Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Июня 2015 в 19:58, шпаргалка
Работа содержит ответы на вопросы для экзамена по дисциплине "Международная политика".
61. Чем теоретическое
изучение международных
Постоянное изучение международных
отношений началось в 20-х гг. прошлого
века с образованием в 1918 г. в Уэлльсском
университете в г. Эйберсвит (Великобритания)
кафедры истории и теории международных
отношений. В дальнейшем подобные кафедры
открылись и в других университетах Европы
и США. Мощным стимулом к началу систематического
изучения международных отношений стала
Первая мировая война.
Развитие европейской науки о международных
отношениях поначалу шло вполне успешно,
но пришедшие к власти в 20–30-е гг. ХХ в.
в Италии, Германии и других странах фашистские
или профашистские режимы затормозили
этот процесс; исследования становятся
политически ангажированными, сближаются
с пропагандой. По мере усиления межгосударственных
противоречий в Европе в 30-е гг. ХХ в. и,
особенно, в период Второй мировой войны,
эта тенденция задела и демократические
страны Старого и Нового Света. Испытав
на себе губительное влияние тоталитаризма,
многие европейские ученые-международники
уехали в США, где существовали наилучшие
условия для работы. Эта «утечка умов»
из Европы позволила американским школам
уже в 40-е гг. ХХ в. выйти на лидирующие
позиции в мире, которые они сохранили
за собой и по сей день. Отметим, что успеху
американской науки способствовала и
ведущая роль США в мировых делах на протяжении
почти всего новейшего времени.
Представления о природе, движущих силах
и характере международных отношений
в наиболее общем плане распадаются на
четыре направления – классический реализм/неореализм,
либерализм/неолиберализм, марксизм/неомарксизм
и постструктурализм (постмодернизм).
Несмотря на различные, порой противоположные
подходы к изучению своего предмета, данные
направления в конечном итоге решают общую
задачу, которая связана с поиском путей
выживания или укрепления позиций национального
государства в условиях быстроменяющейся
международной обстановки. Специалисты
пытаются выявить те процессы и явления,
которые могут нанести наибольший вред
государству, одновременно решая вопрос
о том, какой тип ресурсов на данный момент
является определяющим для укрепления
его позиций, на чем политическим лидерам
нужно сосредоточиться в своей внутренней
и внешней политике, а чем можно пренебречь.
Большое значение общетеоретической
подготовки правящего класса обусловлено
тем, что планируемый внешнеполитический
шаг до его реализации на практике невозможно
воспроизвести экспериментально. Уровень
же этой подготовки тесно связан с признанием
принципа единства законов бытия; когда
законы естествознания, общества и международных
отношений образуют в сознании лидеров
единую картину мира, внешнеполитическое
мышление становится дальновидным и последовательным,
а проводимый внешняя политика своевременно
находит эффективный курс и удерживает
его, невзирая на тактические трудности.
Вероятно, главным признаком эффективности
внешней политики государства является
эквивалентный и справедливый характер
его ресурсного обмена с внешним миром; отметим,
при этом, что оценка этой эквивалентности
всегда очень субъективна, поскольку зависит
от интеллектуальных характеристик субъектов
международных отношений.
62. Роль научных
исследований и разработок во
внешнеполитическом
В рамках внешнеполитического
планирования можно выделить следующие
виды аналитической работы: академические
исследования в области социальных дисциплин,
направленные на конструирование теорий
общественного развития и их верификацию
на основе определенной методологии. Академические
исследования, как правило, занимают большие
промежутки времени и строятся не только
на текущем, но и на историческом материале.
Их непосредственное использование в
процессе принятия решений бывает затруднено.
политический анализ, т.е. различные формы
объективной и идеологически нейтральной
исследовательской работы, необходимые
для углубленного понимания хода тех политических
событий, которые интересуют политические
круги. Анализ предполагает и выбор того
или иного варианта действия, очерчивание
круга альтернатив. Политический анализ
имеет определенный формат: он непременно
должен быть информационно насыщен и «привязан»
к тому или иному политическому решению,
вследствие чего большое значение имеет
фактор времени2. В рамках этого типа можно
выделить: а) «исследовательский анализ».,
отличающийся четким теоретическим фундаментом,
наличием обобщений, стратегической направленностью
и системностью выводов; б) «быстрый анализ»,
встраиваемый в контекст более широких
мероприятий и основанный на прагматическом
понимании того факта, что лица, принимающие
решения, нуждаются в максимально быстром
получении аналитической информаци
важно, чтобы итоговый интеллектуальный
продукт имел влияние (прямое или косвенное,
формализованное или неформальное) на
-процесс принятия внешнеполитических
Во-вторых, существует интеллектуальное «измерение» поднимаемой проблемы. Оно состоит в формировании «мозговыми центрами» и планирующими инстанциями того интеллектуального климата в обществе, на фоне которого протекает процесс принятия решений. Под интеллектуальным климатом мы понимаем совокупность норм, оценок, суждений, подходов, представлений о том, как и какие решения в области внешней политики должны приниматься правительством. Этот климат воздействует на политическую элиту через множество инстанций и с помощью множества политических инструментов, и нам важно проследить, какую роль играют неправительственные организации, в том числе экспертно-аналитические, в плане,, изменения этого климата, если он неблагоприятен для той или иной части политической элиты.
Одна из важнейших функций политического деятеля - умение выбирать из нескольких альтернатив. Политик высокого ранга, как правило, живет ж обстановке "полифонии", столкновения и борьбы различных трактовок одной и той же проблемы. Каждая из противоположных сторон во время публичных дискуссий использует научные аргументы. Однако при этом ни одна из теорий в общественных дисциплинах не может быть, признана исчерпывающей, окончательной и универсальной. Мнения и рекомендации ученых, как правило, относительны, они. обусловливаются и оговариваются множеством побочных факторов. Абсолютной гарантии успеха не может дать ни один "мозговой центр", даже самой высокой квалификации. Научное знание по своей природе гипотетично и поэтому может оказаться ошибочным и опровергнутым.
Значит ли это,. что общественные науки не нужны для политического процесса? Ни в коей мере. Профессиональное экспертное знание может, во-первых, снабдить политиков данными, то есть информацией для принятия решений; во-вторых, продиагностировать их политический курс; и в-третьих, предложить новые перспективы. Экспертиза помогает политикам более грамотно и взвешенно принимать решения, то есть делать выбор в условиях наличия нескольких альтернатив не вслепую, не наугад, а на основе определенного набора рациональных аргументов. В то же время оценка того, насколько сильны и убедительны эти аргументы, делается в конечном итоге, самими политическими лидерами, ибо они несут прямую политическую ответственность за предпринимаемые шаги.
Гуманитарные науки., таким образом., в состоянии повысить качество политических решений, но не являются абсолютной гарантией этого качества. Эксперты могут искренне ошибаться или заблуждаться, их положения могут быть спорными, а область практического применения предложений ограничена соответствующими временными и пространственными рамками.
63. Методы прикладных
международно-политических
«методологическое оснащение
современного политического анализа включает:
— общие принципы формирования исследовательской
стратегии, правила определения проблемы,
объекта и предмета, постановки целей
и задач исследования, операционализации
понятий и выдвижения гипотез. Данные
позиции фиксируются на программном уровне
любого политико-аналитического исследования;
— совокупность методов сбора информации,
ее тестирования в соответствии с определенными
критериями;
— количественные (формализованные) и
качественные (содержательные) методы
анализа данных;
— аналитические стратегии, формируемые
различными парадигматическими подходами
к пониманию политики и политической науки»
.
Последовательное использование исследовательских
процедур на частнонаучном уровне естественно
базируется на выборе общефилософских
и общенаучных методов. Так, чтобы применить
одно из направлений к прикладным исследованиям,
необходимо проанализировать приложение
того или иного метода именно к международным
исследованиям.
Для международных отношений примером
может служить оценка политических реалий
на межгосударственном уровне с использованием
средств системного подхода. В наиболее
близкой к классической форме вести изучение
международных отношений посредством
этого подхода предложил отечественный
ученый А. Д. Воскресенский . Этим исследователем
предложена концепция многофакторного
равновесия с использованием разработанных
Д. Истоном и Т. Парсонсом моделей применения
системного подхода к социальным политическим
исследованиям. А. Д. Воскресенским предложено
использовать в качестве уровней анализа
международную систему и национальные
государства. Взаимоотношения между последними
формируются благодаря балансу интересов,
влияющих как на их внутренне состояние
(государственную систему), так и на состояние
среды (международной системы). Взаимодействие
со средой осуществляется посредством
тех же «входов» и «выходов».
Развивая инструментарий системного подхода
применительно к мировой политике, отечественный
ученый М. А. Хрусталев выделяет три уровня
анализа: элементы системы, внутренняя
структура (связи между элементами), внешняя
структура (связи со средой) . Этим исследователем
выделяются основные субъекты, или элементы
системы, международных отношений, при
доминировании национальных государств,
к ним отнесены религиозные организации,
транснациональные корпорации. Определены
типы международных связей по направленности
(конфронтационные, кооперативные и нейтральные)
и по содержанию (политические, военные,
экономические, правовые, идеологические,
культурные и научные). Неравнозначность
влияния отдельных государств на мировую
политику приводит к необходимости делать
корректировки в зависимости от исследуемого
периода. Выделено взаимное расположение
государств в общей структуре системы
международных отношений, предполагающее
существование ядра (в составе государств,
входящих в Организацию экономического
сотрудничества и развития), полупериферии
(динамично развивающиеся страны Азиатско-Тихоокеаского
региона и экспортеры нефти), периферии
(Бразилия, Индия, Китай, Россия, а также
ряд Латиноамериканских государств) и
«черная дыра мирового сообщества» (в
основном государства черной Африки).
В системе международных отношений выделено
три уровня регулирования мировой политики:
морально-этический, правовой и институциональный.
Применение в международных политических
исследованиях традиционных качественных
методов было продемонстрировано Р. Ароном
с использованием историко-социологического
метода. Этим теоретиком политического
либерализма были проанализированы основные
характеристики международных отношений
и выявлены закономерности в развитии
общества. Выделив четыре уровня концептуализации
международных отношений, Р. Арон основное
значение отводит теории, социологии,
истории и праксиологии (реализация ценностей
в человеческой жизни) , таким образом
формулируя методологический аппарат
для последующих исследователей. Применяя
свой подход к исследованию международной
системы, этот французский ученый смог
предопределить большое количество грядущих
изменений в мировой политике, начиная
с краха коммунистической идеологии, перехода
к постиндустриальному обществу и заканчивая
изменением значения суверенитета в национальных
государствах. Прогностические возможности
этого метода до сих пор не подвергаются
пересмотру и ведут к его использованию
в теоретическом анализе международных
реалий.
Использование историко-описательного
подхода в международных исследованиях
было наиболее полно представлено теоретиком
политического реализма Г. Моргентау.
Этот ученый четко отделяет политическое
действие от остальных сфер человеческой
жизни и утверждает, что мораль находится
в противоречии с поведением государств
на мировой арене .
Введение в политические исследования
контент-анализа связано с именем американского
политолога Г. Лассуэлла, который впервые
задействовал этот метод при изучении
речей политических лидеров, учебной и
научной литературы Германии 1920–1940-х
гг., а затем и Советского Союза . Детальный
анализ текстов позволил сделать исследователю
большое количество подтвержденных временем
выводов.
Итак, в международных исследованиях выработан обширный методологический аппарат, способствующий проведению различных типов теоретических и прикладных исследований. Выбор конкретных исследовательских подходов и процедур в значительной мере зависит от объекта и предмета исследования, однако стоит заметить, что для получения точных результатов необходимо прибегать к комбинированию методов.
64. «Мозговые тресты»
в Западной Европе и США: их
роль и эволюция как
Первый этап становления негосударственных
структур организации научно-идеологического
сообщества начался в США в первые годы
ХХ века. Именно тогда сформировались
принципы их взаимодействия с внешнеполитическими
органами государства. Администрация
Т. Рузвельта (1901-1908) сформировала свой
курс на внешнеэкономическую и внешнеполитическую
экспансию под сильным влиянием близких
к ней интеллектуалов – политических, экономических
и военных теоретиков, которых она начала
на постоянной основе привлекать к подготовке
государственных решений2. Экономический бум в США в начале
ХХ в. был стимулом такой политики. Картелизация
и трестификация национальной экономики
привели к появлению транснациональных
корпораций (ТНК) первого поколения, что
способствовало развитию отношений неформального
симбиоза между крупными компаниями и
государством. Эксперты, привлеченные
к разработке идейных основ политического
курса, должны были формулировать концепции,
не противоречащие задачам бизнеса и государства.
В этих условиях и возникли первые государственные
и негосударственные структуры организации
экспертно-идеологического сообщества3.
В 1910-1920-х годах полутеневые отношения
прямого лоббирования интересов бизнеса
в сфере американской внешней политики
через систему неформальных контактов
в конгрессе, сенате и администрации дополнились
формированием официальных институционализированных
элементов системы экспертно-идеологического
воздействия. Это взаимодействие расширилось
после Первой мировой войны. Требовались
новые концепции, обосновывающие расширение
государственной нешнеполитической поддержки
интересов американского бизнеса, и структуры,
способные формулировать соответствующие
идеи, распространяя их среди элит и в
общественном сознании. При этом такие
организации должны были обладать формальной независимостью от
государства. Сложилось два типа негосударственных
структур экспертного сопровождения внешнеполитического
процесса.
Первый –
В 1910 г. в качестве исследовательской организации
был основан Фонд Карнеги за международный
мир (Carnegie Endowment for International Peace), одним из
важнейших направлений деятельности которого
стала организация исследований по вопросам
внешней политики США и международных
отношений5. В 1916 г. был создан Институт
Брукингса (Brookings Institution)6. Оба эти центра до сегодняшнего
дня остались в ряду наиболее влиятельных
научно-аналитических центров Соединенных
Штатов.
Уже в работе первого поколения американских
«мозговых трестов» обозначились идеологические
ориентации. Их позиции тяготели к различным
версиям либерального универсализма.
Многие из первых «трестов» стали поборниками
наднационального регулирования международных
отношений как способа поддержания мира.
Некоторые, как, например, созданный в
1924 г. Институт мировых отношений (Institute
of World Affairs), выступавший за расширение
полномочий Лиги Наций, даже объявили
разработку мер по предотвращению применения
силы в международных отношениях приоритетным
направлением своей деятельности7.
С одной стороны, негосударственные «мозговые
тресты» дублировали деятельность государственных
аналитических структур, обеспечивая
разработку альтернативных вариантов
внешней политики США. С другой – аналитические
центры формировали новые направления
поиска. Они создавали систему координат,
в которой развивались и позиции официальных
экспертов, а также выражали мнения, которые
не могли быть сформулированы на правительственном
уровне.
Второй тип структур
организации экспертного сообщества – советы
и ассоциации. Эти негосударственные организации
созданы для согласования при содействии
ученых внешнеэкономических и внешнеполитических
интересов бизнеса и государства. Как
правило, они сочетают эти функции с работой
в качестве собственно «мозговых центров»
или создают аналитические центры как
свои дочерние подразделения. Советы и
ассоциации проводят публичные и закрытые
дискуссии среди экспертов, политиков,
крупных государственных чиновников и
бизнесменов. Они организуют исследования
по актуальным вопросам и ведут издательскую
деятельность. Первыми и наиболее влиятельными
структурами такого рода стали созданная
в 1918 г. Американская внешнеполитическая
ассоциация (Foreign Policy Association)8 и сформированный в 1921 г. Совет
по международным отношениям (Council on Foreign
Relations)9.
В отличие от обычных «мозговых центров»
советы и ассоциации не только вырабатывают
концепции, закладывая их в издаваемую
ими продукцию и периодическую печать,
но и стремятся использовать свою структуру
для их внедрения в политическую практику.
Советы и ассоциации можно считать своего
рода биржами идейно-
За прошедшие годы сложилось несколько
механизмов финансирования «мозговых
центров»: (1) деньги на исследовательские
проекты, (2) доходы от публикаций и периодических
изданий, (3) поступления от другого рода
мероприятий. Первую группу средств образовывали
пожертвования крупных компаний, банков
и частных лиц, осуществлявшиеся как напрямую,
так и через ассоциированные с ними благотворительные
фонды. Этот путь был менее прозрачен,
и его предпочитали чаще. Вторая часть
денег могла поступать из государственного
бюджета США – если речь шла о плате за
аналитические разработки, подготовленные
по заказам Администрации, Госдепартамента
или Конгресса, Министерства обороны,
разведывательных структур. Наконец, третья
наименее значимая составляющая образовывалась
благодаря редакционно-издательской деятельности
соответствующей организации.
После Второй мировой войны
американское лидерство в сфере политической
аналитики сохранилось и многократно
укрепилось. Для этого имелись серьезные
политико-экономические основания. Во-первых,
США превратились в главного экономического
и военного гиганта Запада. Вступив в конфронтацию
с СССР, они объявили себя всемирным защитником
либерально-демократических ценностей
и принципов рыночной экономики. Во-вторых,
в конце 1940-х – начале 1950-х годов ведущие
американские корпорации и банки начали
новую волну внедрения на европейский
рынок, став важными участниками восстановления
экономики Западной Европы. Этот процесс
сопровождался превращением многих американских
корпораций и банков в транснациональные – развитием
зарубежных филиалов, направлением прямых
инвестиций.
В-третьих, возникшая система военно-политических
связей в рамках НАТО и экономического
сотрудничества стала гарантией устойчивости
связей США с Западной Европой, затем – с
Японией, а позже и с немалой частью несоциалистической
части мира.
Многие из «мозговых центров» в Западной Европе и Японии находились в отношениях ассоциированного партнерства с ведущими американскими центрами. Последние принимали западноевропейских и японских специалистов на стажировки или сами поставляли им кадры и литературу. Практиковались совместные проекты.
С конца 1960-х годов стала заметна
транснационализация экспертно-идеологической
работы – прежде всего и главным образом
в рамках Запада. Уже в 1950-х годах специалисты
из США принимали участие в работе научно-идеологических
центров других стран Запада, а к разработкам
американских «мозговых трестов» привлекались
эксперты из Великобритании и других стран
Западной Европы. Во второй половине 1960-х
появились негосударственные политико-аналитические
структуры, не только объединившие в себе
экспертов и идеологов из различных стран
Запада, но и не привязанные в своей работе
к какому-либо одному государству. Их целью
была разработка прогнозов и стратегий
развития всего человечества – именно
так интерпретировали свои разработки
их авторы.
Одним из первых и наиболее знаменитым
транснациональным «мозговым центром»
стал созданный в 1968 г. Римский клуб13. Он объединил экспертов из
США и Западной Европы и сочетал в себе
многие черты международного «мозгового
центра», ассоциации, неправительственной
организации. По сути, он стал первым вненациональным научно-
Информация о работе Шпаргалка по дисциплине "Международная политика"