Предмет и задачи курса Невропатология детского возраста

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Января 2013 в 17:49, курс лекций

Краткое описание

Невропатология (от греч. neuron — нерв, pathos — болезнь, logos — наука) — раздел медицинской науки, который изучает болезни нервной системы.
Основные цели и задачи курса: ознакомление со строением и функцией нервной системы, изучение причин заболеваний нервной системы, формированием высших психических функций; раскрытие особенностей развития анализаторных систем, речи и моторики в возрастном аспекте. В сферу компетенции невропатологии входит так же изучение влиянии я нервной системы на развитие заболеваний внутренних органов (сердце, сосуды, легкие и т.д.)

Вложенные файлы: 1 файл

vse_shpory (1).docx

— 153.20 Кб (Скачать файл)

К периферической нервной системе  относятся черепные нервы. спинномозговые нервы и нервные сплетения. Нервы  доставляют импульсы (приказы действия) из центральной нервной системы  непосредственно к рабочему органу — мышце — и информацию с  периферии в центральную нервную  систему. Указанные отделы нервной  системы называют анимальной (животной) нервной системой. На основании функционально-морфологических  особенностей выделяют также так  называемую автономную, или вегетативную (растительную), нервную систему. Она  имеет определенные центры в головном и спинном мозге и отличия  в распределении и строении периферических образований.

Анимальная  нервная система занимает основную массу мозгового вещества и обеспечивает работу произвольной мускулатуры всего  тела. В связи с последним она  получила также название телесной (соматической). В функции анимальной системы  входит, кроме того, анализ внешних  раздражений, приходящих от органов  чувств, рецепторов глубокой и поверхностной  чувствительности. Деятельность анимальной системы в значительной степени  подвержена волевым усилиям (произвольные движения, целенаправленное восприятие), тогда как функционирование вегетативной системы у нетренированного человека протекает вне сознания.

Элементы  анимальной и вегетативной систем представлены как в центральной, так и в  периферической нервной системе  организма, что указывает на общность принципов их строения и функционирования.

Периферические  нервы туловища и конечностей  по своему составу смешанные, т.е. несут  в себе чувствительные и двигательные волокна. Среди черепных нервов, ядра которых находятся в головном мозге, различают двигательные, чувствительные и смешанные.

 

12.Доли и  поля коры головного мозга,  их значение.

Каждая  доля полушария имеет мозговые извилины, отделенные друг от друга бороздами. Сверху полушарие покрыто корой  — тонким слоем серого вещества, которое состоит из нервных клеток.

Полушарие разделено напять долей. Четыре из них  примыкают к соответствующим  костям свода черепа:

1. лобная доля

2. теменная доля

3. затылочная доля

4. височная доля

Пятая — островковая доля (островок)—  заложена в глубине латеральной  ямки большого мозга, отделяющей лобную долю от височной.

Лобная  доля занимает передние отделы полушарий. От теменной доли она отделяется центральной  бороздой, от височной — боковой  бороздой. В лобной доле имеются  четыре извилины: одна вертикальная —  прецентральная и три горизонтальные — верхняя, средняя и нижняя лобные извилины. Извилины отделены друг от друга  бороздами. На нижней поверхности лобных долей различают прямую и орбитальную  извилины. Прямая извилина залегает между  внутренним краем полушария, обонятельной бороздой и наружным краем полушария. В глубине обонятельной борозды  лежат обонятельная луковица и обонятельный тракт. Функция лобных долей связана  с организацией произвольных движений, двигательных механизмов речи, регуляцией сложных форм поведения, процессов  мышления. В извилинах лобной доли сконцентрировано несколько функционально  важных центров. Передняя центральная  извилина является “представительством” первичной двигательной зоны со строго определенной проекцией участков тела. Лицо “расположено” в нижней трети  извилины, рука — в средней трети, нога — в верхней трети. Туловище представлено в задних отделах верхней  лобной извилины. Таким образом, человек  спроецирован в передней центральной  извилине вверх ногами и вниз головой.

Теменная  доля занимает верхнебоковые поверхности  полушария. От лобной теменная доля спереди  и сбоку ограничивается центральной  бороздой, от височной снизу — боковой  бороздой, от затылочной — воображаемой линией, проходящей от верхнего края теменно-затылочной борозды до нижнего края полушария.

На  верхнебоковой поверхности теменной доли имеются три извилины: одна вертикальная — задняя центральная  и две горизонтальные — верхнетеменная и нижнетеменная. Часть нижнетеменной  извилины, огибающей задний отдел  латеральной борозды, называют надкраевой (супрамаргинальной), а часть, окружающую верхнюю височную извилину, — узловой (ангулярной) областью.

Теменная  доля, как и лобная, составляет значительную часть полушарий головного мозга. В филогенетическом отношении в  ней выделяют старый отдел — заднюю центральную извилину, новый —  верхнетеменную извилину и более  новый — нижнетеменную извилину. Функция теменной доли связана с  восприятием и анализом чувствительных раздражений, пространственной ориентацией.

Височная  доля занимает нижнебоковую поверхность  полушарий. От лобной и теменной долей  височная доля отграничивается боковой  бороздой. На верхнебоковой поверхности  височной доли имеются три извилины — верхняя, средняя и нижняя. Верхняя  височная извилина находится между  сильвиевой и верхней височной бороздами, средняя — между верхней и  нижней височной бороздами, нижняя —  между нижней височной бороздой и  поперечной мозговой щелью. На нижней поверхности височной доли различают  нижнюю височную извилину, боковую  затылочно-височную извилину, извилины гиппокампа (ноги морского коня).

Функция височной доли связана с восприятием  слуховых, вкусовых, обонятельных ощущений, анализом и синтезом речевых звуков, механизмами памяти. Основной функциональный центр верхнебоковой поверхности  височной доли находится в верхней  височной извилине. Здесь располагается  слуховой, или гностический, центр  речи (центр Вернике).

В верхней височной извилине и на внутренней поверхности височной доли находится  слуховая проекционная область коры. Обонятельная проекционная область  находится в гиппокамповой извилине, особенно в ее переднем отделе (так  называемом крючке). Рядом с обонятельными  проекционными зонами находятся  и вкусовые.

Височные  доли играют важную роль в организации  сложных психических процессов, в частности памяти.

Затылочная  доля занимает задние отделы полушарий. На выпуклой поверхности полушария  затылочная доля не имеет резких границ, отделяющих ее от теменной и височной долей, за исключением верхнего отдела теменно-затылочной борозды, которая, располагаясь на внутренней поверхности  полушария, отделяет теменную долю от затылочной. Борозды и извилины верхнебоковой  поверхности затылочной доли непостоянны  и имеют вариабельное строение. На внутренней поверхности затылочной доли имеется шпорная борозда, которая  отделяет клин (треугольной формы  дольку затылочной доли) от язычковой  извилины и затылочно-височной извилины.

Функция затылочной доли связана с восприятием  и переработкой зрительной информации, организацией сложных процессов  зрительного восприятия. При этом в области клина проецируется верхняя половина сетчатки глаза, воспринимающая свет от нижних полей зрения; в области  язычковой извилины находится нижняя половина сетчатки глаза, воспринимающая свет от верхних полей зрения.

Островок, или так называемая закрытая долька, находится в глубине боковой  борозды. От примыкающих соседних отделов  островок отделен круговой бороздой. Поверхность островка разделена  его продольной центральной бороздой на переднюю и заднюю части. В островке пр отделы коры больших полушарий  головного мозга, отличающиеся по своей  цитоархитектонике (строению на клеточном  уровне). Выделяется 52 цитоархитектонических  поля Бродман:

Поля 3, 1 и 2 — соматосенсорная область, первичная зона. Находятся в постцентральной  извилине. В связи с общностью  функций используется термин «поля 3, 1 и 2»

Поле 4 — моторная область. Располагается  в пределах прецентральной извилины

Поле 5 — вторичная соматосенсорная  зона. Располагается в пределах верхней  теменной дольки

Поле 6 — премоторная кора и дополнительная моторная кора. Располагается в передних отделах прецентральной и задних отделах верхней и средней  лобной извилин.

Поле 7 — третичная зона. Расположена  в верхних отделах теменной доли между постцентральной извилиной  и затылочной долей

Поле 8 — располагается в задних отделах  верхней и средней лобной извилин. Включает в себя центр произвольных движений глаз

Поле 9 — дорсолатеральная префронтальная кора

Поле 10 — передняя префронтальная кора

Поле 11 — обонятельная область

Поле 17 — ядерная зона зрительного  анализатора — зрительная область, первичная зона

Поле 18 — ядерная зона зрительного  анализатора — центр восприятия письменной речи, вторичная зона

Поле 19 — ядерная зона зрительного  анализатора, вторичная зона

Поле 20 — нижняя височная извилина

Поле 21 — средняя височная извилина

Поле 22 — ядерная зона звукового анализатора

Поле 23 —

Поле 24 — детектор ошибок

Поле 25 —

Поле 26 —

Поле 27 —

Поле 28 — проекционные поля и ассоциативная  зона обонятельной системы

Поле 29 —

Поле 30 —

Поле 31 —

Поле 32 — дорсальная зона передней поясной  коры

Поле 33 —

Поле 34 —

Поле 35 —

Поле 36 —

Поле 37 — третичная зона

Поле 38 —

Поле 39 — ангулярная извилина, часть зоны Вернике

Поле 40 — краевая извилина, часть зоны Вернике

Поле 41 — ядерная зона звукового анализатора, первичная зона

Поле 42 — ядерная зона звукового анализатора, вторичная зона

Поле 43 — вкусовая область

Поле 44 — Центр Брока

Поле 45 — триангулярная часть поля Бродмана

Поле 46 — двигательный анализатор сочетанного  поворота головы и глаз в разные стороны

Поле 47 —

Поле 48 —

Поле 49 —

Поле 50 —

Поле 51 —

Поле 52 —

 

13.Высшие  корковые функции; формирование  гнозиса, праксис, фазиса.

К высшим мозговым функциям относятся  речь, гнозис и праксис.

Речевая функция тесно связана с функциями  письма и чтения. В их осуществлении  принимает участие несколько  анализаторов, таких как зрительный, слуховой, двигательный и кинестетический. Для правильного выполнения функции  речи необходима сохранность иннервации мышц, в первую очередь языка, гортани, мягкого неба. Также существенную роль играет сохранность и состояние  придаточных пазух и самой  ротовой полости, так как они  выполняют резонаторную функцию  при речеобразовании. Для того чтобы  речь протекала нормально, необходима сохранность функции всех мозговых образований. Помимо головного мозга, в речевой функции принимают  участие волокна пирамидного  и экстрапирамидного путей, а  также ряд черепных нервов: зрительный, глазодвигательный, слуховой, языкоглоточный, блуждающий, подъязычный. Все это  объясняет многообразие речевых  расстройств.

Анализ  средовых воздействий на высшем уровне по сушеству представляет собой распознавание, т.е. сопоставление получаемой информации с накопленной ранее. Эта функция  называется гнозисом (гнозис — узнавание). Операции гнозиса могут осушествляться как в пределах одного анализатора, так и при взаимодействии анализаторов.

Выработка программ действий и осуществление  этих программ носит название праксиса (праксис — действие). Как правило, практис требует участия нескольких анализаторов (по крайней мере вигательного и чувствительного), ибо ни одно действие невозможно без рецепторного контроля.

Понятие "фазис" (речь) — сложный комплекс аналитико-синтетической деятельности, направленной на формирование мотивации  целого высказывания, коммуникативной  функции речи. Виды патологии речи (афазия, алалия). Общие характеристики речевых 

 

14.Строение  и значение подкорковой функции.  Взаимоотношение коры и подкорки.

В толще белого вещества полушарий  мозга располагаются скопления  серого вещества, называемые подкорковыми ядрами (базальные ядра). К ним  относятся хвостатое ядро, чечевицеобразное ядро, ограда и миндалевидное тело. Чечевицеобразное ядро, находящееся  снаружи от хвостатого ядра, делится  на три части. В нем различают  скорлупу и два бледных шара.

В функциональном отношении хвостатое  ядро и скорлупа объединяются в полосатое  тело (стриатум), а бледные шары вместе с черной субстанцией и красными ядрами, расположенными в ножках мозга, — в бледное тело (паллидум). Вместе они представляют очень важное в  функциональном отношении образование  — стриопаллидарную систему. По морфологическим  особенностям и филогенетическому  происхождению (появление их на определенной ступени эволюционного развития) бледное тело — более древнее, чем полосатое тело, образование.

 

Паллидум, как более старое образование  подкорки, тесно связан с красными ядрами, от которых начинается экстрапирамидный путь (монаковский пучок), несущий  импульсы от всех отделов головного  мозга, располагающихся ниже коры, к  передним рогам спинного мозга. Это  путь безусловных рефлексов.

Характеризуя  взаимодействие коры и подкорки, И.П. Павлов писал: «Можно сказать, что подкорка является источником энергии для  всей высшей нервной деятельности, а кора играет роль регулятора по отношению  к этой слепой силе, тонко направляя  и сдерживая ее».

 

15.Исследование  высших корковых функций. Понятие  анализатора, роль его коркового  отдела.

Методы  исследования высших корковых функций  подробно описаны в соответствующих  курсах (психология, психопатология детского возраста). Мы лишь укажем, что при  исследовании неврологического статуса  исследуются гнозис, праксис, речь, память, мышление.

Для исследования зрительного гнозиса  используют набор предметов. Больному предъявляют предметы и просят их назвать, описать, сравнить по величине и т.д. Кроме того, применяют набор  цветных, однотонных и контурных  картинок.

При исследовании слухового гнозиса  больного просят определить знакомые ему звуки: тиканье часов, звон колокольчика, шум льющейся воды. Оценивают и  восприятие направления звука.

Информация о работе Предмет и задачи курса Невропатология детского возраста