Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Января 2013 в 17:49, курс лекций
Невропатология (от греч. neuron — нерв, pathos — болезнь, logos — наука) — раздел медицинской науки, который изучает болезни нервной системы.
Основные цели и задачи курса: ознакомление со строением и функцией нервной системы, изучение причин заболеваний нервной системы, формированием высших психических функций; раскрытие особенностей развития анализаторных систем, речи и моторики в возрастном аспекте. В сферу компетенции невропатологии входит так же изучение влиянии я нервной системы на развитие заболеваний внутренних органов (сердце, сосуды, легкие и т.д.)
Гиперкинез является
Хореические
гиперкинезы проявляются в виде
быстрых сокращений различных групп
мышц лица, туловища и конечностей;
чаще всего они наблюдаются в
проксимальных отделах
Торзионный спазм проявляется в виде тонического искривления позвоночника в поясничном и шейном отделах. Характеризуется возникающими при ходьбе штопорообразными движениями туловища.
Спастическая кривошея-судорожные сокращения мышц шеи. Голова при этом поворачивается в сторону и наклоняется к плечу.
Гемибаллизм- производимые с большой силой крупные, размашистые бросковые движения конечностей.
Лицевой гемиспазм- периодически повторяющиеся сокращения мышц половины тела.
Тремор- дрожание вытянутых рук, туловища, головы.
Тики представляют собой насильственные однообразные движении, производящие впечатление нарочитых. Они проявляются быстрым наморщиванием лба, поднятием брови, миганием, высовыванием языка.
Гиперкинезы,
как правило, сопровождаются мышечной
гипотонией. У детей они наблюдаются
часто; возникают вследствие органических
поражений стериарного отдела экстрапирамидной
системы из-за отсутствия тормозящего
влияния стриатума на нижележащие
двигательные центры. Однако у детей
нередко наблюдаются и
Навязчивые движения отличаются от гиперкинезов тем, что ребенок может их произвольно задержать. Они изчезают, если внимание ребенка отвлечено. Навязчивые движения усиливаются при волнении, физическом и психическом переутомлении.
Миоклонии-быстрые, молниеностные подергивания отдельных групп мышц или одиночных мышц
Диагностика экстрапирамидной
49. Количественные
и качественные изменения
При
исследовании чувствительности основываются
на показаниях больных в ответ
на те или иные раздражители. Однако
исследование чувствительности у детей
представляет большие трудности, так
как ребенок не всегда может четко
дифференцировать раздражение, правильно
проанализировать свои ощущения и адекватно
их описать. У детей младшего возраста
нередко приходится ограничиваться
исследованием только болевой чувствительности.
так как реакция на болевые
раздражители наиболее заметна. При
исследовании чувствительности устанавливают
характер и границы нарушения. Вначале
исследуют поверхностную
Тактильную чувствительность, или
чувство осязания, исследуют путем
легкого прикосновения к коже
ваткой или кисточкой.
Болевую чувствительность
Температурную
После изучения поверхностной
чувствительности исследуют
Суставно-мышечное чувство,
Чувство давления определяют надавливанием пальца. Исследуемый должен отличить прикосновение от давления. Чувство тяжести исследуют с помощью предметов (гирек), накладываемых на вытянутую руку. Ребенок различает разницу в 15 — 20 г.
Вибрационную чувствительность исследуют прикладывая ножки вибрирующего камертона к тому или иному участку тела.
В клинической практике
Нарушения чувствительности
К качественным нарушениям
Важное место среди нарушений
чувствительности занимают
Зоны Захарьина — Геда (схема)
1 - легкие; 2 - капсула печени; 3 - желудок; 4 - печень; 5 - почки; 6 - тонкий кишечник; 7 — мочеточник; 8 — сердце; 9 — мочевой пузырь; 10 — мочеполовые органы; 11 — матка
48. Сравнительная характеристика центрального и периферического паралича.
Для
осуществления двигательного
В
зависимости от распространенности
параличей различают моноплегии
(парализована одна конечность), гемиплегии
(паралич одной половины тела), параплегии
(паралич обеих рук или ног),
тетраплегии (паралич всех четырех
конечностей). При поражении периферического
двигательного нейрона и его
связей с мышцей (периферический нерв)
возникает периферический паралич.
При повреждении центрального двигательного
нейрона и его связи с
47. Характеристика
псевдобульбарного паралича-
Синдром
псевдобульбарного паралича:
Симптоматика
псевдобульбарного паралича такая
же, как и при бульбарном параличе,
но остаются сохранными нёбный и глоточный
рефлексы и выявляются патологические
псевдобульбарные рефлексы — рефлексы
орального автоматизма (рис. 68). К
ним относятся: ладонно-подбородочный
рефлекс (при штриховом раздражении
ладони возникает сокращение мышц подбородка),
губной (при легком постукивании пальцем
или молоточком по верх ней губе
происходит выпячивание губ), сосательный
(штриховое раздражение губ
Рис. 68. Исследование рефлексов орального автоматизма:
а - ладонно-подбородочного; б - губного; в - носогубного; г – дистансорального В логопедической практике важное значение имеет дифференциальная диагностика бульбарной и псевдобульбарной дизартрии.
46.
Бульбарный синдром-причины
Синдром
сочетанного поражения языко-
При поражении языко-глоточного и блуждающего нервов двигательные нарушения характеризуются периферическим параличом мышц глотки, гортани, мягкого нёба, трахеи, языка. Такое состояние называется бульбарным параличом. Паралич мышц глотки приводит к затрудненному глотанию. При глотании больные поперхиваются. Паралич мышц надгортанника приводит к попаданию жидкой пищи в гортань и трахею, а паралич мыши мягкого нёба — к затеканию пищи в полость носа. Паралич мыши гортани приводит к провисанию связок и к афонии или гипофонии (голос становится беззвучным). Из-за провисания мягкого нёба голос может приобретать гнусавый оттенок. Язычок отклоняется в здоровую сторону. Из-за паралича языка нарушается жевание. Язык отклоняется в пораженную сторону, движения его затрудняются. Наблюдаются атрофия и гипотония языка. Имеет место нарушение звукопроизношения: развивается бульбарная дизартрия.
Нёбный и глоточный рефлексы исчезают.
Блуждающий нерв обеспечивает вегетативную (парасимпатическую) иннервацию кровеносных сосудов и внутренних органов (в том числе сердца). Его двустороннее поражение вызывает смерть вследствие остановки деятельности сердца и дыхания.
45. Инфекционные заболевания нервной системы. Менингиты, энцефалиты, причины, клиника, последствия.
ИНФЕКЦИОННЫЕ БОЛЕЗНИ НЕРВНОЙ СИСТЕМЫ
Инфекционные
заболевания нервной системы
встречаются довольно часто Они
вызываются бактериями, вирусами, грибками,
простейшими. Неврологические нарушения
могут развиваться в результате
непосредственного
Развитию
инфекционного процесса в нервной
системе, как правило, предшествует
пребывание инфекционного агента в
крови. В этот период увеличивается
проницаемость сосудисто-
С
развитием отека мозга связано
появление общемозговых симптомов,
которые преобладают в начале
развития заболевания и нередко
опережают возникновение
Течение инфекционных заболеваний нервной системы различно. Иногда оно бывает молниеносным и приводит к смертельному исходу в первые часы или сутки болезни. В большинстве случаев в течении инфекционных заболеваний нервной системы выделяют острый период, период восстановления нарушенных функций и резидуальный период болезни, т.е. период последствий. Иногда заболевание может приобрести затяжное, хроническое течение даже спустя значительный срок после действия возбудителя. Прогрессирование нейроинфекционного процесса связано с иммунологическими сдвигами в нервной системе, развившимися в острой стадии болезни. Эти сдвиги связаны с явлениями аллергии.
Информация о работе Предмет и задачи курса Невропатология детского возраста