Американский менеджмент

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Июня 2012 в 16:35, реферат

Краткое описание

За всю историю существования менеджмента многие зарубежные страны накопили значительные сведения в области теории и практики управления в промышленности, сельском хозяйстве, торговле и других сферах с учетом своих специфических особенностей. Это требует изучения накопленного опыта и использования его. Вместе с тем мировой опыт формирования моделей менеджмента свидетельствует о том, что механическое перенесение моделей управления из одной социокультурной среды в другую практически невозможно. При создании собственной модели менеджмента необходимо учитывать влияние таких факторов, как тип собственности, форма государственного устройства и зрелость сложившихся рыночных отношений.

Содержание

Введение 1

Глава 1. Теоретические основы менеджмента 4

1.1 Сущность, принципы и функции современного менеджмента 4

1.2 История развития американской модели менеджмента 12

1.3 Сравнительная характеристика существующих моделей менеджмента 23

Глава 2. Особенности развития менеджмента в США 32

2.1 Характеристика современного состояния американского менеджмента 33

2.2 Опыт американских компаний в управлении предприятием 38

2.3 Особенности использования американской модели менеджмента в российских условиях 43

Глава 3. Анализ американской модели менеджмента на примере компаний «Дженерал Моторс», «Форд Мотор» и «Крайслер» 53

3.1 Характеристика компаний «Дженерал Моторс», «Форд Мотор» и «Крайслер» 54

3.2 Сравнительный анализ систем менеджмента в компаниях «Дженерал Моторс», «Форд Мотор» и «Крайслер» 65

3.3 Оценка результативности менеджмента в компаниях «Дженерал Моторс», «Форд Мотор» и «Крайслер» и анализ преимуществ и недостатков американской модели менеджмента 75

Заключение 77

Список литературы 78

Вложенные файлы: 1 файл

реферат менеджмент.docx

— 148.23 Кб (Скачать файл)

     Форд-младший  реорганизует систему набора персонала, применяет для разработки стратегии  фирмы известные ему с войны  методы «мозгового штурма», приглашает группу системных аналитиков. Запуск серий моделей «Тандерберд» (Thunderbird) в 1955 и «Мустанг» (Mustang), ставших ныне классическими, упрочил финансовое положение «Форд Мотор». В 1967 выходит  «Форд Фиеста», завоевавший популярность в Европе; с середины 1980-х —  «Таурус» (Taurus). 27

     Покупка компаний «Астон Мартин» (Aston Martin) в 1987 и «Ягуар» (Jaguar) в 1989 еще более  увеличивает гамму фордовских моделей, по комфорту ничем не напоминающих о «жестяной Лиззи». Кроме этого концерну с 1999 принадлежит компания «Вольво», с 2000 — «Ленд Ровер» (Land Rover). Покупка в 1979 25 % акций японской «Мазда» (Mazda) положила начало тесному сотрудничеству двух автогигантов; в 1996 «Форд Мотор» увеличил свою долю акций компании «Мазда» до 33,4 %.

     «Форд Мотор» открыта для новаций и  перемен; интересно, что компания —  пионер во введении конвейера —  первая же среди крупных производителей и отказалась от него, так как  современные рабочие с большей  отдачей делают работу, в которой  есть элемент самостоятельного творчества. Стремясь увеличить продажи в  Европе, компания в 2000-х гг. представила  обновленные модели седанов Mondeo и Focus, внедорожников Fusion и Maverick, компактного  хэтчбека Fiesta. В 2002 компания Форд официально вышла на российский рынок с моделью Ford Focus.

     Компания Ford Motor уже на протяжении более чем 100 лет контролируется семьёй Фордов, являясь, таким образом, одной из наиболее крупных компаний, находящихся  под семейным контролем, в мире. В  то же время, Ford Motor Company является публичной компанией, акции которой котируются на Нью-Йоркской фондовой бирже. Семье Форд на октябрь 2010 года принадлежало 40 % голосующих акций Ford, остальные находились в свободном обращении

     В настоящее время концерн Ford выпускает  широкую гамму популярных в странах  Северной и Южной Америки грузовых автомобилей разных классов, среди  которых преобладающую роль играют грузовики легкого класса. Объединенное европейское отделение корпорации Ford Motor со штаб-квартирой в Кельне включает несколько крупных заводов  в Германии, Великобритании, Бельгии, Испании, России. Отделение Ford Otosan в  Турции выпускает модели легких фургонов.

     В 2009 году компанией (вместе с контролируемыми марками) было произведено 4,8 млн. машин (годом ранее — 5,5 млн), в том числе Ford Europe — 1,6 млн., Volvo cars (ныне не принадлежащая Ford) — 0,32 млн.

     Общее количество занятых в компании — 178 тыс. человек (2010 год), годом ранее — 198 тыс. человек. Выручка компании в 2009 году составила $118,31 млрд (в 2008 году — $145,11 млрд.), чистая прибыль — $2,72 млрд. (в 2008 году чистый убыток $14,77 млрд).

     «Крайслер Корпорейшен» - американская автомобильная  компания, специализирующаяся на выпуске  легковых автомобилей марок Chrysler (Крайслер), Dodge (Додж), Plymouth (Плимут), "Игл" и  др., грузовиков "Додж", пикапов, а  также разнообразных комплектующих. Существуют финансовое и технологическое  отделения корпорации; выпускается  электронная и авиакосмическая  продукция. Штаб-квартира находится  в Оберн-Хиллз (штат Мичиган). С 1998 компания объединена с корпорацией "Даймлер-Бенц" в единый концерн Daimler-Chrysler (Даймлер-Крайслер).

     В настоящий момент является совместным с итальянским концерном Fiat предприятием. Генеральный директор — Серджио Маркионне (одновременно является главным управляющим Fiat). Итальянцам принадлежат 20% акций Chrysler, 9,5% владеет правительство США, 2,5% правительство Канады, остальные акции находятся в собственности пенсионного фонда профсоюза работников автомобильной промышленности Америки. 28

     Компания  основана в 1924 году известным инженером  и бизнесменом Уолтером Крайслером в результате реорганизации компании "Максвелл Мотор" (поглотившей  в свою очередь "Чалмерс Мотор", основанную в 1908) и "Виллис-Оверленд".

     В 1924 же вышел первый легковой автомобиль марки "Крайслер 70" с 6-цилиндровым  двигателем с высокой по тем временам степенью сжатия, который имел гидравлические тормоза на всех четырех колесах. Этот автомобиль имел бешенный успех в США. В первый же год их было продано более 32 000 штук.

     В 1926 году был выпущен более комфортный вариант Chrysler Foyr, а потом уже и Chrysler Imperial Six. Крайне удачным приобретением  стала покупка в 1928 г компании Dodge (Додж), сразу же выведшая "Крайслер" в число важнейших автомобильных  компаний Америки. В этом же году были запущены марки Plymouth ("Плимут") и DeSoto ("Де Сото").

     Мощный  рывок делает "Крайслер" в конце 40-50-х годов XX в. В 1949 появляется удобное новшество - запуск автомобиля с помощью ключа зажигания. Целый ряд мощных моделей выводит компанию вперед в деле создания все более мощных двигателей.

     В 1955 году "Крайслер-Империал" выделяется в отдельную линию "Империал". Компания делает сильный рывок и  начинает скупать акции европейских  предприятий: в 1963 покупает 40% акций  испанской компании Barreiros Diesel ("Баррейрос  Дизель"), в 1964 30% акций британского  автомобильного консорциума Rootes Group ("Рутс Груп"), в 1966-67 около 80% акций французской  фирмы "Симка". Эти фирмы именуются  соответственно "Крайслер Эспанья", "Крайслер Юнайтед Кингдом", "Крайслер Франс" и объединяются впоследствии в "Крайслер Европа".

     В 1970 Mitsubishi Motors (Мицубиси Моторс) выпускает  под маркой "Крайслер" малолитражные  автомобили для продажи в США. Но 70-е годы становятся для компании убыточными: сказался и энергетический кризис, и непродуманная производственная политика.

     В 1978 руководство отделением "Крайслер Европа" передается концерну "Peugeot-Citroen" (Пежо-Ситроен), но все равно "Крайслер" оказывается на грани банкротства. Для спасения компании был приглашен  известный менеджер Ли Якокка, которому удалось получить крупный заем от федерального правительства, доказав, что закрытие заводов такой гигантской корпорации как "Крайслер" было бы национальной трагедией Америки. Якокка удалось вывести компанию в ряд  прибыльных к 1983.

     К "Крайслеру" присоединяются Lamborghini "Ламборджини" (1987), American Motors Corporation (Америкен Моторс Корпорейшн) со своим  знаменитым отделением Jeep (Джип).29

     Минивэн Chrysler Voyager/Town&Country впервые в качестве прототипа был представлен в  Детройте в январе 1983. Осенью 1990 была осуществлена модернизация. В январе 1995 появилась новая модификация. В январе 2000 в Детройте было представлено новое поколение моделей Chrysler Voyager предназначен для европейского рынка. Chrysler Town&Country сочетает в себе автомобиль повышенной комфортности и фургон.

     В 1985-89 компания "Crysler" разрабатывает  небольшие экономичные автомобили в содружестве с "Mitsubishi Motors" и "Renault". Появившийся в 1986 году Le Baron удержался на америкнском рынке  только шесть лет. Chrysler Stratus/Cirrus, преемник модели LeBaron, впервые был представлен  в Детройте и Лос-Анджелесе в  январе 1994.

     В 1998 году состоялось объединение с  корпорацией "Даймлер-Бенц". Образованная путем слияний двух гигантов компания получила название "Даймлер-Крайслер". В 2000 был выпущен новый автомобиль Chrysler PT Cruiser, предназначенный для  европейского рынка. На американских предприятиях производство было приостановлено в 2000 для переориентации на новые рынки  из-за насыщенности американского.

     На  сегодняшний день задолженность  Крайслера банкам и финансовым корпорациям  составляет 6,9 млрд. долларов, Дженерал Моторс – 60 млрд. долларов. Чтобы оплатить счета кредиторов представители «Большой тройки» приступили к сокращению расходов, закрыв несколько заводов и сократив рабочие места. Самый крупный производитель автомобилей в США Дженерал Моторс сократил в 2008 году 18 500 рабочих мест. В августе 2008 Форд сократил 15% рабочей силы, закрыв 14 заводов. Крайслер, который находится в наиболее сложной финансовой ситуации, с 2006 по 2008 год сократил 38% своих сотрудников. И согласно плану реструктуризации, компания намерена сократить еще 3000 из 53 000 рабочих.

     Однако, несмотря на все усилия топ-менеджеров автомобильных компаний, они не смогли расплатиться с кредиторами и  были вынуждены обратиться за помощью  к государству. Администрация Джорджа  Буша с одобрения конгресса выделила 17,4 млрд. долларов Крайслеру и Дженерал Моторс в декабре 2008 года. Форд заявил, что на данном этапе справится  со своими проблемами за счет собственных  ресурсов. Все эти средства пошли  на уплату долгов автомобильных компаний, однако не решили их проблемы. Теперь уже  администрации Барака Обамы приходится выделять новые кредиты, чтобы удержать от банкротства Дженерал Моторс и  Крайслер. 

3.2 Сравнительный анализ  систем менеджмента  в компаниях «Дженерал  Моторс», «Форд  Мотор» и «Крайслер»

 

      Системы менеджмента компаний «Дженерал  Моторс», «Форд Мотор» и «Крайслер» неразрывно связаны с именами  руководителей, заложивших основы управленческого  стиля, которого придерживаются на этих предприятиях до сих пор. «Дженерал  Моторс» - это Альфред Слоун, «Форд  Мотор» - это Генри Форд, «Крайслер» - это Ли Якокка.

      О Генри Форде говорят, что он изобрел  не автомобиль, а автомобильный бизнес. До Форда автомобили были продуктом  кустарного производства, а потому ненадежными и дорогостоящими. На американских дорогах господствовали «Кадиллаки» и «Паккарды», которые  могли покупать только богатые. Форд задался целью превратить автомобиль в простой, надежный и недорогой  предмет первой необходимости. Задачи, которые встали перед Г.Фордом:

  • открыть и внедрить конвейер (автоматизация производства)
  • наладить массовое производство,
  • сформировать научную систему организации труда.

     Только  эти достижения могли позволить  производить автомобили хорошо и  сравнительно дешево.

     Первая  “модель Т” стоила лишь 850 долларов, она продержалась в производстве 19 лет и за это время выпущено 15,5 млн. автомобилей. Это была подлинная  техническая революция. Недаром  изобретенный Фордом способ производства и организации труда был назван фордизмом. Фордизм – это система  организации поточно массового  производстваЮ основанная на конвейеризации производства.

     Но  переворот был не только технический. За короткое время производительность труда на заводах Форда выросла  в 2 с лишним раза. Это дало возможность  колоссально увеличить прибыль. Так оно и было, но при этом Форд поднял и заработную плату до 5 долларов в день, что было вдвое  с лишним выше господствовавшей тогда  нормы. Благодаря этому он не испытывал  недостатка в рабочей силе, что  позволяло долгое время обходиться без профсоюзов. Но Форд не был добряком или филантропом. На его заводах  царила собственная полиция, державшая  строжайшую дисциплину. Но высокая  зарплата давала возможность многим рабочим покупать в кредит собственные  недорогие дома и автомобили. Задолго  до “Фольксвагена” Форд создал “народный  автомобиль”, опередив Европу на несколько  десятилетий.

     Умение  сочетать относительно высокую зарплату с высокой прибылью и дешевой  продукцией постепенно стало основой  перестройки старого капитализма - сначала американского, потом западноевропейского  и японского. Форд инстинктивно и  справедливо полагал, что бессмысленно налаживать массовое производство, если нет массового потребления. Это  значит, что лица наемного труда, составляющие большинство в современном обществе, должны зарабатывать столько, чтобы  можно было покупать собственную продукцию. В противном случае достаточного рынка сбыта не будет, и капитализм задохнется от невозможности реализовать продукцию. Рост заработной платы в меру роста производительности труда позволяет параллельно наращивать и рынки, и прибыль. Первооткрывателем этой истины стал, сам того не подозревая, Форд.

     Таким образом, можно сформулировать следующие  принципы менеджмента Форда:

    1. Высокая стандартизация производства (позволяет ускорить и облегчить процесс производства, снизить издержки).
    2. Разделение труда (производственные процессы разбиты на операции, которые может выполнять низкоквалифицированный персонал. Высококвалифицированный персонал занят управлением, разработками и совершенствованием процесса).
    3. Организация производства «от задач производства», а не от станков (производственные машины располагаются в необходимом производству порядке).
    4. Лента конвейера связывает различные стадии процесса, ускоряя и облегчая его.

     В настоящее время в Форд Мотор  можно выделить следующие особенности  модели управления:

    1. Система менеджмента Форда направлена на удешевление производимого продукта, потому как стратегия Форд Мотор – производство надежного доступного автомобиля.
    2. Удешевление продукта производится за счет инноваций в производстве, организации труда, финансовой политики – но не за счет качества автомобилей. Дополнительные гарантии качества потребителю представлены в виде сети сервисных станций компании.
    3. Высокий уровень материального стимулирования рабочих позволяет повысить общественное благосостояние и корпоративные прибыли. Уровень социальной ответственности компании очень высок – функционируют бесплатные школы, где работники-иммигранты учат английский язык, социальный отдел компании выявляет проблемы в семьях рабочих, помогая устранить их.
    4. Высокая степень эффективности организации производственного процесса позволяет снизить издержки производства. Рабочие на конвейере не делают больше одного шага в сторону, не делают лишних движений (наклонов и т.п.) – настолько эффективно организовано их рабочее место.
    5. Модель организации управления производством не имеет административной схемы, постов с особыми обязанностями и т.п. В компании предпочитают тратить время на непосредственно работу, чем на бюрократические элементы администрирования.
    6. Финансовая политика заключается в том, что компания стремится продать большое количество автомобилей с маленькой прибылью (а не малое количество с большой прибылью).
    7. Ускоренный денежный оборот позволяет предприятию тратить меньше денег (оптимизация производства, логистики). Компания предпочитает находить собственные средства, чем брать кредиты и займы. Опыт выхода из экономического кризиса 2008 года доказал, что эта политика очень верна. Из компаний большой автомобильной тройки Америки только Форд предпочла справляться с проблемами за счет собственных ресурсов, не влезая в долги.

Информация о работе Американский менеджмент