Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Февраля 2014 в 11:57, дипломная работа
В своей деятельности любой банк вступает в контакт с конкурентами, клиентами, государством и взаимодействует с ними с целью оптимизации прибыли, а так же стремится обеспечить оптимальное сочетание ликвидности и доходности финансовых ресурсов, создание и поддержку своей репутации. В процессе предоставления банковских продуктов (услуг) возникают отношения банка с его клиентурой, они включают в себя: предоставление кредитов, открытие депозитов, операции по выпуску, покупке или продаже ценных бумаг, валютные отношения, расчетные операции, трастовые услуги, хранение драгоценностей и многие другие.
В 2012 году через активные продажи продано более 1,7 млн. подписок на услугу Автоплатеж – в 3 раза больше, чем год назад.
Развитие удаленных каналов обслуживания
Банк продолжает развитие удаленных каналов продаж. За 2012 год доля транзакций в удаленных каналах возросла с 71% до 80%. За 2012 год существенно расширена сеть устройств самообслуживания:
В 2012 году созданы приложения
Сбербанк ОнЛ@йн для iPhone и Android. За год
произошло два крупных
Серьезно изменилась интернет-версия Сбербанк ОнЛ@йн. База поставщиков услуг расширилась до 35 тыс. Дополнен функционал системы. Клиенты получили возможность открывать вклады через Сбербанк ОнЛ@йн.
Сервис Мобильный банк, который использует sms-канал, стал предельно удобным. Появилась возможность осуществлять денежные переводы между клиентами по номеру телефона получателя. Только за декабрь таким способом клиенты перевели более 0,5 млрд. руб.
Создан уникальный для российского рынка продукт: безналичная оплата билетов через Мобильный банк. Клиент может купить билеты в театр или на концерт на сайте Kassir.ru в Москве и подтвердить покупку через sms в момент доставки билетов курьером. [Годовой отчет 2012 стр.18-19]
Клиентская политика Банка
ориентирована на построение долгосрочных
взаимовыгодных отношений со всеми
группами клиентов независимо от размеров
бизнеса или формы
На долю крупных корпоративных клиентов приходится половина кредитного портфеля Банка. В целях развития отношений с этими клиентами в Банке внедрен институт клиентских менеджеров и проведено закрепление менеджеров за крупнейшими и крупными клиентами. Кроме того, внедрена система управления отношениями с клиентами (CRM-Корпоративный), которая содержит полное досье клиентов, включая информацию об объемах продаж, финансовых показателях, контактах с клиентами, ходе реализации сделок с клиентами.
Рисунок 6. - Структура корпоративного кредитного портфел я в разрезе клиентских сегментов Сбербанка России на 1 января 2013г.
Особое внимание Банк уделяет работе с субъектами малого предпринимательства, количество которых составляет более 80% корпоративных клиентов и индивидуальных предпринимателей, обслуживающихся в Банке. Под влиянием кризисных явлений количество качественных заемщиков среди клиентов данного сегмента существенно сократилось. В условиях нестабильности и снижения потребительского спроса компании малого бизнеса предпочитали снижать уровень долговой нагрузки и погашать ранее взятые кредиты.
На фоне столь глубокого экономического спада российская банковская система столкнулась с двумя основными проблемами: падением спроса на банковские услуги со стороны платежеспособных заемщиков и существенным ростом кредитных рисков. На фоне восстановления ликвидности банковской системы это привело к тому, что впервые за последние годы клиентские депозиты банковской системы росли быстрее кредитов.
В таблице 4 представим динамику процентных доходов по кредитному портфелю.
Таблица 4. – Динамика процентных доходов по кредитному портфелю Сбербанка России за 2010-2012 гг., млрд. руб.
Показатель |
2010 г. |
2011 г. |
2012 г. |
Абсолютное отклонение, (+, -) |
Темп прироста, % | ||
2011 г. от 2010 г. |
2012 г. от 2011 г. |
2011 г. от 2010 г. |
2012 г. от 2011 г. | ||||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
Корпоративное кредитование |
498,3 |
518,2 |
693,8 |
19,9 |
175,6 |
3,9 |
33,9 |
Кредитование физических лиц |
183,7 |
223,6 |
343,8 |
39,9 |
120,2 |
21,7 |
53,8 |
По таблице 4 видно, что рост процентных доходов по корпоративному кредитованию в 2011 г. по сравнению с 2010 г. составил 19,9 млрд. руб. или 3,9%, в 2011 г. по сравнению с 2010 г. 175,6 млрд. руб. или 33,9%. В динамике процентных доходов по кредитованию физических лиц наблюдается значительный рост, в 2011 г. по сравнению с 2010 г. 39,9 млрд. руб. или 21,7%, в 2012 г. по сравнению с 2011 г. 120,2 млрд. руб. или 53,8%.
Процентные расходы
Основным фактором, повлиявшим на динамику процентных расходов Группы в 2012 году, стал дефицит ликвидности в российской банковской системе — основном рынке фондирования для Группы.
Таблица 5. – Динамика процентных расходов по привлеченным средствам клиентов Сбербанка России за 2010-2012 гг. млрд. руб.
Показатель |
2010 г. |
2011 г. |
2012 г. |
Абсолютное отклонение, (+, -) |
Темп прироста, % | ||
2011 г. от 2010 г. |
2012 г. от 2011 г. |
2011 г. от 2010 г. |
2012 г. от 2011 г. | ||||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
Средства корпоративных |
1710 |
1906 |
2676 |
196 |
770 |
11,5 |
40,4 |
Вклады физических лиц, млрд. руб. |
4181 |
5129 |
6224 |
948 |
1095 |
22,7 |
21,3 |
Средняя стоимость средств корпоратив- |
2,3 |
1,9 |
3,4 |
-0,4 |
1,5 |
- |
- |
Средняя стоимость вкладов физических лиц, % |
5,2 |
4,1 |
4,2 |
-1,1 |
0,1 |
- |
- |
Процентные расходы по
средствам корпоративных
Процентные расходы по средствам физических лиц в 2011 г. по сравнению с 2010 г. возросли на 948 млрд. руб. или 22,7%, в 2012 г. по сравнению с 2011 г. на 1095 млрд. руб. или 21,3%.
Средства физических лиц остаются основной статьей в структуре обязательств. Группе удалось сдержать рост стоимости данного вида ресурсов за счет увеличения доли текущих счетов. В результате в 2012году средняя стоимость средств физических лиц выросла всего на 0,1 п.п.— до 4,2%.
Стоимость корпоративных депозитов выросла на 1,5 п.п. в основном за счет повышения стоимости срочных корпоративных средств, объем которых за год удвоился.
Процентные расходы по привлеченным средствам банков в 2012 году достигли 46,6 млрд. руб. против 5,6 млрд. руб. в 2011году, что связано первую очередь с увеличением объемов привлеченных средств от ЦБ РФ, который был крупнейшим поставщиком ликвидности для банковского сектора. Средняя стоимость средств, привлеченных от банков, в 2012 году составила 5,0% против 3,5% в 2011 году.
Динамику стоимости заемных средств Сбербанка России продемонстрируем на рисунке 7.
Рисунок 7. - Динамика стоимости
заемных средств Сбербанка
Рисунок 7 показывает, снижение обязательств перед юридическими лицами и рост обязательств перед физическими лицами.
Совокупный валовый кредитный портфель Группы увеличился за год на 32,0% по сравнению с уровнем годичной давности—до 11,1 трлн. руб., включая недавно приобретенные банки. Без их учета портфель в 2012 году увеличился на 20,5%.
Таблица 6. – Динамика состава кредитного портфеля Сбербанка России за 2010-2012 гг. млрд. руб.
Показатель |
2010 г. |
2011 г. |
2012 г. |
Абсолютное отклонение |
Темп прироста, % | ||
2011г. от 2010г. |
2012 г. от 2011 г. |
2011г. от 2010г. |
2012г. от 2010г. | ||||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
Коммерческое кредитование юридических лиц |
2709 |
4013 |
5281 |
1304 |
1268 |
48,1 |
31,6 |
Специализированное |
2163 |
2564 |
2946 |
401 |
382 |
18,5 |
14,9 |
Итого корпоративное кредитование: |
4872 |
6577 |
8227 |
1705 |
1650 |
35 |
25,1 |
Потребительские и прочие ссуды физическим лицам |
636 |
944 |
1570 |
308 |
626 |
48,4 |
66,3 |
Жилищное кредитование физических лиц |
604 |
777 |
1143 |
173 |
366 |
28,6 |
47,1 |
Автокредитование физических лиц |
80 |
84 |
123 |
4 |
39 |
5 |
46,4 |
Итого кредитование физических лиц: |
1320 |
1805 |
2836 |
485 |
1031 |
36,7 |
57,1 |
ИТОГО |
6192 |
8382 |
11063 |
2190 |
2681 |
35,4 |
32 |
В 2012году портфель розничных кредитов увеличился на 57,1%. Данный рост отчасти объясняется новыми приобретениями, однако даже без их учета темпы роста были значительными (42,2% за год). Объем корпоративного кредитования в 2012году увеличился на 25,1%. За вычетом эффекта новых приобретений рост составил 14,8%. В итоге в 2012 году доля кредитов, предоставленных физическим лицам в совокупном валовом кредитном портфеле, увеличилась до 25,6% против 21,5% в 2011 году.
Рассчитанную структуру кредитного портфеля Сбербанка России изучим с помощью рисунка 8.
На рисунке 8 видно, что максимальный удельный вес кредитного портфеля приходится на коммерческое кредитование юридических лиц.
Группа кредитует все основные отрасли экономики, при этом около 26% кредитного портфеля приходится на кредиты физическим лицам. Структуру кредитного портфеля по отраслям экономики изучим с помощью таблицы 7.
Таблица 7. – Динамика структуры кредитного портфеля по отраслям экономики Сбербанка России за 2010-2012 гг., %
Показатель |
2008 г. |
2009 г. |
2010 г. |
Изменение, (+, -) | |
2009 г. от 2008 г. |
2010 г. от 2009 г. | ||||
Физические лица |
21,3 |
21,5 |
25,6 |
0,2 |
4,1 |
Торговля |
16,3 |
13,5 |
11,8 |
-2,8 |
-1,7 |
Услуги |
16,2 |
19,8 |
17,7 |
3,6 |
-2,1 |
Пищевая промышленность и сельское хозяйство |
9,5 |
8,4 |
7,8 |
-1,1 |
-0,6 |
Строительство |
6,5 |
5,4 |
3,6 |
-1,1 |
-1,8 |
Машиностроение |
5,1 |
4,2 |
4,8 |
-0,9 |
0,6 |
Металлургия |
4,9 |
3,6 |
3,7 |
-1,3 |
0,1 |
Химическая промышленность |
3,5 |
4,1 |
3,4 |
0,6 |
-0,7 |
Энергетика |
3,4 |
4,5 |
4,6 |
1,1 |
0,1 |
Телекоммуникации |
2,7 |
4,0 |
4,4 |
1,3 |
0,4 |
Нефтегазовая промышленность |
2,9 |
2,0 |
1,5 |
-0,9 |
-0,5 |
Транспорт, авиационная и космическая промышленность |
2,4 |
3,4 |
3,5 |
1,0 |
0,1 |
Государственные и муниципальные учреждения |
2,5 |
3,2 |
3,3 |
0,7 |
0,1 |
Деревообрабатывающая |
0,8 |
0,6 |
0,7 |
-0,2 |
0,1 |
Прочее |
2,0 |
1,8 |
3,6 |
-3,5 |
1,8 |
Итого: |
100,0 |
100,0 |
100,0 |
- |
- |
Информация о работе Анализ и пргонозировани рынка банковских услуг