Система оценки персонала

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Февраля 2013 в 19:35, дипломная работа

Краткое описание

Целью выпускной квалификационной работы явилась разработка методических рекомендаций по организации эффективной системы оценки персонала Воронежского областного Противотуберкулезного диспансера им. Н.С. Похвисневой.
Задачи выпускной квалификационной работы:
- рассмотреть теоретические подходы к оценке персонала;
- проанализировать систему оценки персонала Воронежского областного Противотуберкулезного диспансера им. Н.С. Похвисневой;
- разработать рекомендации по повышению эффективности системы оценки персонала Воронежского областного Противотуберкулезного диспансера им. Н.С. Похвисневой.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………..4
Глава 1. Теоретические подходы к оценке персонала…………………………6
Цели системы оценки персонала………………………………………….6
Установление показателей оценки персонала…………………………..10
Аттестация кадров………………………………………………………...12
Методы оценки показателей……………………………………………..16
Нетрадиционные подходы к оценке персонала…………………………21
Глава 2. Анализ состояния системы оценки персонала Воронежского областного Противотуберкулезного диспансера им. Н.С. Похвисневой……26
2.1. Краткая характеристика Воронежского областного Противотуберкулезного диспансера им. Н.С. Похвисневой………………….26
2.2. Организационная структура КУЗ ВО «ВОКПТД им. Н.С. Похвисневой»
…………………………………………………………………………………….30
2.3. Анализ системы оценки персонала КУЗ ВО «ВОКПТД им. Н.С. Похвисневой»…………………………………………………………………………….36
Глава 3. Разработка методических подходов к оценке персонала в современных условиях……………………………………………………………………..50
3.1. Методология разработки требований к автоматизированной системе оценки персонала………………………………………………………………...50
3.2. Система показателей для оценки эффективности работы персонала…...53
3.3.Рекомендации для выбора автоматизированной системы оценки персонала…………………………………………………………………………...…......72
Заключение……………………………………………………………………….79
Список использованной литературы…………………………………………...81

Вложенные файлы: 1 файл

Диплом.docx

— 475.16 Кб (Скачать файл)

• конкретными, т.е. предметными и специфическими;

• измеримыми, то есть поддающимися количественной оценке;

• достижимыми, но напряженными (по мнению психологов, наибольшее стимулирующее воздействие на работника оказывает цель, вероятность достижения которой составляет 50 %);

 

Таблица 1 – Методы оценки персонала

  1. Библиографический метод

Оценка работника по биографическим данным

  1. Произвольные устные и письменные характеристики

Устное или письменное описание того, что собой представляет работник и как он себя проявляет

  1. Оценка по результатам

Устное или письменное описание конкретной работы, выполняемой  подчиненным

  1. Метод групповой дискуссии

Постановка, обсуждение и  решение проблемы в группе, в ходе которой оцениваются знания, личные черты и качества

  1. Метод эталона

Оценка относительно наилучшего работника, выбранного за эталон

  1. Матричный метод

Сравнение фактических  качеств работника с набором желательных качеств (происходит в матричной форме)

  1. Методы свободного и принудительного выбора оценочных средств

Сравнение фактических  качеств, которыми обладает оцениваемый, с перечнем качеств, представленных для оценки

  1. Метод суммируемых оценок

Определение степени проявления у работников тех или иных качеств  путем сопоставления по определенной шкале

  1. Метод заданной группировки работников

Под заданную модель требований к работнику  подбирается подходящий кандидат

  1. Тестирование

Определение знаний, умения, способностей и других характеристик  на основе специальных тестов

  1. Ранжирование

Определение экспертным или  другим путем ранга (места), оцениваемого среди других работников, и расположение всех работников в соответствии с  рангом

  1. Метод попарных сравнений

Попарное сравнение  оцениваемых между собой по определенным качествам и последующее математическое описание

  1. Метод заданной балльной оценки

Начисление (снижение) определенного  количества баллов за те или иные достижения

  1. Метод графического профиля

Вместо условных оценочных  измерителей используется графическая  форма оценок (профиль) ломаной линии, соединяющей величины показателей

  1. Метод свободной бальной оценки

То же, при осуществлении  не на нормативной основе, а в  разовом порядке

  1. Коэффициентный метод

Выделяются факторы  оценки и определяются нормативные  значения этих факторов для различных  групп оцениваемых

  1. Метод критического инцидента

Оценивается, как вел  себя работник в критрической ситуации

  1. Метод свободного или индивидуального обсуждения

В свободной форме или  по заранее составленной программе  проводится обсуждение с оцениванием  планов и результатов

  1. Метод самооценок и самоотчетов

Письменная или устная самооценка перед коллективом. При  благоприятном морально-психологическом  климате в коллективе

  1. Метод шкалирования

Значение показателя оценки по шкале устанавливается для  каждого сотрудника

  1. Метод упорядочения рангов

Несколько оценок расставляют  в ранжированный ряд относительно одного значения

  1. Метод альтернативных характеристик

Отдельный работник характеризуется  с точки зрения наличия или  отсутствия того или иного качества


• значимыми, то есть относящимися к профессиональной деятельности сотрудника и связанными с задачами организации в целом;

• ориентированными во времени, то есть для каждой цели должен быть определен срок ее исполнения.

Ключевая идея метода лежит в измерении результатов  и эффективности труда сотрудников, при котором устанавливается  вклад работника в достижение целей организации.

В рамках этого  метода выполняются следующие последовательные шаги:

1) устанавливаются  цели для каждого сотрудника  на конкретный период. При этом  определяется ожидаемый трудовой  вклад и, исходя из установленных  целей, вырабатываются критерии  оценки на конец данного периода  времени;

2) по его истечении  оцениваются результаты – как  руководителем, так и самим  сотрудником. Введение самооценки  улучшает информационную базу  делового оценивания. Различия в  оценках одного события обсуждаются  в рамках оценочных бесед;

3) руководитель  указывает на возможности улучшения  и развития деятельности сотрудника, а также совместно с сотрудником  определяет цели на новый период.

По истечении  аттестационного периода сотрудник  и руководитель оценивают выполнение каждой цели (как правило, в процентах) и всего личного плана сотрудника (набора целей). Хотя оценка осуществляется совместно, руководитель обладает решающим голосом при принятии окончательного решения.

В дополнение к  простоте, четкости и экономичности  метод управления путем постановки целей обладает еще несколькими  достоинствами. Участие сотрудника в определении ключевых целей  значительно повышает в его глазах объективность процесса оценки, обеспечивает понимание того, по каким критериям его будут оценивать, а также усиливает мотивацию. Диалог с сотрудником повышает объективность оценки руководителя, усиливает связь индивидуальных целей с задачами организации и подразделения, а также целевую направленность профессиональной деятельности сотрудника. Неслучайно, многие компании используют МВО для определения величины переменной части вознаграждения сотрудника (по результатам работы).

Многосторонность  деловой оценки персонала достигается  за счет применения так называемых «оценочных листов», которые заполняются  всеми участниками процесса деловой  оценки. «Оценочные листы» служат основанием для подведения итогового рейтинга конкретного сотрудника после обобщения  всех частных оценок, выставленных его внешним окружением.

Основной недостаток данного метода заключается в  том, что оцениваются не все аспекты  работы сотрудника, а только степень  выполнения им ключевых задач, что ограничивает объективность оценки и возможности  ее использования для принятия решений  о назначении на новую должность, профессиональной подготовке, повышении  заработной платы и т.д.

Рассмотренные выше методы аттестации (при которых сотрудников  оценивает непосредственный руководитель) являются традиционными для большинства  современных компаний. Они довольно эффективны в крупных иерархических  организациях, действующих в условиях достаточно стабильной внешней среды. В то же время, этим методам присущ ряд недостатков, делающих их неадекватными  для современных динамичных компаний, которые функционируют в условиях глобальной конкуренции. Традиционные методы характеризуются следующим:

• они сфокусированы  на отдельном работнике, оценивая его  вне организационного контекста. Сотрудник  подразделения, провалившего стратегически  важный проект, может получить высшую аттестационную оценку;

• они основываются исключительно на оценке сотрудника руководителем.

Фактически руководитель находится в положении «царя  и бога» по отношению к подчиненному – он определяет его задачи, контролирует и оценивает в конце года. Полностью  игнорируется мнение других контрагентов аттестуемого – коллег по организации, подчиненных, руководителей более  высокого уровня, клиентов, поставщиков;

• они ориентированы  в прошлое (на достигнутые результаты) и не учитывают долгосрочные перспективы  развития организации и сотрудника.

Кроме указанных  выше форм смешения оценок следует  учитывать также эффекты «ореола», «схожести» и «последнего по времени  события». Эффект ореола проявляется  когда какое-либо положительное  или отрицательное качество сотрудника работника превалирует в глазах оценщика. При проявлении эффекта  схожести оценщики более высоко оценивает  тех, кто имеет близкие качества.

Эффект последнего по времени события происходит в  том случае, если какой-либо последний  результат деятельности или поступок сотрудника заслоняет его качества.

    1. Нетрадиционные подходы к оценке персонала

Неудовлетворенность многих организаций традиционными  методами аттестации побудила их начать активные поиски новых подходов к  оценке персонала, в большей степени  соответствующих реалиям сегодняшнего дня. Можно выделить несколько направлений  в развитии нетрадиционных методов.

Во-первых, новые  методы аттестации рассматривают рабочую  группу (подразделение, бригаду, временный  коллектив, рабочую команду) в качестве основной единицы организации и  делают акцент на оценку работника  его коллегами и способность  работать в команде. Так, например, некоторые  компании, широко использующие метод  рабочих команд, проводят оценку членов команд по завершении некоторого задания, а не регулярно через определенные периоды времени.

Во-вторых, оценка отдельного сотрудника и рабочей  команды производится с учетом результатов  всей организации. Этому способствуют и специальные подходы к материальному  стимулированию команд.

В-третьих, во внимание принимается не только (а во многих случаях и не столько) успешное выполнение сегодняшних функций, сколько способность  к профессиональному развитию и  освоению новых профессий и навыков.

Нетрадиционные  методы аттестации начали распространяться достаточно недавно – 10-15 лет назад, поэтому их до сих пор часто  называют экспериментальными. Тем не менее некоторые из них уже нашли широкое применение и прочно утвердились в качестве «стандартных» методов оценки персонала многих компаний. К числу таких методов, безусловно, относится «360° аттестация».

При «360° аттестации»  сотрудник оценивается своим  руководителем, своими коллегами и  своими подчиненными. Конкретные механизмы  оценки могут быть различными, однако суть этого метода четко отражена в его названии, а именно получение  всесторонней оценки сотрудника.

Нетрадиционные  методы аттестации позволяют преодолеть присущие традиционной системе недостатки, однако их использование также может  создавать определенные проблемы для  организации. Прежде всего, расширение состава сотрудников, оценивающих  аттестуемого, может стать причиной целого ряда конфликтов между ним  и его коллегами или подчиненными, связанных с объективностью оценки и восприятием этой оценки как  объективной самим аттестуемым. Смещение акцента в сторону потенциала, который достаточно сложно оценить  и, самое главное, объяснить оцениваемому человеку, также может стать источником обид и конфликтов. Поэтому новые  методы аттестации должны быть тщательно  продуманы специалистами и хорошо поняты всеми остальными сотрудниками организации.

Психологические методы оценки являются своеобразной разновидностью нетрадиционных методов  аттестации. Профессиональные психологи  с помощью специальных тестов, собеседований, упражнений оценивают  наличие и степень развития определенных характеристик у сотрудника. В  отличие от традиционной аттестации оцениваются не результаты (эффективность  работы в занимаемой должности), а  потенциал сотрудника. Психологические  методы позволяют добиться высокой  степени точности и детализации  оценки, однако значительные издержки, связанные с необходимостью привлечения  профессиональных психологов, ограничивают область их применения. В современных  организациях эти методы используются в основном для определения сотрудников  с лидерским потенциалом –  будущих руководителей. Крупные  компании создают специальные программы  оценки потенциала своих сотрудников  с помощью психологических методов.

К нетрадиционным относятся следующие методы оценки::

- «разбор деловых  бумаг»;

- «интервьюирование  наоборот»;

- групповое обсуждение;

- деловые игры;

- собеседование.

При использовании  метода «разбор деловых бумаг» каждому  оцениваемому предлагается для анализа  специальный подбор служебных документов, отражающих характер повседневной работы сотрудника. Время на ознакомление и принятие решений ограничено. Впоследствии оценщиками проводится анализ результатов  работы сотрудников.

Во время «интервью  наоборот» испытуемому предлагают провести подробное собеседование  с несколькими кандидатами и  решить вопрос об их приеме на работу. При этом испытуемый и специалисты, ведущие оценку, меняются местами. Это  упражнение рассчитано на проверку способности  правильно оценивать и подбирать работников (одна из важнейших функций линейных руководителей). При этом раскрываются навыки межличностного общения испытуемого.

При групповом  обсуждении специальное задание  выдается группе оцениваемых. По тому, как работает каждый сотрудник, делается вывод о степени инициативности работника, его способности работать в команде.

Применение деловых  игр связано с использованием специально разработанных практических ситуаций, которые предполагают принятие как коллективных, так и индивидуальных управленческих решений. Здесь много  внимания уделяется не столько оценке, сколько тренингу сотрудников, привитию навыков коллективной работы. Часто  в этом случае применяются и кейсы.

Важное место  в современных системах оценки заняла процедура собеседования. Сотрудника за неделю предупреждают о дате собеседования. Он должен заранее к нему подготовиться  по следующему кругу вопросов. Как  он сам оценивает свою деятельность? Насколько успешно справляется  с поставленными задачами? Что  мешает успешной работе? Что можно  сделать для того, чтобы достичь  лучших показателей в работе? Главная  цель данного подхода оказать  мотивационное воздействие, развить  инициативу сотрудников и выявить  в «зародыше» проблемы и барьеры  на пути эффективной деятельности сотрудников.

Выбор методов  оценки персонала для каждой конкретной организации является уникальной задачей, решить которую может только руководство  самой организации (возможно с помощью  профессиональных консультантов). Система  оценки персонала должна учитывать  и отражать ряд факторов – стратегические цели организации, состояние внешней  среды, организационную культуру и  структуру, традиции организации, характеристики занятой в ней рабочей силы. В стабильных организациях с устойчивой иерархической структурой, как правило, могут эффективно использоваться традиционные методы оценки; для динамичных организаций, действующих в условиях изменяющейся внешней среды, более подходят нетрадиционные методы. При выборе системы оценки необходимо обратить особое внимание на ее соответствие другим системам управления персоналом – материальное и моральное стимулирование, планирование карьеры, профессиональное обучение, чтобы добиться синергетического эффекта и избежать конфликтов и противоречий.

Информация о работе Система оценки персонала