Роль наследственности и среды в развитии индивидуальности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Октября 2013 в 13:54, лекция

Краткое описание

1. Что такое психогенетика?
2. Методы психогенетических исследований
3. Психогенетические исследования интеллекта
4. Психогенетические исследования личности
5. Влияние среды на функциональные показатели созревания мозга

Вложенные файлы: 1 файл

психогенетика.DOC

— 609.50 Кб (Скачать файл)

Средний рост (от 15 до 29 лет) – 184,8 см; мускулистый тип и слабое жироотложение. В некоторых случаях повышены обхватные размеры конечностей. Вторичные половые признаки всегда по мужскому типу. У некоторых значительное повышение тестостерона.

Психическая конституция  очень разнообразна: были и нормальные, и олигофрены, причем отклонения в поведении обнаруживаются еще в допубертатном и пубертатном периодах, замечена патология влечений.

По-видимому, нарушение  хромосомного баланса при числовых аномалиях половых хромосом приводит к разбалансировке как нервно-эндокринных, так и психических функций (Давиденкова и др., 1976).

 У женщин с синдромом  ХО и у мужчин и женщин  с лишней Х-хромосомой в кариотипе  уменьшается степень полового  диморфизма. У всех лиц с трисомиями (ХХУ, ХХХ, ХУУ), независимо от пола, имеется тенденция к повышению длинноногих размеров тела.

Во всех примерах существуют отклонения соматического и полового развития, затрагивающие процессы роста  и дифференцировки организма  в целом, в том числе важные конституциональные признаки. Это – формирование типичного для данного пола пропорций, развитие и локализация жироотложения и мускулатуры, вторичные половые признаки. Сочетание этих нарушений типично для каждого синдрома.

Еще один пример конституциональных исследований, связанных с синдромом нарушения числа аутосом. Это синдром Дауна, при котором также затрагивается гормональный статус. Он относится к группе олигофрений и сопровождается глубокими нарушениями психики.

Соматическое развитие, и особенно развитие головы и лица, затрагивается довольно существенно, тогда как половой диморфизм не нарушен. Наблюдается явное отставание физического развития по критериям длины тела и особенно размеров черепа. Основные соматические отклонения от нормы складываются к 4 годам. Пониженное развитие мускулатуры при повышенном жироотложении и округловыпуклой форме живота (56).

 

Конституция и  гормональный статус в патологии

С последней четверти XIX и начала XX века во многих странах мира стало заметно ускорение роста людей. Было обнаружено, что масса и длина тела у подростков стала выше, чем у их родителей в соответствующем возрасте, а половое созревание стало наступать раньше. В настоящее время ускорение развития охватило повсеместно все страны Европы, Америки и большинство стран Азии и Африки. Это дает основание говорить об акцелерации, как о вековой тенденции, характеризующей развитие современного человека. Ускорение развития происходит постоянно, с некоторыми спадами в период мировых войн, и со временем становится более интенсивным. Средний рост взрослого человека за каждое десятилетие увеличивается примерно на 0,7—1,2 см, масса на 1,5—2,5 кг. Термином «акцелерация» сейчас обозначают целый ряд явлений, связанных с ускорением развития, главные из которых следующие:

1. Длина тела и масса  при рождении больше, чем в предыдущие годы. Сейчас масса новорожденных На 100—300 г выше, а длина тела на 1,2—2,5 см больше, чем 100 лет назад. В основе этого явления лежит более интенсивное внутриутробное развитие. Имеются данные, что в связи с внутриутробной акцелерацией плода могут рождаться полноценные зрелые новорожденные с массой свыше 2500 г и длиной тела больше 47 см при сроках беременности менее 36 недель.

2. Ускорение развития грудных  детей. Удвоение массы тела  у грудных детей (по сравнению  с массой при рождении) происходит сейчас к четырем месяцам, а не к шести, как было в начале века. У современных грудных детей, раньше прорезываются молочные зубы, раньше закрывается большой родничок. К году у современных детей длина тела на 5—6 см, а масса тела на 2,0—2,5 кг выше, чем в начале века. Окружность груди увеличилась на 2,0—2,5 см, а головы — на 1,0—1,5 см. Если «перекрест» величин окружности груди и головы в начале XX века регистрировался к 10—12 месяцу, в 1937 году — уже на 6-м месяце, в 1949 — на 5-м, то в настоящее время окружность груди становится равной окружности головы в  возрасте между 2-м и 3-м месяцами жизни.

Акцелерация развития заметна также  у детей ясельного и дошкольного  возраста. Развитие современных 7-летних детей соответствует 8,5—9 годам у  детей конца XIX века. В среднем у детей дошкольного возраста длина тела за 100 лет увеличилась на 10—12 см. Раньше прорезываются постоянные зубы.

3. Ускорение роста  у детей школьного возраста, более  раннее наступление полового  созревания. В конце прошлого  века менструации появлялись у девочек в среднем в 17 лет, а начале XX века — в 15,5 лет, а в 1953' году — в 13,5 лет. В 1968 году средний возраст появления менструации у обследованных  московских школьниц был равен 12 годам 11 месяцам. Считают, что возраст, появления менструации снижается на 4 месяца за каждое десятилетие. В связи с этим пубертатный  скачок роста у современных детей наступает на 1—2 года раньше, чем было в прошлом, а увеличение размеров тела в этот период проходит у современных детей более интенсивно. Следует подчеркнуть, что на сроки полового созревания существенно не влияют ни расовые особенности, ни климат, ни географическая зона. Широко распространенное мнение о более раннем половом созревании у южных народов, которое приводится иногда и в медицинской литературе, является глубоко ошибочным и рассматривается сейчас как неподтвердившаяся легенда. Существенное значение имеют социально-экономические условия и характер питания. У девочек развитых скандинавских стран первые менструации наступают в 13 лет, а у постоянно недоедающих девочек Руанды (Африка) — в 16,5 лет. У живущих в одном географическом районе школьниц Коломбо (Шри Ланка) из зажиточных семей начало менструации приходится на 12,8 лет, а у сельских жительниц — на 14,4 года. У девочек из Нигерии менструация наступает в том же возрасте, что у эскимосок Аляски (14,4 года).

В больших городах  половое созревание подростков наступает  несколько раньше, чем в сельской местности. Темпы акцелерации сельских детей также ниже, чем в городах. В последнее время эти различия уменьшаются.

4. Более раннее завершение  роста. В связи с более ранним  половым созреванием окончательное  окостенение скелета и прекращение  роста тела в длину завершается,  сейчас у девушек к 16—17, а  у юношей к 18—19 годам. В тридцатые  годы рост продолжался у девушек до 19, а у юношей до 21—23 лет. Высказывались опасения, что связанные с акцелерацией сокращение периода роста и ускорение полового созревания могут повлечь за собой более раннее увядание и сокращение продолжительности жизни. Это опасение не подтвердилось. Продолжительность жизни современного человека увеличилась, более длительно сохраняется работоспособность. У женщин менопауза отодвинулась к 48—50 году жизни (в начале века менструации прекращались в 43—45 лет). Следовательно, удлинился детородный период, что также можно отнести к проявлениям акцелерации. В связи с более поздним наступлением климакса и старческих изменений «передвинулись» на более старший возраст болезни обмена, атеросклероз, рак. А вот сердечно-сосудистые заболевания «помолодели». По данным проф. Р. А. Калюжной, величина артериального давления у современных подростков выше, чем у их сверстников в 30-е и 50-е годы. В настоящее время повышенное артериальное давление наблюдается у 5—10% подростков и юношей. У части из них развивается гипертоническая болезнь.

Полагают, что более  легкое течение таких болезней, как  скарлатина и дифтерия, связано не только с успехами медицины, но и  с акцелерацией, благодаря изменениям реактивности организма. В результате акцелерации реактивность детей младшего возраста приобрела черты, которые прежде были свойственны старшим детям (подросткам), С другой стороны, с акцелерацией связывают увеличение числа лейкозов и учащение случаев рака у детей, широкое распространение кариеса зубов. В связи с акцелерацией изменились пропорции тела нынешних детей, подростков, юношей. Они стали более длинноногими, а грудная клетка у них стала относительно уже, чем у сверстников в предыдущие годы. Поэтому высказывается опасение, что акцелерация ведет к астенизации молодежи. Однако в последние годы происходит «выравнивание» окружности грудной клетки, пропорционально увеличенной длине тела. Многие исследователи связывают с акцелерацией ускорение умственного развития и интеллекта современных детей, повышение спортивных достижений. 7—8-летним детям теперь доступны понятия, которые 20—30 лет назад усваивались в 12-г-13 лет, что делает возможным, например, преподавание в 1—2 классе таких предметов, которые были раньше в 5—6 классе (алгебра, геометрия). Сейчас в связи с этим ставится вопрос о целесообразности начала обучения детей в школе с 6 лет.

Акцелерация создает  целый ряд проблем в воспитании школьников: уже вполне сформировавшиеся в физическом и нервно-психическом  отношении юноши и девушки  очень долго оказываются на положении детей. Появились противоречия между ускоренным  физическим созреванием и относительно 
задержанной «социальной» зрелостью», которая не завершается в большинстве случаев даже с окончанием школы. Профессиональное обучение требует дополнительной подготовки в ПТУ, техникуме, вузе, что еще дальше отодвигает сроки самостоятельности. «Ножницы» между ускорением физического созревания и задержкой социальной зрелости увеличиваются и в связи с недостатками семейного воспитания, где большинство детей и подростков излишне опекаются, растут в атмосфере исключительности и часто не выполняют никаких домашних обязанностей. Такое положение тесно связано с существующей (особенно в городах) демографической ситуацией — преобладанием одно — двухдетных семей. В связи с изложенным, особое значение приобрели проблемы ранней половой активности, до- брачных связей, беременностей и родов в подростковом возрасте.

По данным литературы, если роды в 12—13-летнем возрасте бывают в единичных случаях, то в 14—15 лет матерями становятся сотни, а в 16—17 лет тысячи девушек-подростков. Даже возникли предложения изменить с учетом этих фактов существующие законы о браке. Мнение, что в связи с акцелерацией следует снизить границу брачного возраста, вряд ли оправдано, так как у современной молодежи экономическая самостоятельность, психическое созревание, социальная и духовная зрелость несколько запаздывает по сравнению с соматическим (телесным) созреванием, и поэтому ранние браки часто оказываются непрочными. Установлено также, что для достижения окончательной половой зрелости необходимо достаточно продолжительное время. Поэтому часто наблюдаются осложнения течения беременности, родов и пороки развития плодов у рожениц 16—18 лет, не говоря уже о 14— 15-летних. Таким образом, рекомендации о снижении брачного возраста недопустимы.

Для объяснения причин акцелерации  выдвинуто множество гипотез, ни одна из которых не может считаться исчерпывающей. Из них наибольший интерес представляют следующие.

Изменение питания. Считают, что акцелерация  связана с улучшением качества и количества пищи, большим употреблением мяса, жиров, фруктов, синтезом и широким распространением витаминов. Действительно, в большинстве стран мира значительно улучшилось питание населения, оно стало более разнообразным. Резко возросло потребление мяса, жиров, сахара. По мнению ряда ученых, усиленное поступление в организм белков стимулирует функцию гормональных систем, участвующих в синтезе, особенно надпочечниковых и половых желез. Большое значение придают роли витаминов, особенно витаминов В, А, С и кальция, которые современные дети получают в большем количестве в связи с регулярным потреблением овощей и фруктов в течение всего года, а также синтетических витаминов и витаминизированных продуктов. В пользу этой теории свидетельствуют два факта:

1) более  раннее начало акцелерации (с  конца прошлого века) и быстрые  темпы ее у детей зажиточных  классов. Например, во время экономического  кризиса 30-х годов XX века в  Австрии у детей безработных  наблюдалась задержка (ретардация) роста и массы тела, дети же работающих родителей развивались нормально, а у детей имущих уже отмечалось существенное ускорение роста и развития;

2) сильное снижение  темпов развития в период двух  мировых войн. Например, 14-летние мальчики-москвичи в 1944 году были на 6,1 см ниже и весили на 5,5 кг меньше, чем их ровесники в 1935 году.

Однако объяснение акцелерации  только изменением питания далеко не исчерпывающее. Во многих странах Азии, в частности в Японии, население получает недостаточное количество белков и жиров, но темпы акцелерации там значительны. В зажиточных семьях Западной Европы и США всегда обильно питались, но, несмотря на то, что характер питания существенно не изменился, ускорение развития- детей в таких семьях проходит довольно интенсивно.

Увеличение нагрузки на нервную и эндокринную системы. Значительное ускорение в последние годы темпов жизни, шум, сутолока (особенно в больших городах), повсеместное распространение радио, телевидения, кино, реклама создают большую нагрузку на нервную систему, стимулируют деятельность эндокринных желез (особенно надпочечников) и вызывают ускорение развития. Такое же влияние оказывают искусственное продление светового дня, физическое и умственное напряжение, раннее сексуальное просвещение. К травмирующим (стрессорным) факторам ряд исследователей относят повышение умственной нагрузки, сочетающейся с лавинообразным ростом потока информации (общей, бытовой и учебной) и снижением двигательной активности (гиподинамией). Теория «стресса» удовлетворительно объясняет различия в темпах акцелерации у городских и сельских жителей, но не может служить единственным объяснением ее причин.

В частности, эта теория не может удовлетворительно объяснить  акцелерацию сельских жителей и  детей в тех сообществах, где  уклад жизни изменился сравнительно мало. Травмирующие влияния больших городов могут не только, стимулировать, но и подавлять развитие. Такой эффект возникает у детей со слабой эндокринной конституцией и нервной организацией, а также у тех, кто не был подготовлен к «урбанизационной травме» предыдущим образом жизни. Имеются многочисленные указания, что девочки, переселившиеся в большой город из сельской местности, отстают в развитии от сверстниц, оставшихся в деревне. В ряде развивающихся стран Азии и Африки девочки из коренного местного населения, отправленные в закрытые городские школы, отстают в сроках наступления менструаций от девочек, оставшихся с родителями.

Информация о работе Роль наследственности и среды в развитии индивидуальности