Предмет и задачи курса Невропатология детского возраста

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Января 2013 в 17:49, курс лекций

Краткое описание

Невропатология (от греч. neuron — нерв, pathos — болезнь, logos — наука) — раздел медицинской науки, который изучает болезни нервной системы.
Основные цели и задачи курса: ознакомление со строением и функцией нервной системы, изучение причин заболеваний нервной системы, формированием высших психических функций; раскрытие особенностей развития анализаторных систем, речи и моторики в возрастном аспекте. В сферу компетенции невропатологии входит так же изучение влиянии я нервной системы на развитие заболеваний внутренних органов (сердце, сосуды, легкие и т.д.)

Вложенные файлы: 1 файл

vse_shpory (1).docx

— 153.20 Кб (Скачать файл)

При определении тактильного гнозиса  оценивают стереогноз узнавание  предмета на ощупь при закрытых глазах.

Во  время исследования праксиса больному предлагают выполнить ряд заданий (присесть, погрозить пальцем, причесаться  и т.п.). Кроме того, больным дают задание действовать с воображаемыми  предметами (просят показать, как едят суп, как звонят по телефону, как  пилят дрова и др.).

Для исследования гнозиса и праксиса применяют также специальные  психические методики. Среди них  важное место занимает использование  досок Сегена с углублениями разной формы, в которые нужно вложить  соответствующие углублениям фигуры, методик Кооса (из кубиков разной окраски нужно сложить узор, соответствующий  показанному на картинке), куба Линка (из окрашенных по-разному 27 кубиков  предлагается сложить куб таким  образом, чтобы все его стороны  были одинакового цвета). При использовании  всех этих методик большое значение имеет оценка того, как ребенок  выполняет задание - действует ли он по методу проб и ошибок или по определенному плану.

Отдельно  анализируют особенности чтения, устной и письменной речи (методы исследования речи подробно освещаются в курсе  логопедии).

Для исследования памяти применяют ряд  психологических методик. Одна из них  заключается в запоминании 10 слов. Обследуемому зачитывают 10 слов и просят их повторить. Затем эти же слова  предъявляют еще 5 раз. После каждого  повторения отмечают количество воспроизведенных слов.

При исследовании логического, ассоциативного запоминания применяют другую методику. Больного просят запомнить ряд слов. Для наилучшего запоминания слов предлагается использовать соответствующую  картинку. Например, во время запоминания  слова «обед» можно использовать картинку с изображением хлеба. После  того как больной отберет картинки в ответ на называемые слова, их откладывают  в сторону. Спустя 40-60 мин ему дают картинки и просят вспомнить соответствующие  им слова. Важно не только количество воспроизведенных слов, существенны  также и особенности используемых при этом ассоциаций примитивные, сложные, вычурные.

Для исследования мышления и его расстройств  пользуются специальными психологическими методиками. Часто применяется методика вычисления коэффициента интеллектуальности (IQ).

Для оценки интеллекта применяются разнообразные  тесты. Важным моментом является проба  на классификацию предметов. Обследуемый  должен объединить картинки с изображением животных, растений, инструментов, предметов  обихода в группы по принципу «подходящие  к подходящему!» В процессе выполнения задачи можно судить о том, насколько  глубоки или поверхностны суждения обследуемого, насколько он способен классифицировать и обобщать понятия.

При оценке интеллекта у детей, особенно с задержками речевого развития, широко используют наглядные материалы, в  частности доску Сегена. Ребенок  должен вложить в каждое углубление предмет соответствующей конфигурации (круг, квадрат, крест и т.д.). При  этом обращают внимание на то, действует  ли обследуемый методом слепых проб или сразу «на глаз» соотносит  форму фигурки и углубления.

Анализаторы — система чувствительных нервных  образований, осуществляющих анализ и  синтез изменений, происходящих во внешней  среде и в организме.

Анализатор  состоит из трёх частей:

1. периферический отдел – это  специальная трансформация внешней  энергии в нервный процесс;

2. эфферентные (центростремительные)  и эфферентные (центробежные) нервы  – проводящие пути, соединяющие  периферический отдел анализатора  с центральным;

3. подкорковые и корковые отделов  анализатора – здесь происходит  переработка нервных импульсов,  приходящих из периферических  отделов.

Основные  закономерности  функционирования анализатора.

1. В корковом отделе каждого  анализатора находится ядро (центральная  часть). Там сконцентрирована основная  масса рецепторных клеток. Ещё  в корковом отделе есть периферия.  Она состоит из рассеянных  клеточных элементов, которые  различном количестве расположены  в различных областях коры.

Рецепторные клетки, находящиеся в ядре, находятся  в той области коры головного  мозга, куда входят эфферентные нервы  от рецептора. Рассеянные элементы входят в области смежные с другими  ядрами анализаторов. Таким образом, в отдельном акте ощущения обеспечивается участие значительной доли коры головного  мозга.

Функция ядра анализатора: тонкий анализ и синтез. например, дифференцирует звуки по высоте.

2. Определённым клеткам периферических  отделов анализатора соответствуют  определённые участки корковых  клеток.

Например, сетчатки глаза представлены разными  точками в пространстве коры.

В настоящее время при помощи метода искусственного раздражения, можно  точно установить локализацию в  коре тех или иных видов чувствительности.

Например, зрительная чувствительность главным  образом сосредоточена в затылочных долях коры.

3. Для возникновения ощущения необходима  работа всего анализатора как  целого. То есть раздражитель  воздействует на рецептор и  вызывает раздражение. Внешняя  энергия превращается в нервный  процесс, который производится  рецептором. Затем этот нервный  процесс по эфферентному нерву  достигает ядерной части анализатора.  В корковых клетках анализатора  возникает ответ организма на  раздражение. Мы ощущаем свет, звук и так далее.

4. Анализатор составляет важнейшую  часть рефлекторной дуги. Рефлекторное  кольцо состоит из рецептора,  проводящих путей, центральной  части и эффектора.

5. Между рецептором и мозгом  существует не только прямая (афферентная), но и обратная (эфферентная) связь.  К примеру, процесс зрительного  ощущения начинается в глазу  и заканчивается в глазу.

Данный  принцип обратной связи был открыт Иваном Михайловичем Сеченовым. Нужно  признать, что орган чувств попеременно  является и рецептором и эффектором.

Благодаря сочетанию сенсорных и моторных компонентов, анализаторный аппарат  воспроизводит объективные свойства раздражителей, которые воздействуют на рецептор, и уподобляется их природе.

17. Рефлекторная  дуга и рефлекторное кольцо.                                                                                                                Нейроны и их отростки имеют различное строение в соответствии с выполняемыми ими функциями. Из их цепей строятся рефлекторные дуги.                                                                                                                    Рефлекторная дуга (рис. 5) состоит из афферентной части (воспринимающей раздражение), эфферентной части (осуществляющей ответ), а также одного, нескольких или многих вставочных нейронов (переработка информации). С помощью рефлекторных дуг осуществляются рефлексы. Рефлекс — ответная реакция на раздражение — является функциональной единицей деятельности нервной системы. Рефлекторный принцип нервной деятельности нельзя рассматривать как простую схему “стимул — реакция”. Такая примитивная связь между раздражением и ответной реакцией, как правило, имеет место лишь в двухнейронной дуге. В большинстве же случаев любая реакция — результат сложной переработки информации, координированного участия в процессе эволюции различных отделов нервной системы.  В современной неврологии принцип рефлекторной дуги существенно дополнен понятием об обратной связи. Обратная связь — это система передачи информации от исполнительного органа к командным центрам. В результате регулирующие центры постоянно получают сведения о том, как выполняются посылаемые ими команды. Тем самым осуществляется автоматическая саморегуляция различных функций, поддержание каких-либо показателей (например, мышечного тонуса) на определенном уровне.         Наличие обратной связи превращает рефлекторную дугу в рефлекторное кольцо, по которому постоянно циркулируют импульсы. Гипотеза кольцевых регулирующих структур является отражением кибернетических идей, устанавливающих общие закономерности управления и связи в живом организме и машине-автомате.    Чувствительность имеет огромное значение в жизнедеятельности организма. Посредством чувствительности (ощущения) устанавливается связь организма с внешней средой и ориентировка в

ней.

 16. Оболочки головного и спинного мозга, желудочковая система, спинномозговая жидкость: их значение. Гематоэнцефалический барьер.                                                                                                                                              ОБОЛОЧКИ ГОЛОВНОГО И СПИННОГО МОЗГА        Головной и спинной мозг заключены в твердую, паутинную и мягкую оболочки. Твердая мозговая оболочка наружная. Она представляет собой очень плотную пластинку, которая непрерывно выстилает изнутри череп и спинномозговой канал. Вторым своим листиком она покрывает головной и спинной мозг. Оба листика (внутренний и наружный) твердой мозговой оболочки на большой площади сращены друг с другом. Там, где они не сращены, образуются синусы — ложа для оттока венозной крови из мозга.        Паутинная оболочка выстилает внутреннюю поверхность твердой оболочки. Между паутинной и твердой оболочками имеется так называемое субдуральное пространство. Между паутинной и мягкой оболочками находится заполненное цереброспинальной жидкостью субарахноидальное пространство.     Мягкая мозговая оболочка находится в непосредственном соприкосновении с веществом мозга — срастается с ним. В углублениях между мозговыми извилинами находятся небольшие щелевидные пространства. На основании головного мозга имеются выстланные мозговыми оболочками большие полости. Эти полости называются цистернами, в них циркулирует цереброспинальная жидкость. Наибольшими из этих цистерн являются большая цистерна (лежит под мозжечком и над продолговатым мозгом), основная цистерна (лежит на основании мозга), конечная цистерн (начиная со II поясничного позвонка, где заканчивается спинной мозг и расположены корешки конского хвоста).   Оболочки мозга и церебральная жидкость окружают мозг снаружи и служат для него механической защитой от толчков и сотрясений. Цереброспинальная жидкость имеет отношение к питанию мозга и обмену веществ. Некоторые отработанные в процессе обмена веществ мозговой тканью вещества выводятся цереброспинальной жидкостью в венозное русло. Кроме того, она создала осмотическое равновесие в тканях мозга.      Жидкость циркулирует по системе мозговых желудочков и подпаутинному пространству. Мозговые желудочки — это полости внутри мозга, заполненные спинномозговой жидкостью. В больших полушариях головного мозга находятся боковые желудочки, соединенные с центрально расположенным III желудочком.            Оболочки мозга и церебральная жидкость окружают мозг снаружи и служат для него механической защитой от толчков и сотрясений. Цереброспинальная жидкость имеет отношение к питанию мозга и обмену веществ. Некоторые отработанные в процессе обмена веществ мозговой тканью вещества выводятся цереброспинальной жидкостью в венозное русло. Кроме того, она создала осмотическое равновесие в тканях мозга.       Ткани, стоящие на границе кровь — цереброспинальная жидкость, играют важную барьерную роль, обеспечивая проникновение из крови в мозг лишь определенных веществ. Так, многие лекарственные вещества, вводимые непосредственно в церебральную жидкость, не попадают в вещество мозга, хотя легко обнаруживаются в других тканях. Эту барьерную роль выполняют клеки глии и внутреннего слоя капилляров мозга. Это так называемые гематоэнцефалический барьер (haema — кровь, encephalon — мозг Нарушения его функции приводят к повышенной ранимости мозг при инфекционных и других заболеваниях организма.

 

18. Анатомия  и функциональная роль ствола  мозга и мозжечка. Ретикулярная  формация, ее значение.                                             СТВОЛ МОЗГА НОЖКИ МОЗГА И ЧЕТВЕРОХОЛМИЕ                        В состав ствола мозга входят ножки мозга с четверохолмием, мост мозга с мозжечком, продолговатый мозг. Ножки мозга и четверохолмие развиваются из среднего мозгового пузыря — мезэнцефалона. Ножки мозга с четверохолмием являются верхним отделом ствола мозга. Они выходят из моста и погружаются в глубину полушарий головного мозга, при этом они несколько расходятся, образуя между собой треугольную впадину, так называемое продырявленное пространство для сосудов и нервов. Сзади над ножками мозга находится пластинка четверохолмия с ее передними и задними буграми.Стволовой уровень. Наибольшую часть в отношении массы головного мозга составляют полушария, за ними по величине следует мозжечок. Остальную, сравнительно небольшую часть составляет мозговой ствол. Структурно ствол мозга представлен задним, включающим продолговатый мозг и мозжечок, средним и промежуточным мозгом. Если анатомически выделение отделов мозга имеет филогенетическое обоснование, то в функциональном отношении ствол является единым образованием. Поэтому в изложении основного материала будем следовать выбранному нами способа описательной характеристики сенсорных систем.   

Ретикулярную  формацию ствола мозга можно рассматривать  как один из важных интегративных  аппаратов мозга. Она имеет самостоятельное  значение и в то же время является частью более широкой интегрирующей  системы мозга. Некоторые авторы включают поэтому в ретикулярную формацию каудальные отделы гипоталамуса, ретикулярную формацию гипоталамуса, ретикулярные ядра гипоталамуса.      Ретикулярная формация ствола мозга. Особенности строения. Ретикулярная формация представляет собой скопление особых нейронов, волокна которых образуют своеобразную сеть. Нейроны ретикулярной формации в области ствола мозга были описаны в прощлом веке немецким ученым Дейтерсом. В. М. Бехтерев подобные же структуры обнаружил в области спинного мозга. Нейроны ретикулярной формации образуют скопления, или ядра. Дендриты этих клеток относительно длинные, маловетвистые, аксоны, напротив, короткие, имеют много ответвлений (коллатералей). Эта особенность обусловливает многочисленные синаптические контакты нейронов ретикулярной формации. Ретикулярная формация ствола мозга занимает центральное положение в продолговатом мозге, мосту мозга, среднем и промежуточном мозге.          Нейроны ретикулярной формации не имеют непосредственных контактов с рецепторами организма. Нервные импульсы при возбуждении рецепторов поступают к ретикулярной формации по коллатералям волокон вегетативной и соматической нервной системы.          Физиологическая роль. Ретикулярная формация ствола мозга оказывает восходящее влияние на клетки коры большого мозга и нисходящее на мотонейроны спинного мозга. Эти влияния могут быть активирующими или тормозными. Афферентные импульсы к коре большого мозга поступают по двум путям: специфическому и неспецифическому. Специфический нервный путь обязательно проходит через зрительные бугры и несет нервные импульсы к определенным зонам коры головного мозга, в результате осуществляется какая-либо специфическая деятельность.

Информация о работе Предмет и задачи курса Невропатология детского возраста