Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Июня 2014 в 02:49, курсовая работа
Цель дипломной работы заключается в изучении влияния организационной структуры управления на эффективность деятельности предприятия гостеприимства ─ ООО «Якорь».
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
рассмотреть теоретические основы формирования организационной структуры управления предприятия гостеприимства;
охарактеризовать деятельность ООО «Якорь»;
проанализировать организационную структуру управления ООО «Якорь» и разработать рекомендации по её дальнейшему улучшению.
Введение..................................................................................................................................3
1 Организационная структура управления..............................................................................4
1.1 Сущность и принципы построения организационной структуры управления................................................................................................................4
1.2 Основные виды организационных структур управления......................................14
1.3 Факторы выбора организационной структуры управления..................................20
2 Анализ организационной структуры управления ООО «Якорь» ....................................30
2.1 Характеристика деятельности ООО «Якорь» ........................................................30
2.2 Исследование организационной структуры управления ООО «Якорь» .............37
2.3 Рекомендации по совершенствованию организационной структуры ООО «Якорь» ...................................................................................................................44
Заключение............................................................................................................................46
Список использованных источников..................................................................................48
Шаг 2 Соотношения полномочий различных должностей |
Шаг 3 Определение должностных обязанностей |
Рисунок 2: Основные шаги создания организационной структуры
Источник: [Составлено автором]
Рациональная структура не возникает спонтанно. Существуют следующие принципы её построение структуризации:
Таким образом, организационная структура управления ─ это состав, взаимосвязь и соподчиненность самостоятельных управленческих подразделений и отдельных должностей, выполняющих функции управления.
Системный подход, придавая важное значение научно обоснованному определению функции управления и нормативов численности как части общего процесса формирования организационно-управленческой структуры, ориентирует исследователей и разработчиков на более общие принципы проектирования организаций. Т.е. он предполагает исходное определение системы целей организации, которые обусловливают структуру задач и содержание функций аппарата управления.
Основное назначение большинства производственных организаций с точки зрения общества определяется целями удовлетворения рыночной потребности в производимой продукции и услугах. Вместе с тем соответствие между системой целей и организационной структурой управления не может быть однозначным.
Цели организации |
Стратегическая концепция |
Стратегия Как организация собирается добиться успеха |
Организационная модель |
Стиль работы |
Внешние требования |
Организационная структура управления |
Организационная |
Предыдущий |
Рисунок 3 ─ Переход от целей организации к её структуре
Источник: [12, с.110]
В единой системе должны рассматриваться и различные методы формирования организационных структур управления. Метод децентрализованного распределения имеет такие положительные стороны, как рациональное использование рабочего времени руководителей и подчиненных, гибкость и оперативность в принятии решений, лучшее выполнение обязанностей, приобретение опыта и рост уровня компетентности подчиненных. С этой целью в рамках современной организации создаются полуавтономные или автономные отделения, полностью отвечающие за прибыли и убытки, так называемые центры прибыли. В относительно небольшом органе управления всей организацией концентрируется решение только стратегических вопросов развития, связанных с крупными инвестициями.
Эти
методы имеют различную
Эффективность построения организационной структуры не может быть оценена каким-либо одним показателем. С одной стороны, здесь следует учитывать, насколько структура обеспечивает достижения организацией результатов, соответствующих поставленным перед ней производственно-хозяйственным целям, с другой - насколько её внутреннее построение и процессы функционирования адекватны объективным требованиям к их содержанию, организации и свойствам.
Конечным критерием эффективности при сравнении различных вариантов организационной структуры является наиболее полное и устойчивое достижение целей. Однако довести этот критерий до практически применимых простых показателей, как правило, невозможно. Поэтому целесообразно использовать набор нормативных характеристик аппарата управления: его производительность при переработке информации; оперативность принятия управленческих решений; надёжность аппарата управления; адаптивность и гибкость. При возникновении проблем необходимо формулировать численность персонала как критерий экономической эффективности, в соответствии с которым должна быть обеспечена максимизация результатов по отношению к затратам на управление. Численность аппарата управление, должна быть объективно обоснованной для того, чтобы во всей полноте обеспечить решение задач, вытекающих из целей организационной системы.
Процесс
формирования организационной структуры
включает в себя формулировку целей и
задач, определение состава и место подразделений,
их ресурсное обеспечение (включая численность
работающих), разработку регламентирующих
процедур, документов, положений, закрепляющих
и регулирующих формы, методы, процессы,
которые осуществляются в организационной
системе управления.
Весь этот процесс можно организовать
по трем крупным стадиям, что представлено
на таблице 1:
Таблица 1: Стадии процесса организационной структуры
Стадии |
Характеристика |
Формирование |
При этом определяются главные характеристики организации, а также направления, по которым должно быть осуществлено более углублённое проектирование как организационной структуры. |
Разработка |
Заключается в том, что предусматривается реализация организационных решений не только в целом по крупным линейно-функциональным и программно ─ целевым блокам, но и вплоть до самостоятельных (базовых) подразделений аппарата управления |
Регламентация |
Предусматривает разработку количественных характеристик аппарата управления и процедур управленческой деятельности. |
Источник: [Составлено автором]
Когда требуется взаимодействие многих звеньев и уровней управления, разрабатываются специфические документы называется ─ органиграммами. Органиграммама представляет собой графическую интерпретацию процесса выполнения управленческих функций, их этапов и входящих в них работ, описывающую распределение организационных процедур разработки и принятия решения между подразделениями, их внутренними структурными органами и отдельными работниками. Построение органиграммамы, позволяет увязать процесс рационализации технологических маршрутов и информационных потоков с упорядочением взаимосвязей между структурными элементами систем управления, возникающими при организации согласованного выполнения её задач и функций. Они фиксируют лишь организацию управленческого процесса в виде распределения полномочий и ответственности за обеспечение, разработку и принятие управленческих решений.
1.2 Основные виды организационных структур управления
Иерархические организационные
структуры (называемые формальными,
механическими, бюрократическими) характеризуются
жесткой иерархией власти в
компании, формализацией используемых
правил и процедур, централизованным
принятием решений, узко определенной
ответственностью в
Адаптивные организационные структуры (называемые органическими, гибкими) характеризуются размытостью иерархии управления, небольшим количеством уровней управления, гибкостью структуры власти, слабым или умеренным использованием формальных правил и процедур, децентрализацией принятия решений, широко определяемой ответственностью в деятельности.
К бюрократическому типу организационных структур относят линейную, функциональную, линейно-функциональную, линейно-штабную и девизиональную структуры управления организациями.
Принципы бюрократической организационной структуры:
Главные признаки бюрократической структуры:
Недостатки:
Линейная структура управления образуется в результате построения аппарата управления только из взаимоподчиненных органов в виде иерархической лестницы. Разделение системы управления на составляющие части осуществляется по производственному признаку с учетом степени концентрации производства, широты номенклатуры продукции и т.д.
Рисунок 4 ─ Линейная организационная структура управления
Источник: [12, с.114]
Функциональная специализация аппарата управления значительно повышает его эффективность, поскольку вместо универсальных менеджеров, которые должны разбираться в выполнении всех функций, этим занимаются высококвалифицированные специалисты.
Рисунок 5 ─ Функциональная структура
Источник: [12, с.115]
Линейно-функциональная структура управления обеспечивает такое разделение управленческого труда, при котором линейные звенья управления осуществляют общее руководство и координацию, а функциональные консультируют, разрабатывают конкретные вопросы.
Рисунок 6 ─ Линейно-функциональная структура
Источник: [12, с.117]
Линейно-штабная структура отличается от линейной наличием в структуре «штаба» - органа по анализу возникающих ситуаций, постановке проблем, выработке решений. Например, отдел экономического анализа, или коллегия при директоре, или просто функциональный отдел - отдел кадров.
Рисунок 7 ─ Линейно-штабная структура
Источник: [12, с.120]
Потребность в применении дивизиональной структуры, возникла в связи с увеличением размеров предприятий, диверсификации их деятельности, усложнением технологических процессов.
Дивизиональное распределение полномочий по организации производства и реализации продукции организации сопровождается наделением дивизионов полномочиями по планированию, управлению финансами, учету и т.д. Это позволяет активизировать работу управляющих дивизионами и высвободить руководство организации для выработки стратегических решений.
Рисунок 8 ─ Территориальная дивизиональная структура
Источник: [12, с.122]
Дивизионы представляют собой центры прибыли, т.е. подразделения организации, где создается новая стоимость, приносящая доход организации. Относительная самостоятельность дивизиона приводит к необходимости формировать его структуру по образцу линейно-функциональных структур управления.
Органическим называется такой тип структуры управления, который характеризуется индивидуальной ответственностью каждого работника за общий результат. К органическому типу организационных структур относят проектную, матричную, сетевые и виртуальные структуры управления организациями.
Проектная структура управления организацией нацелена на решение конкретных (временных) задач. Смысл ее состоит в том, чтобы собрать в одну команду самых квалифицированных специалистов для осуществления сложного проекта в установленные сроки с заданным уровнем качества и затрат. Когда проект завершен, команда распускается. Группы собираются только на время выполнения проекта.
Рисунок 9 ─ Схема проектной структуры управления
Источник: [12, с.125]
Преимущества: группа по проекту концентрирует все усилия на решении единственной задачи; учитывает влияние внешней среды.
Поскольку данная структура является временной, то возможны конфликты и неправильный подбор кадров. Матричная структура управления, представленная на рисунке 8, предполагает наличие нескольких групп проекта. Структура управления основана на принципе двойного подчинения.
Рисунок 10 ─ Схема матричной структуры управления
Источник: [12, с.127]
От процедур, координируемых иерархически, современные организации все больше переходят к использованию динамических сетей, ориентированных на рынок.
Информация о работе Анализ организационной структуры управления ООО «Якорь»