Мировая экономика

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Мая 2012 в 11:58, курс лекций

Краткое описание

Мировое хозяйство представляет собой сложный механизм, подверженный быстрому изменению под влиянием много-численных факторов экономического и политического характера. Научно-техническая революция определила качественные преобра-зования в производительных силах, выход развитых стран на постиндустриальную ступень развития, обусловила структурные сдвиги в мировой экономике. За последние десятилетия в мире произошли существенные изменения в расстановке экономических сил, прослеживалась тенденция к многополюсному строению мирового хозяйства. В этих условиях возрастает значение дисциплин, изучающих мировое хозяйство как единое целое, а также экономику зарубежных стран, международные экономи-ческие отношения и внешнеэкономическую деятельность.

Содержание

Введение в курс «Мировая экономика»..........................................................................5
Тема 1. Мировое хозяйство: содержание, структура и особенности современного этапа развития............................................................................8
1.1. Объективные основы становления, содержание и этапы развития мирового хозяйства...................................................................................................8 3
1.2. Структура мировой системы хозяйства............................................................12 7
1.3. Основные черты мирового хозяйства в современных условиях.............21 14
Тема 2. Международное разделение труда (МРТ). Международная специализация и кооперация........................................................................27
2.1. Потенциал мирового хозяйства.............................................................................27 19
2.2. Содержание и факторы международного разделения труда. Его особенности в современных условиях...............................................................30 21
2.3. Теории развития МРТ...............................................................................................33 24
2.3.1. Теория абсолютных преимуществ А. Смита........................................34
2.3.2. Теория сравнительных преимуществ Д. Рикардо...............................34
2.3.3. Теория соотношения факторов производства Хекшера-Олина.....36
2.3.4. Парадокс Леонтьева.......................................................................................37
2.3.5. Теория технологического разрыва М.Познера...................................38
2.3.6. Теория жизненного цикла продукта Р.Вернона.................................38
2.3.7. Эклектическая модель Д. Данинга...........................................................39
2.4. Международная специализация и кооперация................................................39 29
2.5. Мировой рынок: содержание, структура, конъюнктура и основные черты...............................................................................................................................44
Тема 3. Мировой рынок товаров и услуг. Международная торговля............49
3.1. Объективные основы международной торговли............................................49 37
3.2. Особенности современной мировой торговли.................................................52 40
3.3. Формы международной торговли.........................................................................56 42
3.4. Ценообразование на мировом рынке. Виды цен мирового рынка...........59 45
3.5. Регулирование международной торговли.........................................................64 49
3.5.1. Внешнеторговая политика государства. Ее основные формы и инструменты.....................................................................................................64
3.5.2. Наднациональное регулирование международной торговли. Роль ВТО...........................................................................................................69
Тема 4. Международная миграция капиталов (ММК). Мировой рынок ссудных капиталов...............................................................................................76
4.1. Содержание, факторы и формы ММК................................................................76 56
4.2. ТНК и их роль в мировой экономике..................................................................81 59
4.3. Основные черты ММК в современных условиях...........................................85 62
4.4. Международный кредит, его функции и формы. Кризис внешней задолженности.............................................................................................................88 64
4.5. Мировой рынок ссудных капиталов и его структура....................................92 67
Тема 5. Международная трудовая миграция (МТМ)............................................ 97
5.1. Объективные основы и значение международной трудовой миграции......................................................................................................................97 70
5.2. Черты современной международной трудовой миграции и основные центры иммиграции..................................................................................................99 71
5.3. Регулирование международной трудовой миграции.................................102
Тема 6. Международная валютная система (МВС)..............................................106
6.1. Понятие валюта. Виды валют.............................................................................106 77
6.2. Валютный курс: содержание, виды, факторы и последствия изменения....................................................................................................................108 78
6.3. Международная валютная система и этапы её развития..........................112 82
6.4. Международный валютный фонд и его роль................................................116 85
6.5. Валютный рынок.....................................................................................................118 87
Тема 7. Международная экономическая интеграция.......................................... 121
7.1. Содержание и значение международной экономической интеграции.....121 89
7.2. Этапы международной экономической интеграции...................................122
7.3. Основные интеграционные группировки в мировом хозяйстве.............125
Список литературы...............................................................................................................132
Вопросы к экзамену..............................................................................................................134
Вопросы к зачету....................................................................................................................136

Вложенные файлы: 1 файл

мировая экономика лекции.doc

— 817.00 Кб (Скачать файл)

Доля иммигрантов среди специалистов составляет около 17%,  а среди инженеров – около 40%. Большая доля иммигрантов наблюдается среди специалистов по ЭВМ, а также среди преподавателей. Примерно треть лауреатов Нобелевской премии- американцев являются выходцами из других стран. Примерно пятую часть Американской Академии  наук также составляют  иммигранты.

Трудовые  ресурсы  США  исторически в значительной степени формировались именно за счет иммигрантов. В свою очередь послевоенная  иммиграция  США  состояла  из  следующих  этапов:  Первый  включал  мощную иммиграцию из Европейских стран в  40-50-х годах 20-го века. До середины 60-х годов в США въехало  примерно 7 млн. человек из Западной Европы. Второй  этап  начался  с принятия закона 1965 года, создавшего особо благоприятные условия для выходцев из Азии и Латинской Америки. 1993 год стал началом  третьего этапа, когда появились преимущества у иммигрантов из  европейских стран, особенно из Ирландии, Великобритании, Италии,  Польши, а также из Аргентины. Подобная переориентация  объясняется  тем, что к началу следующего десятилетия США могут стать страной,  где белые американцы будут в меньшинстве в результате высокой рождаемости среди негритянского и латиноамериканского населения.

- Если первоначально центрами притяжения рабочей силы были  в основном индустриальные государства Западной Европы и Северной Америки, то в 70-е годы весьма стремительно сформи-ровался центр иммиграции в районе нефтедобывающих стран  Ближнего  Востока.

Общая численность иммигрантов к началу 21 века в этом регионе оценивалась в 6 млн. человек. Иммигранты прибывают в  государства этого региона, как правило, из близлежащих арабских  стран (Египта, Сирии, Йемена), а также из Индии, Пакистана, Бангладеш, Филиппин.

В нефтедобывающих странах Ближнего Востока отмечена самая  высокая в мире доля иммигрантов в общей численности рабочей  силы. Более половины трудящихся Саудовской Аравии, ОАЭ, Катара, Кувейта и Омана составляют иностранные рабочие, а в некоторых из этих  стран  численность  иммигрантов  достигает  более  80%.

Одновременно  в  соседних  странах  достигнут  самый  высокий  удельный вес экономически активной части населения, работающей  за рубежом: в Йемене - более 7%, Египте - более 5%, Турции и  Пакистане  -  более  4%.

Ещё  одним  центром  иммиграции  стал  Израиль,  куда  с  80-х годов до середины 90-х 20-го века только из бывшего СССР прибыло около 750 тыс. человек.

В Австралии используется более 200 тысяч иностранных рабочих. Предпочтение при въезде отдается специалистам и иммигрантам, осуществляющим инвестиции в экономику страны.

 

5.3. Регулирование  международной  трудовой  миграции.

 

Наряду с легальными мигрантами, пользующимися возмож-ностями, предоставленными международными рынками труда, большие масштабы приобретают и потоки нелегальных мигрантов. По оценкам экспертов, в США находится 4 млн., а в Западной Европе – около 3 млн. нелегальных иммигрантов.

Проблемы, которые несет МТМ, привели к созданию широкой системы государственного и международного регулирования. Причем приоритет в регулировании отдается национальным миграционным службам.

Одной из целей иммиграционной политики является защита национального рынка труда от неконтролируемого притока иностранной рабочей силы.

Большинство принимающих стран используют селективный подход при регулировании иммиграции. Его смысл заключается в том, что государство не препятствует въезду тех категорий работников, которые нужны в данной стране, ограничивая въезд всем остальным. Перечень «желательных» иммигрантов варьируется от страны к стране, но обычно они относятся к одной из следующих категорий:

     работники, готовые за минимальную оплату выполнять тяжелую, вредную, грязную и неквалифицированную работу (строительные, подсобные, сезонные, вахтенные, муниципальные рабочие);

     специалисты для новых и перспективных отраслей  –  программисты, узкоспециализированные инженеры, банковские служащие;

     представители редких профессий – огранщики алмазов, реставраторы картин, врачи, практикующие нетрадиционные методы лечения;

     специалисты с мировым именем – музыканты, артисты, ученые, врачи, спортсмены, писатели;

     крупные бизнесмены, переносящие свою деятельность в принимающую страну, инвестирующие капитал и создающие новые рабочие места.

Проблемами трудовой иммиграции занимаются государствен-ные институты принимающих стран, действующие на основе национального законодательства, а также подписанных двусторонних и многосторонних соглашений. Обычно в разрешении проблем иммиграции задействованы как минимум три государственных ведомства: министерство иностранных дел (ведающее через свое консульское управление выдачей въездных виз), министерство юстиции в лице службы по иммиграции или иных органов пограничного контроля (которые непосредственно исполняют определенный законом режим въезда) и министерство труда (наблюдающее за использованием иностранной рабочей силы).

В большинстве стран разрешение на въезд иммигранту выдается на основании подписанного контракта с нанимателем о его трудоустройстве и заключения министерства труда о том, что данная работа, поскольку она требует специальных навыков или по другим причинам, не может выполняться местными работниками. В некоторых странах перед выдачей разрешения на въезд потенци-ального иммигранта его работодатель обязан получить согласие министерства внутренних дел и профсоюзов данной отрасли.

          Страны - импортеры  трудовых  ресурсов,  которые  постоянно  испытывают потребности в привлечении рабочей силы, свою  иммиграционную  политику  основывают  на  мерах  регулирования  численности  и  качественного  состава  прибывающих  трудящихся-иммигрантов.

В качестве инструмента регулирования численности иммигрантов используется показатель иммиграционной квоты, которая ежегодно  рассчитывается и утверждается в стране-импортёре. При опреде-лении квоты учитываются потребности страны в иностранной  рабочей силе, и в том числе по отдельным категориям  привлекаемого  населения. Также принимается во внимание состояние национального  рынка труда, жилья, политическая и социальная обстановка в    стране-импортере. Иммиграционная квота может предусматривать   определенные пропорции между различными категориями  иммигрантов.

Качественный  состав  трудящихся - иммигрантов регулируется  в принимающих странах путем использования различных методов.   О высоких требованиях к качеству рабочей силы свидетельствует  необходимость прохождения процедуры признания имеющихся у  мигранта документов об образовании или профессиональной  подготовки,  а   также  имеющегося  опыта  работы  по  специальности. Возрастной ценз является одним из распространенных критериев отбора  иммигрантов. Шансы получить разрешение на въезд в страну выше у  более молодых претендентов. Национальность иммигранта является качественным признаком, дифференцированным в зависимости от национального  состава  принимающей  страны. 

К числу других требований, предъявляемых к качеству рабочей  силы, относятся: требование хорошего состояния здоровья у иммигранта (не допускаются наркоманы, психически больные и зараженные вирусом СПИДа); профессиональные дополнительные требования, которые  имеют отношение  к  ряду  специальностей  или профессий; ограничения личностного и психологического плана  (например,  претендент  на  получение  гражданства  ЮАР  должен  иметь  «добрый  характер», а  в  США  принят  ограниченный  въезд  для представителей партий тоталитарного типа); чаще всего законодательно запрещено иммигрировать лицам, ранее судимым  за уголовные преступления, членам террористических и профашистских организаций.

Значение  того  или  иного  признака  при  отборе  иммигрантов  не является постоянным и изменяется в пользу других приоритетов.  Вместе с тем  по  ряду  важнейших  характеристик (возрастной  ценз,  наличие трудового сертификата, овладение определенной профес-сией) требования  достаточно  устойчивы  во  времени.

Важное место в регулировании процессов миграции отводится эмиграционной  политике. Эмиграция трудовых ресурсов должна  способствовать сокращению безработицы, поступлению от трудящихся-эмигрантов валютных средств, которые используются  для  сбалансированности  экспортно-импортных  операций. 

Эмигрантам за рубежом должен быть обеспечен соответ-ственный жизненный уровень. Требование  возвращения  на  родину  эмигрантов сочетается с приобретением ими в зарубежных странах  профессий  и  образования.

Большинство стран демонстрируют своей эмиграционной  политикой уважение прав своих граждан на свободное перемещение.  Некоторые страны проводят политику сдерживания эмиграции (особенно высококвалифицированных специалистов) при нехватке  квалифицированной рабочей силы, а также при неблагоприятной  демографической  ситуации.

Предусматривается защита прав трудящихся-эмигрантов путем  использования двусторонних соглашений и контрактной формы  найма рабочей силы для работы за границей. Она призвана обеспечить  определённые экономические и социальные гарантии (по заработной плате,  оплате  проезда,  жилью,  медицинскому обслуживанию).

В посольствах и представительствах некоторых стран за рубежом, назначаются атташе по труду, которые обязаны обеспечить  защиту прав трудящихся-эмигрантов, в том числе разрешать спорные  вопросы при их размещении, вести переговоры с работодателями.

Для того, чтобы обеспечить защиту интересов граждан вводится порядок обязательного государственного лицензирования деятель-ности тех компаний, которые занимаются наймом граждан для  работы за границей. Целью лицензирования является наделение  правом посредничества для трудоустройства за границей только тех  организаций, которые обладают квалифицированными специалис-тами, опытом работы, располагают надежными международными  связями и способны нести материальную и юридическую  ответствен-ность за результаты своей деятельности. 

Международное регулирование миграционных процессов осуществляется через заключение двусторонних соглашений и через   деятельность международных организаций, таких как МОТ (Международная организации труда), МОМ (Международная организация по миграции) и других.

МОТ (создана в 1919 года) разработала ряд рекомендаций и конвенций о труде, которых должны придерживаться все страны, и за исполнением которых следит МОТ. К ним относятся: защита трудящихся-мигрантов, создание нормальных условий труда, равно-правие граждан страны и иностранцев в области социального обеспе-чения, облегчение возвращения мигрантов на родину, содействие воссоединению семей.

МОМ разрабатывает программы, направленные на упоря-дочение миграционных потоков, и оказывает помощь национальным миграционным службам в организации миграции.

Большую работу по защите беженцев и их репатриации проводит Управление Верховного комиссара по делам беженцев при ООН. Различного рода службы по вопросам миграции имеются также в Евросоюзе и в Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР).

 

 

 

 

 

 

 

Тема 6.  Международная валютная система (МВС).

6.1. Понятие валюта.  Виды валют.

 

Процесс движения товаров, услуг, капиталов и рабочей силы между странами осуществляется посредством движения денежных средств. Если денежные средства обслуживают международные экономические связи, то есть платежи и расчеты по международным сделкам, то эти денежные средства приобретают статус валюты. Поэтому между субъектами мирового хозяйства возникает необходимость в валютных отношениях. Следовательно, валютные отношения являются производными от международных торгово-экономических отношений.  Под валютой прежде всего понимается любая национальная денежная единица, если она рассматривается не в узких рамках национальной экономики, а с позиции средства обслуживания международных торгово-экономических отношений.  Однако с материально-вещественной точки зрения валютой будут являться любые платежные документы и денежные обязательства, выраженные в той или иной денежной единице, если они используются и принимаются в международных расчетах.  Поэтому к валютам могут относиться банкноты, чеки, векселя, аккредитивы и другие финансовые активы. В зависимости от характера и сферы применения выделяются различные виды валют:

1) ключевая или резервная валюта;

2) свободно конвертируемая валюта (СКВ);

3) частично конвертируемая валюта (ЧКВ);

4) неконвертируемая валюта;

5) коллективная валюта.

1) Господствующие позиции в мировой экономике занимает ключевая (резервная) валюта. Именно в этой валюте устанав-ливается большинство цен на мировом рынке. Именно ее государства накапливают в своих валютных резервах. Именно к ней привязывают валютные курсы большинство государств мира. Как правило, в качестве ключевой валюты выдвигается денежная единица той страны, которая занимает господствующие позиции в мировой экономике, в том числе в мировом экспорте товаров и капитала.  Экономика этой страны обладает емким рынком ссудных капиталов, а, следовательно, имеет развитую сеть кредитно-банковских учреждений, которые располагают многочисленными отделениями за рубежом. Правительство данной страны проводит либеральный режим по валютным операциям, то есть вводит свободную обратимость валют.

В начале 20-го века  ключевой валютой был английский фунт стерлингов. После Первой мировой войны наряду с ним ключевой валютой стал американский  доллар,  а после Второй мировой войны доллар стал господствующей ключевой валютой.  В настоящее время он по-прежнему сохраняет лидирующие позиции. К ключевой валюте относят сегодня также японскую иену и евро.

Информация о работе Мировая экономика