Американский менеджмент

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Июня 2012 в 16:35, реферат

Краткое описание

За всю историю существования менеджмента многие зарубежные страны накопили значительные сведения в области теории и практики управления в промышленности, сельском хозяйстве, торговле и других сферах с учетом своих специфических особенностей. Это требует изучения накопленного опыта и использования его. Вместе с тем мировой опыт формирования моделей менеджмента свидетельствует о том, что механическое перенесение моделей управления из одной социокультурной среды в другую практически невозможно. При создании собственной модели менеджмента необходимо учитывать влияние таких факторов, как тип собственности, форма государственного устройства и зрелость сложившихся рыночных отношений.

Содержание

Введение 1

Глава 1. Теоретические основы менеджмента 4

1.1 Сущность, принципы и функции современного менеджмента 4

1.2 История развития американской модели менеджмента 12

1.3 Сравнительная характеристика существующих моделей менеджмента 23

Глава 2. Особенности развития менеджмента в США 32

2.1 Характеристика современного состояния американского менеджмента 33

2.2 Опыт американских компаний в управлении предприятием 38

2.3 Особенности использования американской модели менеджмента в российских условиях 43

Глава 3. Анализ американской модели менеджмента на примере компаний «Дженерал Моторс», «Форд Мотор» и «Крайслер» 53

3.1 Характеристика компаний «Дженерал Моторс», «Форд Мотор» и «Крайслер» 54

3.2 Сравнительный анализ систем менеджмента в компаниях «Дженерал Моторс», «Форд Мотор» и «Крайслер» 65

3.3 Оценка результативности менеджмента в компаниях «Дженерал Моторс», «Форд Мотор» и «Крайслер» и анализ преимуществ и недостатков американской модели менеджмента 75

Заключение 77

Список литературы 78

Вложенные файлы: 1 файл

реферат менеджмент.docx

— 148.23 Кб (Скачать файл)

     Анализ  непосредственного окружения предполагает:

  • анализ покупателей (составляется профиль покупателей);
  • анализ поставщиков;
  • анализ конкурентов;
  • анализ рынка рабочей силы.

     Анализ  внутренней среды предусматривает:

    • анализ кадрового состава;
    • анализ организационных процессов (коммуникации, нормы и правила, процедуры, соотношение прав и ответственности, иерархия подчинения и др.);
    • анализ маркетинговых процессов (выбор продукта, стратегия ценообразования, стратегия продвижения товара, выбор рынков сбыта, систем сбыта товара, связи с общественностью и др.);
    • анализ финансового состояния.4

     Прогнозирование - это вероятностное определение  хода дальнейших событий. Прогнозирование может осуществляться:

  • до начала процесса планирования (например, на основе известной предыстории продаж делается прогноз будущих объемов продаж, после этих прогнозов планируются будущие объемы производства, затраты и т.д.);
  • параллельно с процессом планирования (например, прогнозирование погодно-климатических условий и планирование в связи с этим транспортных перевозок);
  • по окончании процесса планирования (например, в связи с резкими колебаниями валютных курсов, инфляции и других факторов в предшествующем и текущем периодах не представляется возможным точно оценить затраты организации в будущем периоде; на будущий период делаются оптимистический и пессимистический прогнозы).

     Планирование - это процесс обоснования решения  и распределения ресурсов (материальных, финансовых, людских, информационных, временных). Планирование зависит от целей и стратегии развития организации.

     Выделяют  следующие виды стратегии планирования:

  • стратегия роста во времени (например, объемов продаж, объемов производства, производительности, качества, финансовых показателей и т.д., от достигнутого плюс прирост в %).
  • стратегия ограниченного роста во времени (от достигнутого плюс прирост на инфляцию).
  • стратегия снижения во времени (себестоимости продукции, финансовых показателей и т.д.).
  • стратегия сокращения (функций или подразделений организации, аппарата, численности персонала, рынков сбыта и т.д.).
  • комбинированная стратегия.

     После определения целей и стратегии  развития приступают к планированию необходимых для выполнения задачи ресурсов.

     Принятие  решений - это основная функция управления, сверху вниз пронизывающая любую  организацию. Решения принимают  руководители, специалисты, эксперты, консультанты, аналитики и системотехники, все те, от кого зависит эффективность работы организации. Наиболее сложно принимать решения в условиях ограниченности времени. В случае если в организации стремительно нарастают негативные тенденции, очень важно дождаться некоторой стабилизации обстановки и только после этого принимать решения. Иногда скорость реакции на изменение ситуации входит в противоречие с рациональностью принятия решений. Управленческое решение должно быть принято всегда вовремя. В этом заключается искусство руководителя.5

    Мотивация - это процесс побуждения к труду. К содержательным теориям мотивации относятся:

  • теория А. Маслоу;
  • теория К. Альдерфера;
  • теория Д. Мак-Клелланда;
  • теория Ф. Герцберга.

    А.Маслоу (1908-1970) предложил следующую иерархию побуждающих человека к труду  потребностей:

    • физиологические  потребности (голод, жажда);

    • потребности  в безопасности, стабильности и уверенности в будущем;

    • потребности  в любви, сопричастности, общении;

  • потребности в признании и  самоутверждении;

  • потребности в самоактуализации.6

     А. Маслоу предположил, что потребности  в данной иерархии возникают постепенно, начиная с физиологических и т.д. Удовлетворяя первичные потребности, человек постепенно становится мотивированным более высшими. Люди не просто удовлетворяют одну потребность за другой, а движутся вверх, изменяя значимость для себя тех или иных потребностей.

     Регулирование — это процесс устранения отклонений текущих показателей от плановых заданий. В условиях, когда производственный процесс не выходит за рамки принятых допущений, основания для его регулирования отсутствуют. Направленные на нормализацию производственного процесса экстренные и эффективные меры включают в себя регулирование состояний:

  • производственной системы;
  • технологической дисциплины;
  • трудовой дисциплины;
  • финансовой и плановой дисциплины;
  • системы стимулирования и мотивации труда;
  • системы снабжения и сбыта;
  • маркетинговой системы.

     Контроль  — функция управления, выполняющая  стабилизирующую роль в петле управления. Непрерывно контролируя результаты работы, организация имеет возможность оперативно принимать управленческие решения и стабилизировать ситуацию в случае ее негативного развития.

Одновременно  с контролем в организации  обычно осуществляется учет, под которым  понимается подведение итогов деятельности в краткосрочном периоде, т.е. как  бы мгновенный срез процессов и результатов  на данный момент времени.

     Если  число контролируемых показателей  велико, а менеджмент нуждается в  анализе их взаимосвязей, руководство  компании обычно проводит мониторинг с применением компьютеров или другой техники. Мониторинг позволяет непрерывно отслеживать взаимосвязи результатов и оперативно реагировать на возникающие негативные тенденции. 

1.2 История развития  американской модели  менеджмента

 
 

      Практика  управления имеет такую же древнюю  историю, как и само человечество, однако управление стало признанной и широко распространенной научной  дисциплиной только в 1910 г. В каждой стране развитие менеджмента происходило  со своими особенностями. Возникновение менеджмента в США тесно связано с общим прогрессом науки и техники, именно практическая потребность в новых методах организации труда оказывала влияние на его становление и совершенствование.

      Американский  тип менеджмента позволил США  занять лидирующее положение среди  стран западного мира и Японии. Именно в США впервые сформировалась теория и практика менеджмента.

     Обновление  методов управления предприятиями  было обусловлено несколькими причинами:

    • Заменой живого труда на труд машин (в результате резко увеличилась производительность труда, в результате образовались трудности сбыта);
    • Наличие затруднений, которые нельзя было решить традиционными средствами и социальным переустройством.7

     До  начала ХХ в. работа управляющих в  США основывалась на опыте и интуиции инженеров предприятий. К тем, кто  хотел внести в управление элементы науки, относились с недоверием. Верили и уважали того, кто мог палкой на песке начертить контуры задачи. Недостаток комплексных знаний управления сказывался на результатах производства. Часто даже решения об использовании  новых машин принимались без  ясных представлений о будущем  компании, без малейшей слабо проработанной  стратегии развития. В таких условиях руководители все чаще думали о методах  и способах рационального использования  средств и ресурсов, о выработке  наиболее эффективных приемов работы и о новой, рациональной системе  управления.

     В 80-е гг. XIX в. промышленная революция охватила всю Северную Америку. Систематическое использование термина «менеджмент» при обсуждении проблем практического управления предприятием связывают с именем Генри Тауна (1844 – 1924). Генри Таун, предшественник Ф.Тейлора, был известен в США как директор ряда компаний. С 1870 г. он начал внедрять на предприятиях методы управления под лозунгом «Управление фабрикой является не менее важным, чем техника». Г.Таун в своих публикациях не раз отмечал, что у менеджеров не существует специальной научной дисциплины, в рамках которой бы систематизировался накопленный опыт управления. Именно Г.Таун был одним из первых президентов Американского общества инженеров-механиков, которое было основано в 1880 году с целью способствовать развитию науки и машиностроения.

     В 1895 г. американский инженер Фредерик Тейлор на заседании Американского  общества инженеров-механиков выступил с докладом «Система сдельной оплаты труда». Вопросы эффективной оплаты труда в то время волновали  умы большинства руководителей, поэтому данный доклад был встречен с интересом. Однако из-за чрезмерной сложности и детальности расчетов доклад не встретил широкого одобрения. Тогда Тейлор и его единомышленники  приступили к практической разработке новых методов управления на базе Мидвейлской стальной компании, Массачусетском заводе велосипедных деталей, бумажной фабрике в Мэне, Бетльхемской стальной компании. Исследования Тейлора не остались незамеченными, вскоре его  стали приглашать в качестве консультанта на производства с целью оптимизации  деятельности компаний. 8

     Тейлор  и его ученики осуществляли обычную  организационную работу, на взгляд современного менеджмента. Однако в  то время его идеи и способы  работы были революционными. Например, на заводе Taybor, который стал испытательным полигоном для отработки методов научного управления, за полгода сократилось число работников, число служащих увеличилось и увеличился объем выпускаемой продукции в 3 раза. На завод с новыми методами управления приезжали знакомиться многие руководители промышленных предприятий страны, убеждаясь, что значительные результаты были полученным во многом благодаря использованию научного управления предприятием.

     До  конца 50-х гг. XIX в. в США игнорировались достижения европейских исследователей, в том числе и теория Анри Файоля. В 1949 году его труд «Общее и промышленное управление» был переведен на английский язык, а до того момента научный менеджмент рассматривался как американское изобретение.9

     Американский  менеджмент впитал в сбея основы классической школы, основателем которой является Анри Файоль. Американцы Лютер Гьюлик и Линдал Урвик сделали много  для популяризации основынх положений  классической школы менеджмента  в США. Гьюлик работал над совершенствованием функций управления, расширив их до семи. Впоследствии другие американские авторы сневли в систему принципов  управления немало дополнений, уточнений  и изменений. Классическая школа  оказала большое влияние на формирование других направлений в формировании американской теории менеджмента.

     Как было отмечено, переход от экстенсивных к интенсивным методам хозяйствования в 20—30-е гг. потребовал поиска новых  форм управления. Постепенно сложилось  понимание того, что для выживания  капиталистического производства необходимо изменить отношение к положению  рабочего на предприятии, выработать новые  методы мотивации и сотрудничества между рабочими и предпринимателями. Формирование новой концепции, получившей название «школы человеческих отношений», связано с именем американского  социолога и психолога Э. Мэйо.

     Часто этот период развития американской теории управления называют эпохой «новых начинаний» гуманистической направленности. Наиболее яркими ее представителями являются ученые экономисты, социологи, психологи, такие как Мери Фоллетт, Фриц Ротлисбергер, Абрахам X. Маслоу, Дуглас Макгрегор, Фредерик Герцберг и др.

     Термин  «менеджмент человеческих ресурсов»  возник в 60-е гг. XX в. Американский социолог Р.Е. Майлз в одной из своих работ противопоставил модель «человеческие отношения» модели «человеческие ресурсы». Модель «человеческие ресурсы» рассматривается как стратегическая, способствующая решению основных целей организации. Модель «человеческие ресурсы»ориентирована на активную позицию личности в организации. Каждый человек должен отвечать за результаты своего труда, знать общие цели организации и своим трудом способствовать их достижению. В свою очередь, организация должна поощрять личную инициативу своих сотрудников с помощью материального стимулирования и продвижения по службе. Концепция «человеческих ресурсов» допускает участие подчиненных в управлении. Менеджмент «человеческих ресурсов» требует совершенствования кадровой политики в организации.

     Стремясь  выразить свое повышенное внимание к  человеческим ресурсам, большинство  американских фирм в 70 - 60-е гг. XX в. переименовали кадровые подразделения в службы человеческих ресурсов, роль которых в последние два десятилетия заметно выросла.

Информация о работе Американский менеджмент