Шпаргалка по "Международное публичное право"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Сентября 2012 в 16:48, шпаргалка

Краткое описание

шпаргалки Международное публичное право

Вложенные файлы: 1 файл

Готовые МПП.doc

— 1.24 Мб (Скачать файл)

 

 

 

 

 

 

 

 

70. Договор  о нераспространении ядерного  оружия 1968г. Контрольный  механизм выполнения норм этого договора.

Важнейшим элементом  предотвращения использования ядерного оружия является учрежденный мировым  сообществом режим нераспространения. В 1968 г. был подписан Договор о нераспространении ядерного оружия, который предусматривал обязательства ядерных держав не передавать ядерное оружие и военные ядерные технологии, а другим государствам предписывал воздержаться от их производства и приобретения. Контроль за выполнением странами взятых обязательств был возложен на специально созданную для этого международную организацию – Международное агентство по атомной энергии (МАГАТЕ). В 1995 г. Договор был продлен бессрочно, его участниками на сегодняшний день являются свыше 80 государств.

В соответствии с Договором 1968 г. государства взяли обязательства по нераспространению военного компонента ядерных технологий, напротив, мирное использование атомной энергии признано наиболее эффективным, а обмен соответствующими знаниями всячески приветствуется.

Так, в ст. 4 Договора указывается на то, что никакое положение Договора не следует толковать как затрагивающее право участников развивать исследования, производство и использование ядерной энергии в мирных целях.

Более того, в  соответствии с данной статьей все  участники обязуются способствовать самому полному обмену оборудованием, материалами, научной и технической информацией об использовании ядерной энергии в мирных целях, имеют право участвовать в таком обмене.

Большое значение для укрепления режима нераспространения  имеют созданные по всеми миру в рамках реализации ст. VII Договора региональные безъядерные зоны.

71. Конвенция  о запрещении разработки, производства, накоплении и применения химического  оружия и его уничтожения 1993 г.

Конвенция о запрещении химического оружия (КХО) — это соглашение по контролю за вооружениями, которое запрещает производство, накопление и применение химического оружия.

Главным обязательством конвенции, налагаемым на её участников, является запрет на производство и  применение химического оружия, а  также уничтожение всех его запасов. Вся деятельность, связанная с уничтожением, контролируется Организацией по запрещению химического оружия (ОЗХО). К июлю 2010 года около 60 % всех запасов химического оружия было уничтожено.

Конвенция также  предполагает систематический контроль за военно-химическими производственными объектами, а также расследования по заявлениям о производстве и применении химического оружия.

Ключевые пункты Конвенции

- Запрещение  производства и применения химического оружия

- Ликвидация (или  использование в других целях) мощностей по производству химического оружия

- Уничтожение  всех запасов химического оружия (включая запасы, находящиеся за  пределами территории государства)

- Взаимопомощь  между государствами и взаимодействие  с ОЗХО в случае применения  химического оружия

- Инспекции ОЗХО  с целью контроля над производством  химикатов, из которых может  быть изготовлено химическое оружие

- Международное  сотрудничество в мирном использовании химикатов в соответствующих областях

 

72. Понятие  международного экономического права. Его источники.

 

73. Специальные  принципы международного экономического  права. Хартия экономических прав и обязанностей государств 1974г.

В международных  экономических отношениях применяются  специальные принципы, обусловливающие, в частности, использование определенных торгово-политических режимов: Принцип недискриминации - обязательство не ухудшать для другой страны своих нормально действующих, общих для всех стран условий. Принцип наиболее благоприятствуемой нации - юридическое обязательство гос-ва предоставлять гос-ву-партнеру условия, которые действуют или могут быть введены для любой третьей страны. Национальный режим предусматривается в некоторых торговых соглашениях и означает, что, как правило, на основе взаимности физические и юридические лица иностранного государства полностью приравниваются в своих правах к национальным физическим и юридическим лицам по отдельным видам правовых отношений. Принцип взаимной выгоды - отношения между гос-вами, не являющиеся взаимно выгодными, а тем более кабальные, прямо или косвенно принудительные, не должны иметь места, но должно быть справедливое распределение выгод и обязательств сравнимого объема. Преференциальный режим - это торговые льготы, прежде всего в отношении таможенных пошлин, действующие между тем или иным государством или среди группы государств. Актуальным примером является система преференций, которая в силу рекомендаций Конференции ООН по торговле и развитию применяется развитыми странами в отношении развивающихся, а также между самими развивающимися странами. Причем предоставляемые преференции не считаются нарушением принципа наибольшего благоприятствования. В прежние времена довольно распространенным, особенно в отношениях развитых стран с колониальными и полуколониальными, было использование в договорной практике правовых режимов "равных возможностей", "открытых дверей", капитуляций и т. п. Такого рода условия, противоречащие общепризнанным принципам международного права, на современном этапе не могут рассматриваться как правомерные.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

74. Международные организации, действующие в сфере международных экономических  отношений. Всемирная торговая организация (ВТО).

В зависимости  от географического представительства  государств международные экономические  организации подразделяются на универсальные и региональные. Среди организаций обеих категорий можно выделить учреждения широкого профиля, в которых экономические вопросы решаются наряду с другими, и специализированные.

Большую роль в  организации международного экономического сотрудничества играет ООН. Одной из важнейших целей этой организации является среди прочего содействие экономическому и социальному прогрессу всех народов.

ЭКОСОС (экономический  и социальный совет ООН) является органом, обладающим «специальной универсальной  компетенцией в экономической сфере». Он уполномочен вести исследования по международным вопросам в области экономики, подготавливать проекты конвенций, созывать международные конференции.

Экономическое сотрудничество осуществляется также  в рамках универсальных организаций, которые формально не входят в систему ООН, но поддерживают с ней тесные связи: Международное агентство по атомной энергии (МАГАТЭ), Всемирная торговая организация (ВТО), Всемирная таможенная организация.

ВТО – Всемирная  торговая организация является первой в истории торговли универсальной международной организацией.

ВТО является международной  организацией со всеми признаками и  правами, присущими

данному учреждению: ее правовой основой служит международный  договор (Марракешское соглашение), организация  имеет четкую внутреннюю структуру, постоянное членство, бюджет, и ее цели находятся в едином русле с целями, провозглашенными Уставом ООН.

Главные органы ВТО – Конференция министров, Генеральный совет и Секретариат. На Конференции министров представлены все участники организации, и она созывается раз в два года.

Основные  функции ВТО можно сформулировать следующим образом. 1) ВТО формулирует кодекс поведения, предусматривающий снижение таможенных тарифов и других барьеров в международной торговле и упразднение дискриминации в международных торговых отношениях. 2) ВТО представляет собой организационную структуру для реализации данного кодекса. 3) ВТО обеспечивает имплементацию данного кодекса, организуя работу органа по разрешению споров и осуществляя надзор за национальной торговой политикой и практикой. 4) ВТО выступает в качестве среды для торговых отношений между государствами-участниками и форума для переговоров по дальнейшей либерализации международной торговли и совершенствованию ее системы.

Основными принципами, на которые опирается правовая система ВТО, являются: принцип либерализации торговли, принцип недискриминации в торговле, принцип

75. Международное  экологическое право: понятие,  специальные принципы, источники.

Международное экологическое право (МЭП) - совокупность принципов и норм международного права, составляющих специфическую отрасль этой системы права и регулирующих действия его субъектов (в первую очередь государств) по предотвращению, ограничению и устранению ущерба окружающей среде из различных источников, а также по рациональному, экологически обоснованному использованию природных ресурсов.

Специальные принципы МЭП. Защита окружающей среды на благо нынешнего и будущих поколений - обобщающий принцип в отношении всей совокупности специальных принципов и норм МЭП. Его суть сводится к обязанности государств предпринимать все необходимые действия по сохранению и поддержанию качества окружающей среды, включая устранение отрицательных для нее последствий, а также по рациональному и научно обоснованному управлению природными ресурсами.

Принцип недопустимости радиоактивного заражения окружающей среды охватывает как военную, так и мирную область использования ядерной энергетики.

Принцип защиты экологических систем Мирового океана обязывает государства: принимать все необходимые меры по предотвращению, сокращению и сохранению под контролем загрязнения морской среды из всех возможных источников; не переносить, прямо или косвенно, ущерб или опасность загрязнения из одного района в другой и не превращать один вид загрязнения в другой и т. д.

Принцип запрета военного или любого иного враждебного использования средств воздействия на природную среду в концентрированном виде выражает обязанность государств принимать все необходимые меры по эффективному запрещению такого использования средств воздействия на природную среду, которые имеют широкие, долгосрочные или серьезные последствия в качестве способов разрушения, нанесения ущерба или причинения вреда любому государству.

Принцип контроля за соблюдением межд. договоров по охране окружающей среды предусматривает создание помимо национальной также разветвленной системы межд. контроля и мониторинга качества окружающей среды.

Принцип межд.-правовой ответственности государств за ущерб окружающей среде предусматривает ответственность за существенный ущерб экологическим системам за пределами национальной юрисдикции или контроля.

 взаимной  выгоды, принцип предоставления  режима наибольшего благоприятствования.

 

76. Международно-правовая  защита животного и растительного  мира. Конвенция о торговле видами дикой фауны и флоры, находящимися под угрозой исчезновения 1973 г.

Отношения в  области охраны и использования  животного мира, а также в сфере  сохранения и восстановления среды  его обитания в целях обеспечения  биологического разнообразия, устойчивого существования животного мира, сохранения генетического фонда диких животных и защиты животного мира регулируется как универсальными, так и двусторонними соглашениями, в большинстве из которых участвует наше государство (Конвенция об охране всемирного культурного и природного наследия 1972 г., Конвенция о международной торговле видами дикой фауны и флоры, находящимися под угрозой уничтожения, 1973 г. и др.). Конвенции определяют объекты животного мира, порядок их использования, устанавливают меры по охране среды их обитания, предусматривают формы государственного регулирования использования живых ресурсов.

Международно-правовая охрана животного и растительного  мира развивается по следующим основным направлениям.

1. Охрана природных комплексов.

2. Охрана редких  и исчезающих видов животных  и растений.

3. Обеспечение  рационального использования природных  ресурсов.

Принята в марте 1973 года, вступила в силу в июле 1975 года.

Цель Конвенции  заключается в предотвращении торговли исчезающими видами флоры и фауны  и установлении эффективного регулирования торговли другими видами растений и животных. Помимо живых объектов, контролю подлежат мертвые объекты и производные элементы мертвых растений и животных.

Конвенция возлагает  ответственность за выживание видов дикой флоры и фауны.

на страны-экспортеры и страны-импортеры.

Каждая сторона  конвенции должна:

- назначить как  минимум  одно государственное  ведомство, которое отвечало бы  за выдачу разрешений или сертификатов  от ее имени, и одно научное учреждение, которое бы осуществляло  консультации по вопросам выдачи разрешений и  определении того, будет ли торговля каким-либо видом флоры или фауны представлять угрозу для его выживания,

- обеспечивать  соблюдение процедур международной  торговли, определенных конвенцией.

В Конвенции  разработаны 3 Приложения:

• Приложение I перечисляет виды, находящиеся под  угрозой исчезновения, в отношении  которых торговля может санкционироваться  только в исключительных случаях;

• Приложение II содержит перечень видов, которые могут оказаться под угрозой исчезновения в случае отсутствия строгого регулирования торговли этими видами;

• Приложение III перечисляет виды, регулирование  торговли которых находится в  юрисдикции стороны конвенции и  в отношении которых требуется сотрудничество с другими сторонами для предотвращения или ограничения их эксплуатации.

Информация о работе Шпаргалка по "Международное публичное право"