Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Мая 2012 в 16:54, дипломная работа
Цель данной дипломной работы заключается в изучении результатов финансово-хозяйственной деятельности УП «БелАлгир» и в частности прибыли и рентабельности, в проведении на основании изученных теоретических вопросов анализа данных показателей на примере конкретного предприятия.
Для достижения поставленной цели в работе предусмотрено решить следующие задачи:
- изучение значения прибыли в хозяйственной деятельности предприятия;
- анализ прибыльности, т.е. формирования и использования прибыли, а также факторов, влияющих на ее рост;
- определение путей повышения прибыльности УП «БелАлгир».
Введение………………………………………………………………………
1. Теоретические основы анализа финансового состояния предприятия...
1.1. Прибыль как важнейший показатель в хозяйственной деятельности предприятия в современных условиях.……………………………..
1.2. Понятие, сущность, виды прибыли……………………….……...…
1.3. Задачи и методы исследования прибыли…………………………...
2. Анализ прибыльности УП «БелАлгир»………………………………….
2.1. Общая характеристика УП «БелАлгир»……………………………
2.2. Анализ формирования и распределения прибыли УП «БелАлгир»………………………………………………………………………...
2.3. Факторный анализ прибыли УП «БелАлгир»……………………...
3. Пути повышения прибыльности УП «БелАлгир»………………………
3.1. Основные направления повышения прибыльности УП «БелАлгир»………………………………………………………………………...
3.2. Резервы роста прибыли УП «БелАлгир» за счет увеличения выручки и снижения себестоимости оказываемых услуг…………………
Заключение…………………………………………………………………...
Список использованных источников
- дотации на усиление питания в детских дошкольных учреждениях, детских оздоровительных лагерях и т.д.;
- расходы на улучшение культурно-бытового обслуживания работников и т.д.
- другие виды выплат и затрат.
Часть прибыли может планироваться для выплаты дивидендов, взносов, пожертвований на благотворительные цели и т. д. (например, взносы для создания акционерных обществ, ассоциаций, объединенных инвестиционных фондов; расходы, связанные с выпуском и распространением акций, облигаций и других ценных бумаг).
Вопрос о том, куда и сколько будет направлено прибыли, предприятие решает самостоятельно. Исходя из направлений использования прибыли, разрабатываются сметы с соответствующими расчетами и обоснованиями [2, c.154].
Распределение прибыли отчетного периода показано на рисунке 1.4.
Рисунок 1.4 Общая схема распределения прибыли отчетного периода
Примечание. Источник: [23, c.464]
Из рисунка видно, что одна часть прибыли отчетного периода в виде налогов и сборов поступает в бюджет государства и используется на нужды общества, а вторая часть остается в распоряжении предприятия, из которой производятся отчисления в благотворительные фонды, выплата процентов, экономических санкций и другие расходы, покрываемые за счет прибыли. Оставшаяся сумма — нераспределенная прибыль, которая используется на выплату дивидендов акционерам предприятия, на расширение производства, материальное поощрение работников, пополнение собственного оборотного капитала и т.д.
Для повышения эффективности производства очень важно, чтобы при распределении прибыли была достигнута оптимальность в удовлетворении интересов государства, предприятия и работников. Государство заинтересовано получить как можно больше прибыли в бюджет. Руководство предприятия стремится направить большую сумму прибыли на расширенное воспроизводство. Работники заинтересованы в повышении оплаты труда.
Однако если государство облагает предприятия очень высокими налогами, то это не стимулирует развитие производства, в связи с чем сокращается объем производства продукции и как результат поступления средств в бюджет. То же может произойти, если всю сумму прибыли использовать на материальное стимулирование работник предприятия. В этом случае в перспективе уменьшится производство продукции, так как не будут обновляться основные производственные фонды, сократится собственный оборотный капитал, что в конечном итоге приведет к снижению жизненного уровня работников, сокращению рабочих мест. Если же уменьшаете доля прибыли на материальное стимулирование труда, то это в свою очередь приведет к снижению материальной заинтересованности работников и как следствие к снижению эффективности производства. Особенно остро данная проблема стоит в условиях когда покупательная способность заработной платы падает.
Очевидно, если реальная оплата уменьшается или остается на одном уровне или же увеличивается, но не так быстро, как на других предприятиях, то рабочие будут требовать увеличения оплаты их труда. Поэтому на каждом предприятии должен быть найден оптимальный вариант распределения прибыли. Большую роль в этом должен сыграть анализ хозяйственной деятельности.
В процессе анализа необходимо изучить факторы изменения величины налогооблагаемой прибыли, суммы выплаченных дивидендов, процентов, налогов из прибыли, размера чистой прибыли, отчислений в фонды предприятия, методика которого наиболее полно разработана Н.А. Русак [17, c.36].
Для анализа используются «Закон о налогах и сборах, взимаемых в бюджет Республики Беларусь», инструктивные и методические указания Министерства финансов, устав предприятия, а также данные отчета о прибылях и убытках, приложения к балансу, отчета о движении капитала, расчетов налога на имущество, на прибыль, на доходы и др.
Нераспределенная прибыль используется в соответствии с Уставом предприятия. За счет ее выплачиваются дивиденды акционерам предприятия, создаются фонды накопления, потребления, резервный фонд, часть прибыли направляется на пополнение собственного оборотного капитала и на другие цели.
В процессе анализа необходимо изучить выполнение плана по использованию нераспределенной прибыли, для чего фактические данные об использовании прибыли по всем направлениям сравнивают с данными плана и выясняют причины отклонения от плана по каждому направлению использования прибыли. В процессе анализа необходимо изучить динамику доли прибыли, которая идет на выплату дивидендов держателям акций предприятия, самофинансирование предприятия (реинвестированная прибыль), фонд социальной сферы, материальное стимулирование работников, и таких показателей, как сумма самофинансирования и сумма капитальных вложений на одного работника, сумма зарплаты и выплат на одного работника. Причем изучать данные показатели надо в тесной связи с уровнем рентабельности, суммой прибыли на одного работника, на один рубль основных, производственных фондов. Если эти показатели выше, чем на других предприятиях, или выше нормативных для данной отрасли производства, то существуют перспективы для развития предприятия.
Важной задачей анализа является изучение вопросов использования средств фондов накопления и потребления. Средства этих фондов имеют целевое назначение и расходуются согласно утвержденным сметам. Фонд накопления используется в основном для финансирования затрат на расширение производства, его техническое перевооружение, внедрение новых технологий и т.д.
Фонд потребления может использоваться на коллективные нужды (расходы на содержание объектов культуры и здравоохранения, проведение оздоровительных и культурно-массовых мероприятий) и индивидуальные (вознаграждение по итогам работы за год, материальная помощь, стоимость путевок в санатории и дома отдыха, стипендии студентам, частичная оплата питания и проезда, пособия при уходе на пенсию и т.д.).
В процессе анализа устанавливается соответствие фактических расходов расходам, предусмотренным сметой, выясняются причины отклонений от сметы по каждой статье, изучается эффективность мероприятий, проводимых за счет средств этих фондов. При анализе использования средств фонда накопления следует изучить полноту финансирования всех запланированных мероприятий, своевременность их выполнения и полученный эффект [17, c.37].
Таким образом, анализ распределения и использования имеет большое значение для оценки эффективности работы предприятия в целом.
1.3. Задачи и методы исследования прибыли
Задачами анализа прибыли являются:
- изучение формирования и структуры прибыли (убытка) от обычной деятельности, абсолютное ее изменение против базового периода;
- обоснование и количественное определение факторов изменения валовой прибыли и прибыли от продаж;
- обоснование и количественное соизмерение факторов изменения прибыли от обычной деятельности, в том числе за счет изменения прибыли до налогообложения; за счет изменения прибыли от продаж; за счет прибыли от внереализационных доходов и расходов; за счет прибыли от операционных доходов и расходов;
- выявление и количественное соизмерение резервов роста прибыли;
- анализ факторов формирования чистой прибыли;
- анализ формирования показателей, обоснование и количественное соизмерение факторов изменения рентабельности продукции и капитала, возможностей ее повышения.
Источниками информации служат: ф. № 2 "Отчет о прибылях и убытках", обороты по счетам 46,47,48,80,81 Главной книги, плановые данные [8, с.100].
В условиях становления и развития рыночной экономики прибыль является основным показателем оценки хозяйственной деятельности предприятий, так как в ней аккумулируются все доходы, расходы, потери и убытки, обобщаются результаты их функционирования. По прибыли можно определить рентабельность, изучить эффективность функционирования субъектов хозяйствования.
Анализ прибыли проводят в целом по предприятию, его хозрасчетным подразделениям, видам (отраслям) деятельности: производству, торговле, общественному питанию, заготовкам и т.п. В процессе анализа изучают выполнение плана и динамику прибыли, измеряют влияние внутренних и внешних факторов на ее размер, а главное, выявляют, изучают и мобилизуют резервы роста чистого дохода. Факторный анализ прибыли ведется с учетом ее формирования. По данным «Отчета по прибылях и убытках» прибыль от реализации продукции определяется вычитанием из выручки от реализации продукции, товаров, работ, услуг себестоимости реализованной продукции, товаров, работ, услуг и расходов на реализацию. Общую сумму прибыли рассчитывают следующим образом: к прибыли от реализации продукции, товаров, работ, услуг добавляют прибыль от реализации основных средств и прочих активов, а также внереализационные доходы и из полученного итога вычитают внереализационные расходы, потери и убытки. Если предприятие получило убыток от реализации продукции, товаров, работ, услуг или основных средств и прочих активов, то он вычитается из общей суммы прибыли.
Следует отметить, что на величину прибыли влияет совокупность многих факторов, зависящих и не зависящих от предпринимательской деятельности или внутренних и внешних [23, c.257].
К группе внешних факторов относятся:
- уровень развития экономики страны в целом;
- меры регулирования деятельности предприятий со стороны государства;
- природные (климатические) факторы, транспортные и другие условия, вызывающие дополнительные затраты у одних предприятий и обусловливающие дополнительную прибыль у других;
- изменение не предусмотренных планом предприятия цен на сырье, продукцию, материалы, топливо, энергоносители, покупные полуфабрикаты; тарифов на услуги и перевозки; торговых скидок; надбавок; норм амортизационных отчислений; ставок арендной платы; минимальной заработной платы; начислений на нее; ставок налогов и других сборов, выплачиваемых организациями;
- нарушения поставщиками, снабженческо-сбытовыми, вышестоящими хозяйственными, финансовыми, банковскими и другими органами государственного управления, затрагивающим интересы организации [4, c.194].
Вторая группа объединяет факторы, непосредственно связанные с результатами деятельности организации, с предпринимательской активностью субъекта, а также обусловленные нарушением организацией государственной дисциплины, эти факторы называются внутренними.
К основным факторам этой группы относятся:
результаты коммерческой деятельности, эффективность заключенных сделок на поставку товаров, объем и структура товарооборота, формы и системы оплаты труда, производительность труда, эффективность основных и оборотных средств, уровень валовых доходов и издержек обращения, размер прочей прибыли и др.
Факторами, связанными с нарушениями хозяйственной дисциплины являются:
нарушение налогового законодательства и действующего порядка установления и применения цен и торговых надбавок;
экономия, полученная в результате недовыполнения необходимых мероприятий по охране труда, улучшению условий труда и техники безопасности, плана текущего ремонта основных фондов, недоиспользование средств по подготовке и повышению квалификации кадров и др.;
экономия, полученная в результате ухудшения культуры обслуживания, сокращения услуг, оказываемых покупателю, и др.;
несоблюдение методов списания безнадежных долгов, принятой методики оценки товарно-материальных ценностей, начисления износа основных фондов и нематериальных активов [4, c.195].
Таким образом, к факторам, не зависящим от деятельности предприятий, относятся изменения государственных регулируемых цен на реализуемую продукцию; влияние природных, географических, транспортных и технических условия на производство и реализацию продукции и др. Под влиянием и тех, и других факторов складывается валовая прибыль предприятий.
Следует также отметить, что систему конечных финансовых результатов предприятий и отраслей народного хозяйства образуют показатели формирования и распределения прибыли, дохода, уровня рентабельности, финансового состояния.
На величину прибыли от реализации продукции влияет состав и размер нереализованных остатков на начало и конец отчетного периода. Значительная величина остатков приводит к неполному поступлению выручки и недополучению ожидаемой прибыли. Остатки нереализованной продукции образуются по следующим причинам: часть готовой продукции закономерно оседает на складе в связи с необходимостью ее комплектации, упаковки, подготовки к отгрузке, выписки расчетных документов. Продукция может не находить сбыта из-за разрыва хозяйственных связей или не пользоваться спросом по другим причинам.
Такое влияние на прибыль остатков готовой продукции на складе имеет место на предприятиях, которые выпускают продукцию, имеющую натурально-вещественную форму. Выполненные работы и оказанные услуги в силу своей специфической формы как товара не могут принимать вид остатков продукции на складе.
Важными же факторами роста прибыли, зависящими от деятельности предприятий, являются: увеличение объемов производимой продукции (в соответствии с договорными условиями); снижение ее себестоимости; повышение качества; улучшение ассортимента; повышение использования производственных фондов; подъем производительности труда.
На основании исследований, проведенных в первой главе дипломной работы, можно сделать следующие выводы.
1. Прибыль – один из основополагающих элементов хозрасчетной деятельности организации. Различают прибыль отчетного периода и прибыль (убыток), остающуюся в распоряжении организации (чистая прибыль). Прибыль, убыток отчетного периода представляет собой сумму финансовых результатов от реализации продукции (товаров, работ, услуг), основных средств, материальных ценностей, нематериальных и прочих активов и прибыль (убыток), полученную от внереализационных операций.
2. Как оценочный показатель прибыль характеризует эффективность использования всех ресурсов предприятия. Являясь конечным результатом деятельности предприятия, прибыль создает условия для его расширения, развития и повышения конкурентоспособности. Наличие прибыли позволяет удовлетворять экономические интересы государства, предприятия, работников и собственника.
3. Прибыль предприятия характеризует конечные финансовые результаты деятельности, размер его денежных накоплений и зависит от объема реализации продукции, от рационального и эффективного использования основных средств, товарных и трудовых ресурсов, от среднего уровня себестоимости.
Информация о работе Пути повышения прибыльности УП «БелАлгир»