Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Сентября 2014 в 18:12, шпаргалка
Работа содержит ответы на вопросы для экзамена по "Международному праву".
8. Международно-правовой режим Антарктики
Антарктика – район земного шара, расположенный вокруг Южного полюса. Она включает в себя ненаселенный материк Антарктиду, прилегающие к нему острова, а также части Атлантического, Тихого и Индийского океанов, называемые нередко Южным, или Антарктическим, океаном. Собственно шестой материк Земли – Антарктида занимает площадь, в 2 раза превышающую площадь Австралии. А площадь Антарктики в целом составляет около 50 млн кв. км, что примерно равно 10 % площади нашей планеты.
С 15 октября по 1 декабря 1959 г. в Вашингтоне состоялась Международная конференция по Антарктике. Ее участниками были 12 государств, которые ко времени созыва Конференции непосредственно вели научные исследования в Антарктике. В их число входили как государства, выдвинувшие территориальные претензии на антарктические районы (Австралия, Аргентина, Великобритания, Новая Зеландия, Норвегия, Франция и Чили), так и государства, не признавшие этих претензий (Бельгия, СССР, США, Южно-Африканский Союз и Япония). 1 декабря 1959 г. Конференция приняла Договор об Антарктике, который на длительное время определил ее международно-правовой режим и стал заметным событием международной жизни.
Статья 1 Договора об Антарктике устанавливает: «Антарктика используется только в мирных целях. Запрещаются, в частности, любые мероприятия военного характера, такие как создание военных баз и укреплений, проведение военных маневров, а также испытания любых видов оружия» (п. 1).
В то же время Договор об Антарктике не препятствует использованию «военного персонала или осна-щениядля научных исследований или для любых других мирных целей» (п. 2 ст. 1). Это положение было включено по предложению некоторых участников Конференции, которые заявили, что они в суровых и трудных условиях Антарктики могут осуществлять научные исследования в мирных целях только при привлечении военного персонала и использовании военного оборудования. В целях предотвращения возможных злоупотреблений в этом вопросе Договор обязывает любую договаривающуюся сторону информировать другие договаривающиеся стороны «о любом военном персонале или оснащении, предназначенном для направления его в Антарктику с соблюдением условий, предусмотренных п. 2 ст. 1 Договора».
Договор провозглашает свободу научных исследований в Антарктике. Статья 2 Договора гласит: «Свобода научных исследований в Антарктике и сотрудничество в этих целях, как они применялись в течение Международного геофизического года, будут продолжаться».
Договор об Антарктике открыт для присоединения к нему любого государства, являющегося членом ООН, или любого другого государства, которое может быть приглашено присоединиться к Договору с согласия всех договаривающихся сторон.
В порядке определения международно-правового статуса Района четко обозначились три положения: 1. Район и его ресурсы являются общим наследием человечества. 2. Район используется только в мирных целях. 3. Ни одно государство не может распространять на просторы Района свои суверенные права.
Международно-правовой режим использования ресурсов Района в основном рассматривался в зависимости от тех видов деятельности, которые предусматривались в Районе как правомерные.
К таким видам предлагалось отнести:
- Научно-исследовательскую деятельность
по исследованию природных богатств морского
дна;
- Разведывательную деятельность по поиску
ресурсов морского дна;
- Деятельность, которая разрабатывается,
для добычи ресурсов морского дна;
- Другие виды деятельности, включая деятельность
по охране окружающей среды.
С учетом этих положений на III Конференции
ООН по морскому праву в 1982 г. была принята
Конвенция по морскому праву. Согласно
принятой Конвенции терминологии и части
XI.
Другие объектов общего наследия человечества
относятся: космическое пространство,
Луну и другие космические тела, атмосфера
Земли, окружающей человечество, природная
сфера, культурное наследие, человеческий
геном и прочее.
Конвенции все дно морей и океанов и его
недра, расположенные за пределами действия
национальной юрисдикции прибрежных государств
(ранее названные «международной зоной»),
подпадают под общее понятие «Район» ‘.
При формулировке основных правовых положений
Конвенции руководствовалась принципами,
разработанными Комитетом по мирному
использованию дна морей и океанов.
Район и его ресурсы в соответствии со
ст. 136 Конвенции рассматриваются как общее
наследство человечества, на которую государства
не вправе распространять свой национальный
суверенитет и где все государства, их
физические и юридические лица на условиях,
определенных в части XI Конвенции, могут
вести разработку морского дна по добыче
тех или иных ресурсов.
Для организации и контроля всей деятельности
в Районе образуется «Орган». В качестве
главных составляющих Органа учреждаются
Ассамблея, Совет и Секретариат.
Для непосредственного выполнения деятельности в Районе образуется «Предприятие». Предприятие является полноправным субъектом правоотношений в Районе и предназначено для разведки, разработки, переработки, перевозки и сбыта полезных ископаемых, добытых в Районе самостоятельно или в союзе ассоциации с другими законными пользователями.
Конвенция 1982 г. определяет также общие положения жизнедеятельности Района, вопросы политики в отношении деятельности Района и особенно разработки железно-марганцевых конкреций в глубоководных районах морского дна, формулирует основные функции и правовые полномочия руководящих и исполнительных органов Района, определяет финансовые вопросы деятельности этих органов.
Район — Международный район, который
открыт для использования исключительно
в мирных целях всеми государствами: как
прибрежными, так и такими, которые не
имеют выхода к морю, без ущерба для других
пользователей.
«Орган — Международный орган, участниками
которого являются все государства-участники
Конвенции 1982 г. Это организация, благодаря
которой государства-участники организуют
и контролируют деятельность в Районе.
Ассамблея включает всех участников Органа
и осуществляет свою деятельность средством
проведения ежегодных (а также специальных)
сессий. Все решения по важным (существенным)
вопросам принимаются большинством в
две трети голосов. Ассамблея как высший
авторитет Органа имеет полномочия устанавливать
общую политику по любому вопросу в рамках
компетенции Органа.
Совет состоит из 33 участников в Органа, то избираются Ассамблеей по выдающимся процедурой выборов. Совет осуществляет исполнительные функции Органа. Рабочими составляющими.
Совета является юридическая и техническая комиссии и экономическая плановая комиссия. Секретариат возглавляется Генеральным секретарем, который избирается Ассамблеей и является главным административным должностным лицом Органа.
Обусловленный для глубоководных районов морского дна, входящих в Район, особый правовой статус не должен влиять на правовые положения поверхностных вод и воздушного пространства над ними.
Как руководящие, на которых основывается вся деятельность в Районе, принятые принципы Декларации, регулирующих деятельность государств по отношению к дну морей, океанов и его недр в открытом море за пределами действия национальной юрисдикции, принятой Генеральной Ассамблеей ООН 24 марта 1970
Считается необходимым обратить внимание на те из них, которые непосредственно влияют на определение общей характеристики правового статуса Района. К таким быть, прежде всего, следует отнести объявление Района и его ресурсов общим наследием человечества, на которую ни одно из государств не вправе распространять свой суверенитет. Ввиду того, что все права на ресурсы Района принадлежат всему человечеству, деятельность в Районе осуществляется только на благо человечества. Это означает, что все государства (прибрежные и те, которые не имеют выхода к морю) получают возможность участвовать в распределении прибыли от использования ресурсов Района. При этом особо учитываются интересы и потребности государств и народов, которые развиваются, а справедливое распределение финансовых и других экономических выгод при этом обеспечивает Орган.