Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Мая 2012 в 10:19, курсовая работа
Важность правильной адаптации и введения в курс дела новых сотрудников трудно переоценить. При поступлении на работу кандидат лишь приблизительно представляет себе, что ценит организация в своих работниках и чего она ожидает от них. У самих кандидатов заранее формируются определенные ожидания и представления об их будущей работе.
Введение…………………………………………………………………..............3 Глава I. Адаптация в системе управления персоналом………………………...5
1.1. Сущность и цели адаптации…………………………………………..5
1.2. Классификация адаптации……………………………………………8
1.3. Этапы адаптации новых работников, ……………………………..11
1.4. Программы адаптации……………………………………………….13
1.5. Эффективность адаптационных программ…………………………17
1.6. Зарубежный опыт адаптации на предприятиях……………………18
Глава II. Анализ программ адаптации на примере компании ТО «Капитал тур»"…………………………………………………………………………........20
2.1. Российский опыт адаптации на предприятиях……………..………20
2.2. Характеристика исследуемой организации………………………...22
2.3. Программа адаптации ТО «Капитал тур»…………………………..25
2.4. Преодоление шибок программ адаптации в ТО «Капитал тур»…..29
2.5 Общие выводы и оценка …………………………………….............30
Заключение……………………………………………………………………….32
Список использованной литературы…………………………………...............33
По адаптационной программе ТО «Капитал тур» предлагается список необходимых действий, которые необходимо выполнить перед приходом нового работника:
• убедиться, что должностная инструкция подготовлена и соответствует действительности;
• договориться с кем-нибудь из его будущих коллег о неформальной помощи и опеке;
• проверить, подготовлено ли его рабочее место;
• проинформировать заранее всех сотрудников о приходе нового работника;
• приготовить все информационные материалы, которые будут выданы сотруднику в первый день работы. Подготовить необходимые пропуска;
Итак, организующим документом на период адаптации новичка является «Инструкция по введению в должность», регламентирующая поэтапное участие службы по управлению персоналом, непосредственного руководителя и наставника в его адаптации.
ТО «Капитал тур» так же разрабатывают «ориентационную папку» — своеобразный путеводитель новичка. В папке содержится: информация об истории компании, ее достижение, структуре, основных клиентах и партнерах по бизнесу, ключевых моментах корпоративной культуры и взаимоотношениях с партнерами и др. В нее входят также функциональные обязанности новичка, «Положение о персонале», «Правила внутреннего трудового распорядка», инструктаж по соблюдению правил техники безопасности, другие регламентирующие внутренние документы.
Считается, что первые дни работы новичка должны быть четко расписаны[16]. С этой целью работодатель выясняет следующие вопросы:
• Кто его будет встречать или кто возьмет на себя заботу о новом сотруднике до того, как состоится его встреча с руководителем организации?
• Подготовлены ли все документы, которые должны быть вручены новичку в первый день: описание рабочего места, план организации, список всех руководителей высшего и среднего звена, а также ближайших сотрудников?
• Когда и в какой форме новый работник будет ознакомлен с задачами организации и основными принципами управления?
• Были ли четко определены и письменно зафиксированы его полномочия?
• К выполнению, каких задач следует сразу же подключить нового работника?
• Разработан ли месячный план, определяющий, в какой очередности новый работник будет знакомиться с подразделениями и отделами организации?
• Кто из сотрудников будет сопровождать его в первые дни в буфет (столовую)?
• Кто возьмет на себя задачу познакомить новичка с традициями предприятия (в том числе с неписаным этикетом, так как именно эти вопросы зачастую связаны с различными щекотливыми ситуациями)?
• Назначен ли предварительный срок повторной встречи новичка с руководителем организации?
Процесс адаптации заканчивается аттестационным анкетированием нового сотрудника (приложение 4), а так же оценку деятельности работника в адаптационный период дает его наставник и руководитель (приложение 5). Планируются дальнейшие мероприятия по повышению эффективности работы сотрудника.
2.4. Преодоление ошибок программ адаптации в ТО «Капитал тур»
На начальном этапе разработок адаптационных программ в компании «Капитал тур» возникали естественные трудности, связанные с ошибками в адаптации персонала. Что влекло за собой увольнение сотрудников на этапе адаптации или по истечению первого полугодия. Одна из ошибок была связанна с тем, что в первое время компания брала новых сотрудников «на вырост», то есть, изначально понимая существование разрыва между требованиями к должности и их профессиональной компетенции. Работодатель был уверен, что всему может научить в процессе работы. Но впоследствии оказалось, что разрыв слишком велик и компании пришлось изыскивать ресурсы для должного обучения сотрудника. В данный момент на базе туроператорской компании «Капитал тур» создан и успешно функционирует учебный центр[17], целью которого является профессиональная подготовка, повышение квалификации, переобучение и профориентация, как сотрудников компании, так и менеджеров абсолютно любых туроператорских и турагентских компаний.
Другой ошибкой, с которой сталкивались НR-менеджеры компании – это несоответствии должности ожиданиям нового сотрудника. Она возникла вследствие того что, основным источником кадров в таких компаниях являются молодые специалисты, но вузы готовят в основном управленческие кадры и выпускников часто берут на работу менеджером. То есть приходиться начинать с низших ступеней карьерной лестницы. Что приводит к ощущению ущербности, ненужности полученных знаний, неудовлетворенности от работы. В компании «Капитал тур» эту проблему решили: в офисе компании вывешена доска почета, в тренинг «Добро пожаловать в компанию» включен блок о карьерном росте сотрудников (приложение 6). Каждому новому сотруднику, по окончании испытательного срока вручается приветственное письмо от руководителей компании (приложение 7).
2.5. Выводы
Данная система адаптации действует в компании «Капитал тур » на протяжении пяти лет. Ее внедрению предшествовала работа по анализу ситуации с кадрами в компании, определению потребности в образованных и профессионально подготовленных сотрудниках, планированию программы. Изменения на рынке и внутри самой компании требуют своевременного внесения корректив в работу по адаптации. Программа действует во всех отделениях, что позволяет преодолеть разрозненность требований к сотрудникам, неравноценность условий работы и обеспечить корпоративное единство. За время действия этой программы текучесть кадров снизилась на 15%, заметно улучшились финансовые показатели.
В компании «Капитал тур» стараются использовать самые передовые методы и инструменты адаптации персонала. Обязательно оценивают обратную реакцию на адаптационные методы и инструменты. Стараются учитывать и не повторять ошибок в подборе и адаптации персонала.
И не случайно один из девизов компании: «Наша команда – наш главный Капитал».
Подобная программа эффективна для предприятий с численностью от 100 до 500 чел., с развитой системой наставничества. Менеджеру по персоналу, ответственному за успех этой программы, необходимо хорошо разбираться в специфике трудовой деятельности, четко осознавать цели и задачи компании, обладать психологическими знаниями, завоевать доверие работников.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ.
Управление эффективностью работы сотрудников организации невозможно без учета объективных факторов, которые помогают или мешают работе персонала. К одному из важнейших факторов, который существенно увеличивает производственную отдачу сотрудников на рабочих местах, относится профессиональная адаптация кадров.
Одним из важных моментов, который влияет на эффективность работы сотрудника, является специально организованное его сопровождение в процессе вхождения в новую организацию или в новую должность (адаптация и введение в курс дела). Адаптация помогает сотруднику при смене работы быстрее сориентироваться на новом рабочем месте, найти варианты наиболее успешного производственного поведения, сформировать позитивные отношения с коллегами. Это снижает уровень внутренней напряженности, что позволяет высвобождать значительные психологические и энергетические ресурсы работника и направлять их на профессиональную деятельность.
Профессиональная адаптация персонала служит надежной основой технического, производственного, организационного и экономического освоения новой продукции на предприятии.
Приведённый пример программы адаптации в туроператорской компании «Капитал тур» наглядно показывает что - профессиональная адаптация персонала способствует достижению высоких качественных и количественных показателей на каждом предприятии в условиях существующей рыночной конкуренции. Чём лучше и быстрее все категории персонала адаптируются к новой работе, тем больше продукции произведет и реализует на рынке предприятие, тем выше будут прибыль и уровень оплаты труда персонала.
Список использованной литературы
1. Армстронг М. Практика управления человеческими ресурсами. 8-е издание / Перев. с англ. Под ред. С.К.Мордовина. СПб.: Питер, 2004 (Глава 28. Введение в организацию, с.832);
2. Базаров Т.Ю. Организация труда. Москва. Финпресс. 2007г. стр. 160.
3. Веснин В.Р. Практический менеджмент персонала, М., 1998. Стр. 512.
4. В.Волина. Методы адаптации персонала // Управление персоналом, 1998, №13.
5. Десслер Г. Управление персоналом / Пер. с 6-го англ. издания - М.: "Издательство БИНОМ", 1997 (7.2. Ориентация и социализация, с. 146-147);
6. Егоршин А. П. Управление персоналом: Учебник для вузов. – 3-е изд. – Н. Новгород: НИМБ, 2005. – 720с.
7. Журавлев П. В., Карташов С.В. и др. Технология управления персоналом: настольная книга менеджера. – М.: Экзамен, 2004 – 576с.
8. Кибанов А.Я. Основы управления персоналом. Учебник. - М.: ИНФРА-М, 2005 (5.2. Сущность и виды профориентации и адаптации персонала, с. 175-181; 5.3. Управление профориентацией и адаптацией персонала, с. 181-186);
9. Маслов Е.В. Управление персоналом предприятия: Учебное пособие / Под ред. П.В.Шеметова. - М.: ИНФРА-М, Новосибирск: НГАЭиУ, 1999 (Глава 8. Адаптация работника на производстве)
10. Мейган М. Работа с персоналом: введение в должность. СПб.: Питер, 2002;
11. Одегов Ю.Г., Журавлев П.В. Управление персоналом: Учебник для вузов. - М.: Финстатинформ, 1997 (5.4.Расстановка и адаптация персонала);
10. Патрушева Л.М. Адаптационная система: практика внедрения // Справочник по управлению персоналом, 2003, 1;
12. Плешин И. Ю. Управление персоналом. Спб, 1995. Стр. 74-77
13. Степанов Е. А. Управление персоналом: Персонал в системе защиты информации: Учебное пособие. — М.: ФОРУМ: ИНФРА-М, 2002;
14. Стредвик Дж. Управление персоналом в малом бизнесе / Пер с англ. Под ред. В.А.Спивака. - СПб.: Издательский Дом "Нева", 2003 (4.1. Введение в должность, с. 121-126);
15. Управление организацией. Под ред. А.Г. Поршнева, З.П. Румянцевой, Н.А. Саломатина, Кибанова. М., 1999. Стр. 445.
16. Управление персоналом организации: Учебник / Под ред. А.Я.Кибанова. - М.: ИНФРА-М, 2002 (6.4. социализация, профориентация и трудовая адаптация персонала, с. 370);
17. Управление персоналом: Учебник для вузов / Под ред. Т.Ю.Базарова, Б.Л.Еремина. - 2-е изд., перераб. и доп.- М.: ЮНИТИ, 2001 (11.7. Адаптация персонала, с. 233-239);
Материалы из сети Интернет:
- Технологии адаптации персонала (Справочник по управлению персоналом) - http://www.t-t-2005.narod.ru/
- Адаптация сотрудников - руководство для менеджера - http://hrliga.com/index.php?
- Процесс адаптации сотрудника - http://hrliga.com/index.php?
-Сообщество HR- менеджеров.
http://www.hr-portal.ru/node/
Сайт ТО «Капитал тур»
http://www.capital-tour.ru/
[1] Шекшня С. В. Управление персоналом в современной организации: Учеб.-метод, пособие. 4-е изд. М., 2000. С. 132.
[2] Федчук Ю. А. Программа набора и адаптации персонала / Справочник по управлению персоналом. 2002. № 9. С. 61.
[3] Базаров Т. Ю. Управление персоналом. М., 2002. С. 233—234,
[4] Попов С. Г. Управление персоналом: Учеб. пособие./ М. : ОСЬ 89, 2006. С.56.
[5] Егоршин А. П. Управление персоналом: Учебник для вузов. 3-е изд. Н. Новгород, 2001. С. 156.
[6] Управление организацией. Под. ред. А.Г.Поршнева, З. П. Румянцевой, Н. А. Саломатина, А.Я. Кибанова. М., 1999. С. 428-445
[7] Управление персоналом. Под. ред. Т. Ю. Базарова, Б. Л. Ерёмина. М. 1998, С. 237
[8] Управление персоналом: Учеб. пособие / Под ред. О. И. Марченко. М., 2004. С. 328
[9] Веснин В. Р. Практический менеджмент персонала: Пособие по кадровой работе. - М.: Юристъ. 1998. С.206.
[10] Маслов Е. Б. Управление персоналом предприятия: Учеб. пособие. М., 2003. С. 170.
[11] Володина Н. Адаптация персонала: российский опыт построения комплексной системы / Н.В. Володина. - М.: Эксмо, 2009.-С 22-23
[12] http://www.top-personal.ru/
[13] Кибанов А. Я. Основы управления персоналом: учеб. / А. Я. Кибанов. – М.: ИНФА, 2003.- С. 235
[14] Плешин И.Ю. Управление персонала / Ю. И. Плешин. – Спб. РОСТЕК, 1995 С. 74-77
[15] /www.capital-tour.ru/company/
[16]15 Комиссароваа Т. А. Управление человеческими ресурсами: Учеб. I пособие. М., 2002. С. 89.
[17] http://www.capital-tour.ru/