Американский менеджмент

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Июня 2012 в 16:35, реферат

Краткое описание

За всю историю существования менеджмента многие зарубежные страны накопили значительные сведения в области теории и практики управления в промышленности, сельском хозяйстве, торговле и других сферах с учетом своих специфических особенностей. Это требует изучения накопленного опыта и использования его. Вместе с тем мировой опыт формирования моделей менеджмента свидетельствует о том, что механическое перенесение моделей управления из одной социокультурной среды в другую практически невозможно. При создании собственной модели менеджмента необходимо учитывать влияние таких факторов, как тип собственности, форма государственного устройства и зрелость сложившихся рыночных отношений.

Содержание

Введение 1

Глава 1. Теоретические основы менеджмента 4

1.1 Сущность, принципы и функции современного менеджмента 4

1.2 История развития американской модели менеджмента 12

1.3 Сравнительная характеристика существующих моделей менеджмента 23

Глава 2. Особенности развития менеджмента в США 32

2.1 Характеристика современного состояния американского менеджмента 33

2.2 Опыт американских компаний в управлении предприятием 38

2.3 Особенности использования американской модели менеджмента в российских условиях 43

Глава 3. Анализ американской модели менеджмента на примере компаний «Дженерал Моторс», «Форд Мотор» и «Крайслер» 53

3.1 Характеристика компаний «Дженерал Моторс», «Форд Мотор» и «Крайслер» 54

3.2 Сравнительный анализ систем менеджмента в компаниях «Дженерал Моторс», «Форд Мотор» и «Крайслер» 65

3.3 Оценка результативности менеджмента в компаниях «Дженерал Моторс», «Форд Мотор» и «Крайслер» и анализ преимуществ и недостатков американской модели менеджмента 75

Заключение 77

Список литературы 78

Вложенные файлы: 1 файл

реферат менеджмент.docx

— 148.23 Кб (Скачать файл)

Таблица 1 – Сравнительный анализ моделей менеджмента 

Критерий  сравнения Модель  управления
Американская Японская Немецкая (европейская)
Государства, в которых используется модель США, Великобритания Япония Германия, Нидерланды, Канада, Австралия, Франция, Бельгия
Общая характеристика Значительное  число индивидуальных акционеров, независимых, не связанных с деятельностью компании. Разработанная законодательная база определяет права и обязанности участников Значительное  количество банков и компаний в составе  акционеров корпорации. Участие банков в качестве долгосрочных акционеров и представители выбираются в состав совета директоров. Банковское финансирование предпочтительнее акционерного.
Ключевые  участники Управляющие, директоры, акционеры, биржи, правительство Ключевой банк и финансово-промышленная сеть, правление, правительство Банки, корпорации
Структура акционерной собственности Институциональные инвесторы ( США – 60 %, Великобритания – 65 %), индивидуальные инвесторы – 20 % Страховые компании – 50 %, иностранные инвесторы – 5 %, корпорации – 25 %. Банки – 30 %, корпорации – 45 %, пенсионные фонды – 3 %, индивидуальные акционеры – 4 %
Представительство в управлении (совет директоров) Инсайдеры (лица, работающие в компании либо тесно  с ней связанные)

Аутсайдеры (лица, напрямую не связанные с корпорацией)

Количество  от 13 до 15 человек

Полностью из внутренних участников. Государство может назвать  своего представителя. Количество –  до 50 человек. Двухпалатный  совет директоров: наблюдательный совет (представители рабочих и акционеров) и правление. Количество членов наблюдательного  совета от 9 до 20 человек, устанавливается  законодательно.
Требования  к прозрачности информации Квартальный отчет, годовой отчет, вклюяающие в себя информацию о директорах, количестве имеющихся у них акций, заработной плате, данные об акционерах, владеющих  более 5 % акций, сведения и слияниях и поглощениях. Полугодовой отчет, сообщающий информацию о структуре  капитала, сленах совета директоров,  сведения о предполагаемых слияниях, поправках в устав. Сообщается 10 крупнейших акционеров корпорации. Полугодовой отчет  с указанием структуры капитала, акционеров с 5 % акций и более, информация о возможных слияниях и поглощениях.
Решения, требующие одобрения акционеров Избрание директоров, назначение аудиторов, выпуск акций, слияние, поглощение, поправки к уставу. Выплата дивидендов, выборы своета директоров, внесение изменений  в устав, слияния, поглощения. Распределение дохода, ратификация решений наблюдательного  совета и правления, выборы наблюдательного  совета
Взаимоотношения и интересы участников Акционеры могут  осуществлять свое право голоса по почте или доверенности, не присутствуя  на собрании акционеров. Корпорацйии заинтересованы в долгосрочных и аффилированных акционерах. Ежегодные собрания акционеров носят формальный характер. Большинство немецкий акции корпорации – акции на предъявителя. Банки с согласия акционеров распоряжаются  голосами по своему усмотрению. Нет  возмодности заочного голосования, обязательное присутствие акционера на собрании или передоверие этого права банку.

 

Однако  чаще всего говорят о двух моделях  менеджмента – американской и  японской. Школы управления США и  Японии являются в настоящее время  ведущими в мире и рассматриваются  в других странах как своеобразный эталон развития менеджмента. При полярных различиях, между ними имеется определенное сходство: обе школы основное внимание уделяют активизации человеческого  фактора (используя, однако, различные  формы и методы), постоянным инновациям, диверсификации выпускаемых товаров  и услуг, разукрупнению крупных  предприятий и умеренной децентрализации  производства; ориентируются на разработку и реализацию долговременных стратегических планов развития предприятия (правда, если американские менеджеры разрабатывают  свои планы на 5— 8 лет, то японские —  на срок до 10 лет и более). В то же время, несмотря на внешнее сходство, эти две управленческие школы  имеют особенности, обусловленные  спецификой социально-экономического развития их стран. 

     Таблица 2 – Сравнение американской и японской моделей менеджмента 

Японская  модель менеджмент Американская  модель менеджмента
  1. Управленческие решения принимаются коллективно на основе единогласия.
  2. Коллективная ответственность.
  3. Нестандартная, гибкая структура управления.
  4. Неформальная организация контроля.
  5. Коллективный контроль.
  6. Замедленная оценка работы сотрудника и служебный рост.
  7. Основное качество руководителя – умение осуществлять координацию действий и контроль.
  8. Ориентация действий на группу.
  9. Оценка управления по достижению гармонии в коллективе и коллективному результату.
  10. Личные неформальные отношения с подчиненными.
  11. Продвижение по службе по старшинству и стажу работы.
  12. Подготовка руководителей универсального типа.
  13. Оплата труда по показателям работы группы, служебному стажу.
  14. Долгосрочная занятость руководителя в компании.
  1. Индивидуальный характер принятия решений.
  2. Индивидуальная ответственность.
  3. Строго формализованная структура управления.
  4. Четко формализованная процелура контроля.
  5. Индивидуальный контроль руководителя.
  6. Быстрая оценка результата труда, ускоренное продвижение по службе.
  7. Главное качество руководителя – профессионализм и инициатива.
  8. Ориентация управления на отдельную личность.
  9. Оценка управления по индивидуальному результату.
  10. Формальные отношения с подчиненными.
  11. Деловая карьера обусловлена личными результатами.
  12. Подготовка узко специализированных руководителей.
  13. Оплата труда по индивидуальным достижениям.
  14. Наем на работу на короткий период.

 
 

     Основу  американской системы управления составляет принцип индивидуализма, возникший  в американском обществе в XVIII—XIX вв., когда в страну прибывали сотни  тысяч переселенцев. В процессе освоения огромных территорий вырабатывались такие  национальные черты характера, как  инициативность и индивидуализм. Для  Японии же, в которой до конца XIX в. сохранялся феодализм, характерна традиционная установка общественного сознания на коллективизм (принадлежность к  какой-либо социальной группе), и формирование современной японской системы управления происходило с учетом этой особенности. В настоящее время японский менеджмент получает все большее распространение в таких странах, как Южная Корея, Тайвань, Сингапур, Гонконг, Таиланд с учетом общих культурных ценностей и традиций.

     Существуют  и другие различия японской и американской систем управления. В США в процессе управления ставка делается на яркую  личность, способную улучшить деятельность организации — в Японии же менеджеры  ориентируются на группу и организацию  в целом. В американских фирмах существуют жесткие структуры управления, обладающие определенными функциями, — в  Японии применяются более гибкие структуры управления, создаваемые  и ликвидируемые по мере выполнения конкретных задач. Главным стимулом для американских работников является экономический фактор (деньги) —  для японских работников более значимую роль играют не деньги, а социально-психологические  факторы (чувство принадлежности к  коллективу, гордость за фирму). Для  западноевропейских и американских предприятий характерно наличие  морально-психологических запретов, сдерживающих инициативу и творчество работников, — японские трудящиеся руководствуются понятиями внутреннего  долга и подчиненности своих  интересов интересам коллектива. В кризисных ситуациях американские менеджеры стараются уволить  часть персонала, чтобы уменьшить  расходы своей организации и  сделать ее более конкурентоспособной, — на японских предприятиях существует неписанный закон так называемого  пожизненного найма работников, при  котором работающий персонал рассматривается  как высшая ценность организации, а  следовательно, администрация будет  делать все возможное для того, чтобы сохранить своих работников в самых кризисных ситуациях.            Американские работники согласно контракту о приеме на работу ориентированы только на выполнение своих функциональных обязанностей - японские работники стремятся не только выполнить свои должностные обязанности, по и сделать максимум полезного для своей организации, например американский мастер или инженер никогда не будет выполнять работу по уборке территории цеха, даже если у него имеется свободное время, а японский специалист, имея свободное от основной деятельности время, обязательно займется чем-то полезным для своей фирмы, так как ориентирован не на выполнение строго очерченных функциональных обязанностей, а на работу во имя блага своей фирмы.     Американские трудящиеся обычно один раз в несколько лет меняют место своей работы, переходя в фирмы, где им предлагают большую зарплату или лучшие условия труда. Это вызывается также тем, что в США традиционно успешной считается только вертикальная карьера (когда работника повышают в должности в структуре его организации). Обычной практикой является отправка на пенсию работников, проработавших в компании 20—25 лет, если даже они и не достигли пенсионного возраста. Таким способом руководство компаний стремится создать условия для служебного роста молодых специалистов и удержать их в своей организации.

В Японии работники обычно трудятся всю жизнь  на одном предприятии, а любой  переход в другую организацию  рассматривается как неэтичный  поступок. Карьера японского специалиста  чаще носит горизонтальный характер (например, управленец среднего звена  через каждые 4 года — 5 лет перемещается в другие отделы, занимая равные по прежнему статусу должности). Это  позволяет фирме улучшать систему  горизонтальных связей между отделами и службами, подготавливать профессионалов широкого профиля, решать проблему взаимозаменяемости, улучшать моральный климат в коллективе. Люди достигшие пенсионного возраста, редко уходят на пенсию, стараясь работать на благо фирмы до тех пор, пока у них имеются силы, и на любых  участках и должностях.15       

    Еще одно главное различие заключается  в самой организации управления. На американских предприятиях жестко разграничены служебные и производственные обязанности, а контроль за их использованием осуществляет вышестоящее лицо, поэтому  в поле зрения рабочих и служащих попадает ограниченный круг вопросов, выполнение которых им поручено. На японских предприятиях ответственность  за многие важные вопросы производственной деятельности несет персонал, который  постоянно повышает свою квалификацию. Таким образом, управление в США  «иерархическое», а в Японии –  «всеобщее».        

В краткосрочном  плане японская система управления проигрывает американской из-за большой  сложности принятия решений и  большого количества времени и средств, затрачиваемых на обучение персонала  на всех уровнях. Но в долгосрочной перспективе она повышает эффективность  производства, поскольку стимулирует  соучастие рабочих в управлении и усиливает их ответственность  и заинтересованность в делах  фирмы.

     Уровень брака* и частота поломок японских автомобилей, телевизоров, интегральных схем и других товаров в десять с лишним раз ниже, чем у западных изделий. Сравнение этих двух концепций свидетельствует о «близорукости» американских установок. Например, реконструкция производственной системы или производственной единицы с целью повышения качества приводит к краткосрочному росту производственных затрат, но в долгосрочном плане, напротив, сокращает их.

     Сопоставление японской и американской моделей  менеджмента показывает, что нельзя переносить одну модель менеджмента  в экономику другой страны без  учета ее специфических условий и, прежде всего, психологических и социально-культурных факторов. Рассмотренные модели менеджмента находятся в развитии. В современном мире расширяется интернационализация среды и объектов менеджмента, создается взаимосвязанная система мирохозяйственных связей и взаимопроникновение культур. В этих условиях формируется среда деятельности предприятий, что требует от менеджеров все более высокого профессионального уровня и глубоких знаний о национальных моделях управления. 
 
 
 
 
 
 

Глава 2. Особенности развития менеджмента в  США

     Данная  глава содержит характеристику современного состояния американского менеджмента, анализ опыта управления крупнейших американских предприятий, а также  характеристику особенностей использования  американской модели менеджмента в  российских условиях. 

2.1 Характеристика современного  состояния американского  менеджмента

 
 

     Соединенные Штаты Америки являются ведущей  державой мира по большинству экономических  и прочих показателей, они имеют  самый большой в мире совокупный ВВП. США занимают 4 место в мире по величине территории и 3 место по численности населения. На душу населения в США приходится около 44 000 долларов ВВП, что ставит это государство на первые места в рейтингах самых богатых стран мира.16

     США -  самый емкий и конкурентоспособный  рынок в мире. Страна неизменно  занимает первые позиции в мировом  рейтинге наиболее благоприятных для  ведения бизнеса государств. Экономика  США является одной из движущих сил  трансатлантической зоны. Экономику  США в настоящее время характеризуют  высокая эффективность предприятий, гибкость рынка труда, умение создавать  рабочие места. Самой успешной и  конкурентоспособной моделью менеджмента  в мире в настоящее время является американская модель.

     Изучение  американской модели менеджмента представляет известный интерес. Именно в США  впервые сформировалась наука и  практика менеджмента. Американская модель применяется в корпорациях Великобритании, США, Австралии, Новой Зеландии, Канады и некоторых других странах.

     Современный американский тип менеджмента характеризуется  жесткой организацией управления. Для  него в наибольшей степени характерно стремление к формализации управленческих отношений. Также для американского  менеджмента  характерно представление  о персональной ответственности  работника. Эффективность работы конкретного  руководителя определяется на основании  того, смог ли он лично достигнуть тех  целей, которые были ему поставлены.

     В американской школе менеджмента  принято считать, что успех фирмы  зависит, прежде всего, от внутренних факторов. Особое внимание уделяется рациональной организации производства, постоянному  росту производительности труда, эффективному использованию ресурсов. В то время, как внешние факторы отходят  на второй план.  
     Рационализация производства выражается в высокой степени специализации отдельных работников и структурных единиц компании и жёстком разграничении их обязанностей. Преимущества специализации заключаются в том, что она позволяет сократить объём подготовки работников, повысить уровень профессионального умения на каждом специализированном рабочем месте, отделить от производственных заданий те, которые не требуют квалифицированного труда и могут быть выполнены неквалифицированными работниками, получающими меньшую заработную плату, а также увеличивает возможности специализированного оборудования.  
     Решения чаще всего принимаются индивидуально, уровень ответственности же находится в управленческой пирамиде на одну - две ступени выше, чем уровень менеджеров, обладающих формальной властью. Это означает, что руководство отвечает за деятельность своих подчинённых.  
Американская фирма функционирует в социальной атмосфере, проповедующей равноправие. Соответственно рабочие здесь являются более мобильными, легко меняют место работы в поисках индивидуальной выгоды. Стоит отметить, что дух «жертвенности» (альтруизма) редок у американцев: даже в действиях, направленных на пользу общества, на поверку легко обнаруживается личная выгода. Часто на фирме поощряется конкуренция между сотрудниками (один из способов стимулирования), именно поэтому американцы – ярко выраженные индивидуалисты и порой им очень сложно работать в команде. 17

Информация о работе Американский менеджмент