Анализ и формирование лидерского потенциала у руководителя

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Ноября 2015 в 18:32, курсовая работа

Краткое описание

Цель работы – проведение анализа и формирования, а также важных особенностей лидерского потенциала руководителя.
Теоретическая база- труды отечественных и зарубежных ученых по проблемам лидерства, психологических особенностей личности руководителя, типологий стилей руководства, оценки управленческих кадров.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………..….3
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ РАЗВИТИЯ ЛИДЕРСКОГО ПОТЕНЦИАЛА РУКОВОДИТЕЛЯ……………………………………...….5
1.1 Понятие лидерства…………………………….………………………….5
1.2 Развитие лидерского потенциала………………………………………..7
1.3 Традиционные и современные теории лидерства……………...............9
1.3.1 Теории личностных качеств…………………………………….9
1.3.2 Восемнадцать черт характера и привычек- «разъединителей»10
1.3.3 Теоретические подходы к лидерству…………………………..13
1.3.4 Концепции лидерского поведения…………………………..…15
2 ОРГАНИЗАЦИОННАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА « ИП Красников А.М.».23
2.1 История развития предприятия……………………………………..…..23
2.2 Организационная структура управления предприятием……...............23
2.3 Ассортимент выпускаемой продукции………………………………...26
2.4 Поставщики сырья и рынки сбыта продукции………………………...29
2.5 Маркетинговая деятельность предприятия………………………..…...30
3 АНАЛИЗ И ФОРМИРОВАНИЕ ЛИДЕРСКОГО ПОТЕНЦИАЛА РУКОВОДИТЕЛЯ (НА ПРИМЕРЕ РУКОВОДИТЕЛЯ КРАСНИКОВ А.М.)………………………………………………………………………...33
3.1 Краткая биографическая справка…………………………..………….33
3.2 Анализ лидерского потенциала………………………………………..33
3.2.1 Диагностика лидерского потенциала………………………………………………….……………….33
3.2.2 Тестирование и анкетирование……………………………………………………….………34
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………....
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ………………………………………

Вложенные файлы: 1 файл

курсач.doc

— 433.50 Кб (Скачать файл)

 


 


МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего образования

 

Кемеровский технологический институт

 пищевой промышленности (университет)

 

 

 

 

Кафедра «Экономика и управление»

 

 

 

КУРСОВАЯ РАБОТА

 

по дисциплине «Теория менеджмента» на тему:

 

«АНАЛИЗ и формирование лидерского потенциала руководителя (на примере ип Красников а.м)»

 

 

 

                                                                    Выполнила:

                                                                                   студентка гр. МТ-041

                                                                                            Красникова Е.А.

 

                                                                                            Руководитель:

                                                                                            к.т.н., доцент                                                                                

                                                                                            Подзорова Г.А.

 

 

                                                                                            Работа защищена:

 

 

 

 

 

 

Кемерово 2015

СОДЕРЖАНИЕ

 

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………..….3

1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ РАЗВИТИЯ  ЛИДЕРСКОГО ПОТЕНЦИАЛА РУКОВОДИТЕЛЯ……………………………………...….5

1.1 Понятие лидерства…………………………….………………………….5

1.2 Развитие лидерского потенциала………………………………………..7

1.3 Традиционные и современные теории лидерства……………...............9

1.3.1 Теории личностных качеств…………………………………….9

1.3.2 Восемнадцать черт характера  и привычек- «разъединителей»10

1.3.3 Теоретические подходы к  лидерству…………………………..13

                    1.3.4 Концепции лидерского поведения…………………………..…15

2 ОРГАНИЗАЦИОННАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА « ИП Красников А.М.».23

2.1 История развития предприятия……………………………………..…..23

2.2 Организационная структура управления предприятием……...............23

2.3 Ассортимент выпускаемой продукции………………………………...26

2.4 Поставщики сырья и рынки сбыта продукции………………………...29

2.5 Маркетинговая деятельность предприятия………………………..…...30

3 АНАЛИЗ И ФОРМИРОВАНИЕ ЛИДЕРСКОГО  ПОТЕНЦИАЛА РУКОВОДИТЕЛЯ (НА ПРИМЕРЕ РУКОВОДИТЕЛЯ КРАСНИКОВ А.М.)………………………………………………………………………...33

          3.1 Краткая биографическая справка…………………………..………….33

          3.2 Анализ лидерского потенциала………………………………………..33

3.2.1 Диагностика лидерского потенциала………………………………………………….……………….33

3.2.2 Тестирование и анкетирование……………………………………………………….………34

          ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………....

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ…………………………………………………...

ПРИЛОЖЕНИЕ 1

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

  В любой момент жизни человек способен как приобретать, тaк и развивать лидерские качества, а это значит, что необходим комплекс мер по формированию лидерского потенциала. Для формирования лидерского потенциала огромное значение имеют не только определенные задатки психофизиологического хaрактера, например безупречная память, способность к плодотворному мышлению, но и жизненные нужды личности, такие как, цель достичь намеченного результата, склонность продемонстрировать свои успехи, взаимосвязь с социальным миром, в признании и другие.

Темa лидерского потенциала до сих пор остается важной, так как в энергичных условиях экономической действительности, значительная часть эффективной финансовой деятельности организации зависит от людей. Человек с сформированным лидерским потенциалом для предприятия становится настоящим «золотом». Если рассматривать лидерские возможности с точки зрения предприятия, то он является одним из основных факторов, который может содействовать эффективному экономическому развитию, как фирмы, так и всего государства в целом.

Предмет исследования- профессионально-личностные характеристики руководителя, обеспечивающие эффективное  использование управленческого потенциала.

Объект исследования - ИП Красников А.М.

Период исследования - два года - с 2014 по 2015 годы.

Цель работы – проведение анализа и формирования, а также важных особенностей лидерского потенциала руководителя.

Теоретическая база- труды отечественных и зарубежных ученых по проблемам лидерства, психологических особенностей личности руководителя, типологий стилей руководства, оценки управленческих кадров.

      Теоретико-методологической основой исследования явились принципы единства сознания и деятельности Ананьева Б.Г., Выготского Л.С., Леонтьева А.Н., Ломова Б.Ф., Петровского A.B.

      Психологические концепции личности и деятельности рассмотрены в работах A.A. Бодалева, В.А. Бодрова, О.В. Горлова.

      Различные аспекты деятельности менеджера и подходы к пониманию управленческого процесса представлены в работах М.М. Бирнштейна, М.Б. Гроссмана, В.В. Давыдова, A.A. Деркача, A.JL Журавлева.

    Проблемам лидерства посвящены работы Р. Блейка, К. Бланашара, Д. Брэдфорда, Н.П. Беляцкого, В. Врума, Дж. Гарсиа, Дж. Джермиера.

     Теоретические и методологические аспекты оценки менеджеров заложены в работах Д. Аршакяна, В. Архипова, A.A. Васькина, Е.В. Галаевой, Д. Грейсона, П. Друкера, А.Я. Кибанова, Ю. Красовского, М.Х. Мескона, А. Файоля.

      Разработка научных подходов к комплексной оценке руководителей в отечественной и зарубежной научной литературе исследована недостаточно, что и предопределило необходимость дальнейшего исследования механизмов формирования методики комплексной оценки профессионально-личностных характеристик руководителей.

Достоверность полученных в курсовой работе результатов будет  базироваться на использовании общенаучных методов и приемов познания и традиционных методов экономического анализа: системного подхода, индукции и дедукции, логического и системно-структурного анализа и синтеза, статистических методов, а также анкетирования, интервьюирования и социографического метода.

 

 

 

1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ  РАЗВИТИЯ ЛИДЕРСКОГО ПОТЕНЦИАЛА  РУКОВОДИТЕЛЯ

 

1.1 Понятие лидерства

Мескон М. дает следующее определение лидерства: лидерство - это способность влиять на индивидуумов и группы людей, чтобы побудить их работать для достижения целей.

Можно сказать, что лидерство - это феномен власти. Причем, лидерство подразумевает продолжительное, а не случайное использование власти, т.е. предполагается, что власть лидера осуществляется в хорошо организованных группах и у лидера имеются последователи.

В лидерских отношениях последователи признают лидера составной частью группы тогда, когда он доказал свою ценность для данной группы. Ценность лидера для группы может выражаться через его профессиональную компетентность, знания или личную привлекательность, построенную на харизматической власти. Эффективное лидерство строится на четырех основных элементах, отраженных на рисунке 1.1

коммуникация


видение


 

доверие


гибкость


 



 

 

Рисунок 1.1- Черты эффективного лидерства

Лидер становится привлекательным для последователей благодаря умению видеть то, что будет достигнуто благодаря комбинации усилий его и последователей. При эффективном лидерстве целью является то, что последователи могут иметь, а при неэффективном то, что последователи хотят иметь.

Эффективное лидерство предполагает всесторонний самоанализ и постоянное самообучение, т.к. только благодаря развитию своих сильных сторон и корректировке слабых, лидер способен достичь поставленных целей.

В советской социальной психологии понятия лидерства и руководства определялись иначе. Различия между этими двумя понятиями отражены в работе Парыгина Б.Д. По его мнению, лидер регулирует межличностные отношения в группе, руководитель - официальные отношения группы. Сейчас процессы лидерства и руководства изучаются во взаимосвязи и во взаимовлиянии.

Современный российский исследователь Виханский О.С. проводит следующее различие между руководителем (менеджером) и лидером.

Менеджер - это человек, который направляет работу других и несет персональную ответственность за ее результаты. Свое взаимодействие с подчиненными он строит преимущественно на фактах и в пределах установленных целей.

Лидер же воодушевляет людей и вселяет в них энтузиазм, передавая им свое видение будущего и помогая адаптироваться к новым условиям. Сравнительный анализ представлен в таблице 1.1

Основываясь на изученном материале, для дальнейшего исследования за основу принимаются следующие определения.

Власть - это способность индивида оказывать определяющее воздействие на поведение других индивидов с целью достижения необходимого результата.

Лидерство - это наличие потенциала власти, который реализуется в определенном окружении при наступлении конкретных специфических обстоятельств

Таблица 1.1 - Отличие менеджера от лидера

Менеджер

Лидер

Администратор

Инноватор

Поручает

Вдохновляет

Работает по целям других

Работает по своим целям

План - основа действий

Видение - основа действий

Полагается на систему

Полагается на людей

Использует доводы

Использует эмоции

Контролирует

Доверяет

Поддерживает движение

Дает импульс движению

Профессионален

Энтузиаст

Принимает решения

Превращает решения в реальность

Делает дело правильно

Делает правильное дело

Уважаем

Обожаем


 

1.2 Развитие лидерского потенциала 

        В психолого-педагогической литературе обсуждается вопрос о путях развития лидерского потенциала личности на разных возрастных этапах. Существует две точки зрения. Первая предполагает, что лидером нужно родиться, что обучение и воспитание не играют никакой роли. Вторая точка зрения заключается в том, что и на врожденные способности оказывают влияние условия жизни и характер воспитания. Какими бы природными задатками ни обладал от рождения тот или иной человек, сформировать их на основе определенные способности можно лишь в деятельности. Поэтому чтобы сформировать у человека новую черту личности, прежде необходимо создать ситуацию в которой человек впервые пережил бы соответствующие данной черте психическое состояние, а затем это состояние закрепить, сделать устойчивой чертой личности.                

  Таким образом, основным двигателем человеческой деятельности является потребность, поэтому для развития лидерского потенциала руководителя необходимо создать условия, которые требуют проявления  активности.  

     Роль успеха в развитии личности огромна. Н.Е. Щуркова полагает, что «переживание успеха приходит тогда, когда сумеешь преодолеть себя, свое неумение, незнание, неопытность. Личность руководителя словно вырастает в успехе, в то время как неудача заставляет его скукоживаться, сворачиваться, замыкаться от осознания своей второстепенности. Ю.Е. Лукьянов пишет: «Успех окрыляет руководителя, способствует выработке у него инициативы, уверенности в своих силах, обеспечивает в последствии формирования в характера борца, верящего в свои силы». 

       Таким образом, секрет воспитания лидерских качеств заключается в успешности руководителя, его ощущения своего роста и движения вперед. Педагоги и родители должны находить любую возможность похвалить ребенка, поддержать его – это первое условие обеспечения успеха.  

          Ощущение компетентности и вера в собственные силы формируется в младенчестве. Согласно исследованиям Э. Эриксона, развитию человека нет пределов, оно происходит на протяжении всего жизненного цикла, является результатом успешного взаимодействия индивидуума с благоприятными возможностями окружающей среды. 

          Таким образом, каждый может развивать и совершенствовать заложенный в нем лидерский потенциал. Способность индивидуальности существенно повышается по мере взросления и приобретения жизненного опыта и профессионального мастерства. Главное определить сферу деятельности для наилучшего приложения своих сил и достижения успеха.

Информация о работе Анализ и формирование лидерского потенциала у руководителя