Любая деятельность в Районе возможна
исключительно в мирных целях и поэтому
может носить только промышленно-коммерческий
и научно-исследовательский познавательный
характер.
Осуществления всей этой мирной деятельности
предполагается на основе широкого международного
сотрудничества, которое должно всячески
поощряться со стороны Органа. Это сотрудничество
может развиваться в области организации
совместных предприятий, проведение научных
исследований, передачи технологий и научных
знаний и по другим направлениям. При этом
сотрудничество с Компанией и развивающимися,
признается приоритетным, поскольку поощряется
эффективное участие развивающихся стран.
Правомерная деятельность в Районе должна
быть гарантирована действующими мерами,
обеспечивающими эффективную защиту морской
среды от вредных для него последствий.
В основе политики, определяющий основные
направления деятельности в Районе, лежит
понимание необходимости способствовать
здоровому развитию мировой экономики
и сбалансированному расширению международной
торговли, а также содействовать международному
сотрудничеству для всестороннего развития
всех стран, особенно таких развивающихся.
В этом плане в Конвенции содержится ряд
положений, которые определяют вопросы
конкретного производства и полномочия
Органа по вопросам политики в сфере производства.
Эти положения предусматривают достаточно
жесткие условия для участников деятельности
на морском дне, широкие полномочия Органа
по регулированию и ограничению такой
деятельности и сложную процедуру расчетов
при определении верхней допустимой границы
годовой добычи железо-марганцевых конкреций.
Эти Положения оказались неприемлемыми
для многих государств, особенно промышленно
развитых, и вместе с другими подобными
положениями послужили причиной удержания
этих государств от ратификации Конвенции
в целом. За 12 лет, прошедшие после принятия
Конвенции и ее подписание подавляющим
большинством государств, ратифицировавших
Конвенцию только 60 государств, большинство
из которых те развивающиеся страны. Поэтому
в принятом в июле 1994 г. Соглашении об осуществлении
части XI Конвенции признано, что положения
ст. 151 Конвенции не применяются. (17)
12. Порядок заключения
международного договора
Право заключать международный
договор является важнейшим элементом
международной правосубъектности
и необходимым атрибутом
основных субъектов
МП.
Государства заключают международные
договоры в лице своих высших органов
власти и управления. Органы государства
при этом действуют через специально уполномоченных
на то лиц, имеющих особые документы, называемые
полномочиями.
В полномочиях не нуждаются:
глава государства;
глава правительства;
министр иностранных дел.
Заключение международного договора
представляет собой процесс, включающий
следующие этапы.
Согласование текста договора:
выработка согласованного текста путем
переговоров;
принятие текста договора, выражающееся
в особой процедуре голосования;
аутентификация;
удостоверение того, что текст окончательный,
и не может быть изменен уполномоченными;
иногда встречается условное подписание,
когда подпись уполномоченного нуждается
в последующем одобрении правительством
или другим компетентным органом.
Международная практика выработала
определенные правила подписания договоров.
Так, подписи представителей государств
под двусторонним договором располагаются
друг против друга или одна под другой.
В текстах на обоих языках первое место
(левое или верхнее) занимает подпись представителя
того государства, у которого хранится
данный экземпляр договора. В названии
договора на первом месте также ставится
наименование государства, у которого
будет храниться экземпляр подлинника
договора. В текстах договора на языках,
текст которых пишется справа налево,
первым местом считается подпись на правой
стороне. Под многосторонним договором
подписи представителей располагаются
одна над другой в алфавитном порядке
названий государств на том языке, о котором
договорились участники. При этом очередность
подписания представителями государств
может начинаться не с первого места, а
с любого другого, определенного жребием.
Способы выражения согласия
сторон на обязательность договора:
подписание;
ратификация;
присоединение, принятие, утверждение
договора. В международном праве действует
презумпция действительности международного
договора, закрепленная в ст. 42 Венских
конвенций 1969 и 1986 гг. К ратификации приравнивается
акт официального подтверждения, который
осуществляется международной организацией
в целях выражения согласия на обязательность
договора. Ратификация требуется, как
это следует из Венских конвенций, когда
она предусмотрена самим договором либо
когда представитель государства подписал
договор под условием ратификации. Законодательство
многих государств устанавливает, какие
договоры подлежат обязательной ратификации.
Различают два вида недействительности
международного договора: 1) абсолютная
недействительность (ничтожность);
2) относительная
недействительность (оспоримость).
Вступление договора
в силу означает, что
он начал действовать,
т.е. порождать права
и обязательства с момента
вступления в силу, который
определяется сторонами
в договоре.
Как правило, это может быть момент
подписания или момент обмена или же сдачи
на хранение ратификационных грамот.
Срок действия международного договора
определяется в самом договоре. Договоры
бывают срочные и бессрочные. Если срок
действия договора истекает, то он может
пролонгироваться (продляться до истечения
срока) на условиях, предусмотренных договором.
Выполнение международного договора обеспечивают:
международные гарантии; международные
организации и конференции; создание специальных
международных комиссий; внутригосударственные
меры.
Толкование международного
договора — это выяснение того, в чем согласились
стороны в договоре. Оно должно быть добросовестным,
проводиться в соответствии с обычным
смыслом употребляемых в нем терминов
и в свете его объекта и целей.
13/ Ограничение и
сокращение стратегических вооружений
комплекс мер, направленных
на количественное снижение производсва
и накопления ракетно-ядерного оружия,
сокращение сферы или районов их развёртывания
и сужение возможности качественного
совершенствования стратегических вооружений;
одно из важнейших направлений международной
политики по устранению угрозы ядерной
войны, укреплению доверия и безопасности.
К стратегическим вооружениям относятся:
наземные межконтинентальные баллистические
ракеты (МБР); баллистические ракеты подводных
лодок (БРПЛ); крылатые ракеты (КР) большой
дальности различного базирования; их
пусковые установки (ПУ); ракетные подводные
крейсеры стратегического назначения;
тяжелые бомбардировщики (ТБ); боезаряды
МБР, БРПЛ и КР, вооружения ТБ; средства
ПРО; средства противокосмической обороны
(ПКО); системы обнаружения и предупреждения
о ракетном нападении и др. Для ограничения
и сокращения стратегических вооружений
СССР и США заключили Договор об ограничении
систем ПРО 1972, Временное соглашение о
некоторых мерах в области ограничения
сратегических наступательных вооружений
1972 (ОСВ-1), Договор об ограничении сратегических
наступательных вооружений 1979 (ОСВ-2), Договор
о ликвидации ракет средней и меньшей
дальности 1987, Договор о соглашении и ограничении
стратегических наступательных вооружений
1991 (СНВ-1), Договор о дальнейшем сокращении
и ограничении сратегических наступательных
вооружений 1993 (СНВ-2), а также ряд др. российско-американских
документов (меморандумов, соглашений),
уточняющих и расширяющих содержание
подписанных ранее документов. Это процесс
способствует улучшению российско-американских
отношений и снижению международной напряженности.
Позиция РФ в этом вопросе - сократить
накопленные в годы "холодной войны"
избыточные арсеналы стратегических вооружений,
оставив необходимые средства для эффективной
обороны и политики сдерживания агрессора.
14. Международные межправительственные
организации
Международные межправительственные
организации (ММПО) — это постоянно действующие
конференции представителей государств,
создаваемые на основе международных
многосторонних договоров. Краткая дефиниция
понятия ММПО дана в резолюции Экономического
и Социального Совета ООН 27 февраля 1950
г.: “Это организации, созданные по соглашению
между государствами, членами которых
являются сами государства” [1, p. 21]. К ММПО
относятся, например, Организация объединенных
наций, Организация американских государств,
Евратом, НАТО, Организация африканского
единства, Содружество независимых государств.
Признаками ММПО являются международная
правовая основа деятельности (международный
договор или устав), особые постоянно действующие
органы управления, персонал, наличие
финансовых средств, существование обязательств
государства по выполнению решений.
Международная межправительственная
организация — объединение суверенных
государств, создаваемое для достижения
общих целей в политической, экономической,
социальной, научно-технической и культурной
областях в соответствии с международным
правом на основе многостороннего
международного договора [1].
Краткое определение понятия международной
межправительственной организации дано
в резолюцииЭкономического
и Социального Совета ООН 27 февраля
1950 г.: “Это организации, созданные по
соглашению между государствами, членами
которых являются сами государства” .
К созданию и интенсивному развитию международных
межправительственных организаций привела
практика международных отношений в XIX-XXI
веках. Являясь новой формой многосторонней дипломатии,
они учреждаются на основе международного
договора, заключенного между тремя или
более участниками для достижения общих
целей сотрудничества. Признаками международной
межправительственной организации являются
международная правовая основа деятельности
(международный
договор или устав),
особые постоянно действующие органы
управления, персонал, наличие финансовых
средств, существование обязательств
государства по выполнению решений [2][3] .
Такие организации обладают статусом субъекта международного
права, что позволяет им самостоятельно
совершать сделки, приобретать имущество,
выступать сторонами соглашений, включая
и международные договоры[4].
15. Признание гос-в.
Признание - межд-но-правовое
действие субъекта межд-ного права, которым
он констатирует наличие юридически значимого
события, факта или поведения субъекта
межд-ного права.
Посредством акта признания
гос-во соглашается с соответствующими
изменениями в межд-ном правопорядке и/или
межд-ной правосубъектности. Признание
констатирует выход на межд-ную арену
нового гос-ва или прав-ва и направлено
на установление между признающим и признаваемым
гос-ми правоотношений, хар-р и объем которых
зависит от вида и формы признания. Признание
означает, что гос-во признает новое гос-во
как юр-ское лицо со всеми правами и обязанностями,
вытекающими из межд-ного права.
Возникающие на основе акта
признания правоотношения существуют
независимо от установления между признающим
и признава¬емым субъектом дипломатических,
консульских или иных отноше¬ний. Правоотношения
признания и дипломатические, консульские
правоотношения вытекают из различных
норм межд-ного права. Признание как юр-ский
факт является базой для всех последующих
отношений между субъектами межд-ного
права; дипломатические и консульские
отношения устанавливаются после признания.
В настоящее время существуют
две теории признания (конститутивная
и декларативная) и соответственно две
формы поведения гос-в на межд-ной арене.
Конститутивная теория: признание
обладает правообразующим значением:
оно (и только оно) конституирует (создает)
новых субъектов межд-ного права. Без признания
со стороны группы ведущих гос-в новое
гос-во не может считаться субъектом межд-ного
права. Такой позиции придерживаются некоторые
западные державы.
Декларативная теория: признание
лишь подтверждает правомерность каких-то
определенных межд-но-правовых действий
или событий. Признание носит декларативный
хар-р и направлено на установление стабильных,
постоянных межд-ных правоотношений между
субъектами межд-ного права.
Гос-ва обладают межд-ной правосубъектностью
в силу самого факта своего существования.
Они могут пользоваться межд-ными правами
и несут обязанности, вытекающие из Устава
ООН, независимо от их признания другими
субъектами межд-ного права.
Институт признания не кодифицирован:
его образует группа межд-но-правовых
норм, которые регулируют все стадии признания
новых гос-в и правительств, включая юр-ские
последствия признания. В межд-ных договорах
содержатся лишь отдельные нормы о признании.
Институт признания носит комплексный
характер. Основной массив его норм содержится
в праве межд-ной правосубъектности, однако
отдельные нормы зафиксированы в праве
межд-ных договоров, праве межд-ных организаций
и др.
Акт признания является юр-ским
фактом, с которым межд-ное право связывает
возникновение, изменение или прекращение
межд-ных правоотношений.
Существуют две формы признания:
признание де-юре и признание де-факто.
Признание де-факто — это признание
официальное, но неполное. Этой формой
пользуются, когда хотят подготовить почву
для установления отношений между гос-вами,
либо когда гос-во считает признание де-юре
преждевременным.
Признание де-юре — признание
полное и окончательное. Оно предполагает
установление между субъектами межд-ного
права межд-ных отношений в полном объеме
и сопровождается заявлением об официальном
признании и установлении дипломатических
отношений.
Специфический вид признания
- признание ad hoc (признание на данный случай).
Это происходит, когда одно гос-во вступает
с другим гос-вом или правительством в
какие-то «разовые» отношения при политике
официального непризнания. Такие действия
не рассматриваются как признание.
Иногда признание выступает
в форме действий, явно свидетельствующих
о признании (т.н. «молчаливое признание»).
.
Виды признания
Различают признание гос-в и
признание правительств.
Признание гос-в происходит,
когда на межд-ную арену выходит новое
независимое гос-во, возникшее в результате
революции, войны, объединения или раздела
гос-в и т.д. Основной критерий признания
в данном случае — независимость признаваемого
гос-ва и самостоятельность в осуществлении
гос-ной власти.
Признание правительства происходит
одновременно с признанием нового гос-ва.
Однако возможно признание правительства
без признания гос-ва, например, в случае
прихода правительства к власти в уже
признанном гос-ве неконституционным
путем (гражданские войны, перевороты
и т.п.).
Особым видом признания правительств
является признание эмигрантских правительств
или правительств в изгнании.
16. Нейтралитет в войне
Нейтралитет во
время войны – это правовое положение
государства, при котором оно не участвует
в войне и не оказывает непосредственной
помощи воюющим.
Права и обязанности
нейтральных государств
во время войны,
воюющих сторон в отношении нейтральных
государств, а также физических лиц как
нейтральных, так и воюющих государств
регламентируются V Гаагской конвенцией
о правах и обязанностях нейтральных держав
и лиц в случае сухопутной войны 1907 г., в
соответствии с которой территория нейтрального
государства является неприкосновенной
и не может быть превращена в театр военных
действий.
Проводить через
территорию нейтрального государства
войска и военные транспорты воюющим государствам
запрещается. Нейтральное государство
не должно разрешать воюющим государствам
создавать, устанавливать или размещать
на своей территории радиостанции и другие
средства связи и технические приспособления.
Нейтральное государство может разрешать
воюющим (на равных началах) пользоваться
своими средствами связи. Не допускается
снабжение нейтральными государствами
воюющих государств оружием, военными
и другими материалами. Нейтральное государство
вправе отражать покушения на его нейтралитет
с помощью своих вооруженных сил. Если
войска одной из воюющих сторон окажутся
натерритории нейтрального государства,
оно обязано интернировать их и разместить
вдали от театра военных действий. Нейтральное
государство вправе разрешить перевозку
по своей территории раненых и больных
воюющих сторон при условии отсутствия
в транспортах оружия и боеприпасов. Нейтральное
государство обязано не допускать открытия
вербовочных пунктов и формирования на
своей территории военных отрядов для
воюющих. Нейтральное государство не несет
ответственности, если его граждане в
одиночку переходят границу и вступают
в армию воюющих.