Пути повышения прибыльности УП «БелАлгир»

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Мая 2012 в 16:54, дипломная работа

Краткое описание

Цель данной дипломной работы заключается в изучении результатов финансово-хозяйственной деятельности УП «БелАлгир» и в частности прибыли и рентабельности, в проведении на основании изученных теоретических вопросов анализа данных показателей на примере конкретного предприятия.
Для достижения поставленной цели в работе предусмотрено решить следующие задачи:
- изучение значения прибыли в хозяйственной деятельности предприятия;
- анализ прибыльности, т.е. формирования и использования прибыли, а также факторов, влияющих на ее рост;
- определение путей повышения прибыльности УП «БелАлгир».

Содержание

Введение………………………………………………………………………
1. Теоретические основы анализа финансового состояния предприятия...
1.1. Прибыль как важнейший показатель в хозяйственной деятельности предприятия в современных условиях.……………………………..
1.2. Понятие, сущность, виды прибыли……………………….……...…
1.3. Задачи и методы исследования прибыли…………………………...
2. Анализ прибыльности УП «БелАлгир»………………………………….
2.1. Общая характеристика УП «БелАлгир»……………………………
2.2. Анализ формирования и распределения прибыли УП «БелАлгир»………………………………………………………………………...
2.3. Факторный анализ прибыли УП «БелАлгир»……………………...
3. Пути повышения прибыльности УП «БелАлгир»………………………
3.1. Основные направления повышения прибыльности УП «БелАлгир»………………………………………………………………………...
3.2. Резервы роста прибыли УП «БелАлгир» за счет увеличения выручки и снижения себестоимости оказываемых услуг…………………
Заключение…………………………………………………………………...
Список использованных источников

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая.doc

— 868.50 Кб (Скачать файл)

- дотации на усиление питания в детских дошкольных учреждениях, детских оздоровительных лаге­рях и т.д.;

- расходы на улучшение культурно-бытового обслу­живания работников и т.д.

- другие виды выплат и затрат.

Часть прибыли может планироваться для выплаты дивидендов, взносов, пожертвований на благотворитель­ные цели и т. д. (например, взносы для создания ак­ционерных обществ, ассоциаций, объединенных инве­стиционных фондов; расходы, связанные с выпуском и распространением акций, облигаций и других ценных бумаг).

Вопрос о том, куда и сколько будет направлено при­были, предприятие решает самостоятельно. Исходя из направлений использования прибыли, разрабатыва­ются сметы с соответствующими расчетами и обоснова­ниями  [2, c.154].

Распределение прибыли отчетного периода показано на рисунке 1.4.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Рисунок 1.4  Общая схема распределения прибыли отчетного периода

Примечание. Источник: [23, c.464]

Из рисунка видно, что одна часть прибыли отчетного периода в виде налогов и сборов по­ступает в бюджет государства и использу­ется на нужды общества, а вторая часть ос­тается в распоряжении предприятия, из которой производятся отчисления в благо­творительные фонды, выплата процентов, экономических санкций и другие расходы, покрываемые за счет прибыли. Оставшая­ся сумма — нераспределенная прибыль, которая используется на выплату дивиден­дов акционерам предприятия, на расшире­ние производства, материальное поощре­ние работников, пополнение собственного оборотного капитала и т.д.

Для повышения эффективности произ­водства очень важно, чтобы при распреде­лении прибыли была достигнута опти­мальность в удовлетворении интересов го­сударства, предприятия и работников. Государство заинтересовано получить как можно больше прибыли в бюджет. Руко­водство предприятия стремится направить большую сумму прибыли на расширенное воспроизводство. Работники заинтересо­ваны в повышении оплаты труда.

Однако если государство облагает пред­приятия очень высокими налогами, то это не стимулирует развитие производства, в связи с чем сокращается объем производства продукции и как результат поступления средств в бюджет. То же может произойти, если всю сумму прибыли использовать на материальное стимулирование работник предприятия. В этом случае в перспективе уменьшится производство продукции, так как не будут обновляться основные производственные фонды, сократится собственный оборотный капитал, что в конечном итоге приведет к снижению жизненного уровня работников, сокращению рабочих мест. Если же уменьшаете доля прибыли на материальное стимулирование труда, то это в свою очередь приведет к снижению материальной заинтересо­ванности работников и как следствие к снижению эффективности производства. Особенно остро данная проблема стоит в условиях когда покупательная способность заработной платы падает.

Очевидно, если реальная оплата уменьшается или остается на одном уровне или же увеличивается, но не так быстро, как на других предприятиях, то рабочие будут требовать увеличе­ния оплаты их труда. Поэтому на каждом предприятии должен быть найден оптимальный вариант распределения прибыли. Большую роль в этом должен сыграть анализ хозяйственной деятельности.

В процессе анализа необходимо изучить факторы изменения величины налогооблагаемой прибыли, суммы выплаченных ди­видендов, процентов, налогов из прибыли, размера чистой при­были, отчислений в фонды предприятия, методика которого наиболее полно разработана Н.А. Русак [17, c.36].

Для анализа используются «Закон о налогах и сборах, взи­маемых в бюджет Республики Беларусь», инструктивные и методические указания Министерства финансов, устав предприятия, а также данные отчета о прибылях и убытках, приложения к балансу, отчета о движении капитала, расчетов налога на имущество, на при­быль, на доходы и др.

Нераспределенная прибыль используется в соответствии с Ус­тавом предприятия. За счет ее выплачиваются дивиденды акцио­нерам предприятия, создаются фонды накопления, потребления, резервный фонд, часть прибыли направляется на пополнение собственного оборотного капитала и на другие цели.

В процессе анализа необходимо изучить выполнение плана по использованию нераспределенной прибыли, для чего фактические данные об использовании прибыли по всем направлени­ям сравнивают с данными плана и выясняют причины отклоне­ния от плана по каждому направлению использования прибыли. В процессе анализа необходимо изучить динамику доли при­были, которая идет на выплату дивидендов держателям акций предприятия, самофинансирование предприятия (реинвестиро­ванная прибыль), фонд социальной сферы, материальное стиму­лирование работников, и таких показателей, как сумма самофи­нансирования и сумма капитальных вложений на одного работ­ника, сумма зарплаты и выплат на одного работника. Причем изучать данные показатели надо в тесной связи с уровнем рента­бельности, суммой прибыли на одного работника, на один рубль основных, производственных фондов. Если эти показатели выше, чем на других предприятиях, или выше нормативных для данной отрасли производства, то существуют перспективы для развития предприятия.

Важной задачей анализа является изучение вопросов использования средств фондов накопления и потребле­ния. Средства этих фондов имеют целевое назначение и расхо­дуются согласно утвержденным сметам. Фонд накопления ис­пользуется в основном для финансирования затрат на расшире­ние производства, его техническое перевооружение, внедрение новых технологий и т.д.

Фонд потребления может использоваться на коллектив­ные нужды (расходы на содержание объектов культуры и здра­воохранения, проведение оздоровительных и культурно-массо­вых мероприятий) и индивидуальные (вознаграждение по ито­гам работы за год, материальная помощь, стоимость путевок в санатории и дома отдыха, стипендии студентам, частичная оп­лата питания и проезда, пособия при уходе на пенсию и т.д.).

В процессе анализа устанавливается соответствие фактиче­ских расходов расходам, предусмотренным сметой, выясняются причины отклонений от сметы по каждой статье, изучается эф­фективность мероприятий, проводимых за счет средств этих фондов. При анализе использования средств фонда накопления следует изучить полноту финансирования всех запланирован­ных мероприятий, своевременность их выполнения и получен­ный эффект [17, c.37].

Таким образом, анализ распределения и использования имеет большое значение для оценки эффективности работы предприятия в целом.

 

1.3. Задачи и методы исследования прибыли

 

Задачами анализа прибыли являются:

- изучение формирования и структуры прибыли (убытка) от обычной деятельности, абсолютное ее изменение против базово­го периода;

- обоснование и количественное определение факторов изме­нения валовой прибыли и прибыли от продаж;

- обоснование и количественное соизмерение факторов изме­нения прибыли от обычной деятельности, в том числе за счет из­менения прибыли до налогообложения; за счет изменения при­были от продаж; за счет прибыли от внереализационных доходов и расходов; за счет прибыли от операционных доходов и расхо­дов;

- выявление и количественное соизмерение резервов роста прибыли;

- анализ факторов формирования чистой прибыли;

- анализ формирования показателей, обоснование и количес­твенное соизмерение факторов изменения рентабельности про­дукции и капитала, возможностей ее повышения.

Источниками информации служат: ф. № 2 "Отчет о прибы­лях и убытках", обороты по счетам 46,47,48,80,81 Главной кни­ги, плановые данные [8, с.100].

В условиях становления и развития рыночной экономики прибыль является основным показателем оценки хозяйственной деятельности предприятий, так как в ней аккумулируются все доходы, расходы, потери и убытки, обобщаются результаты их функционирования. По прибыли можно определить рентабель­ность, изучить эффективность функционирования субъектов хо­зяйствования.

Анализ прибыли проводят в целом по предпри­ятию, его хозрасчетным подразделениям, видам (отраслям) дея­тельности: производству, торговле, общественному питанию, за­готовкам и т.п. В процессе анализа изучают выполнение плана и динамику прибыли, измеряют влияние внутренних и внешних факторов на ее размер, а главное, выявляют, изучают и мобили­зуют резервы роста чистого дохода. Факторный анализ прибыли ведется с учетом ее формирования. По данным «Отчета по прибылях и убытках» прибыль от реализации продукции опреде­ляется вычитанием из выручки от реализации продукции, товаров, работ, услуг себестоимости реализованной продукции, товаров, работ, услуг и расходов на реализацию. Общую сумму прибыли рас­считывают следующим образом: к прибыли от реализации продукции, товаров, работ, услуг добавляют прибыль от реализации основных средств и прочих активов, а также внереализационные доходы и из полученного итога вычитают внереализационные расходы, потери и убытки. Если предприятие получило убыток от реализации продукции, товаров, работ, услуг или основных средств и прочих активов, то он вычитается из общей суммы прибыли.

Следует отметить, что на величину прибыли влияет совокупность многих факторов, зависящих и не зависящих от предпринимательской деятельности или внутренних и внешних [23, c.257].

К группе внешних факторов относятся:

- уровень развития экономики страны в целом;

- меры регулирования деятельности предприятий со стороны государства;

- природные (климатические) факторы, транспортные и другие условия, вызывающие дополнительные затраты у одних предпри­ятий и обусловливающие дополнительную прибыль у других;

- изменение не предусмотренных планом предприятия цен на сырье, продукцию, материалы, топливо, энергоносители, покупные полуфабрикаты; тарифов на услуги и перевозки; торговых скидок; надбавок; норм амортизационных отчислений; ставок арендной платы; минимальной заработной платы; начислений на нее; ставок налогов и других сборов, выплачиваемых организациями;

- нарушения поставщиками, снабженческо-сбытовыми, вышестоящими хозяйственными, финансовыми, банковскими и другими органами государственного управления, затрагивающим интересы организации [4, c.194].

Вторая группа объединяет факторы, непосредственно связанные с результатами деятельности организации, с предпринимательской активностью субъекта, а также обусловленные нарушением организацией государственной дисциплины, эти факторы называются внутренними.

К основным факторам этой группы относятся:

результаты коммерческой деятельности, эффективность заклю­ченных сделок на поставку товаров, объем и структура товарообо­рота, формы и системы оплаты труда, производительность труда, эффективность основных и оборотных средств, уровень валовых доходов и издержек обращения, размер прочей прибыли и др.

Факторами, связанными с нарушениями хозяйственной дисцип­лины являются:

нарушение налогового законодательства и действующего по­рядка установления и применения цен и торговых надбавок;

экономия, полученная в результате недовыполнения необхо­димых мероприятий по охране труда, улучшению условий труда и техники безопасности, плана текущего ремонта основных фондов, недоиспользование средств по подготовке и повышению квалифи­кации кадров и др.;

экономия, полученная в результате ухудшения культуры обслу­живания, сокращения услуг, оказываемых покупателю, и др.;

несоблюдение методов списания безнадежных долгов, принятой методики оценки товарно-материальных ценностей, начисления износа основных фондов и нематериальных активов [4, c.195].

Таким образом, к факторам, не зависящим от деятельности предприятий, относятся изменения государственных регулируемых цен на реализуемую продукцию; влияние природных, географических, транспортных и технических условия на производство и реализацию продукции и др. Под влиянием и тех, и других факторов складывается валовая прибыль предприятий.

Следует также отметить, что систему конечных финансовых результатов предприятий и отраслей народного хозяйства образуют показатели формирования и распределения прибыли, дохода, уровня рентабельности, финансового состояния. 

На величину прибыли от реализации продукции влияет состав и размер нереализованных остатков на начало и конец отчетного периода. Значительная величина остатков приводит  к неполному поступлению выручки и недополучению ожидаемой прибыли. Остатки нереализованной продукции образуются по следующим причинам: часть готовой продукции закономерно оседает на складе в связи с необходимостью ее комплектации, упаковки, подготовки к отгрузке, выписки расчетных документов. Продукция может не находить сбыта из-за разрыва хозяйственных связей или  не пользоваться спросом по другим причинам.

Такое влияние на прибыль остатков готовой продукции на складе имеет место на предприятиях, которые выпускают продукцию, имеющую натурально-вещественную форму. Выполненные работы и оказанные услуги в силу своей специфической формы как товара не могут принимать вид остатков продукции на складе.

Важными же факторами роста прибыли, зависящими от деятельности предприятий, являются: увеличение объемов производимой продукции (в соответствии с договорными условиями); снижение ее себестоимости; повышение качества; улучшение ассортимента; повышение использования производственных фондов; подъем производительности труда.

На основании исследований, проведенных в первой главе дипломной работы, можно сделать следующие выводы.

1. Прибыль – один из основополагающих элементов хозрасчетной деятельности организации. Различают прибыль отчетного периода и прибыль (убыток), остающуюся  в распоряжении организации (чистая прибыль). Прибыль, убыток отчетного периода представляет собой сумму финансовых результатов от реализации продукции (товаров, работ, услуг), основных средств, материальных ценностей, нематериальных и прочих активов и прибыль (убыток), полученную от внереализационных операций.

2. Как оценочный показатель прибыль характеризует эффек­тивность использования всех ресурсов предприятия. Являясь ко­нечным результатом деятельности предприятия, прибыль созда­ет условия для его расширения, развития и повышения конку­рентоспособности. Наличие прибыли позволяет удовлетворять экономические интересы государства, предприятия, работников и собственника.

3. Прибыль предприятия характеризует конечные финансовые результаты деятельности, размер его денежных накоплений и зависит от объема реализации продукции, от рационального и эффективного использования основных средств, товарных и трудовых ресурсов, от среднего уровня себестоимости.

Информация о работе Пути повышения прибыльности УП «БелАлгир»