Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Мая 2014 в 12:15, курсовая работа
Актуальность темы исследования. Проблема внешней задолженности является одной из наиболее острых и актуальных проблем современного мирового хозяйства. Возникновение этого явления уходит вглубь истории развития мировых хозяйственных связей, но именно на нынешнем этапе мировое хозяйство приобрело достаточно выраженный характер долговой экономики, и лидирующее место в этом процессе занимают «локомотивы» мировой экономической системы (как, например, США, Япония, Германия).
Введение 3
Глава 1. Возникновение и формирование проблемы внешней задолженности 8
1.1.Причины образования государственного внешнего долга и критерии управления внешней задолженностью. 8
1.2.Влияние состояния мировой экономики на рост внешней задолженности 16
1.3. Регулирование долговых проблем на международном уровне: субъекты и инструменты внешней задолженности. 18
Глава 2. Современные тенденции формирования суверенного долга Российской Федерации. 26
2.1. Возникновение и первоначальное накопление суверенного внешнего долга России. 26
2.2. Переходный этап в долговой политике России конца 1998 — начала 2001 г. 28
2.3. Современный этап эволюции долговой политики России. 30
Глава 3 Проблемы совершенствования долговой политики России в условиях мирового финансового кризиса. 61
3.1. Долговая политика в аспекте экономической безопасности России. 61
3.2. Проблемы улучшения качества управления государственным долгом. 76
3.3. Формирование единой системы финансового контроля и мониторинга в условиях современной политики государственных внешних заимствований России. 80
3.4. Методы регулирования внешнего долга стран при изменяющихся экономических условиях. 86
Заключение 99
Таблица 1
Классификация форм государственных внешних заимствований
Дифференциация по видам заемщика | ||||||
Внешние заимствования органов государственной власти |
Внешние заимствования региональных (муниципальных) органов власти | |||||
Дифференциация государственных внешних заимствований по источникам привлечения | ||||||
Двусторонние (многосторонние) межправительственные (межгосударственные) займы |
Кредиты международных финансовых институтов |
Займы иностранных частных инвесторов |
Заимствования на мировом рынке ссудного капитала | |||
Структура внешних заемных средств в долговом портфеле по видам государственных заимствований | ||||||
Внешние кредиты и займы виностранной валюте |
Заимствования, осуществленные путем эмиссии государственных ценных бумаг | |||||
Дифференциация государственных внешних заимствованийпо срокам привлечения | ||||||
Краткосрочные/среднесрочные (в том числе займы МВФ, иностранных коммерческих банков) |
Долгосрочные (в том числе кредиты МБРР и займы, оформленные в государственные ценные бумаги - облигационные займы | |||||
В зависимости от целевой направленности государственныхвнешних заимствований | ||||||
Бюджетозамещающие займы, формирующие дополнительные государственные финансовые ресурсы |
Коммерческие (торговые) кредиты |
Инвестиционные заемные средства |
Среди основных факторов, по нашему мнению, целесообразно выделить следующие:
- уровень политического риска страны;
- динамику валютного курса
- степень открытости
- уровень развития
Анализ деятельности государств в области регулирования процесса государственных внешних заимствований был проведен в сочетании с изучением структурных элементов государственной экономической политики, в том числе сферы бюджетного, денежно-кредитного и валютного регулирования экономического развития национальных хозяйственных систем. Исследование показало, что регулирование государственных внешних заимствований страны во многом взаимозависимо от избираемых направлений реализации политики в области бюджетного планирования, денежно-кредитного и валютного контроля как составных частей государственной экономической политики в целом.
Комплекс причин возникновения государственных внешних заимствований, макроэкономические факторы, играющие наибольшую роль в осуществлении заимствований, формы привлечения внешних займов и международных кредитов, а также их функциональное назначение обусловливают разработку и реализацию национальной политики государственных внешних заимствований, которая определяет специфику направлений и средств регулирования данных заимствований для:
- обеспечения макроэкономической стабильности и ограничения воздействия возможных внешних негативных факторов;
- содействия экономическому росту страны и повышения уровня жизни населения.
Начало 1990-х гг. ознаменовалось быстрым ростом внешнего долга России. Отчасти это было обусловлено отсутствием продуманной стратегии экономического и политического реформирования России. Действительно, в условиях практического отсутствия в стране в этот период системы управления государственным внешним долгом принимавшиеся решения зачастую носили хаотический характер и были обусловлены необходимостью преодоления возникших проблем начального этапа экономических реформ.
Правительство рассчитывало с помощью внешних заимствований добиться финансовой стабилизации, сбалансированного бюджета, создать предпосылки для последующего экономического роста. Не последняя роль в этом отношении отводилась заимствованиям международных финансовых организаций.
Став членом Европейского банка реконструкции и развития (ЕБРР) в 1991г., а также МВФ и Международного банка реконструкции и развития (МБРР) в 1992г., Россия открыла для себя возможность для привлечения ресурсов из этих источников. Заимствования у международных финансовых организаций осуществлялись в основном в форме финансовых займов, предназначенных для финансирования дефицита бюджета, и целевых (инвестиционных) кредитов.
МБРР предоставлял России средства на поддержание бюджета под согласованные программы структурных реформ как в рамках всей экономики, так и ее отдельных секторов (стабилизационные и секторальные стабилизационные займы), а также для финансирования инвестиционных проектов, на гуманитарные цели, развитие государственных и общественных институтов (инвестиционные займы). С 1992 по 2002 гг. Россия подписала с МБРР соглашений на общую сумму 8,96 млрд. долл., привлеченных для финансирования 41 проектов.3
ЕБРР выделял финансовые ресурсы только под реализацию конкретных инвестиционных проектов, причем основную часть кредитных ресурсов он инвестировал в частный сектор. Портфельное соотношение по вложениям в государственный и частный сектор экономики России составило на конец 2002г. соответственно 22% и 78%, а всего с 1991 по 2002 гг. ЕБРР предоставил нашей стране займов на 4,817 млн. евро (5,673 млн. долл.).
Средства МВФ выделялись в рамках согласованных экономических программ стабилизации экономики. Россия получила доступ практически ко всем существовавшим программам Фонда, за исключением программ помощи беднейшим странам.
Сделав ставку на выпуск ГКО и ОФЗ, Россия повторила неудачный опыт Мексики с выпуском краткосрочных валютных инструментов, так называемых «тесобон», в первой половине 1990-х гг. Эти краткосрочные долларовые бумаги, выпускавшиеся для удержания «горячих денег», во многом определили начало финансового кризиса в Мексике в 1994-1995 гг.
К сожалению, российское правительство не сделало из этого соответствующих выводов. Доходность по ГКО/ОФЗ постоянно росла, достигнув к концу июля 1998г. 200-250%, что отражало падение доверия со стороны инвесторов.
Внешний долг Российской Федерации в зависимости от категории кредиторов можно классифицировать на следующие 8 групп:
Несмотря на то, что косвенные обязательства не относятся непосредственно к суверенным обязательствам страны, их объемы учитываются при оценке общей кредитоспособности страны.
Период с начала 1980х до середины 2000х годов был периодом быстрого развития и либерализации финансового сектора в широком круге стран, дополнительный толчок этому процессу дало совершенствование телекоммуникационных и IT-технологий. Активно развивались новые финансовые инструменты и институциональные формы. В результате, размер финансового сектора увеличился в несколько раз: с 109% мирового ВВП в 1980 году до 353% в 2007 г. Новые рынки, например, рынок CDS, развились до размеров, сравнимых с ВВП США. Так называемая «теневая банковская система» (хедж-фонды, фонды денежных рынков и т.д.) стала по размеру сравнимой с классической банковской системой. Значительно выросла долговая нагрузка экономических агентов: как населения, так и бизнес-сектора. Огромный уровень задолженности накопили и сами финансовые компании, к примеру, ведущие инвестиционные банки имели т.н. финансовый рычаг (уровень задолженности по отношению к капиталу) на уровне 30:1. Результатом кризиса стало снижение долговой нагрузки частного сектора. Этот процесс начался еще в 2007–08 годах, и продолжается до сих пор. В значительной степени он сопровождался ростом долговой нагрузки государств. В результате усилий политик правительств и центральных банков опасения относительно состояния финансовой системы несколько утихли, и на повестке дня – разработка реформ финансового сектора, чтобы избежать повторения подобных событий в будущем. Но полностью панические настроения на рынках не исчезли: у инвесторов опасения относительно последствий ухудшения состояния государственных финансов. С особенной силой в 2010 году эти проблемы стали проявляться в еврозоне, а затем и в странах Восточной Европы. Риску кризиса суверенного долга подвержены и многие другие регионы мира.
Рисунок 1. Внешний долг РФ и его структура
Рисунок 2 Укрупненная структура российского внешнего долга на начало года, млрд. долл.. Источник: построено по данным ЦБ РФ.
Государственному долгу принадлежит одна из ключевых ролей в бюджетной политике государства, используемой в качестве основного инструмента регулирования экономики.
Основные причины долгового финансирования государственных расходов состоят в необходимости мобилизации дополнительных финансовых ресурсов для удовлетворения потребностей общества, которые объективно не могут быть удовлетворены за счет бюджетных средств, ограниченных принятым уровнем налогообложения; в меньших негативных последствиях займов для экономики по сравнению с дополнительной эмиссией денег; в том, что правительству политически комфортнее использовать кредитное финансирование своих расходов, чем повышать налоги.
Концепции управления государственным долгом подчеркивают:
- возможности стабилизационного воздействия долговой политики на реальный сектор экономики (уровни потребления, сбережений и инвестиций) и денежный сектор (на состояние денежного обращения). Эффект воздействия государственного долга на уровни потребления, сбережений и инвестиций во многом зависит от фазы экономического цикла: мобилизация государством накопленных денежных средств (с помощью реализации ценных бумаг) и финансирование государственных мероприятий могут оживить совокупный спрос и оказать стимулирующее воздействие на экономику во время экономического спада; при экономическом подъеме активизация государственной деятельности на финансовом рынке в качестве заемщика вытесняет частные инвестиции, что в конечном итоге оказывает сдерживающее воздействие на экономику в целом. Последствия финансирования бюджетного дефицита за счет привлечения кредитов и займов на рынке капитала во многом определяются-общим состоянием экономики. Во время экономического спада размещение государственных долговых обязательств в банковском секторе может поглотить избыточные резервы, накопленные там из-за разницы между уровнем сбережений и спросом на кредитные ресурсы, и тем самым оказать положительное воздействие на объем безналичных платежных средств в банковском секторе и денежное обращение в целом. Привлечение государством средств небанковского сектора, когда происходит простое перераспределение ресурсов между частным и государственным секторами, практически не оказывает влияния на состояние денежной массы;
- стимулирующее воздействие дефицитного финансирования на экономический рост;
- распределительное воздействие государственного долга, реализуемое через эффект вытеснения и перекладывание долгового бремени на будущие поколения;
- обусловленность
долгового управления
Политика управления долгом активно использует теоретико-методологические наработки современной науки. В частности, национальная.: практика управления государственным долгом ориентируется на законодательно утвержденные долговые показатели, предотвращающие чрезмерный рост государственного долга. Наиболее широко используются в международной практике следующие долговые коэффициенты: внешний долг/ВВП(ВНП)1; внешний долг/экспорт; государственный долг/государственные доходы; платежи по внешнему долгу/ВВП; платежи по внешнему долгу/экспорт - "коэффициент (норма) обслуживания долга" ("Debt Service Ratio"); платежи по государственному долгу/государственные доходы; резервы/платежи по внешнему долгу. Использование долговых показателей приемлемого (безопасного) уровня долга снижает риски возникновения в стране долгового кризиса, по
1 В российской статистике показатель ВНП не используется. вышает возможности выполнения обязательств по погашению и обслуживанию накопленного объема долга перед внешними кредиторами без ущерба для социально-экономического развития страны.
Финансовая глобализация и возрастающая неустойчивость рынков потребовали выработки новых правил, позволяющих на национальном, региональном и глобальном уровнях решить проблемы, вызванные плохой прозрачностью, чрезмерным использованием политических рычагов, слишком крупными финансовыми учреждениями, укрытием от налогов, плохими стимулами для финансовых директоров и конфликтом интересов кредитных рейтинговых агентств, слабым участием региональных учреждений в процессах кредитования национальных экономик.
Диссертант предлагает для совершенствования практики международного кредитования улучшить координацию национальных экономических политик, создать механизмы, блокирующие опасные для международной финансовой системы решения членов мирового сообщества; реформировать процесс принятия решений в международных финансовых учреждениях с учетом возросшей экономической роли развивающихся стран; улучшить деятельность рейтинговых агентств, на чьих кредитных рейтингах строится доверие на финансовом рынке; активизировать участие региональных учреждений в кредитовании национальных экономик.
Усиливающаяся конкуренция национальных государств в условиях глобальной экономики, стремление использовать бюджетную политику государства в интересах экономического роста и социального развития повысили требования к качеству управления государственным долгом.