Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Октября 2013 в 13:54, лекция
1. Что такое психогенетика?
2. Методы психогенетических исследований
3. Психогенетические исследования интеллекта
4. Психогенетические исследования личности
5. Влияние среды на функциональные показатели созревания мозга
Противоречивые оценки
генетической обусловленности были
получены в исследованиях с
В последнее десятилетие проводится все большее количество исследований, использующих пятифакторную модель личности (Соstа, Мс.Сгау, 1988). В наиболее представительном на сегодняшний день исследовании с использованием пяти-факторного опросника, которое провел Р. Лоэлин (Loehlin, 1992), были сделаны следующие выводы:
Дальнейший прогресс
в психогенетических
Наряду с выраженным методологическим значением психогенетических данных (критерии сравнительного анализа элементов структуры индивидуальности, периодизация развития когнитивных способностей, уточнение границ сензитивных периодов и т.д.) результаты психогенетических исследовании находят и практическое применение. Закономерности, установленные при анализе генетических и средовых факторов формирования психологических характеристик, представляют наибольший интерес для педагогической практики (характер и оптимальное время средовых воздействий на развитие интеллекта, элиминация неблагоприятных средовых характеристик) и реабилитационной работы (клубы близнецов, оказание помощи многодетным семьям).
Прогресс в развитии
методического аппарата психогенетики,
достигнутый в результате проведенных
за последние десятилетия
Вместе с тем существует ряд проблем, на решение которых должны быть направлены основные усилия:
- к сожалению, бурное
развитие молекулярной
- отмечаемый в большинстве
Решение названных проблем в сочетании с продолжением и расширением начатых лонгитюдных психогенетических проектов обеспечит сбор эмпирического материала, необходимого для поступательного развития психогенетики.
Влияние среды на функциональные показатели созревания мозга
Решение вопроса о том, как меняются под влиянием внешних воздействий функциональные показатели созревания ц.н.с. ребенка, имеет большое теоретическое и практическое значение для психологии развития и обучения.
Такие данные получены в основном из клинических наблюдении над детьми, страдающими различными формами нарушения нормальной работы органов чувств: зрения, слуха. Проведено немало исследований особенностей биоэлектрической активности мозга у детей с сенсорным дефицитом при разных видах нарушения зрения и потере слуха.
Эти исследования дают основания для
общего вывода: чем больше ограничение
притока сенсорных стимулов (зрительных,
слуховых и др.), тем больше отклонений
от нормального хода созревания отмечается
в характеристиках
Из клинических наблюдений известно, что дети, пережившие в раннем детстве сильную депривацию, т.е. ограничение или полное лишение когнитивного и социального опыта, испытывают большие трудности в последующей адаптации к нормальной жизни в обществе. При этом, чем раньше дети, подвергшиеся депривации, включаются в полноценные социальные контакты, тем быстрее и эффективнее происходит восстановление их возможностей.
Расширение диапазона
Столь большое значение
раннего опыта в жизни детей
привело к возникновению
Запорожец А.В. указывал, что функциональное развитие может происходить в пределах одного и того же возрастного уровня, в пределах одной и тон же психологической «формации», не приводя само по себе к перестройке детской психики в целом. Функциональное развитие заключается в частичных изменениях отдельных психических свойств и функций. Прогрессивные изменения таких функций связаны с овладением отдельными знаниями и способами действий.
В отличие от этого, возрастное развитие характеризуется образованием нового психофизиологического уровня, который создаст условия для коренной перестройки системы отношений ребенка с окружающим миром, ведет к более общим психологическим изменениям и определяет переход к новым видам деятельности.
С точки зрения физиологии, функциональное развитие в значительной степени опирается на присущую нервной системе ребенка пластичность. Пока в ц.н.с. ребенка действует фактор нервного роста, диапазон перестроек под влиянием внешних воздействии остается весьма значительным, что имеет отчетливое? морфологическое выражение — в интенсивном развитии нервных элементов и их отдельных частей. Таким образом, с помощью программ ранней стимуляции развития можно, по-видимому, весьма эффективно повлиять на функциональное развитие детей. Однако эти пластические перестройки в основном будут происходить в пределах того психофизиологического уровня, который характеризует данную стадию развития ребенка.
Возрастное развитие ребенка, по-видимому, в большей степени зависит от реализации наследственной программы развития, присущей человеческому виду в целом, оно связано с качественными преобразованиями физиологических условии психического развития. В основе возрастного развития лежит разновременное созревание отдельных структур и блоков ц.н.с., имеющее, как было указано выше, определенную хронологическую последовательность.
Как справедливо указывал А. В. Запорожец, оптимальные педагогические условия для реализации потенциальных возможностей ребенка создаются не путем форсированного сверхраннего обучения, направленного на сокращение объективно присутствующих в онтогенезе стадий созревания ц.н.с., и не в попытках превращения младенца в дошкольника, а дошкольника — в школьника. Оптимизация развития должна происходить путем совершенствования способов и содержания функционального развития через максимальное обогащение специфических для данного возраста форм игровой, практической и творческой деятельности ребенка.
ТИПОЛОГИЧЕСКИЕ И
Основные особенности
нервной системы как
Классификация типов ВНД И.П.Павлова, основанное на учении об основных свойствах нервной системы как ведущих параметрах и функций организма, разбивает людей на четыре типа: сангвиников, холериков, меланхоликов и флегматиков.
Миф об этих четырех типах впервые был подвергнут резкой критике в работах Б.М.Теплова еще в 1956 году, который показал, что исследование основных свойств нервной системы имеет, несомненно, большой научный смысл, чем определение типов, и никакая типологическая классификация не возможна до тех пор, пока не будут учтены в деталях вопросы, относящиеся к основаниям этой классификации – основным свойствам нервной системы.
Отсюда следует, что центральной проблемой «учения о типах» является не применение готовой типологической схемы или исследованию вопросов прикладного характера, а предварительное изучение природы и содержания свойств нервной системы, определение их структуры и характера взаимоотношений (их сочетаемости), и лишь как результат всего этого – постановка вопроса о возможных комбинациях свойств нервной системы, в том числе типических комбинациях, и о классификации типов нервной системы.
Прежде, чем дать описание
индивида с точки зрения свойств
его нервной системы, нужно знать,
какие свойства с каким именно
содержанием следует
Анамнестический метод оценки свойств нервной системы, опирающийся на информацию относительно различных сторон поведения индивида исходит из допущения того, что природные свойства нервной системы могут непосредственно проявляться в особенностях поведения человека в обычных, повседневных жизненных ситуациях. Однако сопоставление особенностей поведения в обычных жизненных ситуациях с лабораторными индикаторами свойств нервной системы даже на животных, не говоря уже о человеке, слишком часто приводит к выводу об отсутствии сколько-нибудь определенных соотношений между этими группами данных (Хомская Е.Д. Лобные доли и регуляция психических процессов. М., 1966).
По-видимому, гораздо
большее значение для характеристики
свойств нервной системы
Общие проблемы ВНД человека
могут исследоваться самыми разнообразными
экспериментальными приемами, конечный
результат которых в
Информация о работе Роль наследственности и среды в развитии индивидуальности