Предмет и задачи курса Невропатология детского возраста

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Января 2013 в 17:49, курс лекций

Краткое описание

Невропатология (от греч. neuron — нерв, pathos — болезнь, logos — наука) — раздел медицинской науки, который изучает болезни нервной системы.
Основные цели и задачи курса: ознакомление со строением и функцией нервной системы, изучение причин заболеваний нервной системы, формированием высших психических функций; раскрытие особенностей развития анализаторных систем, речи и моторики в возрастном аспекте. В сферу компетенции невропатологии входит так же изучение влиянии я нервной системы на развитие заболеваний внутренних органов (сердце, сосуды, легкие и т.д.)

Вложенные файлы: 1 файл

vse_shpory (1).docx

— 153.20 Кб (Скачать файл)

Наряду  с гетерохронностью развития отдельных  функциональных систем и их звеньев  необходима и определенная синхронность в их взаимодействиях: на каждом возрастном этапе отдельные системы должны находиться в определенной степени  зрелости. Пусть эти степени различны, но различия должны быть на данный момент достаточно согласованны, иначе не произойдет полноценного слияния систем в единый ансамбль.

Компенсаторные  возможности мозга Недоразвитие или нарушение одной из функций  ведет к недоразвитию другой или  даже нескольких функций. Однако мозг располагает значительными компенсаторными  возможностями. Неограниченные возможности  ассоциативных связей в нервной  системе, отсутствие узкой специализации  нейронов коры головного мозга, формирование сложных “ансамблей нейронов” составляют основу больших компенсаторных возможностей коры головного мозга.Большие резервные  возможности нервной системы  используются в процессе реабилитации лиц с теми или иными отклонениями в развитии, можно компенсировать нарушенные функции за счет сохранных. Так, в случае врожденной глухоты  или тугоухости ребенка можно  обучить зрительному восприятию устной речи, т. е. считыванию с губ. В качестве временного заместителя  устной речи может быть использована дактильная речь. При повреждении  левой височной области человек  теряет способность понимать обращенную к нему речь. Эта способность может  быть постепенно восстановлена за счет использования зрительного, тактильного  и других видов восприятия компонентов  речи.Таким образом, дефектология строит свои методы работы по абилитации и  реабилитации больных с поражениями  нервной системы на использовании  огромных резервных возможностей мозга.

9. Взаимосвязь  между развитием, обучением и  воспитанием.

      Обучение и воспитание, имеющие  огромное значение для становления  личности ребенка как в норме,  так и в патологии, неразрывно  связаны с процессами развития, имеют определяющее значение  для психического развития ребенка.  Существует и обратная связь.  Продвижение в развитии положительно  влияет на обучение и воспитание. Для педагога-дефектолога, имеющего  дело с аномальным ребенком, наибольшее  значение имеют два уровня  развития: 

1)актуальный  уровень развития  (В процессе  обучения ребенок может выполнить  предложенное ему задание, опираясь  на уже имеющиеся знания, опыт, навыки). 

2) зона ближайшего развития  (если  ребенок самостоятельно не справляется  с каким-либо заданием, то может  выполнить его с помощью педагога, который использует для этого  дополнительное объяснение, показ,  наводящий вопрос)

Смысл обучения состоит в переходе зоны ближайшего развития в актуальное развитие. В этом заключена также внутренняя взаимосвязь между обучением  и развитием, в тех случаях, когда  созревание тех или иных структур мозга задерживается или нарушается, процесс обучения затруднен. 

Задача  педагога-дефектолога в каждом конкретном случае состоит в том, чтобы вместе с врачом проанализировать причины  задержки развития той или иной функции, найти адекватные способы для  ее преодоления.

При обучении аномального ребенка нормальный переход зоны ближайшего развития в  актуальный уровень развития значительно  затрудняется. В процессе обучения педагогу-дефектологу приходится уделять  гораздо больше внимания зоне ближайшего развития.

10. Общий  обзор анатомических структур  нервной системы.Основная функция нервной системы1 )регулирование физиологических процессов организма в зависимости от постоянно меняющихся условий внешней среды 2) осуществляет приспособление (адаптацию) организма к внешней среде 3)регулирование всех внутренних процессов и их постоянства (гомеостаз) — постоянство температуры тела, биохимических реакций, артериального давления крови, процессов питания тканей и обеспечения их кислородом и т.д.

Система человека делится: на центральную (головной и спинной мозг, оба они эволюционно, морфологически и функционально  тесно связаны между собой  и без резкой границы переходят  один в другой. Головной мозг является верхним отделом центральной  нервной системы и лежит в  полости черепа. Спинной мозг —  часть центральной нервной системы  и представляет собой тяж, расположенный  в полости позвоночного канала.) и периферическую(черепные нервы, спинномозговые нервы и нервные сплетения. Нервы  доставляют импульсы (приказы действия) из центральной нервной системы  непосредственно к рабочему органу — мышце — и информацию с  периферии в центральную нервную  систему.)

На  основании функционально-морфологических  особенностей выделяют:1) автономную, или  вегетативную (растительную), 2)нервную  систему (имеет определенные центры в головном и спинном мозге  и отличия в распределении  и строении периферических образований) Элементы анимальной и вегетативной систем представлены как в центральной, так и в периферической нервной  системе организма, что указывает  на общность принципов их строения и функционирования.

Основной  структурно-функциональной единицей нервной  системы является нервная клетка — нейрон (различают тело клетки и ее отростки — периферические (дендриты) и центральный (аксон).)

В функциональном отношении нейроны  можно подразделить на 1)чувствительные, 2)двигательные 3)вставочные (происходит предварительная промежуточная  переработка импульсов и организуются коллатеральные (окольные) связи).

Связи между нервными клетками или их отростками устанавливаются при помощи синапсов, в которых происходит переключение импульсов в определенном направлении: от аксона к дендриту или к телу клетки. Синаптические связи осуществляют взаимодействие различных нейронов. Существование полисинаптической  нервной сети создает возможность  формирования сложных структур, способных  относительно автономно регулировать те или иные функции. Комплекс нейронов, участвующих в регуляции какой-либо функции, обозначается как нервный  центр.  Различные нервные образования, участвующие в регуляции какой-либо определенной функции, носят название функциональной системы (объединяет различные  анатомические элементы на основе их участия в организации конкретной функции и представляет собой  нечто большее, чем простая сумма  свойств входящих в нее элементов.)

На  анатомическом препарате мозга  легко различаются светлые и  темные участки. Это белое вещество (скопление нервных волокон) и  серое вещество (скопление нейронов). Нервные волокна образованы отростками нервных клеток. Они представляют собой аксоны и дендриты, покрытые слоем глиальных (покровных) клеток (функция глии является электроизоляция  нервного волокна) Волокна имеют  различный диаметр, который во многом определяется толщиной покрывающей  их миелиновой оболочки. От степени  миелинизации периферического нерва  зависит скорость проведения нервного импульса. За пределами центральной  нервной системы нервные волокна  входят в состав двигательных или  чувствительных корешков, образующих периферические нервы.

Периферические  нервы туловища и конечностей  по своему составу смешанные, т.е. несут  в себе чувствительные и двигательные волокна. Среди черепных нервов, ядра которых находятся в головном мозге, различают двигательные, чувствительные и смешанные.

Нейроны и их отростки имеют различное  строение в соответствии с выполняемыми ими функциями. Из их цепей строятся рефлекторные дуги.

Рефлекторная  дуга состоит из афферентной части (воспринимающей раздражение), эфферентной  части (осуществляющей ответ), а также  одного, нескольких или многих вставочных нейронов (переработка информации),осуществляются рефлексы. Рефлекс — ответная реакция  на раздражение — является функциональной единицей деятельности нервной системы. Обратная связь — это система  передачи информации от исполнительного  органа к командным центрам. В  результате регулирующие центры посылаемые ими команды. Тем самым осуществляется автоматическая саморегуляция различных  функций, поддержание каких-либо показателей (например, мышечного тонуса) на определенном уровне. Наличие обратной связи превращает рефлекторную дугу в рефлекторное кольцо (постоянно циркулируют импульсы).

Чувствительность  имеет огромное значение в жизнедеятельности  организма. Посредством чувствительности (ощущения) устанавливается связь  организма с внешней средой и  ориентировка в ней. Анализатор —  сложный нервный механизм, который  воспринимает раздражение, проводит его  в мозг и анализирует, т.е. разлагает  на отдельные элементы. Различают  зрительный, слуховой, обонятельный, вкусовой и кожный анализаторы.

Периферический  аппарат анализатора называется Рецептором (воспринимают раздражение  и перерабатывают его в нервный  импульс) Различают 1.экстерорецепторы, воспринимающие раздражения из внешней  среды; 2.интерорецепторы, воспринимающие раздражения из внутренних органов  организма, 3.проприорецепторы, воспринимающие раздражения из мышц, связок, сухожилий, суставов. Импульсы в проприорецепторах  возникают в связи с изменением натяжения сухожилий, мышц и ориентируют  в отношении положения тела в  пространстве и совершения движения. Вид чувствительности связан с типом  рецепторов.

Теснейшая связь нервной системы со всеми  жизненными отправлениями организма  достигается благодаря тому, что  различные органы, части тела и  целые физиологические системы  как бы спроецированы в определенные нервные центры.

Сегмент является структурно-функциональной единицей спинного мозга (представляет собой  участок серого вещества, соответствующий  одной паре двигательных и одной  паре чувствительных корешков; обе  пары корешков находятся на одном  уровне)

В функционировании нервной системы  наблюдаются признаки иерархичности: одна и та же функция предварительно регулируется низшими центрами, над  которыми надстраиваются более высокие. Многоэтажность регуляции значительно  повышает надежность работы нервной  системы и в то же время является отражением ее эволюционной истории.

Головной  мозг имеет несколько отделов. Условно  в нем выделяют большой мозг, малый  мозг (мозжечок) и ствол мозга. Большой  мозг (полушария головного мозга) покрывает мозжечок и ствол мозга. У взрослого человека головной мозг весит в среднем 1400 г, а его  объем равен 1200 см3. Полушария мозга  представляют собой наиболее массивный  отдел головного мозга. Они заполняют  большую часть полости мозгового  черепа, имеют серый цвет, что  обусловлено скоплением нервных  клеток. Этот слой носит название коры больших полушарий головного  мозга. Под корой находится белое  вещество, представляющее собой нервные  проводники — отростки нервных клеток. Продольная щель мозга отделяет левое  полушарие от правого. Полушария  связаны между собой спайками, главной из которых является мозолистое тело. Поверхность каждого полушария  покрыта большим количеством  борозд, между которыми располагаются  извилины мозга. В каждом полушарии  выделяют лобную, теменную, височную и  затылочную доли. Мозолистое тело —  большая спайка мозга, соединяющая  серое вещество больших полушарий  головного мозга. Оно располагается  в глубине продольной щели мозга. От мозолистого тела в белое вещество полушарий мозга отходят белые  волокна. Эти волокна лучеобразно  расходятся во все доли мозга.

В основании белого вещества больших  полушарий головного мозга лежат  очень важные в функциональном отношении  ядра серого вещества — хвостатое  ядро, чечевицеобразное ядро, зрительный бугор (является основным коллектором  чувствительности поэтому играет важную роль в формировании ощущений, эмоций побуждений)и др. Большое значение имеет подбугорная область мозга  гипоталамус (регулятор внутренних процессов организма, всех видов  обмена веществ и теплообмена  организма)

Снизу к большим полушариям примыкает  ствол головного мозга, который  имеет следующие отделы: 1.ножки  мозга с четверохолмием, 2.мост мозга  с мозжечком, 3.продолговатый мозг.

Важной  составляющей ствола головного мозга  является сетчатое образование (ретикулярная формация), которое служит своеобразным коллектором энергии, активирующей кору головного мозга. От ретикулярной формации идут как активирующие, так  и тормозящие влияния восходящего  и нисходящего направлений. В  стволе головного мозга располагаются  жизненно важные центры: дыхания, сосудисто-двигательный, рвотный, кашлевой и др. Они тесно  связаны с ретикулярной формацией.

Внизу ствол мозга без резкой границы  переходит в спинной мозг. Серое  вещество спинного мозга, имеющее в  разрезе форму бабочки, состоит  из передних (располагаются периферические двигательные нейроны) и задних рогов (находятся чувствительные нейроны, из отростков которых формируются  идущие в головной мозг чувствительные пути. В белом веществе спинного мозга находятся нервные проводники восходящего и нисходящего направлений.

Головной  мозг в полости черепа и спинной  мозг в позвоночном канале покрыты  оболочками 1)наружная — твердая 2)внутренняя — мягкая 3)средняя — паутинная. Их функциональная роль заключается  в защите мозга от механических повреждений  и сотрясений. Между паутинной  и мягкой оболочками находится щелевидная полость — подпаутинное пространство, заполненное жидкостью. Жидкость циркулирует  по системе мозговых желудочков и  подпаутинному пространству. Мозговые желудочки — это полости внутри мозга, заполненные спинномозговой жидкостью. Цереброспинальная жидкость служит добавочной механической защитой  мозга от толчков и сотрясений; кроме того, она имеет отношение  к обменным процессам в мозге.

11.Центральная  и периферическая нервные системы.  Их строение и особенности.

Нервная система человека делится на центральную  и периферическую.

К центральной нервной системе  относятся головной и спинной  мозг. Оба они эволюционно, морфологически и функционально тесно связаны  между собой и без резкой границы  переходят один в другой. Головной мозг является верхним отделом центральной  нервной системы и лежит в  полости черепа. Спинной мозг —  часть центральной нервной системы  и представляет собой тяж, расположенный  в полости позвоночного канала.

Информация о работе Предмет и задачи курса Невропатология детского возраста