Американский менеджмент

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Июня 2012 в 16:35, реферат

Краткое описание

За всю историю существования менеджмента многие зарубежные страны накопили значительные сведения в области теории и практики управления в промышленности, сельском хозяйстве, торговле и других сферах с учетом своих специфических особенностей. Это требует изучения накопленного опыта и использования его. Вместе с тем мировой опыт формирования моделей менеджмента свидетельствует о том, что механическое перенесение моделей управления из одной социокультурной среды в другую практически невозможно. При создании собственной модели менеджмента необходимо учитывать влияние таких факторов, как тип собственности, форма государственного устройства и зрелость сложившихся рыночных отношений.

Содержание

Введение 1

Глава 1. Теоретические основы менеджмента 4

1.1 Сущность, принципы и функции современного менеджмента 4

1.2 История развития американской модели менеджмента 12

1.3 Сравнительная характеристика существующих моделей менеджмента 23

Глава 2. Особенности развития менеджмента в США 32

2.1 Характеристика современного состояния американского менеджмента 33

2.2 Опыт американских компаний в управлении предприятием 38

2.3 Особенности использования американской модели менеджмента в российских условиях 43

Глава 3. Анализ американской модели менеджмента на примере компаний «Дженерал Моторс», «Форд Мотор» и «Крайслер» 53

3.1 Характеристика компаний «Дженерал Моторс», «Форд Мотор» и «Крайслер» 54

3.2 Сравнительный анализ систем менеджмента в компаниях «Дженерал Моторс», «Форд Мотор» и «Крайслер» 65

3.3 Оценка результативности менеджмента в компаниях «Дженерал Моторс», «Форд Мотор» и «Крайслер» и анализ преимуществ и недостатков американской модели менеджмента 75

Заключение 77

Список литературы 78

Вложенные файлы: 1 файл

реферат менеджмент.docx

— 148.23 Кб (Скачать файл)

     Американский  экономист Роберт Хейлбронер указал на три основных исторически сложившихся подхода к распределению ресурсов общества. Это — традиции, приказы и рынок. Традиционный подход имеет в виду распределение экономических ресурсов общества посредством сложившихся традиций, от одного поколения к другому. Командный подход подразумевает распределение ресурсов через приказы. Рыночный подход предусматривает распределение ресурсов с помощью рынка, без какого-либо вмешательства общества. Этот подход является наиболее эффективным. Он основан на взаимоотношениях продавца и покупателя, которые самостоятельно устанавливают цены, требования к качеству товара и пр. Рыночные отношения часто требуют принятия управленческих решений в условиях неопределенности и риска, что повышает ответственность менеджеров за их

разработку  и принятие.10

     Большое влияние на формирование теории корпорации оказала книга «Современная корпорация и частная собственность», опубликованная А. Берли и М. Минз в 1932 г. Корпорации получили статус юридического лица,

а их акционеры  приобрели право на часть прибыли, распределяющейся пропорционально  количеству принадлежащих им акций. Корпорации пришли на смену небольшим  предприятиям, в которых вся собственность  принадлежала владельцам капитала, и  они полностью контролировали деятельность рабочих.

     По  мнению теоретиков менеджмента, создание корпораций повлекло за собой отделение  собственности от контроля над распоряжением  ею, т. е. от власти. Американский профессор  отмечал возникновение «новой управленческой элиты, чья мощь основывается уже  не на собственности, а скорее на контроле за процессом в целом». Реальная власть по управлению корпорацией перешла  к ее правлению и менеджерам (специалистам в области организации и управления производством). В модели американского  менеджмента и в настоящее  время корпорация является основной структурной единицей.

     Американские  корпорации широко используют в своей  деятельности стратегическое управление. Это понятие было введено в обиход на стыке 60-70-х гг. XX в., а в 80-е гг. XX в. охватило практически все американские корпорации.

     Слово «стратегия» произошло от греческого strategos, «искусство генерала». В общем  виде стратегия — это способ использования средств и ресурсов, направленных на достижение поставленных целей. Стратегию можно определить как генеральную программу действий, выявляющую приоритеты проблем и ресурсов для достижения главной цели корпорации. Стратегия формулирует главные цели и основные пути их достижения таким образом, что корпорация получает единое направление действий. Появление новых целей, как правило, требует поиска и выработки новых стратегий.11

     Содержание  стратегического управления заключается, во-первых, в разработке долгосрочной стратегии, необходимой для победы в конкурентной борьбе, и во-вторых, в осуществлении управления в  реальном масштабе времени. Разработанная  стратегия корпорации впоследствии превращается в текущие производственно-хозяйственные  планы, подлежащие реализации на практике.

     Концепция стратегического управления основана на системном и ситуационных подходах к управлению. Предприятие рассматривается  как открытая система. Основой стратегического  управления является системный

и ситуационный анализ внешней (макроокружение и конкуренты) и внутренней (научные исследования и разработки, кадры и их потенциал, финансы, организационная культура и пр.) среды.

     Важнейшей составной частью плановой работы корпорации является стратегическое планирование, возникшее в условиях насыщения рынка и замедления роста ряда корпораций. Стратегическое планирование сдерживает стремление руководителей к получению максимальной текущей прибыли в ущерб решению долгосрочных задач, а также ориентирует руководителей на предвидение будущих изменений внешней среды. Стратегическое планирование позволяет руководству корпорации установить обоснованные приоритеты распределения, как правило, всегда ограниченных ресурсов. Стратегическое планирование создает базу для принятия эффективных управленческих решений.

     В 60-е гг. XX в. все настойчивее стали  требования работников корпораций по улучшению их социально-экономического положения. Параллельно с этим многие теоретики менеджмента пришли к  убеждению, что целый ряд организаций  не достигает своих целей по причине  игнорирования противоречий быстро меняющейся социальной среды. Следствием сложившегося положения было появление  доктрины производственной демократии («демократии на рабочих местах»), связанной с вовлечением в управление непрофессионалов как самого пред-

приятия, так и потребителей товаров и  услуг, посредников и т.д., т.е. внешней  по отношению к предприятию среды.

     Некоторые американские авторы называют привлечение  непрофессионалов к управлению «третьей революцией» в управлении. Первая революция, по их мнению, связана с  отделением управления от производства и с выделением его в особый вид управленческой деятельности.

     Вторая  революция характеризуется появлением менеджеров, т.е. людей особой профессии. Производственная демократия (или партисипативное  управление) стала рассматриваться  как форма соучастия всех работников организации в принятии решений, затрагивающих их интересы. Авторами идеи производственной демократии принято  считать социологов Дж. Коула и  А. Горца, которые предлагали управление корпорациями осуществлять посредством  производственных советов, контролируемых рабочими. Благодаря участию в  работе этих советов, рабочие постепенно научились бы контролировать весь процесс  производства сначала в рамках одной  корпорации, а затем и в целом  по промышленности.

     Партисипативное управление можно рассматривать как один из общих подходов к управлению человеком в организации. Целью партисипативного управления является совершенствование использования всего человеческого потенциала организации.12

     Партисипативное управление предполагает расширение привлечения  работников к управлению по следующим  направлениям:

  • предоставление работникам права самостоятельного принятия решений;
  • привлечение работников к процессу принятия решений (сбор необходимой информации для принятия решения, определение приемов и способов выполнения принятого решения, организация работ и т. п.);
  • предоставление работникам права контроля за качеством и количеством выполненной ими работы;
  • участие работников в совершенствовании деятельности как в целом всей организации, так и отдельных ее подразделений;
  • предоставление работникам права создавать рабочие группы по интересам, привязанностям и пр. с целью более эффективного выполнения решений.

     В 60-е гг. XX в. в США получили широкое распространение бригадные методы организации труда и кружки контроля качества, идея создания которых принадлежит американским специалистам по прикладной статистике У. Демингу и Дж. Джурану. Однако впервые кружки контроля качества стали широко применяться в Японии. И только во второй половине 70-х гг. они получили распространение в американских корпорациях.

     Привлечение рабочих к участию в высших органах управления корпорацией  — советах директоров — на практике встречается крайне редко.

     Для снижения сопротивления рабочих  организационным изменениям, происходящим в корпорациях, разрабатываются  программы повышения качества трудовой жизни, с помощью которых работники корпорации привлекаются к разработке стратегии ее развития, обсуждению вопросов рационализации производства, решению разнообразных внешних и внутренних проблем.

     Американские  ученые продолжают ставить и разрабатывать  реальные проблемы менеджмента. Так, Э. Петерсон и Э. Плоумен, авторы известной  книги «Организация бизнеса и  менеджмент» выделяют шесть основных видов менеджмента:

1. Правительство  (его деятельность соответствует  общему понятию менеджмента, хотя  слово ≪менеджмент≫ не применяется  к деятельности правительства).

2. Государственный  менеджмент.

3. Военный  менеджмент (особый вид государственного  менеджмента).

4. Ассоциационный (клубный) менеджмент.

5. Бизнес-менеджмент (особый вид менеджмента, отличающийся  от правительственного и государственного).

6. Менеджмент  в государственной собственности  (специальный вид бизнес-менеджмента).13

     Развивая  теорию управления, Петерсон и Плоумен  дают определение понятию менеджмент как психологический процесс  осуществления руководства подчиненными, посредством которого удовлетворяются  главные

человеческие  стремления. Видный представитель американского  менеджмента Питер Ф. Друкер выступает против расширительного толкования понятия менеджмент, считая, что его следует относить только к предприятию, выпускающему продукцию или оказывающему различные виды услуг.

     Друкер  сформулировал основные принципы современного менеджмента:

1. Содержание менеджмента в целом аналогично в разных странах, но методы его различны. Национальный менеджмент должен учитывать свои собственные традиции, культуру, историю.

2. В  центре внимания менеджмента  находится человек, который должен  направлять свои усилия на  повышение эффективности своей  деятельности с

целью достижения эффективности работы всего  предприятия.

3. Задачей  менеджмента является направление  действий всех работников на  выполнение общих целей предприятия.

4. Задачей  менеджмента является постоянное  развитие способностей, потребностей  всех работников предприятия  и возможностей их удовлетворения.

5. Каждый  работник должен нести ответственность  за порученную ему работу. Связь  между работниками осуществляется  посредством коммуникаций.

6. В  конечном счете деятельность  предприятия оценивается большим  количеством разнообразных способов  и средств.

7. Оценка  и результаты деятельности предприятия  находят свое выражение не  внутри предприятия, а вне его.14

     Друкер  сформулировал ряд общих, обязательных функций, которые присущи труду  любого менеджера:

  • определение целей предприятия и путей их достижения;
  • организация работы персонала предприятия (определение объема работ и распределение его между работниками, создание организационной структуры и т. д.);
  • создание системы мотивации и координация деятельности работников;
  • анализ деятельности организации и контроль за работой персонала;
  • обеспечение роста людей в организации.

     Американский  менеджмент внес значительный вклад  в разработку менеджмента как  учебной дисциплины. Впервые научный  курс управления был разработан в 1881 г. американским ученым Джозефом Вартоном. Через 100 лет Г. Кунц и С.О'Доннел опубликовали свой труд «Управление: системный и  ситуационный анализ управленческих функций», который был переведен с английского  и вышел в свет в России в 1981 г. Также существует американский учебник  Д. О'Шонесси, в котором были описаны  самые заметные достижения в области  управления.

     Современные идеи американского менеджмента  изложены в учебнике «Основы менеджмента», в котором его авторы - М. Мескон, М. Альберт и Ф. Хедоури - осветили основные достижения различных школ управления и их вклад в становление  науки о менеджменте. 

1.3 Сравнительная характеристика  существующих моделей  менеджмента

 

      Национально-исторические особенности корпораций проявляются  в составе и структуре ключевых участников корпоративного управления, их правах и обязанностях, в механизмах взаимодействия участников и порядке  формирования высших органов управления. Исследования мировой практики корпоративного управления выделяют три модели менеджмента:

  • Американская (англо-американская)
  • Японская
  • Немецкая

     Американская  модель отличается особой демократизацией  управления. Здесь высоки требования к нормативно-правовой базе, открытости информации, сведений об акционерах. В  европейских и японских корпорациях  высока концентрация крупных пакетов  акции в руках небольшого числа  собственников и очень значима  роль банков. Управление на предприятиях Германии и Японии имеет свои характерные четры, но нередко их модель называют германо-японской.

      В Германии широко распространено привлечение  широких слоев населения к  участию в собственности корпораций. Для этого используются налоговые  льготы для акционерных обществ  и массовых вкладчиков, льготы для  приобретения акций, акции для работников как форма участия в управлении компанией. Широко распространена практика взаимного участия корпораций в  работе друг друга с помощью коллективных акционеров, общих банков, наблюдательных советов.

      В Японии управление компаниями опирается  на коллективных акционеров. В их число  входят индустриальные группы, крупные  финансовые организации и корпорации, объединенные совместным владением  и управлением. Широко используется практика перехода вошедших в отставку правительственных чиновников в  государственные корпорации, советы директоров частных компаний и банков. Несмотря на сложную иерархию управления корпорацией, в Японии с уважением  относятся к рядовым акционерам, сохраняют систему пожизненной  занятости и структуру стабильных акционеров. 

Информация о работе Американский менеджмент