Предупреждение и профилактика распространения ВИЧ-инфекции

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Октября 2012 в 10:30, курсовая работа

Краткое описание

Эпидемия ВИЧ/СПИДа продолжает распространяться по миру тревожными темпами. По оценке ЮНЭЙДС, в настоящее время число людей, инфицированных ВИЧ на Земле, насчитывает от 33,4 до 46 млн. чел., при этом число новых случаев инфицирования ежегодно превышает 4 млн. чел.

Содержание

Введение__________________________________________________________3

Глава 1. Общие положения по предупреждению и профилактике

распростране­ния ВИЧ-инфекции______________________________________6

1.1Понятие и правовое регулирование профилактики распространения

ВИЧ- инфекции_____________________________________________________6

1.2. Санитарно-эпидемиологический режим в лечебно-профилактическом

учре­ждении________________________________________________________19

Глава 2. Профилактика правонарушений, связанных с санитарно- эпидемиологическим режимом лечебно-профилактического учреждения____28

2.1. Правонарушения в области предупреждения и распространения

ВИЧ-инфекции_____________________________________________________28

2.2. Предупреждение правонарушений и санитарно- эпидемиологический режим в лечебно-профилактическом учреждении________________________37

Заключение________________________________________________________43

Список использованной литературы___________________________________45

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая вич.doc

— 335.00 Кб (Скачать файл)

 

В зависимости от степени контакта ИМН с организмом человека, они  подлежат либо дезинфекции высокого уровня либо стерилизации. (5,10)

 

Изделия медицинского назначения, нарушающие целостность кожи и слизистых  оболочек; внедряются в ткани и  стерильные в физиологическом состоянии  полости организма, в кровяное русло  после дезинфекции и предстерилизационной очистки подлежат стерилизации. Стерилизация – процесс умерщвления на (в) ИМН всех видов микроорганизмов, находящихся на всех стадиях развития. Вероятность сохранения бактериальных спор составляет менее 10 – 6.

 

В профилактике ВБИ большое значение имеет антисептическая обработка  кожи рук медицинских работников, операционных и инъекционных полей[17]. Проведенные исследования [18] показали, что руки медицинского персонала, не подвергшиеся обработке антисептиком, являются фактором передачи инфекции до 50% случаев.

 

Процедурная медицинская сестра проводит от 15 до 30 смен перчаток в смену. Это означает, что она должна провести от 30 до 60 гигиенических обработок рук, что выдвигает повышенные требования к качеству кожных антисептиков. Как правило, в рецептуры кожных антисептиков в качестве ДВ входит спирт (этиловый, пропиловый, изопропиловый).

 

Объем и направленность дезинфекционных  мероприятий в ЛПУ определяются профилем подразделения, механизмом развития эпидемического процесса при разных инфекционных заболеваниях.

 

Кабинет инфекционных заболеваний (КИЗ) — структурное подразделение поликлиники по оказанию специализированной помощи инфекционным больным Работа КИЗ регламентирована рядом официальных документов — приказ Минздрава Российской Федерации № 220 от 17.09.93 г. (приложение № 6 «Положение о кабинете инфекционных заболеваний»), приказ МЗМП РФ № 100 от 18.04.95 г. и др.[19]

 

Помещение кабинета инфекционных заболеваний (КИЗ) должно состоять не менее чем  из двух комнат с отдельным входом, раздевалкой и санузлом. В одной  из комнат размещается оборудование, необходимое для ректороманоскопии (стол, тумбочка для инструментов, стерилизатор, термостат для хранения чашек Петри с взятым материалом до направления его в бактериологическую лабораторию). Возглавляет кабинет высококвалифицированный врач-инфекционист, имеющий опыт работы в инфекционном стационаре. Штаты кабинета определяются из расчета 1 врач, 1 медсестра и 1 санитарка на 50 тыс. взрослого населения. Врач кабинета подчиняется главному врачу поликлиники (или больницы). На него могут быть возложены обязанности старшего районного инфекциониста. Персонал кабинета должен соблюдать правила работы с инфекционными больными.[20]

 

При организации работы кабинета выделяется время для приема посетителей, для  работы с реконвалесцентами и  лицами, находящимися под диспансерным наблюдением. Должно быть предусмотренно время для оказания консультативной помощи как в домашних условиях, так и в неинфекционных стационарах. Организационно-методическая работа включает систематический учет больных инфекционными и паразитарными болезнями, а также носителей возбудителей заразных болезней, которых регистрируют в специальном журнале на основании экстренных извещений об инфекционных болезнях, направляемых в СЭС..[21]. Важное значение имеет осуществление медицинского наблюдения за советскими гражданами, возвращающимися из эндемичных по карантинным и тропическим инфекциям стран.

 

Врач кабинета организует и проводит диспансерное наблюдение за переболевшими  острыми инфекционными болезнями  и за больными хроническими формами инфекционных болезней.[22]

 

В рамках педиатрической службы Приказом МЗ РФ № 220 (приложение № 7) предусмотрено  положение о кабинете профилактики инфекционных заболеваний детской  городской поликлиники (центральной  районной больницы). На должность врача кабинета профилактики инфекционных заболеваний назначают педиатра, имеющего специальную подготовку по вопросам инфекционной патологии и иммунопрофилактики.

 

 

 

Глава 2. Профилактика правонарушений, связанных с санитарно- эпидемиологическим режимом лечебно-профилактического учреждения.

 

2.1. Правонарушения в области  предупреждения и распространения  ВИЧ-инфекции

 

В борьбе с распространением ВИЧ-инфекции применяют различные средства, в  том числе и меры уголовно-правовой репрессии. Если в УК РСФСР 1960 г. была предусмотрена ответственность за заражение СПИДом, то ст. 122 УК РФ 1996 г. ввела уголовное наказание за заражение ВИЧ-инфекцией.[23] Безусловно, данное решение было оправданно, так как вирус иммунодефицита, попав в организм человека, может жить годами, а сам человек становится потенциальным распространителем инфекции, представляет реальную угрозу опасности для других людей.[24]

 

Ст. 68 Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан  от 22 июля 1993 г. N 5487-1 (с изм. на 2 февраля 2006 г.) устанавливает гражданско-правовую ответственность медицинских работников за нарушение прав граждан в области  охраны здоровья[25].

 

Так, в случае нарушения прав граждан  в области охраны здоровья вследствие недобросовестного выполнения медицинскими работниками своих профессиональных обязанностей, повлекшего причинение вреда здоровью граждан или их смерть, они обязуются возместить такой ущерб. Однако возмещение ущерба не освобождает медицинских и фармацевтических работников от привлечения их к дисциплинарной, административной или уголовной ответственности в соответствии с законодательством РФ, законодательством субъектов РФ.

 

 

Качество медицинской помощи определяется совокупностью признаков медицинских  технологий, правильностью их выполнения и результатами их проведения.

 

Некачественное оказание медицинской  помощи - оказание медицинской помощи с нарушениями медицинских технологий и правильности их проведения.

 

Основанием для предъявления претензий  или иска по возмещению вреда (ущерба) может стать акт результатов  проведения экспертизы качества медицинской  помощи.

 

Согласно ст. 1068 ГК РФ юридическое  лицо либо гражданин возмещает  вред (ущерб), причиненный его работником при исполнении трудовых (служебных, должностных) обязанностей.

 

Гражданско-правовая ответственность  за причиненный вред (ущерб) наступает  в случае наличия причинно-следственной связи между деянием (действием  либо бездействием) работника учреждения здравоохранения, независимо от форм собственности, и наступившими последствиями у застрахованного пациента.[26]

 

Статья 6.1. Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации  содержит следующий состав правонарушения в области предупреждения распространения ВИЧ-инфекции: Сокрытие источника заражения ВИЧ-инфекцией, венерической болезнью и контактов, создающих опасность заражения.

 

Объектами данного правонарушения выступают здоровье и санитарно-эпидемиологическое благополучие населения. Целями данной нормы являются предупреждение распространения ВИЧ-инфекции и венерических заболеваний, а также своевременное проведение в отношении больных этими заболеваниями необходимых лечебных и профилактических мероприятий.

 

Согласно ст. 33 Федерального закона N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" (с изм. и доп.) больные инфекционными, в том числе и венерическими, заболеваниями, лица с подозрением на такие заболевания и контактировавшие с больными, а также лица, являющиеся носителями возбудителей таких заболеваний, подлежат лабораторному обследованию и медицинскому наблюдению или лечению. В отношении ВИЧ-инфицированных применяются положения Федерального закона N 38-ФЗ "О предупреждении распространения в Российской Федерации заболевания, вызываемого вирусом иммунодефицита человека (ВИЧ-инфекции)" (с изм. и доп.). Так, при выявлении ВИЧ-инфекции лицо уведомляется медицинскими работниками об этом, а также о необходимости соблюдения мер предосторожности, чтобы исключить дальнейшее распространение инфекции, и об уголовной ответственности за поставление в опасность заражения или заражение другого лица (ст. 13). Аналогичная информация предоставляется и больным венерическими заболеваниями.

 

С объективной стороны правонарушение совершается путем бездействия - лицо не сообщает медицинским работникам необходимую для проведения эпидемиологического расследования информацию. При этом надо иметь в виду, что ВИЧ-инфицированный нередко может и не знать время и соответственно источник своего заражения. Что же касается лиц, поставленных в опасность заражения в связи с контактами с больным ВИЧ-инфекцией или венерическим заболеванием, то это прежде всего члены семьи больного, половые партнеры, а в случае, если больной является наркоманом, употребляющим наркотики внутривенно, - то и партнеры по совместному инъекционному употреблению наркотических средств[27].

 

Субъект - достигшее 16-летнего возраста лицо, которому в результате проведенного медицинского освидетельствования  стало известно о наличии у него ВИЧ-инфекции или венерического заболевания.

 

Согласно ст. 1 Федерального закона от 30 марта 1999 г. N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" (с изм. и  доп.)[28] государственные санитарно-эпидемиологические правила и нормативы (санитарные правила) представляют собой нормативные правовые акты, устанавливающие санитарно-эпидемиологические требования (в том числе критерии безопасности и (или) безвредности факторов среды обитания для человека, гигиенические и иные нормативы), несоблюдение которых создает угрозу жизни или здоровью человека, а также угрозу возникновения и распространения заболеваний.

 

Упомянутый Федеральный закон  устанавливает, что санитарные правила  разрабатываются федеральным органом  исполнительной власти, уполномоченным осуществлять санитарно-эпидемиологический надзор, и иными органами, осуществляющими государственный санитарно-эпидемиологический надзор[29], в связи с установленной необходимостью санитарно-эпидемиологического нормирования факторов среды обитания и условий жизнедеятельности человека. Уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, является Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, находящаяся в ведении Министерства здравоохранения и социального развития РФ и действующая на основании Положения, утвержденного постановлением Правительства РФ от 30 июня 2004 г. N 322.

 

Санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия, невыполнение которых  также входит в объективную сторону  рассматриваемого правонарушения, - это  организационные, административные, инженерно-технические, медико-санитарные, ветеринарные и  иные меры, направленные на предотвращение распространения инфекционных заболеваний и предусматривающие особый режим хозяйственной и иной деятельности, ограничение передвижения населения, транспортных средств, грузов, товаров и животных (ст. 1 Федерального закона "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения").

 

С субъективной стороны данное правонарушение может быть совершено как умышленно, так и по неосторожности[30].

 

Субъектами правонарушения могут  выступать граждане, достигшие 16-летнего  возраста, должностные лица, индивидуальные предприниматели, а также юридические лица. Следует обратить внимание, что в отношении индивидуальных предпринимателей и юридических лиц Федеральным законом от 9 мая 2005 г. N 45-ФЗ установлен новый вид административной ответственности - административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.

 

Введение уголовных законов  в связи с ВИЧ или же сенсационно-предубежденное освещение в средствах информации и аналогичные заявления со стороны  общественных деятелей по поводу отдельных уголовных обвинений способствуют усилению стигмы, окружающей ВИЧ/СПИД и людей, живущих с этой инфекцией, которых клеймят как "потенциальных преступников" и как угрозу "широких слоев населения".

 

Аналогичным образом неправильное и слишком широкое применение уголовного права также может привести к распространению искаженной информации относительно путей передачи ВИЧ, что ведет к очень серьезным обвинениям и приговорам там, где нет значительного риска передачи инфекции.[31]

 

Более того, если человек, знающий о своем положительном ВИЧ-статусе, может быть подвергнут уголовному преследованию, то лица, вырабатывающие политику, должны определить возможность того, что ущерб, наносимый уголовным законом общественному здравоохранению, может, в конечном итогу, перевешивать любой эффект этого закона с точки зрения предупреждения рискованных действий, поскольку применение такого закона может удерживать от прохождения тестирования на ВИЧ.

 

Криминализация рискованного поведения, допускаемого лицами, живущими с ВИЧ/СПИДом, может подорвать их доверие к консультантам, если не обеспечить защиту информации, которую они обсуждают с консультантами, и не исключить возможность изъятия такой информации органами полиции и прокуратуры. Компрометация конфиденциальности может привести к последствиям не только в отношении ВИЧ, но также в отношении желания обращаться за медицинской помощью в случае других сексуально передаваемых болезней, наличие увеличивает риск передачи ВИЧ-инфекции.

 

Криминализация может создавать  ложное чувство безопасности у людей, которые имеют (или считают, что они имеют) отрицательный ВИЧ-статус, поскольку некоторые из них могут полагать, что существование уголовного запрета для "других" людей снижает риск от незащищенных половых контактов. Это может подрывать рекомендации системы общественного здравоохранения в отношении того, что каждый человек должен предпринимать меры с целью снижения или исключения действий/поведения, которые могут повышать риск передачи ВИЧ-инфекции.

 

В-третьих, учитывая стигму, которая по-прежнему окружает ВИЧ, и такой устойчивый характер дискриминации, связанной с ВИЧ, появляется вероятность того, что уголовные санкции будут применяться непропорционально в отношении социально, культурно и (или) экономически маргинализированных групп. Лица, вырабатывающие политику, обязаны обеспечить такое положение, при котором закон не будет нацелен на наказание людей только по причине наличия у них положительного ВИЧ-статуса, их сексуальной ориентации, участия в проституции, применения запрещенных наркотиков или по причине другого, неодобряемого статуса, например, по причине того, что они являются заключенными (или бывшими заключенными) или иммигрантами. [32]

Информация о работе Предупреждение и профилактика распространения ВИЧ-инфекции