - от основания черепа до колен. Обследование проводится амбулаторное и длится не более 10 минут. Циркулирующая  в сосудах кровь не задерживает  рентгеновские лучи, и, чтобы сосуд  стал виден на рентгеновских снимках, в кровь необходимо ввести йодоседаржащее контрастное вещество. так же возможны:

- 1. Скрининг-миография всего за 10-15 минут дает возможность посмотреть  состояние мозгового ствола и  спинного мозга справа и слева., Компьютерная подометрия - 2. (компьютерная  барометрия, подометрия)

Компьютерная  подометрия позволяет оценить не только рельеф стопы, но и распределение  нагрузок в статике и динамике.-3Нейроэнргометрия

Нейроэнргометрия  использается для оценки метаболизма  головного мозга.

Неврологическое обследование позволяет выявить  возможные отклонения со стороны  нервной системы органического  или функционального характера. Органические нарушения являются следствием перинатального поражения, перенесенных нейроинфекций, черепно-мозговых травм  или наследственных причин (парезы, параличи, нарушение функции черепно-мозговых нервов, мозжечковые или экстрапирамидные расстройства, нарушения функции  сенсорных систем).  

Неврологическое обследование новорожденного начинается с наблюдения за поведением ребенка во время кормления, бодрствования  и сна, за положением головы, туловища, конечностей, спонтанными движениями. В результате физиологической гипертонии мышц сгибательной группы, которая  преобладает у ребенка первых месяцев жизни, конечности новорожденного согнуты во всех суставах.

26. Методы  исследования вегетативных функций

При исследовании вегетативной нервной  системы следует обратить внимание на телосложение больного, состояние  его кожи (гиперемия, бледность, потливость, сальность, гиперкератоз и пр.), ее придатков (облысение, поседение; хрупкость, тусклость, утолщение, деформация ногтей); выраженность подкожного жирового слоя, его распределение; состояние зрачков (деформация, диаметр); слезоотделение; слюноотделение; функцию  тазовых органов (императивные позывы на мочеиспускание, недержание мочи, задержки мочи, поносы, запоры). Надо составить  представление о характере больного, преобладающем его настроении, самочувствии, работоспособности, степени эмоциональности, способности адаптироваться к изменениям внешней температуры. Необходимо получить информацию о состоянии соматического  статуса больного (частота, лабильность, ритм пульса, артериальное давление, головная боль, ее характер, приступы мигрени  в анамнезе, функции дыхательной, пищеварительной и других систем), состоянии эндокринной системы, результатах термометрии, лабораторных показателях. Обращают внимание на наличие  у больного аллергических проявлений (крапивница, бронхиальная астма, ангионевротические отеки, эссенциальный зуд и пр.), ангиотрофоневрозов, акроангиопатий, симпаталгий, проявлений «морской»  болезни при пользовании транспортом, «медвежьей» болезни. Местный дермографизм вызывается легким штриховым раздражением кожи тупым предметом, например рукояткой  неврологического молоточка, закруг ленным концом стеклянной палочки. В норме  при легком раздражении кожи через  несколько секунд на ней появляется белая полоска. Если кожное раздражение  более интенсивно, возникающая полоска  на коже красная. В нервом случае —  местный дермографизм белый, во втором — местный дермографизм красный. Определенное топико-диагностическое  значение может иметь и состояние  пиломоторного (мышечно-волоскового) рефлекса. Его можно вызвать болевым  или Холодовым раздражением кожи в области трапециевидной мышцы (верхний пиломоторный рефлекс) или  в ягодичной области (нижний пиломоторный рефлекс). Ответной реакцией при этом является возникновение на соответствующей  половине тела распространенной пиломоторной реакции в виде «гусиной кожи». Быстрота и интенсивность реакции указывает  на степень возбудимости симпатического отдела вегетативной нервной системы. Дуга пиломоторного рефлекса замыкается в боковых рогах спинного мозга. При поперечных поражениях спинного мозга, вызывая верхний пиломоторный рефлекс, можно отметить, что пиломоторная реакция наблюдается не ниже уровня дерматома, соответствующего верхнему полюсу патологического очага. При  вызывании нижнего пиломоторного  рефлекса «гусиная кожа» возникает  в нижней части тела, распространяясь  вверх до нижнего полюса патологичес  кого очага в спинном мозге.

Информация о работе Предмет и задачи курса Невропатология детского возраста