Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Ноября 2013 в 13:29, курсовая работа
Целью любой организации является рост, развитие и максимизация ее экономических результатов. Для этого необходимо постоянное повышение эффективности управления. На качество управления организацией влияют множество как объективных, так и субъективных факторов. Одними из самых важных являются правильно построенная структура и разделение труда, наличие всех необходимых ресурсов, современные технологии. На эффективность управления влияет отношение персонала к работе, руководителю и организации. Большое значение имеют также качества и способности самого руководителя, его авторитет, способность найти с подчиненными общий язык и организовать рабочий процесс.
Введение……………………………………………………………….3
Глава 1 Эффективность управления………………………………..6
1.1 Сущность эффективности управления………………………….6
1.2 Подходы к определению эффективности управления…………11
1.3 Критерии и показатели эффективности управления…………..16
а) количественные показатели………………………………………16
б) качественные показатели………………………………………....17
1.4 Экономическая оценка эффективности управления…………...18
1.5Классификация ресурсов…………………………………………22
Глава 2 Анализ анкетирования по теме «Эффективность управления» некоторых предприятий г. Хабаровска…........................................................37
Глава 3 Сбор необходимой информации……………………………53
Заключение…………………………………………………………….55
С наибольшей эффективностью
организационная система
Одной из основных задач любой организационной системы, обеспечивающей достижение ею результатов, является преобразование ресурсов, которые она получает от окружающей среды (рис.1). К числу важнейших из них относятся: человеческие и материальные ресурсы, информация, знания, а также пространство и время. Эти компоненты в менеджменте принято называть входами.
Рисунок 1. Открытая организационная система
В процессе преобразования
открытая система обрабатывает эти
входы, переводя их в желаемые конечные
состояния или цели, в том числе
в продукцию или услуги. Полученные
результаты являются выходами системы,
которые она выносит в
Содержательный подход к изучению эффективности управления учитывает все рассмотренные ранее аспекты познания идей и опыта, относящихся к такому сложному и многостороннему виду человеческой деятельности, как управление социально-экономическими системами, в том числе людьми и организациями. Он обеспечивает формирование методологической основы, которая служит фундаментальной базой для последующего изучения специальных аспектов эффективного управления. Методологическое знание, создаваемое общей теорией, которая содержит функциональные категории, понятия, принципы, методы, систему функций и задач менеджмента, выступает в форме познавательных приемов формирования знаний — особого специфического ресурса эффективного менеджмента.
Формально-логический (формализованный) подход к исследованию сформулированной проблемы, используя аппарат дискретной математики, аналитические и статистические методы, опирается на методы компьютерного моделирования, повышающего эффективность принятия управленческих решений в условиях неопределенности.
Процессный подход к эффективности
управления. Процессный подход в менеджменте
рассматривает эффективное
Процессный и системный
подходы наиболее целесообразно
применять в спокойной
Ситуационный подход к эффективности управления. Ситуационный подход (как и системный) представляет собой способ мышления об организационных проблемах и их решениях. Этот подход расширил практическое применение теории систем, определив основные внутренние и внешние переменные, которые влияют на организацию. Его применение позволяет увязать конкретные приемы и концепции менеджмента с определенными ситуациями для того, чтобы обеспечить достижение объектом управления своих целей и интересов с наилучшими результатами и таким образом сделать управление наиболее эффективным.
Основной целью управляющей
системы является поддержание и
развитие управляемой системы в
запланированном направлении
■ мониторинг состояния системы управления;
■ выявление необходимости
осуществления управляющих
■ разработку управляемого решения — целенаправленного воздействия;
■ прогнозирование пути реализации и результата;
■ принятие управленческого решения;
■ планирование пути реализации и результата;
■ реализацию управляющего воздействия.
1.3 Критерии и показатели эффективности управления
Анализ категории
Показатели прибыли и
рентабельности наиболее полно характеризуют
конечные результаты деятельности, соответственно
и эффективность управления. При
этом следует исключить влияние
на прибыль факторов, не связанных
с деятельностью данного
А) Количественные показатели эффективности
Количественные показатели деятельности системы управления включают:
· комплекс трудовых показателей- экономия живого труда в сфере управления (численность, сокращение трудоемкости процессов управления) и др.;
· финансовые показатели деятельности системы управления (сокращение расходов на управление и т.п.);
· показатели экономии времени (сокращение продолжительности циклов управления в результате внедрения информационных технологий, организационных процедур).
Б) Качественные показатели эффективности
Особо важное значение имеют показатели социальной эффективности управления (качественные):
· повышение научно-технического уровня управления;
· уровень интеграции процессов управления;
· повышение квалификации менеджеров;
· повышение уровня обоснованности принимаемых решений;
· формирование организационной культуры;
· управляемость системы; удовлетворенность трудом;
· завоевание общественного доверия;
· усиление социальной ответственности организации;
· экологические последствия.
Если в результате рационализации
управления удается достичь высокого
уровня указанных выше показателей,
то происходит положительный сдвиг
в организации системы
Развиваются и другие подходы к оценке эффективности менеджмента, в частности, ресурсно-потенциальный подход к оценке эффективности системы управления. В нем абсолютная эффективность управления представляется соотношением потенциальных возможностей производства с фактическим значением его использования. Относительная эффективность определяется как отношение полного эффекта управления к затратам
1.4 Экономическая оценка эффективности управления
Показатели экономической эффективности
В общем виде эффективность управленческой деятельности (Э) выражают следующей формулой:
где Р - результат функционирования системы управления (результирующая составляющая);
3 - затраты на управленческую
деятельность или объем
На уровне отдельных
предприятий в различных
Показатель эффективности использования материальных ресурсов (Эм) характеризует материалоемкость продукции:
где: МЗ – материальные затраты; ВП – стоимость выпущенной продукции.
Снижение материалоемкости
продукции – одно из главных
направлений повышения
Показатель эффективности использования основных производственных фондов (Эф) определяется обычно показателем их фондоотдачи
где: ОФ – стоимость основных производственных фондов; ВП – стоимость выпущенной продукции.
К основным производственным
фондам относятся: средства
Показателем эффективности капитальных вложений (Эп) является срок окупаемости капитальных вложений.
где: К – объем капитальных вложений; ∆П – прирост прибыли, вызванный этими капитальными вложениями за год.
Как известно, оптимальный срок окупаемости капитальных вложений не должен превышать двух лет.
Показателем, характеризующим эффективность деятельности персонала (Эт), является производительность труда. На уровне предприятия она может быть определена как отношение.
где: ЧР – среднегодовая численность работников, занятых на предприятии.
Кроме того, производительность труда определяется выработкой продукции в единицу времени.
Повышение производительности
труда зависит от ряда
Материалоемкость, фондоотдача,
окупаемость капиталовложений –
где: П – расчетная прибыль, т.е. прибыль оставшаяся в распоряжении предприятия; С – издержки, связанные с созданием и пополнением основных и оборотных средств.
Рентабельность качественно
характеризует работу
Приведенные показатели
экономической эффективности
Достоверность показателей
эффективности возрастает, если
при анализе форм
В связи с этим
показатели эффективности
Динамический показатель
эффективности менеджмента
где: По, Пб – конечные показатели (прибыль) предприятия, соответственно, в данном и базисном годах; Ро, Рб – расходы, соответственно, в данном и базисных годах.