Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Октября 2013 в 13:54, лекция
1. Что такое психогенетика?
2. Методы психогенетических исследований
3. Психогенетические исследования интеллекта
4. Психогенетические исследования личности
5. Влияние среды на функциональные показатели созревания мозга
Генетическая
теория. В XX веке в связи с развитием
транспорта, отмиранием кастовых, расовых
и религиозных предрассудков
происходит значительное смешение
населения, увеличилось число браков между
людьми из различных географических зон,
межнациональных и межрасовых браков.
Это существенно обогащает генетический
«фонд» потомства, ведет к изменению наследственности.
И хотя ряд факторов действительно подтверждает,
что от таких браков дети становятся крупнее
своих родителей,
только генетическими фактами трудно
объяснить, почему акцелерация наблюдается
повсеместно почти во всех странах мира,
распространяясь и на детей, рождающихся
от «традиционных» браков. Кроме того,
браки родителей из отдаленных мест, как
показали последние исследования, не всегда
дают более крупное потомство. Этот эффект
часто «погашается».
Существуют и другие
гипотезы: радиоволновая, радиационная,
объясняющая акцелерацию измене
Максимальные размеры тела определены наследственными факторами и закодированы в генотипе. С достижением определенных пределов (так называемой нормы реакции) повышение размеров тела и его массы прекращается. Уже сейчас многие исследователи говорят о затухании темпов акцелерации или полном ее исчезновении в тех странах и группах населения, где она началась давно.
Общие проблемы учения о конституции человека и их значение для ухода, воспитания и профилактики заболевания у детей с учетом их индивидуальных особенностей.
Роль конституции в возникновении заболеваний у детей. Замечено, что дети грудного и раннего возраста, которые воспитываются в одинаковых условиях (в одном детском учреждении или в семьях, где соблюдаются все требования гигиены), растут и развиваются совсем не одинаково. Одни чрезвычайно устойчивы к различным воздействиям, легко переносят значительные колебания влажности и температуры, изменение режима, характера питания, На них благотворно влияют энергичные меры физического воспитания. Даже серьезные погрешности в диете не приводят ни к каким отрицательным последствиям. У других — малейшие перепады температуры, незначительная перестройка режима, введение прикорма или несущественные изменения меню вызывают бурную реакцию, по характеру близкую к заболеванию. Третьи отрицательно реагируют на те воздействия или продукты питания, которые полезны всем остальным детям.
Характер таких отрицательных реакций бывает самым разнообразным. У одних появляется и упорно держится сухость кожи, склонность ее к шелушению, у других — обильные высыпания, кожа мокнет, даже при самом тщательном уходе заметна опрелость в складках, образуются пузырьки, воспаления. У третьих поражается не кожа, а лимфатическая система, проявляется «готовность» к расстройствам питания, нарушается рост. Одни дети благодушны и спокойны, другие—повышенно раздражительны, капризны, плохо спят и едят. И все эти расстройства возникают на фоне казалось бы идеального ухода. Такие состояния названы были детскими врачами диатезами (от греческого — предрасположения). Понятно, что диатез — это не болезнь, а готовность к болезненным изменениям, которые проявляются только при определенных условиях. В основе диатезов лежат изменения реактивности и характера обмена, т. е. явно конституциональные признаки.
Конституциональные
особенности детей и
Чрезвычайная эффективность антибиотиков, позволивших успешно лечить болезни, считавшиеся ранее неизлечимыми, возможность применять их с одинаковым успехом при самых разных патологических состояниях привели к известной переоценке их значения. Казалось, что сбылась мечта немецкого ученого Пауля Эрлиха, и у врачей появилась «волшебная пуля» — средство, уничтожающее болезни, но не причиняющее никакого вреда организму человека.
Громадные успехи сделала молекулярная биология, биофизика, биохимия. В арсенале врачей появилось огромное количество сильнодействующих универсальных препаратов, выявился лечебный эффект гормонов. Именно универсальность действия лекарств отодвинула на задний план интерес к индивидуальным особенностям организма, его конституции. Хотя принцип «лечить больного, а не болезнь» оставался главным во врачебной деятельности во все времена, однако переоценка роли лекарств привела к тому, что в послевоенные годы при лечении основной упор часто делали на подбор наиболее эффективных средств. Среди населения распространилось убеждение, что главное — это достать хорошее, модное лекарство, и оно само собой снимет болезнь.
Побочный эффект применения антибиотиков и гормонов; «лекарственная болезнь» и проблемы аллергии
Нередко сильнодействующие антибиотики применяются без контроля врача, без соблюдения дозировок, часто по пустяковым поводам, когда они совсем не показаны, без учета индивидуальных свойств организма. В результате в настоящее время стали серьезной проблемой болезни, связанные с таким отношением к лекарствам. Во-первых, у ряда людей лекарства вызывают порой тяжелые болезненные изменения — «лекарственные болезни». Во-вторых, появились устойчивые к антибиотикам штаммы бактерий, не только не чувствительные к высоким дозам препаратов, но в некоторых случаях активно размножающиеся именно в присутствии лекарств. И, наконец, последнее, лекарственные препараты значительно изменили реактивность организма современных людей, способствовали широкому распространению аллергических заболеваний.
У детей, которые испытывают влияние лекарств еще до рождения, если женщина применяет их во время беременности, часто провоцируются проявления диатезов, реализуется конституциональная «готовность» к аллергическим состояниям. Известную роль в увеличении числа аллергических заболеваний играет и изменение окружающей среды, широкое внедрение полимерных материалов. Последние сейчас применяются и в строительстве детских учреждений, и при изготовлении одежды и обуви, игрушек и учебных пособий для детей.
Все эти обстоятельства
вновь потребовали более
Конституция, роль
наследственности и среды в формировании,
предрасположенности к
Педиатры считают, что конституцию ребенка следует рассматривать как его фенотип, т.е. совокупность наследственных и приобретенных свойств. Причем роли средовых факторов придается исключительное значение, так как именно средовые факторы способствуют выявлению болезненных отклонений, связанных с аномалиями конституций, возникновению клинических проявлений диатезов в грудном возрасте и расстройств роста, развития, полового и психического созревания в более старшем возрасте.
Фенотипический подход к оценке конституций и их аномалий у детей является не только чисто теоретическим вкладом в на руку, но и имеет практическое значение. Наши ученые создали направление, которое позволило ближе подойти к знанию причин многих болезненных проявлений, связанных с аномалиями конституций, а на основании этих знаний найти рациональные методы направленного воздействия на реактивные особенности. Кроме того, такой подход объясняет, почему дети, живущие в одинаковых условиях, по-разному реагируют на одни и те же воздействия.
Если ребенок хорошо приспособлен к условиям внешней среды и болезненно не реагирует на ее изменения, то он здоров, биологически нормален, и его конституция нормальна. При неадекватной, болезненной реакции можно говорить об аномалии конституции у ребенка. Наличие у ребенка аномалии конституции совсем не означает, что он обречен на ту патологию, к которой предрасположен. Направленные воздействия ухода, питания и лечебных мер могут не только смягчить проявление диатеза, но перевести его в скрытую форму и даже ликвидировать.
В качестве примера можно привести крайне редкую форму аномалии конституции — фенилкетонурию. Это заболевание встречается с частотой 1 на 4000 детей. В основе болезни лежит отсутствие или недостаточная активность фермента, способствующего обмену аминокислоты финилаланина. В результате нарушается выработка в организме веществ, необходимых для нормальной жизнедеятельности нервных клеток. Прежде такие дети, родившись вполне нормальными, обречены были с 6-месячного возраста на утрату всех сформировавшихся нервнопсихических навыков, с последующим полным слабоумием. Теперь, при своевременной постановке диагноза, им назначают диету, содержащую белковые гидролизаты, лишенные фенилаланина, и они вырастают здоровыми и интеллектуально сохранными. Фенилкетонурия — пример болезни, отражающейся на внешнем облике. Большинство детей, страдающих фенилкетонурией, светловолосы и голубоглазы, даже если у их родителей темные волосы и глаза; связано это с недостаточным образованием пигмента меланина.
Гораздо чаще встречаются проявле
Информация о работе Роль наследственности и среды в развитии индивидуальности