Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Февраля 2014 в 11:57, дипломная работа
В своей деятельности любой банк вступает в контакт с конкурентами, клиентами, государством и взаимодействует с ними с целью оптимизации прибыли, а так же стремится обеспечить оптимальное сочетание ликвидности и доходности финансовых ресурсов, создание и поддержку своей репутации. В процессе предоставления банковских продуктов (услуг) возникают отношения банка с его клиентурой, они включают в себя: предоставление кредитов, открытие депозитов, операции по выпуску, покупке или продаже ценных бумаг, валютные отношения, расчетные операции, трастовые услуги, хранение драгоценностей и многие другие.
Средства клиентов Сбербанка в 2011 г. по сравнению с 2010 г. возросли на 1281 млрд. руб. или 19,3%, в 2012 г. по сравнению с 2011 г. на 2247 млрд. руб. или 28,3%.
Обязательства Сбербанка в 2011 г. по сравнению с 2010 г. возросли на 1926 млрд. руб. или 25,2%, в 2012 г. по сравнению с 2011 г. на 3907 млрд. руб. или 40,8%. Это обусловлено ростом средств кредитных организаций, средств клиентов, вкладов физических лиц, прочих обязательств.
Рост капитала Сбербанка в 2011 г. по сравнению с 2010 г. составил 281 млрд. руб. или 28,5%, в 2012 г. по сравнению с 2011 г. 356 млрд. руб. или 28,1%. Это связано с тем, что произошел прирост от переоценки основных средств, возросла нераспределенная прибыль прошлых лет.
Динамику капитала Сбербанка представим на рисунке 2.
Рисунок 2 показывает рост капитала банка.
Динамику ключевых показателей прибыльности Сбербанка России изучим с помощью таблицы 2.
Таблица 2. – Динамика ключевых показателей прибыльности Сбербанка России за 2010-2012 гг.
Показатель |
2010 г. |
2011 г. |
2012 г. |
Абсолютное отклонение, (+, -) |
Темп прироста, % | |||
2009 г. от 2008 г. |
2010 г. от 2009 г. |
2009 г. от 2008 г. |
2010 г. от 2009 г. | |||||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 | |
Чистые процентные доходы, млрд. руб. |
495,8 |
561 |
704,8 |
65,2 |
143,8 |
13,1 |
25,6 | |
Чистая прибыль, млрд. руб. |
181,6 |
315,9 |
347,9 |
134,3 |
32 |
74 |
10,1 | |
Рентабельность активов, % |
2,3 |
3,2 |
2,7 |
0,9 |
-0,5 |
- |
- | |
Рентабельность собственных |
20,6 |
28 |
24,2 |
7,4 |
-3,8 |
- |
- | |
Чистая процентная маржа, % |
6,4 |
6,4 |
6,1 |
-0,2 |
-0,3 |
- |
-0,3 | |
Чистые активы на обыкновенную акцию, руб. |
45,7 |
58,7 |
75,2 |
13,1 |
16,5 |
28,6 |
28,1 |
Таблица 2 показывает, что чистые процентные доходы в 2011 г. по сравнению с 2010 г. возросли на 65,2 млрд. руб. или 13,1%, в 2012 г. по сравнению с 2011 г. на 143,8 млрд. руб. или 25,6%.
Рост данного показателя
обусловлен превышением процентных
доходов над процентными
Динамику чистых процентных доходов представим на рисунке 3.
Рисунок 3. - Динамика чистых процентных доходов Сбербанка России за 2010-2012 гг.
На рисунке 3 наблюдается тенденция роста чистых процентных доходов, обусловленная как ростом среднегодовых объемов активов, так и ростом средней доходности.
В динамике чистой прибыли наблюдается рост, в 2011 г. по сравнению с 2010 г. чистая прибыль выросла на 134,3 млрд. руб. или 74%, в 2012 г. по сравнению с 2011 г. на 32 млрд. руб. или 10,1%.
Динамику чистой прибыли представим на рисунке 4.
Чистая прибыль Сбербанка России по МСФО в 2012 году выросла до
347,9 млрд руб ., что на
84,1% превышает показатель с2010-
Маржа оставалась стабильной в течение 2011 года—6,4%. в 2012 году чистая процентная маржа снизилась на 0,3 п .п . —до 6,1% .
Снижение обусловлено:
1) увеличением доли
2) увеличением привлеченных средств от других банков, в основном от ЦБ РФ;
3) снижением доходности
по кредитам . Увеличение доли
кредитов в общих активах
Чистые активы на обыкновенную акцию в 2011 г. по сравнению с 2010 г. увеличились на 13.1 руб. или 28.6%. В 2012 г. по сравнению с 2011 г. на 16,5 руб. или 28,1%.
Акции Сбербанка России котируются на российских биржевых площадках ММВБ* и РТС с 1996 г. В марте 2007 г. Банк разместил дополнительный выпуск обыкновенных акций, в результате чего, уставный капитал увеличился на 12%, и было привлечено 230,2 млрд. рублей. Средний дневной объем торгов акциями Сбербанка составляет 35% объема торгов на ММВБ.
Для анализа ликвидности Сбербанка России необходимо рассмотреть информацию о значении обязательных нормативов ликвидности банка, которые по состоянию на начало 2010 года составляли:
- Н1 – норматив достаточности
капитала (минимальное значение 10%) – 21,5%
- Н2 – норматив мгновенной ликвидности
(минимальное значение 15%) – 82,5%
- Н3 – норматив текущей ликвидности
(минимальное значение 50%) – 114,3%
- Н4 – норматив долгосрочной
ликвидности (максимально допустимое
120%) – 73,8%
Коэффициенты достаточности
капитала и мгновенной ликвидности
значительно превышают
Коэффициент долгосрочной ликвидности
также имеет тенденции к
Риск ликвидности
Динамику обязательных нормативов Сбербанка представим в таблице 3.
Показатель |
Норматив |
2010г |
2011г |
2012г |
Изменение, (+, -) | |
2011 г. от 2010 г. |
2012 г. от 2011 г. | |||||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
Достаточность собственных средств банка (Н1) |
10 |
17,7 |
15,0 |
12,6 |
-2,7 |
-2,4 |
Показатель мгновенной ликвидности банка (Н2) |
15 |
80,6 |
50,8 |
61,4 |
-29,8 |
10,6 |
Показатель текущей |
50 |
103,0 |
72,9 |
74,3 |
-30,1 |
1,4 |
Показатель долгосрочной ликвидности банка (Н4) |
120 |
78,0 |
87,3 |
99,8 |
9,3 |
12,5 |
Таблица 3. – Динамика обязательных нормативов Сбербанка России за2010-2012 гг.
При анализе 2010-2012 годов видим, что:
-норматив собственных средств банка (Н1) в 2011 году снизился на 2,7%, в 2012г. – на 2,4%;
-норматив мгновенной ликвидности (Н2) в 2011году снизился на 29,8 %, в 2012г. увеличился на 10,6%;
-норматив текущей ликвидности (Н3) в 2011 году снизился на 30,1 %, в 2012г. увеличился на 1,4%;
-норматив долгосрочной ликвидности (Н4) в 2011году увеличился на 9,3%, в 2012г. – на 12,5%.
Динамику достаточности собственных средств Сбербанка России представим на рисунке 5.
Рисунок 5. - Динамика достаточности собственных средств Сбербанка России за 2010-2012 гг.
Рисунок 5 показывает превышение
достаточности собственных
Риск физической ликвидности
– проблемы, связанные с недостаточностью
какой-либо валюты для покрытия обязательств
Банка. Инструментами управления
риском физической ликвидности в
краткосрочной перспективе
Управление средне - и долгосрочной ликвидностью в Сбербанке осуществляется на основании ежеквартально разрабатываемых планов фондирования. В этих документах приводится исторический анализ текущих трендов развития различных статей баланса, и строятся один или несколько сценариев на ближайший период. В зависимости от предполагаемого сценария развития анализируются потенциальные риски ликвидности и описываются меры оперативного реагирования на различные негативные внутренние и внешние шоки. Основными инструментами среднесрочного и долгосрочного фондирования являются операции торгового финансирования, выпуск облигаций и организация синдицированных кредитов.
Для 2010 года был характерен
стабильный приток рублевых средств
клиентов. Накопленная ликвидность
в течение года направлялась в
кредиты и ценные бумаги, а
в мае была использована для погашения
субординированного кредита Банка
России. Необходимые для активных
операций средства в иностранной
валюте Банк получал путем проведения
операций прямого РЕПО и операций
торгового финансирования с иностранными
банками, привлечения средств
на международных рынках в рамках
MTN-программы и путем
В 2011 году рост кредитного
портфеля опережал приток клиентских
средств. Для поддержания рублевой
ликвидности Банк сократил размещения
в низкодоходные ликвидные
Сегодня Сбербанк прочно занимает в России первое место по размеру активов (Приложение 1), капитала, ресурсной базы, объемам кредитования предприятий и населения, величине чистой прибыли. Он стал лидером среди крупнейших банков по нормативу текущей ликвидности на 1 марта с результатом 163%.
Для обеспечения одной из сторон ликвидности - платежеспособности, необходимо определить с достаточной степенью точности, потребность в наличных и безналичных денежных средствах для выполнения краткосрочных обязательств по срокам их предъявления и оплаты. Точно определить эту потребность практически не представляется возможным. Чтобы свести риск ликвидности к минимуму, банк должен иметь соотношение высоколиквидных активов и краткосрочных обязательств в соотношении один к одному. Но поддерживать это соотношение экономически нецелесообразно, т.к. высоколиквидные активы (касса, корреспондентские счета и т.д.) относятся к группе активов, не приносящих доход.
2.2 Анализ клиентской базы банка
С 2012 года процесс предложения
физическим лицам различных продуктов
на индивидуальных условиях становится
постоянным, что стало возможным
с развитием автоматизированной
базы «Розничный CRM». Система активно
используется 50 тыс. сотрудниками Банка
при обслуживании клиентов, в частности,
клиентскими менеджерами
Организация активных продаж
В 2012 году расширился список
продуктов, предлагаемых в рамках кампаний
активных продаж. К простым и понятным
клиенту кредитам, депозитам и
картам добавились депозитные сертификаты
и предложение услуги «Сбербанк
Премьер». Проведены кампании по предложению
ипотечных и Автокредитов, страховых
продуктов и продуктов
Информация о работе Анализ и пргонозировани рынка банковских услуг