Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Октября 2013 в 13:54, лекция
1. Что такое психогенетика?
2. Методы психогенетических исследований
3. Психогенетические исследования интеллекта
4. Психогенетические исследования личности
5. Влияние среды на функциональные показатели созревания мозга
В современных психогенетических исследованиях применяются (в различных модификациях и сочетаниях) преимущественно три основных метода:
близнецовый (выборка моно- и дизи-готных близнецов);
приемных детей (выборка приемных детей, их родных и сводных братьев или сестер, приемных и биологических родителей);
семейный (полные семьи, имеющие не менее двух детей; анализируются связи муж-жена, родители—дети и связи между сибсами).
Каждый из этих методов имеет свои достоинства и недостатки, оказывающие влияние на надежность получаемых результатов. В идеальном психогенетическом исследовании данные методы должны быть не только объединены, но и дополнены сравнительным анализом различных популяций, результатами молекулярно-генетических исследований, надежными показателями особенностей среды и т. д. В реальных же исследованиях, как правило, принимает участие не более пяти категорий родственников, причем наибольший удельный вес приходится на работы, выполненные с использованием близнецового метода.
Другим основанием для классификации психогенетических исследований является критерий изучаемых психологических характеристик. Здесь выделяются две основные группы:
исследования специальных
работы, посвященные изучению личностных характеристик с использованием опросников и экспертных оценок.
Кроме того, ведутся систематические исследования с использованием психофизиологических методов (генетическая психофизиология), анализ психологических проявлений, сопутствующих различным формам нарушений наследственного аппарата человека, исследования психиатрических больных и их родственников (медицинская генетика). Результаты этих исследований представляют определенный интерес на этапе интерпретации психогенетических данных и могут оказаться крайне полезными при изучении механизмов, опосредующих влияние генетических факторов на формирование психики человека.
По критерию глубины анализа психогенетические исследования можно разделить на четыре уровня.
На первом уровне в фенотипической дисперсии признака выделяется составляющая, связанная с генетическими различиями между индивидами; оставшаяся часть дисперсии приписывается средовым источникам. На этом уровне анализа производится вычисление коэффициентов наследуемости, основанных на сравнении МЗ- и ДЗ-близнецов.
Второй уровень предполагает выделение аддитивной и неаддитивной компонентов генетической дисперсии признака; средовая дисперсия подразделяется на внутри- и межсемейную. Этот уровень анализа типичен для современных исследований. Дальнейшее разложение компонентов дисперсии может быть осуществлено, например, за счет выделения генетических компонентов, связанных с явлениями доминирования и эпистаза, или средовых компонентов, определяемых социально-экономическим статусом. Подобное детальное разложение достаточно редко встречается в современных исследованиях.
На третьем уровне как в отдельности, так и в целом выделяются корреляция и взаимодействие генотипа со средой, относящиеся к компонентам дисперсии. Результатом анализа на этом уровне являются, как правило, теоретические модели.
Четвертый уровень направлен на выявление конкретных механизмов генотип-средового взаимодействия, приводящего к формированию индивидов. Современные исследования по генетике поведения не предоставляют достаточной информации, необходимой для анализа на этом уровне.
Психогенетические исследования интеллекта
В ранних исследованиях источников индивидуальных различий в интеллектуальных способностях человека основной акцент ставился на вопрос наследуемости. Этой проблеме были посвящены тысячи экспериментальных работ [Рачич-Щербо, 1974: Роль среды.., 1988]. Вопрос о генетических и средовых детерминантах общих и специальных способностей представляет большой интерес не только для психогенетики, но и для психологии способностей, возрастной психологии, ряда других психологических дисциплин.
В настоящее время
специалисты в области
Тонкий анализ структуры фенотипической дисперсии в процессе формирования способностей стал возможным благодаря начавшемуся в 70-е гг. сбору лонгитюдных данных на достаточно крупных выборках (преимущественно в США). Колорадское исследование приемных детей (Со1огаdо Adoption Project) считается одним из наиболее представительных. Этот проект, начатый в 1975 г., является уникальным лонгитюдным психогенетическим исследованием как по составу выборки (приемные дети, близнецы и сибсы), так и по структуре показателей. Набор показателей специальных познавательных способностей, используемый в Колорадском проекте, полностью совпадает с методами, которые применяются в Гавайском семейном исследовании, и включает в себя четыре вида способностей: вербальные, пространственные, мнемические и перцептивную скорость. Каждый вид способностей диагностировался четырьмя тестами.
При генетическом анализе специальных способностей авторы проекта [Сагdon еt а1., 1992] использовали иерархическую модель способностей, в соответствии с которой тестовые баллы рассматривались как базовые показатели, входящие в четыре фактора первого порядка. Эти факторы в свою очередь объединяются в фактор общих способностей. Коэффициент интеллектуальности (IQ) включает вербальные способности, пространственные способности, перцептивную скорость и память. Каждый из указанных составляющих измеряется двумя тестами.
В рамках этой модели постулировалось
два источника дисперсии
При анализе детерминант приведенной выше структуры способностей использовались данные, полученные на выборке близнецов и сибсов (в возрасте 7 лет). В результате анализа были сделаны следующие выводы:
1. Случайный средовой компонент играет существенную роль в детерминации пространственных способностей и памяти.
2. Систематический средовой
компонент не оказывает
3. Все факторы первого порядка и фактор общих способностей характеризуются высокой степенью наследуемости. Исключение составляет перцептивная скорость, источником дисперсии которой является преимущественно фактор общих способностей.
4. Дисперсия факторов
мнемических, пространственных
Повторение изложенной
схемы анализа для возрастов 3,
4 и 9 лет привело к сходным
Имеющиеся в распоряжении авторов лонгитюдные данные позволяют поставить вопрос о влиянии средовых и генетических факторов на развитие как отдельных познавательных способностей, так и их структуры в целом. Предпринятый ими анализ носил комплексный характер: представленная выше иерархическая модель была объединена с лонгитюдной, что существенно увеличило количество связей между элементами. Одним из следствий увеличения количества структурных связей является значительное повышение временных затрат на сравнительный анализ моделей. Теоретический расчет показал, что процедура полного анализа объединенной модели заняла бы более 1300 ч работы быстродействующей станции, а это сделало невозможным сравнительный анализ полного набора конкурентных моделей.
Выводы авторов относительно генетических и средовых факторов развития способностей носят предварительный характер из-за неполноты проведенного ими анализа. Рассмотрим некоторые из них.
1. Выраженный генетический
компонент присутствует в
2. Общей закономерностью
является существенная роль
Результаты этого исследования могут быть дополнены данными параллельных проектов.
Так, в рамках Австралийского близнецового исследования [Нау, 0'Вrien, 1984] преимущественное внимание уделялось средовым факторам развития. Было показано, что средовые особенности близнецов и сибсов существенно отличаются.
Основные выводы Техасского проекта касаются характера связей между приемными детьми и их усыновителями и биологическими родителями. Показан неслучайный характер усыновления, влияние информации о биологических родителях на отношения усыновителей к приемным детям; обнаружен пик генетических влияний на формирование интеллекта, приходящийся на 5—7 лет.
В Миннесотском исследовании приемных детей были получены сходные данные на материале случаев межрасового усыновления, когда родители-европеоиды усыновляли детей индейцев, негров и монголоидов.
Специальный анализ факторов развития интеллекта был предпринят в работе К. Маски-Тейлора [1992], посвященной рассмотрению социальных, биологических и генетических факторов, определяющих индивидуальные различия в познавательных способностях. Отличительной характеристикой данной работы является то, что автор не просто дает описание факторов, вносящих вклад в формирование индивидуально-психологических различий, но показывает потенциальную неоднозначность их интерпретации в психогенетических исследованиях.
Первым из рассматриваемых факторов – домашняя среда, - являясь традиционным для психологических исследований, характеризуется крайней неоднородностью. Так, к домашним условиям относятся: населенность квартиры; проживание в собственном/арендуемом доме (квартире); размер семьи; порядок рождения. Отмечая неоднородность фактора домашних условий, автор предлагает две гипотезы. В соответствии с первой различные аспекты бытовых условий влияют на разные характеристики развития; вторая гипотеза допускает возможность опосредования влияния условий быта на уровень развития особенностями физического развития ребенка.
Вторым фактором является
уровень квалификации родителей. Связь
этой характеристики родителей с
уровнем интеллектуального
Третья группа особенностей семейной среды, связанных с развитием когнитивных способностей, относится к неполным семьям. Сам феномен неполной семьи может быть обусловлен разными причинами: развод, смерть одного из родителей, рождение вне брака и т.д. Автор подчеркивает, что влияние на интеллект могут оказывать такие переменные, как атмосфера семьи, отягощенная наследственность, материальная обеспеченность и т.д.
Автор указывает также и на то, что значительное влияние на уровень интеллекта оказывают особенности протекания беременности (интоксикация, курение, употребление алкоголя и пр.) и осложнения при родах, характер питания, пол и морфологические особенности индивидов (размер мозга, вес, рост и др.), латерализация функций.
Отмечая сложную природу
указанных источников фенотипической
дисперсии когнитивных
Психогенетические исследования личности
Исследование личностных
характеристик в
В работе шведской исследовательницы Нэнси Педерсон (Pederson, 1992) на основе объединения американской, австралийской и ряда европейских выборок (их суммарный размер составил более 15000 пар родственников) был осуществлен анализ данных опроса, полученных с использованием методов «поперечных срезов» и лонгитюда.
Анализ возрастных особенностей генетической детерминации личностных свойств был предпринят автором этой работы.
Представленные показатели
позволяют заключить, что исследования,
проведенные методом «поперечны
1. Свойства нейротизма
и экстраверсии
2. Показатели наследуемости имеют тенденцию к снижению с увеличением возраста (особенно четко эта тенденция проявляется в случае нейротизма).
Повторные измерения
исследуемых свойств
Данные по генетической детерминации других личностных характеристик менее надежны в результате малочисленности выборок, участвовавших в исследованиях. Так, в исследовании Р. Николса (Nichols, 1969) с помощью Калифорнийского психологического опросника были опрошены близнецы: 498 пар МЗ и 319 пар ДЗ. Значения общей генетической компоненты варьировали от 0,26 для шкалы «Способность к статусу» до 0,76 для шкалы «Пластичность».
Информация о работе Роль наследственности и среды в развитии индивидуальности