Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Октября 2013 в 13:54, лекция
1. Что такое психогенетика?
2. Методы психогенетических исследований
3. Психогенетические исследования интеллекта
4. Психогенетические исследования личности
5. Влияние среды на функциональные показатели созревания мозга
С аналогичными явлениями доминирования тех или иных чувственных образов мы встречаемся в области внутренней речи и мыслительных процессов, в развитии воображения в изобразительном, музыкальном, поэтическом и техническом творчестве.
Наследственные, врожденные предпосылки индивидуальных различий чувствительности в значительно большой мере связаны с особенностями нервной системы, чем с морфологической конституцией рецептора.
Тип нервной системы конкретного человека влияет на общий характер чувствительности всех анализаторов:
Именно эти общие черты нервной системы каждой конкретной личности, имеющие место в разных формах чувствительности, выражаются в сензитивности.
Но врожденные предпосылки сами по себе еще не определяют индивидуального своеобразия чувствительности, которые зависят от направления развития жизненного опыта человека в определенных условиях объективной действительности.
Относительная неравномерность развития данных видов чувствительности, образование «ведущей афферентации» (Б.М.Теплов, 1956) в сенсорной организации человека объясняется тем, что в зависимости от структуры деятельности и условий жизни определенные виды внешних воздействий, входящие в состав этой структуры, приобретают ведущее значение.
Мозг заключает в себе не те или иные специфически человеческие способности, а лишь способность к формированию этих способностей. Биологически унаследованные свойства составляют лишь одно из условий формирования психических функций и способностей человека. Другое условие – это окружающий человека мир предметов и явлений. Процесс овладения этим миром осуществляется в ходе развития реальных отношений субъекта к миру, поэтому индивидуальные различия чувствительности являются результатом совокупного действия общего и парциального типов нервной системы, структуры деятельности и накопления жизненного опыта, отношения к миру.
Индивидуальные различия и особенности сенсорного развития возникают не сразу с рождением человека. Младенец в первые дни и недели жизни обладает качеством, которое было названо «амодальным восприятием», т.е. получая информацию любой модальности, младенец в состоянии перевесим ее в любую другую сенсорную модальность. Например, в опытах с сосками разной формы младенцы смотрели на соски той формы, которые они непосредственно перед этим сосали. Штерн делает предположение, что младенец не воспринимает сенсорную информацию как принадлежащую какому-то определенному сенсорному каналу, возможно, она воспринимается в какой-то надмодальной форме – в форме представлений. Воспринятая информация кодируется и переводится в амодальные представления, которые и могут быть указаны любым сенсорным каналом.
На первом году жизни
формируется различная
Зинченко В.П. сопоставил развитие перцептивных действий руки (осязательно-двигательных) и глаза (зрительно-двигательных) в раннем возрасте и заключил: 1)ранние способы ознакомления и выбора у детей формируются не одновременно; 2)с возрастом наблюдается сближение разных способов ознакомления и выбора. Это означает, что по отношению к одной задаче или классу задач формируется взаимозаменяемость разных способов переработки информации.
В ходе последующего онтогенетического
развития доминирование слуха и
зрения начинает определять сенсорную
организацию ребенка и
Зрительная система, являясь доминирующей, работает на трех уровнях: сенсорном (ощущение), перцептивном (восприятие), апперцептивном (представления). Такое совмещение имеется и в слуховой системе, которая, однако, работает на апперцептивном уровне в специализированных формах речевых или музыкальных представлений.
Не только в отношении визуальных и слуховых, но и любых других показаний органов чувств установлено, что перцепция всегда так или иначе связана с апперцепцией, нейрофизиологическое понимание которой сводится к обратному влиянию второй сигнальной системы на первую.
Люди отличаются друг от друга как индивидуальными особенностями чувствительности, так и сенсорными представлениями (на уровне первичных и вторичных образов – восприятия и представления), которые выражаются в избирательности индивида по отношению к формируемым им образам окружающей действительности. Происходит индивидуальная сигнификация жизненного опыта, в том числе и опыта взаимодействия с другими людьми (59).
Учет темперамента в работе с детьми
Значение свойств темперамента позволяет лучше понять поведение человека в домашних условиях и в школе. Это особенно важно в тех случаях, когда свойство темперамента существенно отличается от средних значений, типичных для данной популяции. Так, слишком высокая активность ребенка (независимо от того, что она является типичной для определенной стадии развития) требует высокой организации его труда и учебы, при которой эта особенность воплощалась бы в решении задач, полезных как для него самого, так и для коллектива.
Чрезвычайно существенной является связь свойств темперамента с формированием нежелательных форм поведения и различных трудностей воспитания, поскольку любое отклонение в поведении детей вызывает трудности в воспитании. О нарушениях в поведении можно говорить лишь тогда, когда речь идет о взрослом индивиде.
У детей дошкольного и младшего школьного возраста, когда поведение еще недостаточно регулируется формирующимся в онтогенезе контрольным механизмом, свойства темперамента оказывают исключительно важное влияние на поведение.
Темперамент, подобно всем свойствам организма, подвержен возрастным изменениям, прежде всего связанным с процессами созревания или с изменениями поведения, вытекающими главным образом из анатомического и физиологического развития нервной системы и других систем организма. Исследования В.Э.Чудновского, Н.С.Лейтеса, Э.И.Маствилискера позволяют выделить следующие закономерности:
В.С.Мерлин подчеркивал, что нельзя говорить об изменении темперамента под воздействием воспитания. Правильное воспитание – в контексте проблемы воспитания – должно состоять в том, чтобы в процессе формирования личности использовались характерные для данного индивида свойства темперамента, укреплялись те его особенности, которые в известных ситуациях могут быть весьма полезными, либо выравнивались - с помощью соответствующих педагогических приемов – нежелательные в данной ситуации свойства темперамента. Неуравновешенность может быть компенсирована путем формирования соответствующих контрольных механизмов.
Отсутствие должного внимания к особенностям темперамента может стать причиной неудач при формировании желательных черт личности; более того, в некоторых случаях оно может привести к возникновению серьезных трудностей в воспитании, к появлению некоторых нарушений в поведении.
Хотя свойства темперамента отличаются относительной устойчивостью и неизменностью, следует помнить, что они не предопределяют направления развития и поведения человека.
Одним из наиболее распространенных нейродинамических нарушений у школьников – гипервозбудимость – проявляется в усиленной двигательной экспансивности или двигательном беспокойстве. В основе этого лежит малая реактивность ребенка. Имея более, чем среднюю потребность в стимуляции, ребенок предпринимает действия, доставляющие необходимые ему раздражители и впечатления. Однако, ввиду слабо развитого коркового торможения, являющегося источником контроля за поведением, двигательная экспансивность выступает как бесконтрольное, «неразборчивое» поведение. Это приводит к тому, что такие дети легко вступают в конфликт с воспитателями. Если они не могут удовлетворить свою потребность в активности, то направляют ее в нежелательное русло.
Другая форма
Психомоторная заторможенность
выражается в сниженной двигательной
подвижности, замедленности познавательных
реакций и ослабленности
ИНДИВИДУАЛЬНОСТЬ ЧЕЛОВЕКА
Биологическая сущность человека характеризуется тремя главными феноменами: достаточно стабильным строением тела, физиологией жизненных функций и метаболизмом, представляющим лабильный и динамичный феномен, и разумом, сознанием – психологический феномен (Sirks, 1960).
В физиологической антропологии конституция является фундаментальной характеристикой целостного организма, наиболее полно воплощающий представление о качественном единстве его биологической организации. Этот принцип целостности получил особое значение на современном этапе развития конституционологии, для которой характерны: многомерность, комплексность, изучение межсистемных корреляций, как попытка согласовать между собой различные аспекты конституции (морфологической, физиологической, биохимической, иммунологической, психической и др.), а также объективизация подходов, широкое использование методов динамического наблюдения.
Задача состоит в
выявлении единого
В науке представлены как позитивная, так и негативная позиции в оценке возможности комплексного подхода к конституции человека. Первая точка зрения исходит из существования общих факторов, определяющих целостность развивающегося, зрелого и стареющего организма (Хрисанфова и др., 1975; Шеховцова, 1984; Комиссарова, 1986 и др.) Но существует и скептицизм некоторых исследователей по поводу возможности создания конституциональной типологии, основанной на совокупности морфологических, функциональных и биохимических показателей, который объясняется слабостью ряда межсистемных корреляций, немногочисленностью и непрямолинейностью связей, наличие компенсаторных элементов у признака, многообразием влияний и особенно ролью адаптивных сдвигов в более лабильных системах сравнительно с морфологическими (Волков-Дубровин, Смирнова, 1969; Schriedier, 1973). К этому можно прибавить, что на дендограммах межпопуляционных расстояний по различным системам признаков (например, антропометрических и серо- биохимических) получены разные результаты, причем первые, как полагают, отражают древнейшие зависимости между популяциями, а вторые – более поздние процессы популяционной дифференциации (Walter, 1971). Эти данные свидетельствуют о неполноте ассоциаций разных систем признаков и при межгрупповых сопоставлениях.
Информация о работе Роль наследственности и среды в развитии индивидуальности