37. Цели и средства
во внешней политике государств.
Цели внешней политики
Сущность внешней политики
определяется целями, которые она
ставит перед собой, и средствами
их достижения, что зависит от
многих обстоятельств: социально-политического
устройства государства, формы правления,
политического режима, уровня социально-экономического
развития, участия в международных
организациях и прежде всего
военно-политических блоках, политической
динамики государства, уровня политической
культуры и т.д. Традиционными целями
внешней политики государства можно назвать:
повышение материального и духовного
уровня жизни населения, экономического
и политического могущества государства;
обеспечение безопасности государства,
его национального суверенитета и территориальной
целостности; недопустимость вмешательства
во внутренние дела извне; повышение престижа
и роли государства в международных отношениях;
защита определенных политических и экономических
позиций во внешнем мире. Все перечисленные
цели тесно взаимосвязаны между собой.
Успешная реализация каждой из них способствует
благоприятным условиям реализации всех
остальных.
Цели внешней политики весьма разнообразны.
И в современных условиях их формулирование
и разработка обусловлены различными
обстоятельствами: социально-политическим
устройством страны, формами правления,
уровнем развития экономики, союзами с
другими государствами. В зависимости
от этих факторов можно выделить несколько
групп целей внешнеполитической деятельности
современных государств. Это - обеспечение
национальной безопасности; возрастание
экономического и политического могущества
государства; укрепление его международных
позиций.
Укрепление национальной безопасности
– одна из важнейших задач государства.
В периоды наибольшей угрозы национальной
безопасности государства обычно подчиняют
все другие цели обеспечению своей безопасности
с тем, чтобы создать эффективные гарантии
от любой внешней угрозы. В истории государств
немало примеров, иллюстрирующих эту закономерность.
Классическим примером является Великая
Отечественная война СССР против гитлеровского
фашизма.
Отстаивание национальных интересов тесно
связано с обеспечением оптимальных условий
функционирования государства.
Важной задачей государства
является создание позитивного
международного имиджа, престижа
и прочных международных позиций
среди государств мирового сообщества.
Средства внешней
политики
Существенным элементом процесса
внешнеполитической деятельности является
выбор средств и оценка их результативности.
Выбор средств внешней политики обычно
свидетельствует о ее рациональности
и эффективности. Осуществляя внешнюю
политику, государство обычно применяет
многие средства. Сгруппировать их можно
по основным сферам жизнедеятельности
общества: информационно-пропагандистские
средства, политические, экономические,
военные.
Информационно-пропагандистские
средства (или идеологические) играют
важную роль в адаптации государства
к сложным полииерархическим
международным структурам в области
средств массовой информации, деятельности
культурных центров и др. В
международных системах пропагандистские
средства проявляются скрытно
и неравномерно в зависимости
от международной обстановки. Политические
средства внешней политики используются
прежде всего в целях дипломатических
отношений. Дипломатия осуществляется
в форме переговоров, переписки, повседневного
представительства государства за границей,
участия в международных организациях.
Экономические средства
внешней политики подразумевают
использование экономического потенциала
данной страны как для решения внутренних
проблем, так и для воздействия на политику
иных государств. Экономическая мощь страны
является особо важным средством внешней
политики, определяющим позиции и место
государства в мировом сообществе. Государство,
обладающее сильной экономикой, имеет
и прочные международные позиции. Важными
средствами внешней политики являются
также сырьевая база государства, внешняя
торговля, лицензионная политика. В международной
практике широко используются такие средства
внешней политики, как эмбарго или режим
наибольшего благоприятствования в торговле.
Военными средствами
внешней политики принято считать
военную мощь государства, т.е. численность
армии, виды вооружений, наличие
военных баз, обладание ядерным
оружием. Военные средства часто
используются в целях оказания
косвенного давления на иные
страны. Формами давления могут
быть учения, парады, маневры, испытания
новых видов оружия.
Помимо означенной
типологии иногда выделяют также
средства внешней политики, которые
можно определить как устойчивые
(территория, климат, природные ископаемые,
геополитическое положение) и переменные
(направления и концепции внешней
политики, политические лидеры, политическая
культура, политическая система
и др.).
Внешняя политика
государства должна рассматриваться
на двух уровнях:
1) как элемент в
иерархически организованной политической
системе государства, где решения
принимаются центрами государственной
власти и обязательны для исполнения
адресатами, в том числе аппаратом
государства;
2) как элемент в
полииерархических международных
системах, где отсутствуют центры
власти и решения принимаются
суверенными субъектами права (государствами),
которые не имеют обязательной
силы, как это имело бы место
в рамках отдельного государства.
Внешняя политика,
являясь продолжением внутренней
политики, зависит от множества
факторов, выполняет в обществе
разнообразные функции и использует
различные средства для достижения
своих целей. Она направлена на
создание наиболее благоприятных
условий для решения внутриполитических
задач и укрепление международных
позиций государства.
Развитие международных
отношений, практическая реализация
внешней политики во многом
зависит от деятельности международных
объединений и организаций. Международные
организации – постоянные объединения
межправительственного и неправительственного
характера, создаваемые на основе
международного соглашения (устава,
статуса или иного конституционного
документа) в целях содействия
решению международных проблем.
Планы создания
подобных организаций выдвигались,
начиная с глубокой древности.
Однако первые международные
организации появились лишь в
XIX в. Особенно быстро они начали
создаваться после второй мировой
войны. В современных условиях
их количество огромно.
Международные организации
подразделяются на межправительственные,
создаваемые на основе многосторонних
международных договоров и объединяющие
государства (ООН, ЮНЕСКО, МСС, ОАЕ и др.),
и неправительственные, включающие национальные
общественные организации (ВПФ), частных
лиц (Совет Пагуошского движения), города
(Всемирная федерация породненных городов),
научные учреждения (Международный совет
научных союзов) и др. объединения. Подразделяются
они также на всемирные и региональные.
Международные организации
являются важных субъектом международных
отношений и оказывают в последние
годы все большее влияние на
мировой политический процесс
в целом.