Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Ноября 2011 в 17:13, курсовая работа
Цель КУРСОВОЙ работы – рассмотрение и раскрытие роли руководителя в управлении персонала.
В соответствии с целями поставлены следующие задачи:
· раскрыть общие элементы управления персоналом;
· определить роль руководителя в управлении персоналом;
· рассмотреть личность руководителя и стили управления;
Введение
Глава 1. Общие положения управления персоналом
1.1 Понятия и цели управления персоналом
1.2 Субъекты, функции и методы управления персоналом
1.3 Факторы, влияющие на эффективность управления
Глава 2. Параметры эффективного руководства
2.1 Роль и функции руководителя
2.2 Характеристики и личные качества руководителя
2.3 Стратегия руководства коллективом
2.4 Стили руководства
ГЛАВА 3. Авторитет руководителя – как элемент управления
Заключение
Список использованной литературы
Большое
значение в современном менеджменте
уделяется деловой и
Отдельное место занимает проблема управления талантливыми сотрудниками. Эксперты указывают, что деятельность таких служащих может стать важной составляющей успеха компании, но управление ими сопряжено с большими трудностями, поскольку они независимы, амбициозны, умны и выходят за рамки привычных стандартов. Анализируются их положительные качества: отношение к работе, нацеленность на будущее, желание быстро добиться всего в жизни, огромная энергия, творческий подход к делу и т. д.
Нестандартность
таких людей ставит проблему измерения
их вклада в общую производительность
компании. Вклад этот анализируется
по обычным направлениям, но особая
роль талантливых сотрудников
Зарубежные
исследователи уделяют также
существенное внимание проблемам взаимоотношения
в системе «руководитель-
Исследователи
считают, что распределение обязанностей
между руководителем и
При
распределении руководства
2.4Стили руководства
Сущностное
отличие управленческой деятельности
от других форм человеческой активности
состоит в принятии социально
значимых, затрагивающих интересы множества
людей решений и
В основе выделения стилей руководства лежит различное распределение полномочий по принятию решений между руководителем и подчиненными.
К классическим стилям руководства относятся: авторитарный, демократический и попустительский (нейтральный).
Авторитарному стилю присущи единоличное принятие руководителем управленческих решений, а также слабый интерес к работнику как личности.
Демократический стиль характеризуется стремлением руководителя к выработке коллективных решений, интересом к неформальным, человеческим отношениям.
Попустительскому стилю присущи стремление руководителя уклониться от принятия решений и переложить задачу на других, а также безучастное отношение к делам коллектива.
В таблице 1 отражены важнейшие отличительные черты классических стилей руководства[11].
Критерии | Авторитарный | Демократический | Попустительский |
1. Постановка целей | Цели ставит руководитель | Цели – результат группового решения при поддержке руководителя | Полная свобода
для принятия индивидуальных и групповых
решений, минимальное участие |
2. Распределение заданий | Все задания дает руководитель, причем сотрудник не знает, какое задание он получит в следующий раз | Устанавливается определенный порядок распределения работ. В зависимости от пожеланий сотрудника руководитель может давать совет и предлагать другое задание | Руководитель представляет необходимые материалы и по просьбе сотрудника дает информацию |
3. Оценка работы | Руководитель лично награждает и наказывает работников, но сам в трудовом процессе не участвует | Руководитель стремится использовать объективные критерии критики и похвалы, пытается непосредственно участвовать в работе группы | Руководитель дает отдельные спонтанные комментарии, регулирование и оценка групповой работы отсутствуют |
4. Трудовая атмосфера | Высокая напряженность, враждебность | Свободная, дружеская атмосфера | Атмосфера произвола отдельных сотрудников |
5. Групповая сплоченность | Покорное, беспрекословное повиновение | Высокая групповая сплоченность, низкая текучесть | Низкая групповая сплоченность |
6. Интерес к выполняемым заданиям | Низкий | Высокий | Минимальный |
7. Интенсивность (качество работы) | Высокая | Высокая оригинальность результатов | -------- |
8. Готовность к работе | При отсутствии руководителя перерыв на работе | При отсутствии руководителя продолжение работы | Перерывы на работе по желанию |
9. Мотивация труда | Минимальная | Высокая мотивация каждого работника и группы в целом | Минимальная |
В современной интерпретации в зависимости от особенностей взаимоотношений руководителя и подчиненных стилю руководства делятся на:
· патриархальный;
· харизматический;
· автократический;
· бюрократический.
1. Патриархальный стиль руководства строится на основе представлений об организации как одной большой семье. Этот стиль предполагает обращение с подчиненными как с «детьми» и их мотивацию через личную зависимость. Информация распространяется сверху в зависимости от «благосклонности» руководства, контроль осуществляется выборочно, по желанию и интуиции руководителя. Данный стиль широко распространен в сегодняшнем обществе, в том числе и в России.
2. Харизматический стиль руководства основывается на вере в особые, уникальные качества руководителя. Данный стиль близок к патриархальному, однако авторитет харизматического руководителя более высок и имеет персональный («не семейный») характер. Руководить не доверяет организационным структурам и стремится объяснять успехи организации своими личными качествами, поддерживать имидж выдающегося человека.
3. Автократический стиль руководства менее распространен и проявляется в крупных организациях. Руководитель-автокарт использует многочисленный руководящий иерархический аппарат, который, однако, не обладает автономией и выполняет лишь решения вышестоящего руководителя. Этот стиль отличается от двух предыдущих слабостью личных контактов между руководителем и подчиненными. Он был широко распространен в условиях командно-администратиной системы в СССР.
4. Бюрократический
стиль руководства характеризуется
максимальной анонимностью и формализованностью
отношений между начальником и подчиненными,
минимизацией личной власти руководителя.
Данный стиль представляет собой как бы
ослабленный вариант авторитарного стиля.
Он сохраняет за руководителем функцию
принятия решений в форме разнообразных
нормативных актов, однако, максимально
структурируя систему взаимоотношений
руководства – подчинения, по существу
усиливает власть аппарата, составителей
и контролеров нормативных актов.
Глава
3. ИДЕАЛЬНОЕ РУКОВОДСТВО -
ЛИДЕРСТВО
3.1Понятие и теории лидерства
Лидерство
– важнейший компонент
1. Лидерство – это разновидность власти, спецификой которой является направленность сверху вниз, а также то, что ее носителем выступает не большинство, а один человек или группа лиц.
2. Лидерство – есть управленческий статус, социальная позиция, связанная с принятием решений, это руководящая должность. Такая интерпретация лидерства вытекает из структурно-функционального подхода, предполагающего рассмотрение общества как сложной, иерархически организованной системы социальных позиций и ролей.
3. Лидерство – это влияние на других людей, однако, не любое, а отвечающее следующим условиям:
· влияние должно быть постоянным;
· руководящее действие лидера должно осуществляться на всю группу (организацию);
· лидер должен иметь явный приоритет во влиянии;
· влияние лидера, особенно организационного, должно быть легитимным, опираться не на прямое применение силы, а на авторитет или хотя бы на признание правомерности руководства.
4. Лидерство – это неформальное влияние. Он выдвигается снизу, преимущественно стихийно и принимается последователями. Неформальное лидерство акцентируется на субъективной стороне эффективного руководства. На практике любой руководитель стремится быть (наравне с формальным лидерством) неформальным лидером [12].
Руководство есть социальный по своей сущности феномен, а лидерство – психологический.
В
социологии и политологии различают формал
Формальное лидерство рассматривается как приоритетное легитимное влияние определенного лица на членов организации, закрепленное в ее нормах и правилах и основывается на руководящем положении в общественной иерархии, месте в ролевых структурах, связанных с обладанием властью и ресурсами.
В
противоположность формальному
Оба
этих аспекта характеризуют
Информация о работе Авторитет руководителя – как элемент управления