Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Июня 2012 в 07:17, дипломная работа
Цель исследования состоит в многоаспектном анализе миротворческой роли ООН в урегулировании международных конфликтов на современном этапе, а также в определении ее вклада в процесс урегулирования международных кризисов и конфликтов.
В соответствии с этой целью в исследовании были поставлены следующие задачи:
• Проследить процесс зарождения потребности в универсальной организации, являющейся гарантом международного мира и стабильности, проанализировать эволюцию ее становления.
• Изучить и обобщить позиции ученых по рассматриваемой проблеме.
• Исследовать методы и инструменты, применяемые ООН для решения конфликтных ситуаций.
• Проанализировать деятельность ООН в урегулировании международных конфликтов на примере арабо-израильского, руандийского, иракского конфликтов.
• На основании рассмотренных в Совете Безопасности конфликтных ситуаций, дать оценку деятельности СБ ООН и взаимоотношениям постоянных членов данного Совета.
• Определить роль ООН в поддержании баланса сил на международной политической арене.
• Обосновать необходимость реформирования ООН, и в частности СБ ООН, в соответствии с меняющейся международной ситуацией.
• Проанализировать основные факторы, снижающие эффективность деятельности ООН.
ВВЕДЕНИЕ 2
Глава I. ООН КАК МЕХАНИЗМ РЕГУЛИРОВАНИЯ В МИРЕ 5
1.1 История создания ООН (Опыт Лиги Наций) 5
1.2 Устав, функции и органы ООН 14
1.3 ООН как основной механизм достижения и поддержания международной стабильности и мира 24
Глава II. ХАРАКТЕРИСТИКА ОПЕРАЦИЙ ОРГАНИЗАЦИИ ОБЪЕДИНЕННЫХ НАЦИЙ ПО ПОДДЕРЖАНИЮ МИРА 28
2.1 Операции ООН по поддержанию мира и безопасности 28
2.2 Глобальность операций ООН по поддержанию мира 36
2.3 Значение операций ООН по поддержанию безопасности в мире 40
Глава III. МЕСТО ООН В ГЛОБАЛЬНОЙ СИСТЕМЕ БЕЗОПАСНОСТИ 43
3.1 Система регулирования коллективной безопасности 43
3.2 Мировые и региональные соглашения о разоружении и нераспространении 63
3.3 Роль региональных организаций в обеспечении международной безопасности 67
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 70
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 72
Переговоры в принципе
могут вестись, и, как это часто
бывает на практике, ведутся с позиции
силы, когда один из участников диктует
свои условия другому и использует
различные методы принуждения. Однако
из наличия общих и
Региональные
соглашения и организации играют
важную роль в реализации идей и
принципов, заложенных в Уставе ООН
и лежащих в основе современного
международного права. Сам Устав
ООН и Резолюции Генеральной
Ассамблеи уделяют большое
Важную роль с точки зрения обеспечения региональной и международной безопасности играют соглашения в области разоружения и нераспространения оружий массового поражения и стратегического ядерного оружия.
Разоружение – давняя мечта
прогрессивных умов человечества. После
Второй мировой войны эта идея
нашла свое отражение во многих универсальных
и региональных международно-правовых
актах. Некоторые международные
правоведы даже склонны к выделению
концепции разоружения в
Устав ООН уполномочил
Генеральную Ассамблею «
Принципиальная основа разоружения
нашла свое отражение в ряде резолюций
Генеральной Ассамблеи, а также
в договорах и иных международных
актах. Первой была Резолюция Ассамблеи
1959 г., касавшаяся всеобщего и полного
разоружения как конечной цели. Эта
резолюция была инициирована СССР.
Другим примером декларированной приверженности
стран к всеобщему разоружению
служит одобренное Ассамблеей Совместное
заявление правительств СССР и США
1962 г., предполагающее всеобщее разоружение
посредством следующих
роспуск вооруженных сил, ликвидация военных учреждений и вооружений;
уничтожение и прекращение производства оружия массового уничтожения и средств его доставки;
упразднение органов военного
руководства и прекращение
прекращение расходования средств на военные цели19.
К сожалению ни Резолюция
ни Совместное заявление правительств
не нашли своей реализации из-за
военно-политических амбиций ведущих
стран в условиях набирающей мощь
Холодной войны. Нереальность полного
разоружения стала очевидной
уже в 1960-е годы. Государства нуждались
в вооруженных силах для
Учитывая невозможность
полного разоружения, во главу угла
встал вопрос о сокращении вооружений
и нераспространении
Соглашения по запрещению применения и нераспространению ядерного оружия
Начиная с 1961 г. Генеральная
Ассамблея ООН приняла ряд
резолюций, запрещающих применение
ядерного оружия и иных видов оружия
массового поражения. Также был
заключен ряд соглашений между СССР
и США – Соглашение об уменьшении
опасности возникновения
Важной вехой было заключение в 1963 г. Московского договора о запрещении испытаний ядерного оружия в атмосфере, в космическом пространстве и под водой, в котором участвует большинство государств. Готовится полное запрещение испытаний, что очень важно с точки зрения избежания совершенствования ядерного вооружения.
С 1968 г. действует договор о нераспространении ядерного оружия, к которому подключилось большинство стран мира. Договор обязывает ядерные державы не продавать ядерное оружие другим странам и предписывает последним воздерживаться от разработки программ производства ядерного оружия. Перед заключением договора Совет Безопасности ООН принял резолюцию о гарантии безопасности, согласно которой агрессия с применением ядерного оружия против неядерного государства, вызовет немедленные действия со стороны Совета, и прежде всего его постоянных членов21.
К сожалению, авторитет этого договора значительно подорвался после того, как Индия и Пакистан реализовали национальные программы по производству ядерного вооружения.
Существует ряд международных
соглашений по нераспространению неядерных
видов оружия массового поражения,
таких как химическое, биологическое
и бактериологическое. Особое место
среди этих договоров занимает Конвенция
о запрещении разработки, производства
и накопления запасов бактериологического
(биологического) и токсинного оружия
и об их уничтожении 1972 г. Экологическим
средствам и методам ведения
войны посвящена Конвенция о
запрещении военного или любого враждебного
использования средств
Важную роль с точки
зрения обеспечения ядерной
Важную роль в отношении нераспространения играют договора о демилитаризованных зонах, к коим относятся Антарктида, в которой размещение и испытание ядерного оружия было запрещено в соответствии с Договором об Антарктике 1959 г. Использование ядерного оружия также запрещено в космическом пространстве (Договор по космосу 1967 г.), на Луне и других небесных телах (Соглашение о деятельности государств на Луне и других небесных телах 1979 г.).
Ограничение стратегических и обычных вооружений
Ограничение стратегических вооружений (ОСВ) является одним из основных направлений обеспечения международной безопасности. Основная роль в этом процессе изначально принадлежит двум супердержавам второй половины XX столетия – США и СССР, после развала которого это место заняла Россия.
В 1972 г. между этими двумя странами были заключены соглашения, известные как ОСВ-1. Эти соглашения включали Договор об ограничении систем противоракетой обороны (ПРО) и Временное соглашение о некоторых мерах в области ограничения стратегических наступательных вооружений. Договор о ПРО ограничил количество районов размещения противоракетных систем до двух в каждой стране. В 1974 г. стороны подписали Протокол, ограничивающий число районов ПРО до одного.
Временное соглашение 1972 г. ввело ограничения в отношении числа пусковых установок стратегических наземных и подводных баллистических ракет. Срок действия Соглашения ограничивался 5 годами, но по его истечению стороны заявили о том, что они будут соблюдать его положения и в дальнейшем.
В 1979 г. был подписан Договор о об ограничении стратегических наступательных вооружений (ОСВ-2), который прошел трудный и долгий путь ратификации. Стороны периодически заявляли об отказе ратифицировать этот документ. В результате лишь в 1996 г. Договор был ратифицирован Сенатом США, и в 2000 г. Государственной Думой РФ. Договор предусматривает ограничение каждой стороной числа своих стратегических ракет количеством в 2400 единиц, а также ограничение числа пусковых установок и тяжелых бомбардировщиков. Протокол к договору запрещал развертывание мобильных межконтинентальных ракет и содержал ряд других ограничений.
Другим важным договором на пути ограничения вооружений стал подписанный в 1987 г. между СССР и США Договор о ликвидации ракет средней и меньшей дальности. Договор предусмотрел ликвидацию целого класса ядерных вооружений, что является уникальным фактом в деле обеспечения международной безопасности.
Сокращение обычных видов вооружений только начинает осуществляться и притом довольно медленно. Наиболее существенным достижением в этой области является Договор об обычных вооруженных силах в Европе, подписанный в Париже в 1990 г. 22 государствами. Им предусмотрено значительное сокращение наземных и воздушных сил. Ряд постановлений посвящен довольно активной инспекции22.
Меры усиления доверия
Меры укрепления доверия
в качестве института права международной
безопасности представляют совокупность
норм, регламентирующих военную деятельность
государств посредством установления
мер информационного и
Как юридический, этот институт
начал оформляться в 60-70гг. принятием
ряда соглашений, нормы которых имеют
своей целью устранить
Особое внимание надо обратить на двусторонние договоры и соглашения, в которых меры укрепления доверия занимают главное место (Соглашение между СССР и США об уведомлениях о пусках межконтинентальных баллистических ракет подводных лодок 1988г. и др.)
Меры укрепления доверия
разрабатываются и
В Заключительный акт СБСЕ 1975г. был включен Документ по мерам укрепления доверия и некоторым аспектам безопасности и разоружения.
Чтобы поддерживать безопасность, участникам нужно постоянно контактировать между собой (посещение авиабаз, обмены и контакты ученых, военных).
Институт мер укрепления
доверия имеет неразрывную
Наряду с этим определенную роль играет неприсоединение. Это, с одной стороны, внешнеполитический курс государства, не участвующего в каких бы то ни было военных блоках, а с другой, - совокупность норм, определяющих конкретные обязательства государств в области : проведения независимого политического курса, поддержание антиколониальной борьбы, всяческое содействие международному миру.24
VIII Глава Устава ООН
гласит о региональных
К числу региональных организаций
можно отнести такие структуры,
как Организация Американских Государств
(ОАГ), Организация Африканского Единства
(ОАЕ), Лига Арабских Государств (ЛАГ), Содружество
Независимых Государств (СНГ) и др.
Все эти организации
С точки зрения особенностей регулирования вопросов международной безопасности региональными организациями интересно рассмотреть пример ОБСЕ.
В Будапештском документе 1994 г., трансформировавшем Совещание в Организацию в ОБСЕ говорится о цели данного преобразования, которой «явилась увеличение вклада СБСЕ в безопасность, стабильность и сотрудничество региона СБСЕ с тем, чтобы оно играло центральную роль в развитии пространства общей безопасности, основанной на принципах Хельсинского Заключительного Акта»25.
Концепция безопасности, разработанная ОБСЕ основывается на уделении большего внимания превентивной дипломатии, расширение содержания принципов и развитии способности урегулирования конфликтов и кризисных ситуаций, а также миротворчества и постконфликтного восстановления; упрочнении безопасности и стабильности путем контроля над вооружениями, разоружения, развития мер доверия26.
Концепция ОБСЕ в области безопасности получила дальнейшее развитие в принятом в 1994 г. Кодексе поведения по военно-политическим аспектам безопасности. Кодекс разработал следующие положения:
Было подчеркнуто утверждение о том, что безопасность неделима, т.е. безопасность каждого государства неразрывно связана с безопасностью остальных. Участники обязались не укреплять свою безопасность за счет безопасности других.