Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Мая 2014 в 23:21, курсовая работа
Прибыль - важнейшая экономическая категория, получила новое содержание в условиях современного экономического развития страны, формирования реальной самостоятельности субъектов хозяйствования. Являясь главной движущей силой рыночной экономики, она обеспечивает интересы государства, собственников и персонала предприятия.
Прибыль как экономическая категория отражает чистый доход, созданный в сфере материального производства в процессе предпринимательской деятельности. Прибыль является показателем, который наиболее полно отражает эффективность производства, объем и качество произведенной продукции, состояние производительности труда, уровень себестоимости и является основной целью деятельности любого предприятия.
Введение……………………………………………….………………………....5
1 Понятие и роль прибыли на предприятии……………………………….....7
1.1 Экономическая сущность прибыли и ее функции………………………7
1.2 Виды прибыли, ее формирование………………………………………..8
1.3 Факторы, оказывающие влияние на прибыль………………………….11
1.4 Распределение прибыли и ее использование…………………………..14
1.5 Методика исследования…………………………………………………15
2 Характеристика внутренней и внешней среды ассоциации предпринимателей Костанайской области……………………………………17
2.1 Правовое обоснование деятельности ассоциации…………………….17
2.2 Внутренняя среда ассоциации……………………………………….…19
2.3 Внешняя среда ассоциации…………………………………….……….24
2.4 Анализ формирования прибыли ассоциации………………………….30
2.5 Показатели экономической эффективности деятельности
предприятия……………………………………………………………….…35
3 Пути повышения прибыльности ассоциации……………………………...45
3.1 Рыночные факторы ……………………………………………………..45
3.2 Производственные факторы……………………………………………51
3.3 Расчет прибыли ассоциации на перспективу……………………….…57
3.4 Расчет порога рентабельности и запаса финансовой прочности на перспективу……………………………………………………………….....64
Заключение………………………………………………………………..…68
Список использованной литературы……………………………………....72
Содержание
Введение……………………………………………….………
1 Понятие и роль
прибыли на предприятии……………………
2 Характеристика внутренней и внешней среды ассоциации предпринимателей Костанайской области……………………………………17
2.1 Правовое обоснование деятельности ассоциации…………………….17
2.2 Внутренняя среда ассоциации……………………………………….…19
2.3 Внешняя среда ассоциации…………………………………….……….
2.4 Анализ формирования прибыли ассоциации………………………….30
2.5 Показатели экономической эффективности деятельности
предприятия…………………………………………………
3 Пути повышения прибыльности ассоциации……………………………...45
3.1 Рыночные факторы ……………………………………………………..45
3.2 Производственные факторы……………………………………………51
3.3 Расчет прибыли ассоциации на перспективу……………………….…57
3.4 Расчет порога рентабельности и запаса финансовой
прочности на перспективу…………………………………………………
Заключение……………………………………………………
Список использованной литературы……………………………………....72
Приложения ……………………………………………………………..…..74
Введение
Прибыль - важнейшая экономическая категория, получила новое содержание в условиях современного экономического развития страны, формирования реальной самостоятельности субъектов хозяйствования. Являясь главной движущей силой рыночной экономики, она обеспечивает интересы государства, собственников и персонала предприятия.
Прибыль как экономическая категория отражает чистый доход, созданный в сфере материального производства в процессе предпринимательской деятельности. Прибыль является показателем, который наиболее полно отражает эффективность производства, объем и качество произведенной продукции, состояние производительности труда, уровень себестоимости и является основной целью деятельности любого предприятия.
Многоаспектное значение прибыли усиливается с переходом экономики государства на основы рыночного хозяйства. Дело в том, что коммерческие и некоммерческие предприятия, получив финансовую самостоятельность и независимость, вправе решать, на какие цели и в каких размерах направлять прибыль, оставшуюся после уплаты налогов в бюджет и других обязательных платежей и отчислений.
Поэтому одной из актуальных задач современного этапа является овладение руководителями и финансовыми менеджерами современными методами эффективного управления формированием, распределением и использованием прибыли предприятия. Существенно растет и ответственность за своевременность и качество принимаемых решений. Повышается роль маркетинговых исследований, позволяющих изучать динамику потребностей на рынке товаров и услуг.
В результате процесса перехода экономики нашей страны от планово-централизованной к рыночной появилось большое разнообразие различных предприятий и фирм.
С 27 декабря 1994 года вступил в силу Гражданский кодекс Республики Казахстан, закладывающий правовые основы хозяйствования для субъектов рыночной экономики. В соответствии с классификацией Гражданского кодекса юридическое лицо (в зависимости от цели деятельности) может быть либо коммерческим, либо некоммерческим [1]. Некоммерческие организации не ставят своей целью получение прибыли и распределение ее между участниками. Такие юридические лица вправе заниматься предпринимательской деятельностью лишь постольку, поскольку это необходимо для их уставных целей.
Объектом исследования дипломной работы является Ассоциация содействия предпринимательской деятельности в Костанайской области. Данная организация является некоммерческой. Однако, необходимым условием для осуществления уставных целей ассоциации является получение прибыли. Проблема повышения размера прибыли и ее правильного распределения остается актуальной для ассоциации, так как размер прибыли в период 2006-2009 гг изменялся разнонаправлено, поэтому определение путей повышения прибыли в ассоциации представляется важным для обеспечения ее экономической самостоятельности и устойчивости. Таким образом, предметом исследования является формирование прибыли предприятия и пути ее повышения.
Так как проблема повышения прибыли всегда актуальна для любого предприятия, то выбранная тема также является актуальной.
Целью выполнения данной дипломной работы является расчет показателей эффективности деятельности ассоциации на перспективу.
Для достижения этой цели необходимо решить ряд задач:
- Рассмотреть теоретические
основы прибыли как
- Провести оценку и анализ формирования прибыли ассоциации;
- Разработать мероприятия
по повышению прибыли
- Дать экономическую оценку предложенным мероприятиям.
1 Понятие и роль прибыли на предприятии
Прибыль как экономическая категория отражает чистый доход, созданный в сфере материального производства в процессе предпринимательской деятельности. Результатом соединения факторов производства (труда, капитала, природоохранных ресурсов) и полезной производственной деятельности хозяйствующих субъектов является готовая продукция, которая становится товаром при условии ее реализации потребителю. На стадии продажи выявляется стоимость товара, включающая стоимость прошлого овеществленного труда и живого труда. Стоимость живого труда отражает вновь созданную стоимость и распадается на две части. Первая представляет собой зарплату работников, участвующих в производстве продукции. Ее величина определяется рядом факторов, обусловленных необходимостью воспроизводства рабочей силы. В этом смысле для предпринимателя она представляет часть издержек по производству продукции. Вторая часть вновь созданной стоимости отражает чистый доход, который реализуется только в результате продажи продукции, что означает общественное признание ее полезности.
На уровне предприятия в условиях товарно-денежных отношений чистый доход принимает форму прибыли. Установив цену на продукцию, предприятия реализуют ее потребителю, получая при этом денежную выручку, что не означает получение прибыли. Для выявления прибыли необходимо сопоставить выручку с затратами на производство и реализацию, которые принимают форму себестоимости продукции.
Если выручка превышает себестоимость, финансовый результат свидетельствует о получении прибыли. Предприятие всегда ставит своей целью прибыль, но не всегда ее извлекает. Если выручка равна себестоимости, то удается лишь возместить затраты на производство и реализацию продукции. При затратах, превышающих выручку, предприятие получает убытки – отрицательный финансовый результат, что ставит предприятие в достаточно сложное финансовое положение, не исключающее и банкротство [2. с. 491].
Прибыль как важнейшая категория рыночных отношений выполняет определенные функции.
Во-первых, прибыль, характеризует экономический эффект, полученный в результате деятельности предприятия. Прибыль на предприятии означает, что полученные доходы превышают все расходы, связанные с его деятельностью [3. с.442 ].
Во-вторых, прибыль обладает стимулирующей функцией. Ее содержание состоит в том, что она одновременно является финансовым результатом и основным элементом финансовых ресурсов предприятия. Реальное обеспечение принципа самофинансирования определяется полученной прибылью.
В-третьих, прибыль является одним из важнейших источников формирования бюджетов разных уровней, что позволяет государству выполнять возложенные на него функции [3. с.443].
В условиях рыночной экономики значение прибыли огромно. Стремление к ее получению ориентирует товаропроизводителей на увеличение объема производства продукции, нужной потребителю, снижение затрат на производство. При развитой конкуренции этим достигается не только цель предпринимательства, но и удовлетворение общественных потребностей. Для предпринимателя прибыль является сигналом, указывающим, где можно добиться наибольшего прироста стоимости, создает стимул для инвестирования в эти сферы.
Рассматривая прибыль как экономическую категорию, мы говорим о ней абстрактно. Но при планировании и оценке производственно-финансовой деятельности предприятия, распределении прибыли, оставшейся в распоряжении предприятия, используются конкретные виды прибыли.
В экономической теории и практике в зависимости от метода исчисления оперируют следующими видами прибыли:
Более подробная характеристика данных видов прибыли приведена в таблице 1.
Таблица 1
Виды прибыли
Прибыль | |||||
Экономическая |
Бухгалтерская |
Номинальная |
Реальная |
Минимальная |
Нормальная |
представляет собой разность между полученной выручкой (валовым доходом) и экономическими издержками (явными и неявными, или издержками упущенных возможностей). Источниками экономической прибыли являются: реализация продукции, прочая реализация, внереализа- ционные операции, инновационная деятельность, нестрахуемые риски (изменение рыночной конъюктуры, изменение налогового законодательства, освоение новых товарных рынков, наличие инфляционных процессов в национальной экономике и т.д.). |
это разность между полученной выручкой (валовым доходом) и бухгалтерскими (явными) издержками. Источниками бухгалтерской прибыли являются: реализация продукции, прочая реализация, внеареализа-ционные операции |
характеризует фактически полученный размер прибыли. Она соответствует величине чистой прибыли. |
это номинальная прибыль, скорректи-рованная на уровень инфляции. |
это минимальный доход (или плата), необходимый для удержания предпринима-теля в определенной отрасли. Она представляет собой соответству-ющий процент на вложенный капитал, который различается в зависимости от вида деятельности. |
нормальная и максимальная связаны с планируемым объемом производства; достижение каждой означает, что предприятие находится в зоне безубыточнос-ти либо прибыльностиЕсли получаемая прибыль меньше нормальной, то наблюдается «бегство» капитала из неприбыльной отрасли, если больше нормальной, то происходит прилив капитала в прибыльную отрасль. |
Основные показатели прибыли:
Рисунок 1. Схема формирования прибыли
Балансовая прибыль (убыток) включает три основных элемента: прибыль (убыток) от реализации продукции, выполнения работ, оказания услуг; прибыль (убыток) от реализации основных средств, их прочего выбытия, реализации иного имущества предприятия; финансовые результаты от внереализационных операций.
Прибыль от реализации продукции(работ, услуг)- это финансовый результат, полученный от основной деятельности предприятия, которая может осуществляться в любых видах, зафиксированных в его уставе и не запрещенных законом. Рассчитывается как разность между выручкой от реализации (без НДС и акцизов) и затратами на производство и реализацию.
Прибыль (убыток) от реализации основных средств и иного имущества предприятия представляет собой финансовый результат, не связанный с основными видами деятельности предприятия. Он отражает прибыль (убыток) от прочей реализации, к которой относится продажа на сторону различных видов имущества, числящегося на балансе предприятия, за вычетом связанных с этим затрат.
По мнению профессора Н.А.Сафронова финансовые результаты от внереализационных операций – это прибыль (убыток) по операциям различного характера, не относящимся к основной деятельности предприятия и не связанным с реализацией продукции, основных средств, иного имущества предприятия, выполнения работ, оказания услуг [2. с. 492-493].
Валовая прибыль включает в себя два элемента – налогооблагаемая и не облагаемая налогом прибыль.
Налогооблагаемая прибыль равна прибыли за отчетный год минус налог на недвижимость (он рассчитывается от остаточной стоимости основных фондов по годовой ставке 1%) и минус налог на доходы (от части прибыли, облагаемой налогом на доходы). Ставки налога на доходы дифференцированы по видам деятельности.
Льготируемая (не облагаемая налогом) прибыль - это прибыль, освобождаемая от уплаты налога на прибыль (прибыль, полученная от мероприятий, направленных на ликвидацию последствий от аварии на ЧАЭС; прибыль производственных мастерских, опытно-экспериментальных предприятий и предприятий учебных заведений, полученная в процессе практического обучения студентов и учащихся; прибыль предприятий, использующих труд инвалидов, если их численность составляет не менее 50% среднесписочного состава промышленно-производственного персонала, и т.д.).