Предупреждение и профилактика распространения ВИЧ-инфекции

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Октября 2012 в 10:30, курсовая работа

Краткое описание

Эпидемия ВИЧ/СПИДа продолжает распространяться по миру тревожными темпами. По оценке ЮНЭЙДС, в настоящее время число людей, инфицированных ВИЧ на Земле, насчитывает от 33,4 до 46 млн. чел., при этом число новых случаев инфицирования ежегодно превышает 4 млн. чел.

Содержание

Введение__________________________________________________________3

Глава 1. Общие положения по предупреждению и профилактике

распростране­ния ВИЧ-инфекции______________________________________6

1.1Понятие и правовое регулирование профилактики распространения

ВИЧ- инфекции_____________________________________________________6

1.2. Санитарно-эпидемиологический режим в лечебно-профилактическом

учре­ждении________________________________________________________19

Глава 2. Профилактика правонарушений, связанных с санитарно- эпидемиологическим режимом лечебно-профилактического учреждения____28

2.1. Правонарушения в области предупреждения и распространения

ВИЧ-инфекции_____________________________________________________28

2.2. Предупреждение правонарушений и санитарно- эпидемиологический режим в лечебно-профилактическом учреждении________________________37

Заключение________________________________________________________43

Список использованной литературы___________________________________45

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая вич.doc

— 335.00 Кб (Скачать файл)

 

– развитие научных исследований по проблемам ВИЧ-инфекции;

 

– включение в учебные программы  образовательных учреждений тематических вопросов по нравственному и половому воспитанию;

 

– социально-бытовую помощь ВИЧ-инфицированным – гражданам Российской Федерации, получение ими образования, их переквалификация и трудоустройство;

 

– подготовку специалистов для реализации мер по предупреждению распространения  ВИЧ-инфекции;

 

– развитие международного сотрудничества и регулярный обмен информацией в рамках международных программ предупреждения распространения ВИЧ-инфекции;

 

 

– обеспечение бесплатными медикаментами  для лечения ВИЧ-инфекции в амбулаторных условиях в федеральных специализированных медицинских учреждениях в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, а в учреждениях здравоохранения, находящихся в ведении субъектов Российской Федерации, в порядке, установленном органами государственной власти субъектов Российской Федерации.

 

На территории Российской Федерации  запрещается дискриминация граждан  РФ в связи с наличием у них  ВИЧ-инфекции. В частности, не допускаются  увольнение с работы, отказ в приеме на работу, отказ в приеме в образовательные  учреждения и учреждения, оказывающие медицинскую помощь, а также ограничение иных прав и законных интересов ВИЧ-инфицированных, равно как и ограничение жилищных и иных прав и законных интересов членов семей ВИЧ-инфицированных. В исключительных случаях права и свободы таких лиц могут быть ограниченны только федеральным законом.[9]

 

Дипломатические представительства  или консульские учреждения Российской Федерации выдают российскую визу на въезд в Российскую Федерацию  иностранным гражданам и лицам  без гражданства, прибывающим в  Российскую Федерацию на срок свыше 3 месяцев, при условии предъявления ими сертификата об отсутствии у них ВИЧ-инфекции, если иное не установлено международными договорами Российской Федерации. В случае выявления ВИЧ-инфекции у иностранных граждан и лиц без гражданства, находящихся на территории Российской Федерации, они подлежат депортации из Российской Федерации.

 

Предусмотрен определенный порядок  предоставления медицинской помощи ВИЧ-инфицированным.

 

1. Медицинское освидетельствование  проводится в учреждениях государственной, муниципальной и частной систем здравоохранения, имеющих лицензии на соответствующие лабораторные исследования. Однако выдачу официального документа по результатам освидетельствования о наличии или отсутствии ВИЧ-инфекции у освидетельствуемого лица могут осуществлять только государственные и муниципальные учреждения здравоохранения.

 

2. Медицинское освидетельствование  проводится добровольно, за исключением  случаев обязательного освидетельствования  доноров крови, биологических  жидкостей, органов и тканей, а также работников отдельных профессий, производств, предприятий, учреждений и организаций при проведении обязательных, предварительных при поступлении на работу и периодических медицинских осмотров.

 

3. Лицо, проходящее медицинское  освидетельствование, имеет право на присутствие при этом своего законного представителя. Медицинское освидетельствование несовершеннолетних в возрасте до 14 лет и лиц, признанных в установленном порядке недееспособными, проводится по просьбе или с согласия их законных представителей, которые имеют право присутствовать при проведении медицинского освидетельствования.

 

4. В государственных и муниципальных  учреждениях здравоохранения медицинское  освидетельствование граждан РФ  проводится бесплатно. По желанию  освидетельствуемого лица добровольное медицинское освидетельствование может быть анонимным.

 

5. Лицо, прошедшее медицинское освидетельствование,  имеет право на повторное медицинское  освидетельствование в том же  учреждении, а также в ином  учреждении государственной, муниципальной или частной системы здравоохранения по своему выбору независимо от срока, прошедшего с момента предыдущего освидетельствования.

 

6. В случае выявления у гражданина  ВИЧ-инфекции медицинский работник, проводивший освидетельствование,  обязан уведомить ВИЧ-инфицированного о результатах освидетельствования и необходимости соблюдения мер предосторожности с целью исключения распространения ВИЧ-инфекции, о гарантиях соблюдения прав и свобод ВИЧ-инфицированных, а также об уголовной ответственности за поставление в опасность заражения либо заражение другого лица. При выявлении ВИЧ-инфекции у несовершеннолетних в возрасте до 18 лет, а также у лиц, признанных недееспособными, информация о наличии заболевания и об ответственности за незаконные действия доводится до сведения родителей или иных законных представителей указанных лиц.

 

7. ВИЧ-инфицированные лица не  могут быть донорами крови,  биологических жидкостей, органов  и тканей. Все виды медицинской  помощи оказываются ВИЧ-инфицированным  по клиническим показаниям на общих основаниях. При этом они пользуются всеми правами пациента, предусмотренными законодательством Российской Федерации об охране здоровья граждан.

 

 

Государством предусмотрены следующие  меры социальной поддержки для ВИЧ-инфицированных и членов их семей.[10]

 

Родители, дети которых являются ВИЧ-инфицированными, а также иные законные представители  ВИЧ-инфицированных – несовершеннолетних имеют право на:

 

– совместное пребывание с детьми в возрасте до 15 лет в стационаре учреждения, оказывающего медицинскую помощь, с выплатой за это время пособий по государственному социальному страхованию;

 

– сохранение непрерывного трудового  стажа за одним из родителей или  иным законным представителем ВИЧ-инфицированного  – несовершеннолетнего в возрасте до 18 лет в случае увольнения по уходу за ним и при условии поступления на работу до достижения несовершеннолетним указанного возраста; время ухода за ВИЧ-инфицированным – несовершеннолетним включается в общий трудовой стаж.

 

Законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации могут устанавливаться и другие меры социальной поддержки ВИЧ-инфицированных и членов их семей.

 

ВИЧ-инфицированным – несовершеннолетним в возрасте до 18 лет назначаются  социальная пенсия, пособие и предоставляются  меры социальной поддержки, установленные для детей-инвалидов законодательством Российской Федерации, а лицам, осуществляющим уход за ВИЧ-инфицированными – несовершеннолетними, выплачивается пособие по уходу за ребенком-инвалидом в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.Функции контроля за выполнением действующего законодательства РФ возло­жены на органы прокуратуры, которые проводят регулярный анализ соответствия принимаемых нормативных документов федеральному законодательству. Чаще всего такому анализу подвергаются нормативные акты субъектов РФ и органов местного самоуправления (законы, постановления и иные решения органов власти).

 

До принятия в декабре 2003 года обновленной  версии Уголовного кодекса РФ15 статья 122 УК РФ (“Заражение ВИЧ-инфекцией”) висела над людьми, живущими с ВИЧ, дамокловым мечом. Уголовная ответственность за заведомое поставление другого лица в опасность заражения наступала независимо от информированности партнера о наличии у “виновного” ВИЧ-инфекции и несмотря на возможное взаимное согласие, в том числе при супружеских отношениях.

 

В действующей с 16 декабря 2003 года редакции Кодекса статья 122 снабжена примечанием, в соответствии с которым  лицо освобождается от уголовной  ответственности, если другое лицо, поставленное в опасность заражения либо зараженное ВИЧ-инфекцией, было своевременно предупреждено о наличии у него этого заболевания и добровольно согласилось совершить действия, создавшие опасность заражения. Вредные последствия применения 122 статьи УК минимизированы.

 

Существует и весьма спорная  административная ответственность  лица, больного ВИЧ-инфекцией, за сокрытие источника заражения и последующих  собственных контактов, создающих  опасность заражения (статья 6.1 КоАП). По сути, КоАП устанавливает ни в  одном законе не прописанную обязанность лиц, признанных инфицированными, свидетельствовать против самих себя и, возможно, против своих супругов, что не соответствует статьям 21, 23, 51 Конституции РФ. Правда, статья 6.1 КоАП практически не применяется, что подтвердило изучение судебной практики в регионах. Таким образом, статья 6.1 вполне может быть исключена из КоАП без каких-либо последствий для успешной борьбы с правонарушениями[11]. Статья 6.3. Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации содержит состав правонарушения: Нарушение законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения

 

Объектом данного правонарушения выступают общественные отношения  в сфере охраны здоровья и обеспечения  санитарно-эпидемиологического благополучия населения. Данная норма является общей и имеет широкую сферу применения, обеспечивая охрану здоровья населения и среды обитания человека во многих областях его жизнедеятельности, за исключением тех, в отношении которых ответственность за нарушение санитарно-эпидемиологических требований установлена в специальных нормах[12].

 

В Статье 6.3. Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации  содержится формальный состав административного  правонарушения с альтернативными  признаками объективной стороны, которая может выражаться либо в нарушении действующих санитарных правил и гигиенических нормативов, либо в невыполнении санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий.

 

Исследовалась и практика мировых  судей по статьям КоАП 6.11 (“Занятие проституцией”) и 6.12 (“Получение дохода от занятия проституцией, если этот доход связан с занятием другого лица проституцией”). В контексте распространения ВИЧ интересны данные о востребованности административного наказания за проституцию, а не за сутенерство. Однако по двум этим статьям ведется обобщенная статистика, что представляется неверным, так как общественная опасность деяний различна и совершаются они разными субъектами.

 

 

1.2. Санитарно-эпидемиологический  режим в лечебно-профилактическом учре­ждении

 

 

 

В начале 90-х годов прошлого века ожидалось, что эпидемия ВИЧ/СПИДа  будет распространяться главным  образом половым путем, поэтому  активно продвигалась идея создания и внедрения системы полового воспитания в учебных заведениях, кото­рая так и не была создана, несмотря на отсутствие в то время ярых противников этой работы. Реализации планов, очевидно, помешали вновь возникшие угрозы и изменив­шиеся приоритеты: зарегистрированные случаи внутрибольничного распространения ВИЧ и необходимость его сдерживания.

 

Государством было обеспечено финансирование производства одноразового медицинского инструментария, а в учреждениях  здраво­охранения введена дезинфекция  изделий медицинского назначения по режиму гепа­тита В, усилен контроль за организацией предстерилизационной очистки и стерили­зации медицинского инструментария. В результате проблема угрозы внутрибольнич­ной передачи ВИЧ была решена радикально достаточно простыми организационными мероприятиями[13].

 

Тем не менее, именно внутрибольничному распространению ВИЧ/СПИДа обяза­на своим рождением специализированная служба борьбы со СПИДом, которая стала активно завоевывать себе «место под солнцем» в системе здравоохранения. Первые десятки и сотни регистрируемых случаев ВИЧ-инфекции «высветили» проблему тай­ны диагноза людей живущих с ВИЧ, которые начали сталкиваться с дискриминацией со стороны общества и здравоохранения.

 

Санитарные правила определяют основные источники, пути и факторы  передачи возбудителя, регламентируют принципы лабораторной диагностики и методы выявления больных гепатитом В

 

В частности, указывается, что врачи  всех специальностей, средние медицинские  работники лечебно-профилактических учреждений (ЛПУ), независимо от форм собственности  и ведомственной принадлежности, а также детских, подростковых и оздоровительных учреждений выявляют больных острыми (ОГВ) и хроническими (ХГВ) формами ГВ, носителей ВГВ на основании клинико-эпидемиологических и лабораторных данных при оказании всех видов медицинской помощи[14].

 

 В системе мер по предупреждению внутрибольничного инфицирования пациентов и персонала важное значение имеют дезинфекционные мероприятия, которые включают профилактическую и очаговую дезинфекцию, обеззараживание изделий медицинского назначения[15].

 

При обеззараживании объектов больничной среды нужно учитывать, что применяемые для этого технологии (процессы) должны быть адекватны их эпидемиологическому значению в цепи передачи инфекции и достаточны для уничтожения наиболее резистентных микроорганизмов (бактерии, вирусы, грибы, простейшие) на них. Применительно к проведению профилактической дезинфекции поверхностей в помещениях и генеральной уборке специалистам ЛПУ очень важно не только провести правильный выбор дезинфицирующих средств, но и определить режимы их использования в зависимости от назначения (категории) помещений, степени вероятности контаминации и видов микроорганизмов на объектах больничной среды.

 

В подразделениях/кабинетах ЛПУ  разного профиля с высоким  риском загрязнения объектов больничной среды кровью и другими физиологическими жидкостями пациентов, поступлением большого количества необследованных больных (при оказании ургентной помощи) целесообразно проводить дезинфекционные мероприятия в режиме по наиболее устойчивому возбудителю для выбранного средства. Важным в предупреждении передачи инфекции в ЛПУ является обеззараживание изделий медицинского назначения. После применения они подлежат дезинфекции независимо от дальнейшего использования. Обязательным условием при этом является наличие у дезинфицирующего средства вирулицидной активности, тестированной на вакцинном штамме полиомиелита 1 типа. Ограниченная  вирулицидная активность к  ВИЧ не может гарантировать инфекционную безопасность ИМН, ввиду распространенности среди людей других вирусов, передающихся парентеральным путем и имеющих различные ранги устойчивости к дезинфицирующим средствам.

 

Изделия медицинского назначения однократного применения (шприцы, системы для  инфузий и трансфузий, иглы, катетеры) рассматриваются как медицинские  отходы. Перед утилизацией их необходимо дезинфицировать по режиму наиболее устойчивого возбудителя для выбранного средства. Исследования, проведенные П.С. Опариным и Т.А. Антоновой[16] , показали высокий уровень (от 50% до 70% проб) обсемененности медицинских отходов патогенной и условно-патогенной микрофлорой после их дезинфекции, что подтверждает необходимость выбора наиболее жесткого режима.

Информация о работе Предупреждение и профилактика распространения ВИЧ-инфекции