Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Июня 2015 в 19:58, шпаргалка
Работа содержит ответы на вопросы для экзамена по дисциплине "Международная политика".
Еще одной областью, охватывавшейся широким понятием «безопасность», была деятельность по мобилизации военного, экономического, идеологического и других ресурсов государства и общества в условиях военно-политического противостояния в годы холодной войны. Именно эту цель преследовала радикальная реформа органов государственной власти, проведенная в США в соответствии с «Законом о национальной безопасности» 1947 г., по которому были созданы министерство обороны, ЦРУ, управление по мобилизации материальных и людских ресурсов, а также высший военно-политический орган - Совет национальной безопасности. Вскоре понятие «безопасность» было принято в структурах НАТО, превратилось в предмет «высокой политики», главный объект исследований международных отношений в Европе и других частях мира.
Термин «безопасность» постепенно входил в советский военный и политический словарь по мере интенсификации контактов с Западом, прежде всего в области контроля над вооружениями, а затем по мере вовлечения СССР в обсуждение соответствующих проблем в рамках подготовки, проведения и реализации решений Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе. Введение этого понятия в научный и практический оборот в СССР, как это было и в ряде других случаев, например, в начале обсуждения таких категорий, как «политическая наука», «теории международных отношений» и многих других, начиналось под прикрытием его критики. Полную легитимность это понятие получило после 1985 г. в ходе перестройки, а затем после распада СССР и в Российской Федерации, в частности, после создания Совета безопасности РФ, разработки концепции национальной безопасности, появления научных публикаций по проблемам национальной и международной безопасности.
В настоящее время сфера международной и национальной безопасности является одной из ключевых областей деятельности любого государства, предметом внутриполитической борьбы, внимания гражданского общества, научных исследований. Это, в свою очередь, требует осознанного подхода к проблемам национальной и международной безопасности со стороны не только специалистов, но и как можно более широкого круга граждан. Именно по этим причинам проблемы национальной и международной безопасности становятся частью программ образовательных институтов, публикаций, обращенных не только к специалистам, но и к широкой публике.
42. Негосударственные
участники международных
Среди негосударственных участников международных отношений выделяют межправительственные организации (МПО), неправительственные организации (НПО), транснациональные корпорации (ТНК) и другие общественные силы и движения, действующие на мировой арене. Возрастание их роли и влияния - относительно новое явление в международных отношениях, характерное для послевоенного времени. Данное обстоятельство в сочетании с длительным и практически безраздельным господством реалистической парадигмы объясняет то, что они все еще сравнительно слабо изучены политической наукой (см.: 14, р. 129). Отчасти это связано и с неочевидностыо их подлинного значения, отражаемой в таких терминах как "невидимый континент" (И. Галтунг) или "второй мир" (Д. Розенау). Сказанное касается не только участников, которых Д. Розенау называет "подсистемами", но и международных организаций, которые, казалось бы, у всех "на слуху".
Французский специалист Ш. Зоргбиб выделяет три основных черты, определяющие международные организации: это, во-первых, политическая воля к сотрудничеству, зафиксированная в учредительных документах; во-вторых, наличие постоянного аппарата, обеспечивающего преемственность в развитии организации; в-третьих, автономность компетенции и решений (20).
Указанные черты в полной мере относятся к международным межправительственным организациям (МПО), которые являются стабильными объединениями государств, основанными на международных договорах, обладающими определенной согласованной компетенцией и постоянными органами (21).
Потребности функционирования этих организаций вызывают необходимость созыва периодических конференций представителей входящих в них стран, а подготовка таких конференций и выполнение их решений, в свою очередь, ведет к созданию постоянных административных структур - "аппарата". При этом, если администрация и аппарат первых МПО были достаточно скромными (так, например, Всемирный Почтовый Союз был представлен его руководителем и шестью постоянными функционерами), то в ООН в настоящее время занято более пятидесяти тысяч человек (см.: 20, р. 5; 14, р. 128).
Отмеченное увеличение количеств МПО и численности их постоянных работников есть одно из свидетельств роста взаимозависимости государств и их многостороннего сотрудничества на постоянной основе. Более того, будучи созданы, подобные организации приобретают определенную автономию по отношению к государствам-учредителям и становятся отчасти неподконтрольными им. Это дает им возможность оказывать постоянное влияние на поведение государств в различных сферах их взаимодействия и, в этом смысле, играть роль наднационального института.
Однако здесь необходимо сделать одно важное уточнение. Наднациональные институты в подлинном значении этого термина, - т.е. такие, чьи решения являются обязательными для всех государств-членов, даже если они с ними не согласны, - в международных отношениях являются редким исключением. Подобные институты существуют сегодня только в рамках Европейского Сообщества. Комиссия, Совет министров и Суд этой организации обладают правом принимать обязательные для исполнения всеми государствами-членами решения в экономической, социальной и даже политической областях на основе принципа квалифицированного большинства. Тем самым происходит изменение взглядов на священный для международного права принцип государственного суверенитета, а органы ЕС все больше напоминают органы конфедерации, являясь выражением растущей интеграции современного мира.
ТНК - явление достаточно противоречивое. Они, несомненно, способствуют модернизации стран базирования, развитию их народного хозяйства, распространению ценностей и традиций экономической свободы и политического либерализма. Одновременно они несут с собой и социальные потрясения, связанные со структурной перестройкой, интенсификацией труда и производства; новые формы господства и зависимости - экономической, технологической, а нередко и политической.
40. Понятие «национальная
безопасность» и ее его
Понятие «национальная безопасность» как сложнейшее социально-политическое явление объективно носит конкретно-исторический характер и тесно связано со всеми формами и направлениями взаимодействия в системе «природа - человек - общество». Категория «безопасность» - не абсолютна, а только относительна, и приобретает смысловое значение только в связи с конкретными объектами или сферой человеческой деятельности и окружающего мира.
Множество определений понятия «национальная безопасность» объединяет стремление представить это явление посредством анализа конкретных признаков: «состояние или положение объекта безопасности, когда для него нет опасности, т.е. изменения свойств в худшую сторону»; «состояние, обеспечивающее достаточную экономическую и военную мощь нации для противления угрозам ее существования, исходящим, как из других стран, так и изнутри собственной страны»; «реальная способность быть свободными от внешней опасности»; «состояние международных отношений, исключающих нарушение свободного мира или создание угрозы безопасности народов в какой бы то ни было форме».
Как категория политической науки национальная безопасность отражает связь безопасности с нацией, представляющей социально-экономическую и духовную общность людей, проживающих на определенном территориально-государственном пространстве.
Как политическая система национальная безопасность представляет собой чрезвычайно сложный многоуровневый функциональный процесс, в котором постоянно происходит взаимодействие и противоборство жизненно важных интересов личности, общества и государства с внутренними и внешними угрозами этим интересам. Следовательно, в центре системы национальной безопасности находятся жизненно важные интересы личности, общества и государства, совокупность которых составляет в целом национальные интересы страны.
В качестве целевой задачи системы национальной безопасности выступает степень защищенности присущих ей интересов от угроз, так как именно интересы являются движущей силой развития и выступают важнейшим стимулом или целью преобразований в обществе, государстве и в мире в целом. По умозаключению Гегеля, «отсутствие интереса есть духовная или физическая смерть».
Под национальной безопасностью понимается состояние защищенности жизненно важных интересов личности, общества и государства во всех сферах их жизнедеятельности от внутренних и внешних угроз и опасностей, обеспечивающее их устойчивое развитие.
Впервые термин «национальная безопасность» появился в отечественных теоретических и официальных источниках в 1993 г. Главными составными частями национальной безопасности как социально-политического явления выступает безопасность личности, общества и государства в таких сферах, как оборона, общественная жизнь, международная жизнь, экология, экономика, информация.
В последующий период российская политическая мысль выработала ряд общих подходов к определению базовых понятий в сфере безопасности.
В понятийный аппарат национальной безопасности как отрасли политологического знания входят такие категории, как вызов, угроза, опасность, национальные ценности, жизненно важный интерес, уровни, сферы и виды безопасности, внутренняя и внешняя безопасность, стратегия и политика обеспечения национальной безопасности и др.
В существующей научной литературе приводятся следующие дефиниции терминов, используемых в увязке с понятием «безопасность».
Источники опасности - это условия и факторы, которые таят в себе и при определенных условиях сами по себе, либо в различной совокупности, обнаруживают враждебные намерения, вредоносные свойства, деструктивную природу. По своему генезису они имеют естественно-природное, техногенное и социальное происхождение.
Источником опасности могут быть как явления, процессы, так и действия субъектов. Следует учитывать, что действия субъектов не направлены на конкретного адресата, т.е. не персонифицированы. Угроза же всегда исходит от субъекта и направлена на конкретный объект. Например, человек всегда находится в состоянии опасности, но не всегда он окружен угрозами. Это отражает органическую взаимосвязь человека с природной и социальной средой. Социальный фактор имеет решающее значение в механизме возникновения и устранения угроз. Природный же фактор преобладает в возникновении опасностей.
национальная безопасность " - состояние защищенности личности, общества и государства от внутренних и внешних угроз, которое позволяет обеспечить конституционные права, свободы, достойные качество и уровень жизни граждан, суверенитет, территориальную целостность и устойчивое развитие Российской Федерации, оборону и безопасность государства; Основные объекты НБ:
личность - ее права и свободы;
общество - материальные и духовные ценности;
государство - его конституционный строй,
суверенитет и территориальная целостность.
Субъект обеспечения НБ: государство,
обеспечивающие функции в этой области
через органы законодательной, исполнительной
и судебной власти.
38. Выработка и
принятие внешнеполитических
Принятие внешнеполитического решения может оказать критическое воздействие не только на само государство, где оно принято, но и на судьбы всего человечества.
В условиях, когда существуют «группы
интересов» с различными представлениями
о характере внешнеполитической стратегии
страны, особое значение приобретают эффективность
государственного внешнеполитического
механизма, способность разработать и
реализовать обоснованную и взвешенную
политику, учитывающую в разумной степени
устремления основных «групп интересов»
и «давления», соотносящую их с интересами
населения, а также, что принципиально
важно, с реальными возможностями государства
и общества. Для анализа эффективности
внешнеполитического механизма важно
выделить основные стадии или фазы внешнеполитического
процесса, поскольку различные общественные
силы и институты играют разную роль на
разных этапах формирования внешней политики.
На первой стадии формулируются и интерпретируются
внешнеполитические интересы, являющиеся
основой деятельности государства на
международной арене.
В этот процесс вовлечены
государственные ведомства, институты,
структуры и организации, средства
массовой информации, научные и
исследовательские центры, политические
партии и т.д. В их разработках
отражаются, хотя, как правило, в
опосредствованном виде, интересы
различных социальных слоев, элитных
групп и группировок, так или
иначе связанных с различными
сегментами экономической
К числу этих ведомств в России относятся прежде всего Министерство иностранных дел, Министерство обороны, ведомства, отвечающие за экономические связи с зарубежными странами, в том числе Минатом, различные спецслужбы, а также, в случае необходимости, ведомства и организации, связанные с организацией научных исследований. Подготовленные этими ведомствами и структурами документы поступают президенту Российской Федерации, который и принимает конкретные решения, одобряя, корректируя или отвергая предлагаемые ими варианты действий государства на международной арене. Это третий этап формирования внешней политики государства.
Это идеальная схема организации внешнеполитического процесса. На практике же возникает прежде всего две задачи.
Первая - обеспечение эффективности
«концептуального контроля», направленного
на то, чтобы предлагаемые ведомствами
решения и варианты внешнеполитических
акций не выходили за пределы ранее установленных
более общих установок, определяющих стратегические
подходы России к соответствующим вопросам.
Вторая заключается в том, чтобы найти
и претворить в жизнь внешнеполитическую
линию, учитывающую позиции и подходы
разных государственных институтов, и
одновременно преодолеть ведомственную
ограниченность. Обе задачи должны решаться
аппаратом, непосредственно подчиненным
высшему политическому руководству страны,
т.е. в так называемых президентских структурах
основных своих чертах схема этого процесса сложилась в 1992 г., причем последующие корректировки не меняли ее принципиальных особенностей. Прежде всего было установлено, что решения по вопросам внешней политики принимает не правительство и не парламент, а Президент Российской Федерации. Так, уже в феврале 1992 г. был подписан Указ Президента, в котором говорилось, что деятельность Министерства безопасности, Министерства внутренних дел, Министерства иностранных дел и Министерства юстиции «направляет непосредственно Президент Российской Федерации». На практике это означало, что Министерство иностранных дел, как и некоторые другие ведомства, причастные к внешней политике и вопросам внешней безопасности, по всем аспектам своей деятельности подчиняются только президенту. Главенствующая роль Президента Российской Федерации в процессе формирования внешней политики страны зафиксирована в Конституции РФ.
Информация о работе Шпаргалка по дисциплине "Международная политика"