Роль наследственности и среды в развитии индивидуальности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Октября 2013 в 13:54, лекция

Краткое описание

1. Что такое психогенетика?
2. Методы психогенетических исследований
3. Психогенетические исследования интеллекта
4. Психогенетические исследования личности
5. Влияние среды на функциональные показатели созревания мозга

Вложенные файлы: 1 файл

психогенетика.DOC

— 609.50 Кб (Скачать файл)

Противоречивые оценки генетической обусловленности были получены в исследованиях с использованием Миннесотского личностного опросника (ММР1), (Алфимова и др., 1995|, 16-факторного личностного опросника Кеттела [Fuller, Thompson, 1978) и психоаналитических конструктов (Тогgегsen, 1980).

В последнее десятилетие  проводится все большее количество исследований, использующих пятифакторную модель личности (Соstа, Мс.Сгау, 1988). В наиболее представительном на сегодняшний день исследовании с использованием пяти-факторного опросника, которое провел Р. Лоэлин (Loehlin, 1992), были сделаны следующие выводы:

  • аддитивный генетический компонент варьирует для разных шкал в пределах 0,22-0,46;
  • общесемейный компонент достаточно мал: 0,0-0,11;
  • третий источник дисперсии неоднозначен и может включать в себя как неаддитивный генетический компонент, так и специфическую близнецовую среду; находится в диапазоне 0,11—0.19;
  • оставшиеся 44-55% дисперсии обусловлены комбинацией факторов «случайной среды», генотипсредового взаимодействия и ошибки измерений.

Дальнейший прогресс в психогенетических исследованиях  личности Лоэлин связывает с детальным изучением корреляции и взаимодействия генотипа и среды. По мнению автора, в современных исследованиях недостаточное внимание уделяется как изучению трех видов генотип-средовой корреляции, описанных Р. Пломиным с соавт. (Р1оmin et al., 1977}: пассивного, реактивного и активного, так и особенностям взаимодействия генотипа со средой. Наиболее информативными для этих целей являются выборки разлученных близнецов и приемных детей.

Наряду с выраженным методологическим значением психогенетических  данных (критерии сравнительного анализа элементов структуры индивидуальности, периодизация развития когнитивных способностей, уточнение границ сензитивных периодов и т.д.) результаты психогенетических исследовании находят и практическое применение. Закономерности, установленные при анализе генетических и средовых факторов формирования психологических характеристик, представляют наибольший интерес для педагогической практики (характер и оптимальное время средовых воздействий на развитие интеллекта, элиминация неблагоприятных средовых характеристик) и реабилитационной работы (клубы близнецов, оказание помощи многодетным семьям).

Прогресс в развитии методического аппарата психогенетики, достигнутый в результате проведенных  за последние десятилетия исследований, характеризуется следующими основными особенностями: в ходе исследований стали более четко фиксироваться такие ранее не контролировавшиеся переменные, как ассортативность браков, специфика внутрисемейной среды, онтогенетическая динамика признаков, социоэкономический статус, возрастные особенности средовой детерминации познавательных функций и личностных характеристик и т.д. Результаты разных исследований можно сопоставлять благодаря использованию единого аналитического аппарата и сходного психометрического инструментария.

Вместе с тем существует ряд проблем, на решение которых  должны быть направлены основные усилия:

- к сожалению, бурное  развитие молекулярной генетики  никак не отражается на методах  психогенетических исследований. Использование  достижений молекулярной генетики сделает возможным более детальный анализ источников фенотипической дисперсии психологических признаков;

- отмечаемый в большинстве исследований  рост средних значений 10 до сих  пор не стал предметом специальных  исследований. Среди возможных причин  этого явления называется улучшение качества образования, питания и здравоохранения. Однако причиной могут выступать и особенности психометрических методов;

  • биометрические модели практически не используются для изучения снижения показателей интеллекта на более поздних стадиях онтогенеза. Одним из возможных направлений таких исследований может стать изучение коэффициента интеллектуальности у пожилых людей в комплексе с показателями скорости переработки информации;
  • слабо представлены в современных исследованиях альтернативные подходы к изучению нормального распределения показателей интеллекта и личностных характеристик. Недостаточно хорошо используются такие приемы, как анализ семей одаренных детей, изучение личностных характеристик психиатрически больных людей и пр.;
  • тонкий анализ генетических и средовых компонентов фенотипической дисперсии, а также их взаимодействия и корреляции возможен в первую очередь при изучении семей близнецов и приемных детей в разных социальных и культурных условиях.

Решение названных проблем в сочетании с продолжением и расширением начатых лонгитюдных психогенетических проектов обеспечит сбор эмпирического материала, необходимого для поступательного развития психогенетики.

 

Влияние среды на функциональные показатели созревания мозга

Решение вопроса о том, как меняются под влиянием внешних воздействий функциональные показатели созревания ц.н.с. ребенка, имеет большое теоретическое и практическое значение для психологии развития и обучения.

Такие данные получены в  основном из клинических наблюдении над детьми, страдающими различными формами нарушения нормальной работы органов чувств: зрения, слуха. Проведено немало исследований особенностей биоэлектрической активности мозга у детей с сенсорным дефицитом при разных видах нарушения зрения и потере слуха.

Эти исследования дают основания для  общего вывода: чем больше ограничение  притока сенсорных стимулов (зрительных, слуховых и др.), тем больше отклонений от нормального хода созревания отмечается в характеристиках биоэлектрической активности. Исследования мозга людей слепых с раннего детства свидетельствует о том, что врожденная слепота ведет к морфологическому вырождению структур мозга, ответственных за зрительную функцию.

Из клинических наблюдений известно, что дети, пережившие в раннем детстве  сильную депривацию, т.е. ограничение или полное лишение когнитивного и социального опыта, испытывают большие трудности в последующей адаптации к нормальной жизни в обществе. При этом, чем раньше дети, подвергшиеся депривации, включаются в полноценные социальные контакты, тем быстрее и эффективнее происходит восстановление их возможностей.

Расширение диапазона возможностей ребенка зависит не только от времени  активного воздействия, но и от качественного  разнообразия средовых воздействий, т.е. от степени обогащения окружающей среды. В лонгитюдном исследовании, проведенном в Великобритании, было установлено, что среди семилетних детей, родившихся недоношенными, но живших в привилегированных условиях, почти не было отстающих в умственном развитии, а среди их сверстников, родившихся с таким же низким весом, но живших в плохих условиях, отмечено явное преобладание умственно отсталых и просто неразвитых детей. Плохие условия при этом включают недоедание, отсутствие медицинской помощи, дурное обращение, невнимательное отношение к нуждам детей, психологическую запущенность, когда родители не проявляют к ребенку теплых чувств и не стимулируют его познавательное развитие.

Столь большое значение раннего опыта в жизни детей  привело к возникновению программ ранней стимуляции психического развития. Их поведенческие и психологические эффекты хорошо изучены, однако здесь нас интересует другой вопрос. Как влияет интенсификации обучения на психофизиологическое созревание детей? Первые исследования в этом направлении показывают, что развивающее обучение детей в возрасте от трех до шести лет приводит к изменению ряда параметров биоэлектрической активности головного мозга, которые прямо свидетельствуют об его ускоренном созревании и значительном совершенствовании функции. Причем значимо меняются те параметры, которые, по современным представлениям, тесно связаны с обеспечением познавательной деятельности детей.

Запорожец А.В. указывал, что функциональное развитие может  происходить в пределах одного и  того же возрастного уровня, в пределах одной и тон же психологической «формации», не приводя само по себе к перестройке детской психики в целом. Функциональное развитие заключается в частичных изменениях отдельных психических свойств и функций. Прогрессивные изменения таких функций связаны с овладением отдельными знаниями и способами действий.

В отличие от этого, возрастное развитие характеризуется образованием нового психофизиологического уровня, который  создаст условия для коренной перестройки системы отношений  ребенка с окружающим миром, ведет к более общим психологическим изменениям и определяет переход к новым видам деятельности.

С точки зрения физиологии, функциональное развитие в значительной степени опирается  на присущую нервной системе ребенка  пластичность. Пока в ц.н.с. ребенка  действует фактор нервного роста, диапазон перестроек под влиянием внешних воздействии остается весьма значительным, что имеет отчетливое? морфологическое выражение — в интенсивном развитии нервных элементов и их отдельных частей. Таким образом, с помощью программ ранней стимуляции развития можно, по-видимому, весьма эффективно повлиять на функциональное развитие детей. Однако эти пластические перестройки в основном будут происходить в пределах того психофизиологического уровня, который характеризует данную стадию развития ребенка.

Возрастное развитие ребенка, по-видимому, в большей степени зависит  от реализации наследственной программы  развития, присущей человеческому виду в целом, оно связано с качественными  преобразованиями физиологических  условии психического развития. В основе возрастного развития лежит разновременное созревание отдельных структур и блоков ц.н.с., имеющее, как было указано выше, определенную хронологическую последовательность.

Как справедливо указывал А. В. Запорожец, оптимальные педагогические условия для реализации потенциальных возможностей ребенка создаются не путем форсированного сверхраннего обучения, направленного на сокращение объективно присутствующих в онтогенезе стадий созревания ц.н.с., и не в попытках превращения младенца в дошкольника, а дошкольника — в школьника. Оптимизация развития должна происходить путем совершенствования способов и содержания функционального развития через максимальное обогащение специфических для данного возраста форм игровой, практической и творческой деятельности ребенка.

 

ТИПОЛОГИЧЕСКИЕ И НЕЙРОДИНАМИЧЕСКИЕ  ОСОБЕННОСТИ НЕРВКОЙ СИСТЕМЫ  И ИХ ЗНАЧЕНИЕ ДЛЯ ФОРМИРОВАНИЯ ИНДИВИДУАЛЬНОСТИ

  1. Основные особенности нервной системы как нейрофизиологическая основа индивидуальности
  1. Биохимическая индивидуальность и свойства нервной системы

  1. Соотношение свойств нервной системы и психодинамических свойств темперамента
  2. Психодинамические свойства темперамента и свойства личности.
  1. Природа межиндивидуальной изменчивости темперамента и личности

  1. Онтогенез интегральной индивидуальности
  2. Нейропсихологические основы индивидуальных различий сенсорного восприятия и представления
  3. Учет темперамента в работе с детьми

Основные особенности  нервной системы как нейрофизиологическая основа индивидуальности

Классификация типов  ВНД И.П.Павлова, основанное на учении об основных свойствах нервной системы как ведущих параметрах и функций организма, разбивает людей на четыре типа: сангвиников, холериков, меланхоликов и флегматиков.

Миф об этих четырех типах  впервые был подвергнут резкой критике  в работах Б.М.Теплова еще в 1956 году, который показал, что исследование основных свойств нервной системы имеет, несомненно, большой научный смысл, чем определение типов, и никакая типологическая классификация не возможна до тех пор, пока не будут учтены в деталях вопросы, относящиеся к основаниям этой классификации – основным свойствам нервной системы.

Отсюда следует, что  центральной проблемой «учения  о типах» является не применение готовой  типологической схемы или исследованию вопросов прикладного характера, а  предварительное изучение природы и содержания свойств нервной системы, определение их структуры и характера взаимоотношений (их сочетаемости), и лишь как результат всего этого – постановка вопроса о возможных комбинациях свойств нервной системы, в том числе типических комбинациях, и о классификации типов нервной системы.

Прежде, чем дать описание индивида с точки зрения свойств  его нервной системы, нужно знать, какие свойства с каким именно содержанием следует рассматривать  в качестве основных.

Анамнестический метод оценки свойств нервной системы, опирающийся на информацию относительно различных сторон поведения индивида исходит из допущения того, что природные свойства нервной системы могут непосредственно проявляться в особенностях поведения человека в обычных, повседневных жизненных ситуациях. Однако сопоставление особенностей поведения в обычных жизненных ситуациях с лабораторными индикаторами свойств нервной системы даже на животных, не говоря уже о человеке, слишком часто приводит к выводу об отсутствии сколько-нибудь определенных соотношений между этими группами данных (Хомская Е.Д. Лобные доли и регуляция психических процессов. М., 1966).

По-видимому, гораздо  большее значение для характеристики свойств нервной системы индивида могут иметь особенности его поведения не в обычных -–жизненных, а особых – экстремальных ситуациях, когда роль навыков, умений и опыта значительно уменьшается, а роль врожденного фактора – природной организации функций нервной системы - существенно возрастает (Гуревич К.М., 1961, 1965; Небылицив В.Д., 1961, 1964).

Общие проблемы ВНД человека могут исследоваться самыми разнообразными экспериментальными приемами, конечный результат которых в значительной мере зависит от меры активного участия  в опыте самого испытуемого, от решений, принимаемых испытуемыми в ходе эксперимента. Это возможно, поскольку сами эти решения, процессы их принятия и реализации могут явиться объектом изучения со стороны специалиста по ВНД. Именно потому, что эти свойства представляют собой качества природной организации нервной системы, для их изучения и определения подходят лишь те методы, которые основаны на регистрации функций и параметров, не зависящих от воли и намерения испытуемого, и которые условно обозначены Б.М.Тепловым как методика «непроизвольных реакций».

Информация о работе Роль наследственности и среды в развитии индивидуальности