Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Июня 2012 в 16:35, реферат
За всю историю существования менеджмента многие зарубежные страны накопили значительные сведения в области теории и практики управления в промышленности, сельском хозяйстве, торговле и других сферах с учетом своих специфических особенностей. Это требует изучения накопленного опыта и использования его. Вместе с тем мировой опыт формирования моделей менеджмента свидетельствует о том, что механическое перенесение моделей управления из одной социокультурной среды в другую практически невозможно. При создании собственной модели менеджмента необходимо учитывать влияние таких факторов, как тип собственности, форма государственного устройства и зрелость сложившихся рыночных отношений.
Введение 1
Глава 1. Теоретические основы менеджмента 4
1.1 Сущность, принципы и функции современного менеджмента 4
1.2 История развития американской модели менеджмента 12
1.3 Сравнительная характеристика существующих моделей менеджмента 23
Глава 2. Особенности развития менеджмента в США 32
2.1 Характеристика современного состояния американского менеджмента 33
2.2 Опыт американских компаний в управлении предприятием 38
2.3 Особенности использования американской модели менеджмента в российских условиях 43
Глава 3. Анализ американской модели менеджмента на примере компаний «Дженерал Моторс», «Форд Мотор» и «Крайслер» 53
3.1 Характеристика компаний «Дженерал Моторс», «Форд Мотор» и «Крайслер» 54
3.2 Сравнительный анализ систем менеджмента в компаниях «Дженерал Моторс», «Форд Мотор» и «Крайслер» 65
3.3 Оценка результативности менеджмента в компаниях «Дженерал Моторс», «Форд Мотор» и «Крайслер» и анализ преимуществ и недостатков американской модели менеджмента 75
Заключение 77
Список литературы 78
Американский экономист Роберт Хейлбронер указал на три основных исторически сложившихся подхода к распределению ресурсов общества. Это — традиции, приказы и рынок. Традиционный подход имеет в виду распределение экономических ресурсов общества посредством сложившихся традиций, от одного поколения к другому. Командный подход подразумевает распределение ресурсов через приказы. Рыночный подход предусматривает распределение ресурсов с помощью рынка, без какого-либо вмешательства общества. Этот подход является наиболее эффективным. Он основан на взаимоотношениях продавца и покупателя, которые самостоятельно устанавливают цены, требования к качеству товара и пр. Рыночные отношения часто требуют принятия управленческих решений в условиях неопределенности и риска, что повышает ответственность менеджеров за их
разработку и принятие.10
Большое влияние на формирование теории корпорации оказала книга «Современная корпорация и частная собственность», опубликованная А. Берли и М. Минз в 1932 г. Корпорации получили статус юридического лица,
а их акционеры приобрели право на часть прибыли, распределяющейся пропорционально количеству принадлежащих им акций. Корпорации пришли на смену небольшим предприятиям, в которых вся собственность принадлежала владельцам капитала, и они полностью контролировали деятельность рабочих.
По
мнению теоретиков менеджмента, создание
корпораций повлекло за собой отделение
собственности от контроля над распоряжением
ею, т. е. от власти. Американский профессор
отмечал возникновение «новой управленческой
элиты, чья мощь основывается уже
не на собственности, а скорее на контроле
за процессом в целом». Реальная
власть по управлению корпорацией перешла
к ее правлению и менеджерам (специалистам
в области организации и
Американские корпорации широко используют в своей деятельности стратегическое управление. Это понятие было введено в обиход на стыке 60-70-х гг. XX в., а в 80-е гг. XX в. охватило практически все американские корпорации.
Слово «стратегия» произошло от греческого strategos, «искусство генерала». В общем виде стратегия — это способ использования средств и ресурсов, направленных на достижение поставленных целей. Стратегию можно определить как генеральную программу действий, выявляющую приоритеты проблем и ресурсов для достижения главной цели корпорации. Стратегия формулирует главные цели и основные пути их достижения таким образом, что корпорация получает единое направление действий. Появление новых целей, как правило, требует поиска и выработки новых стратегий.11
Содержание
стратегического управления заключается,
во-первых, в разработке долгосрочной
стратегии, необходимой для победы
в конкурентной борьбе, и во-вторых,
в осуществлении управления в
реальном масштабе времени. Разработанная
стратегия корпорации впоследствии
превращается в текущие производственно-
Концепция стратегического управления основана на системном и ситуационных подходах к управлению. Предприятие рассматривается как открытая система. Основой стратегического управления является системный
и ситуационный анализ внешней (макроокружение и конкуренты) и внутренней (научные исследования и разработки, кадры и их потенциал, финансы, организационная культура и пр.) среды.
Важнейшей составной частью плановой работы корпорации является стратегическое планирование, возникшее в условиях насыщения рынка и замедления роста ряда корпораций. Стратегическое планирование сдерживает стремление руководителей к получению максимальной текущей прибыли в ущерб решению долгосрочных задач, а также ориентирует руководителей на предвидение будущих изменений внешней среды. Стратегическое планирование позволяет руководству корпорации установить обоснованные приоритеты распределения, как правило, всегда ограниченных ресурсов. Стратегическое планирование создает базу для принятия эффективных управленческих решений.
В 60-е гг. XX в. все настойчивее стали требования работников корпораций по улучшению их социально-экономического положения. Параллельно с этим многие теоретики менеджмента пришли к убеждению, что целый ряд организаций не достигает своих целей по причине игнорирования противоречий быстро меняющейся социальной среды. Следствием сложившегося положения было появление доктрины производственной демократии («демократии на рабочих местах»), связанной с вовлечением в управление непрофессионалов как самого пред-
приятия, так и потребителей товаров и услуг, посредников и т.д., т.е. внешней по отношению к предприятию среды.
Некоторые американские авторы называют привлечение непрофессионалов к управлению «третьей революцией» в управлении. Первая революция, по их мнению, связана с отделением управления от производства и с выделением его в особый вид управленческой деятельности.
Вторая
революция характеризуется
Партисипативное управление можно рассматривать как один из общих подходов к управлению человеком в организации. Целью партисипативного управления является совершенствование использования всего человеческого потенциала организации.12
Партисипативное управление предполагает расширение привлечения работников к управлению по следующим направлениям:
В 60-е гг. XX в. в США получили широкое распространение бригадные методы организации труда и кружки контроля качества, идея создания которых принадлежит американским специалистам по прикладной статистике У. Демингу и Дж. Джурану. Однако впервые кружки контроля качества стали широко применяться в Японии. И только во второй половине 70-х гг. они получили распространение в американских корпорациях.
Привлечение рабочих к участию в высших органах управления корпорацией — советах директоров — на практике встречается крайне редко.
Для снижения сопротивления рабочих организационным изменениям, происходящим в корпорациях, разрабатываются программы повышения качества трудовой жизни, с помощью которых работники корпорации привлекаются к разработке стратегии ее развития, обсуждению вопросов рационализации производства, решению разнообразных внешних и внутренних проблем.
Американские ученые продолжают ставить и разрабатывать реальные проблемы менеджмента. Так, Э. Петерсон и Э. Плоумен, авторы известной книги «Организация бизнеса и менеджмент» выделяют шесть основных видов менеджмента:
1. Правительство
(его деятельность
2. Государственный менеджмент.
3. Военный менеджмент (особый вид государственного менеджмента).
4. Ассоциационный (клубный) менеджмент.
5. Бизнес-менеджмент
(особый вид менеджмента,
6. Менеджмент
в государственной
Развивая
теорию управления, Петерсон и Плоумен
дают определение понятию менеджмент
как психологический процесс
осуществления руководства
человеческие стремления. Видный представитель американского менеджмента Питер Ф. Друкер выступает против расширительного толкования понятия менеджмент, считая, что его следует относить только к предприятию, выпускающему продукцию или оказывающему различные виды услуг.
Друкер сформулировал основные принципы современного менеджмента:
1. Содержание менеджмента в целом аналогично в разных странах, но методы его различны. Национальный менеджмент должен учитывать свои собственные традиции, культуру, историю.
2. В
центре внимания менеджмента
находится человек, который
целью достижения эффективности работы всего предприятия.
3. Задачей
менеджмента является
4. Задачей
менеджмента является
5. Каждый
работник должен нести
6. В
конечном счете деятельность
предприятия оценивается
7. Оценка
и результаты деятельности
Друкер сформулировал ряд общих, обязательных функций, которые присущи труду любого менеджера:
Американский
менеджмент внес значительный вклад
в разработку менеджмента как
учебной дисциплины. Впервые научный
курс управления был разработан в 1881
г. американским ученым Джозефом Вартоном.
Через 100 лет Г. Кунц и С.О'Доннел опубликовали
свой труд «Управление: системный и
ситуационный анализ управленческих функций»,
который был переведен с
Современные
идеи американского менеджмента
изложены в учебнике «Основы менеджмента»,
в котором его авторы - М. Мескон,
М. Альберт и Ф. Хедоури - осветили
основные достижения различных школ
управления и их вклад в становление
науки о менеджменте.
Национально-исторические особенности корпораций проявляются в составе и структуре ключевых участников корпоративного управления, их правах и обязанностях, в механизмах взаимодействия участников и порядке формирования высших органов управления. Исследования мировой практики корпоративного управления выделяют три модели менеджмента:
Американская модель отличается особой демократизацией управления. Здесь высоки требования к нормативно-правовой базе, открытости информации, сведений об акционерах. В европейских и японских корпорациях высока концентрация крупных пакетов акции в руках небольшого числа собственников и очень значима роль банков. Управление на предприятиях Германии и Японии имеет свои характерные четры, но нередко их модель называют германо-японской.
В
Германии широко распространено привлечение
широких слоев населения к
участию в собственности
В
Японии управление компаниями опирается
на коллективных акционеров. В их число
входят индустриальные группы, крупные
финансовые организации и корпорации,
объединенные совместным владением
и управлением. Широко используется
практика перехода вошедших в отставку
правительственных чиновников в
государственные корпорации, советы
директоров частных компаний и банков.
Несмотря на сложную иерархию управления
корпорацией, в Японии с уважением
относятся к рядовым